Социологическое понятие «стратификация» (от лат. stratum – слой, пласт) отражает расслоение общества, различия в социальном положении его членов. Социальная стратификация – это определенным образом организованное неравенство, система иерархически расположенных социальных слоев (страт).Под стратой, в свою очередь, понимается группа людей, объединенных статусными признаками. Для определения принадлежности к той или иной социальной страте ученые предлагают различные критерии. Один из создателей стратификационной теории П. Сорокин выделял три вида стратификации: 1) экономическая (по критериям дохода и богатства); 2) политическая (по критериям влияния и власти); 3) профессиональная (по критериям мастерства, профессиональных навыков, успешного выполнения социальных ролей). Именно этот ученый подчеркивал многомерность стратификации.
Основоположник структурного функционализма Т. Парсонстоже выделил три группы признаков социальной стратификации: 1) качественные характеристики, присущие индивидам от рождения(происхождение, родственные связи, половозрастные особенности, личные качества, врожденные особенности и т. д.); 2) ролевые характеристики(образование, профессия, должность, квалификация, различные виды трудовой деятельности и т. д.); 3) характеристики, связанные с владением материальными и духовными ценностями(богатство, собственность, произведения искусства, социальные привилегии, возможность влиять на других людей и т. д.).
В современной социологии, как правило, выделяют следующиеосновные критерии социальной стратификации: 1. доход – количество денежных поступлений за определенный период времени; 2. богатство – накопленные доходы, т. е. количество наличных или овеществленных (движимое и недвижимое имущество) денег;3. власть – способность и возможность осуществлять свою волю, определять и контролировать деятельность людей с помощью различных средств (права, авторитета, насилия и др.).Власть измеряется количеством людей, находящихся в подчинении.4. образование – совокупность знаний, умений и навыков, приобретенных в процессе обучения.Уровень образования измеряется числом лет обучения. 5. престиж – общественная оценка значимости, привлекательности той или иной профессии, должности, рода занятий(субъективный показатель отношения людей к конкретному виду деятельности).
Таким образом,доход, власть, образование и престиж являются критериями положения индивида в системе социальной стратификации.