Конспект лекций по предмету "Социология"


Многообразие социологических теорий личности.

Решительный прорыв в классическом понимания личности совершил Роберт Мертон.Он предложил несколько моделей адаптации индивидов к культуре и реалиям данного общества помимо конформизма. Понятно, что автор иллюстрировал свою типологию реалиями современной ему Америки. Но она великолепно работает и в применении к иным обществам в иное время.
Конформизмпредполагает принятие культурных целей и институционализированных средств их достижения («обструганный болван» Гидденса). Инновативность — принятие целей при отвержении средств (например, социализм, но с «человеческим лицом»). Ритуализмвполне описывает поведение тех, кто, не задумываясь о «высоких целях», сосредоточен только на средствах (занят своими повседневными делами). Отстранение, бегство от общества — неприятие как целей, так и средств (сектанты, бомжи, наркоманы). Бунтарство — отрицание как целей, так и средств и замена их новыми целями и средствами достижения этих целей (революционеры).
Роберт Мертон впервые ввел понятие «эмерджентность» — непредсказуемость целевого социального действия и по существу предвосхитил становление активистской парадигмы в современной социологии.
Теоретическая социология, будучи еще в рамках структурного функционализма, предложила специальную ролевую теорию личности. В 1930-е гг. прошлого века Р. Линтон и Г. Мид практически одновременно сформулировали ролевую концепцию. Линтон как социоантрополог придавал особое значение заданным социальным статусам, ролям, а психолог Г. Мид — восприятию роли. Первый, можно сказать, описывал ролевое поведение по Брехту: актер лишь демонстрирует своего персонажа, а второй — по Станиславскому: актер готов умереть на сцене в роли своего героя.О ролевой теории личности мы поговорим отдельно после общего обзора основных направлений исследования личности.
Не находя в корпусе социологической терминологии нужных понятий, объясняющих активность социального субъекта, социологи обратились к 3. Фрейду, Курту Левину и другим психологам (социологические тексты нередко изобилуют психологической концептуализацией).
Вместе с тем, начиная с Дж. Мида и далее в работахА. Шюца, П. Бергера иТ. Лукмана - представителей конструктивистского направления - центр внимания в социологии переносится на изучение и понимание повседневной жизнедеятельности людей (every day life).В этой парадигме анализу подлежат не социальные структуры и заданные культурой мировоззренческие ориентиры, но индивидуально-личностные конструкции окружающего мира, смыслы и значения межличностных взаимодействий. Развитие так называемой микросоциологии, в отличие от макросоциологииклассиков XIX в., наряду с весомым вкладом в социологическую теорию породило проблему «микро-макроразрыва» в корпусе самой теории. Создалась ситуация, напоминающая состояние физической теории, где физика низких энергий и физика высоких энергий обособились.
Одной из наиболее известных теорий личности в отечественной социологии
является разработанная еще в советский период концепция диспозиционной регуляции поведения человека.
Важнейшим понятием современной социологии, характеризующим регулятивную функцию психики личности в ее взаимоотношениях с обществом и культурой, выступает понятие ценностной ориентации личности, под которой принято понимать в самом общем смысле отношение или установку личности на различные ценности материальной и духовной культуры. Ценностная ориентация является ведущим компонентом психологической структуры личности: она определенным образом интегрирует и координирует все остальные психологические свойства личности - интересы, потребности, мотивы, желания, цели, а также и психофизиологические процессы, связанные с памятью, мышлением, способностями, воображением. Ценностная ориентация личности является итогом усвоения господствующих в обществе ценностно-нормативных образцов.
Как верно отмечает Э.В. Соколов, понятие ценностной ориентации позволяет выразить в элементарной форме основную идею личности - идею соотнесенности общества и культуры с индивидом. Она выражает личную значимость культурных ценностей, определенность и направленность различных видов духовной и практической деятельности. Она формируется в процессе социализации личности - воспитания, образования, усвоения общественных ценностей, идеалов, верований, идеологии, социальных норм и обычаев, традиций и др.
Ценностные ориентации имеюттрехкомпонентную структуру. Первый уровень -когнитивный, его образуют накопленные и систематизированные индивидуальные знания о различных материальных и духовных ценностях общества. Второй - эмоциональный, характеризует степень эмоционального переживания личностью своего отношения к различным ценностям. Третий уровень - поведенческий, содержит планы действий, конкретных поступков, которые привязываются к той или иной социальной роли.
