Педагогическая психология – отрасль психология, изучающая закономерности психического развития, условия целенаправленного обучения и воспитания.
Не просто закономерности психического развития, а именно в условиях целенаправленного обучения и воспитания (для педагогической психологии). В настоящее время существуют данные о том, что психическое развитие начинается еще в пренатальном периоде развития ребенка. Т.о. психическое развитие происходит в каждую данную минуту жизни человека, в самых разных условиях.
В 40х одах 20 века стал вопрос о психолого-педагогических исследованиях. Первоначально не была логика, линия исследований.
На этот вопрос первым был дан ответ А.Н. Леонтьевым.
Этапы психолого-педагогического исследования (по А.Н. Леонтьеву):
· Выделение отрезка педагогической действительности, как отправной момент исследования
· Отрезок педагогической действительности - любой факт пед. реальности (например, ученическая неуспеваемость)
· Психологическое изучение деятельности учащегося (и учителя), как один из моментов этой действительности (изучение отношений, переживания, уровень готовности к к.-то деятельности и т.д.)
· Новое представление о деятельности ученика (учителя и т.д.) в рамках данного отрезка действительности
· Педагогическое реконструирование данного отрезка действительности
· Новая педагогическая реальность
(затем вновь начинает исследоваться эта новая пед. действительность по той же схеме, начиная с первого этапа)
Л.С. Славина проводила исследования по изучению неуспеваемости. Она получила 5 видов причин неуспеваемости:
· Нарушение мотивационного плана
· Нет ни мотивов, ни интересов
· Интеллектуальная пассивность
· Ребенок может справиться с задачей, но он не делает даже попыток приступить к задаче
· С эти можно справиться, если перенести условия задачи на личные особенности ученика
· Возникновение смысловых барьеров
· Связано и с интеллектуальной пассивностью, и с нарушением мотивационного плана
· Ребенок понимает требования взрослых (о хорошей учебе и т.п.), но не принимает как собственно-личностные
· Неумение учиться и организовать свою деятельность
· Неумение организовать свою деятельность связано с импульсивностью
· Комплекс причин
Если психолого-педагогическое исследование выстраивается таким образом, то возникает вопрос: с чем мы имеет дело - с обучением, развитием или деятельностью? Ответ: со всем одновременно. Тогда как понять структуру области педагогической психологии?
Структура педагогической психологии:
· Психология воспитания
· Психология обучения
· Психология учителя
Основные проблемы психологии воспитания
· Содержание и структура мотивационный сферы человек в разные возрастные периоды, ценностные ориентации, нравственные установки
· Развитие самосознания (самооценка, самоотношение, самопознание, сознательная саморегуляция). Наиболее крупный образование является первоначально Я-образ, а затем Я-концепция.
· Условия формирования, развития и разрушения групп и коллективов в зависимости от возраста и рода занятия людей.
· Условия и последствия психической депривации (которая неизбежно связана с дефицитом воспитания или грубыми его нарушениями)
Основные проблемы психологии обучения:
1..
2. Соотношение мотивационного и интеллектуального плана действия (По Выготскому встреча аффекта и интеллекта)
3. Возможности и ограничения, управление процессом обучение и самоуправление (со стороны того, кто учится)
4. Эффективность обучение и учения
5. Психолого-педагогические критерии оценки разных систем обучения
Психология учителя.
· Молодая область, возникла в России в 40х годах 20 века, затем была заброшена; в конце 80 – начале 90х гг. возродилась
· Показатели готовности и пригодность к педагогической деятельности
· Оценка творческого потенциала учителя и возможности преодоления педагогических стереотипов (т.е. возможности нахождения новых творческих путей в своей профессии)
· Стилевые и стилистические особенности деятельности учителя
· Демократический стиль
· Авторитарный стиль (все решения принимаются и диктуются учителем)
· Либеральный стиль (попустительское отношение, пусть все идет как идет)
· У учителей присутствуют все стили, с преобладанием какого-либо
· Эмоциональная устойчивость и стрессоустойчивость учителя
Практические эффекты педагогической психологии:
· Создание новых психодедактических систем
· Создание новых центров психологической помощи и консультирования
· Развитие педагогической психологии как учебного предмета в школах и вузах (создание учебников, методических пособий)
· Разработка средств и методов диагностики и прогностики развития человека в условиях обучения и воспитания
· Создание новых форм консультирования, стилистики консультирования
· Разработка тренингов, семинаров и т.д.
Литература:
1. Л.С. Выготский «Педагогическая психология»
2. Стоумс Э. «Психопедагогика» М.:1984 г.
3. А. Н. Леонтьев «Овладение учащимися научными понятиями как проблема педагогической психологии»
4. Избранные психологические произведения в 2х томах. Том 1