В процессе разработки теории влияния ценностных ориентаций на поведение человека появилась концепция диспозиционной регуляции поведения, сформулированная известным социологом В.А. Ядовым. В известной мере она опирается на разработки западных социологов и психологов, а также на результаты исследований в области установок школы Д.Н. Узнадзе. Следует отметить, что для В.А. Ядова ключевым понятием выступает "диспозиция", или установка, в самом широком ее смысле. Следуя традиции, сложившейся в отечественной и зарубежной социальной психологии, он разграничивает это понятие от термина "ценностные ориентации". Различия между последними отражают специфику психологического и социологического подходов.
Понятие установки в большей мере связывается с состоянием психики индивида, под ней понимается предрасположенность к действию. Социологи, со своей стороны, подчеркивая зависимость формирования установок от социальной среды и культуры, указывают на неразрывную связь между ними, предпочитая термин "ценностные ориентации". В.А. Ядов использует понятие ценностных ориентации только для характеристики диспозиций высшего уровня.
Итак, под "диспозицией" понимается предрасположенность человека к восприятию социальной ситуации. В.А. Ядов выделяет четыре уровня диспозиций. К низшему уровню относятся элементарные установки, формирующиеся на основе витальных потребностей в простейших ситуациях. Второй уровень диспозиционной структуры личности образуют "социальные фиксированные установки". Факторы, ее формирующие, это, с одной стороны, социальные потребности группы (семья, первичный трудовой коллектив), а с другой - соответствующие социальные условия. Это уже есть социальная установка (аттитюд) в полном смысле слова, обладающая (как и ценностная ориентация) следующими компонентами: эмоциональным (оценочным), когнитивным и поведенческим. Третий диспозиционный уровень образуют базовые социальные установки(они обусловлены общей направленностью интересов личности в различных областях деятельности - профессиональная или политическая деятельность, проведение досуга, семейная жизнь и др.). Вероятно, что значительная часть ролевого поведения личности в различных социальных группах и организациях связана с реализацией этого вида установок, которые, как и предыдущие, также обладают трехкомпонентной структурой, т.е. в них можно выделить оценочный, когнитивный и поведенческий аспекты. Четвертый, высший диспозиционный уровень, образует система ценностных ориентации, связанные с высшими целями жизнедеятельности индивида, его самыми существенными потребностями. По этой причине данный уровень диспозиций играет решающую роль в регулировании поведения человека, координирует все конкретные поступки и действия.
Положительной стороной концепции В.А. Ядова является то, что она позволяет интегрировать в единую концептуальную схему различные уровни социальных установок (ценностных ориентации), подчеркивая решающую роль тех из них, которые отражают основные духовные и материальные ценности общества. Еще более важен тот факт, что диспозиционная концепция дает возможность объяснить поведение и деятельность индивида в различных социальных средах и социальных системах. В простейших, постоянно меняющихся ситуациях, где ролевые требования не всегда четко фиксированы, человек руководствуется простейшими установками. В сложных социальных ситуациях, будь то малые контактные группы (семья или первичный трудовой коллектив, область экономической и политической деятельности) действуют более четко определенные нормы и ролевые требования, здесь поведение индивида строится на основе базовых, весьма устойчивых установок (ценностных ориентаций), направляющих и координирующих его деятельность. Наконец, поведение человека, соотнесенное с деятельностью больших макросоциальных групп - классов, общностей и т.д., регулируются ценностными ориентациями в прямом смысле этого слова, выражающих фундаментальные жизненные цели и планы индивида. Этот высший тип ценностных ориентации личности отражает важнейшие ценностные стандарты общества - его мораль, идеологию, политические идеи и т.д. Диспозиционная концепция раскрывает в самых общих чертах субъективно-личностные аспекты включения индивида в качественно различные социальные сферы и типы социальных систем.
Одной из наиболее популярной в современной социологии является ролевая теория личности. Статус и соответствующая ему роль выступают основными структурными элементами социальной организации. Владение социальными ролями невозможно без нормативной ориентации социального действия. Понятие социальной нормы включает в себя три основных признака: 1) Определенный набор правил поведения в данной ситуации; 2) Типовой или эталонный образец действий в данной ситуации; 3) Экспектации, т.е. ролевые ожидания со стороны окружающих относительно нормативного поведения человека. Нормативные требования, так же как и экспектации, являются важнейшими составными элементами выполнения человеком социальной роли.А поскольку каждый из нас играет в повседневной жизни множество различных ролей, то необходимо иметь четкое представление о тех нормативных требованиях и экспектациях, которые присущи различным социальным ситуациям.
Присущий социальной норме эталонный характер, схематизм и типичность поведения имеют большое практическое значение, позволяя предвидеть в знакомой ситуации действия различных лиц. Поэтому одной из важных функций социальных норм является исключение психологической случайности, неконтролируемых ситуаций из жизни общества.
Понятие личности используется в социологии, по крайней мере, в двух значениях: 1) под личностью понимается нормативный тип человека, соответствующий требованиям общества, его ценностно-нормативным стандартам; 2) второе определение личности, сугубо социологическое, рассматривает его как члена социальной группы, общества, коллектива, организации, т.е. посредством своей деятельности включенного в различные виды социальных систем. Поэтому в социологических работах личность трактуется как совокупность ролей и позиций, которые она занимает и выполняет в различных социальных группах. Каждый из нас выполняет множество социальных ролей – преподаватель, муж, сосед, гражданин страны, член политической партии, пациент и т. д. Ролевая концепция личности, принятая в современной социологии и социальной психологии, имеет ряд несомненных достоинств. Во-первых, она раскрывает конкретный механизм связи человека с обществом: выполняемая человеком социальная роль в той или иной группе как раз и реализует конкретную связь его деятельности с интересами группы, а через нее и с обществом в целом. Во-вторых, парные понятия роль-статус являются очень удобным аналитическим инструментом для описания структуры социальной системыи через них личность также включается в структуру социальной системы. В-третьих, понятие социальной роли легко зафиксировать эмпирическими методами, прибегая к таким, связанным с ней понятиям, как "ролевые предписания", "ожидания", "ролевой репертуар", «ролевой конфликт» и др. Однако подобная сугубо объективная точка зрения на человеческую личность оставляет в стороне крайне важные субъективные параметры человека, связанные с внутренним миром человеческого Я - мотивы, потребности, интересы, без учета которых невозможно понять, почему человек принимает на себя определенную социальную роль и достаточно эффективно ее исполняет, почему он сознательно подчиняется групповым нормам поведения, почему он стремится к согласованным действиям.
Исследования показали, что социальная роль является важнейшим средством реализации творческого потенциала личности. Ролевое поведение всегда есть единство объективного, представленного в виде ролевых требований, предъявляемых социальной системой, и субъективного, выражающего ценностные ориентации личности, его интересы, потребности. Поэтому выполнение человеком социальных ролей, посредством которых он связан с различными социальными группами, а через них с обществом в целом, непосредственно преломляется через его сознание и психику, его индивидуальное и неповторимое Я. Если человек вкладывает всю свою энергию и талант в выполнение социальной роли, действует целеустремленно и ответственно, то, вероятнее всего, что выполнение данной роли реализует его сущностное, глубинное Я. Напротив, если человек относится к выполняемой им роли пассивно и безучастно, то несомненно, что интересы и направленность его Я не совпадают с данной ролью. "Играя" разные роли, человек обязательно сравнивает качество своего исполнения с аналогичными действиями других людей. На этой базе рождается самооценка своих возможностей как личности, строится жизненный план и определяются смыслообразующие цели деятельности.Для любого активного и деятельного человека выполняемые им социальные роли являются важнейшим средством его развития как личности, раскрытия заложенных в нем способностей и талантов.
В том случае, когда ролевые требования не отвечают внутренним устремлениям личности (в случае, например, непомерно высоких требований со стороны ближайшего начальника), то возникает конфликт между ролью и человеческим Я. Как правило, в подобных случаях в психике человека, как показал еще 3. Фрейд, бессознательно срабатывают различные защитные механизмы. Современной психологией выявлено достаточно много защитных механизмов, предохраняющих психику, сознание от различных травмирующих факторов, таких как вытеснение, рационализация, сублимация подавления, отрицания и др.Первые два наиболее распространены в случае конфликта между субъективным Я человека и ролевыми требованиями. Вытеснение может проявиться в том, что человек изгоняет из сферы сознания в область подсознательного неприятные переживания и оценки, связанные с выполнением роли и таким образом адаптируется к ней, ослабляя чувство тревоги и негативное восприятие.
Рационализация имеет место тогда, когда человек ищет оправдательные аргументы, стремится разумно уговорить сам себя, что ничего страшного и неприятного нет в навязываемой ему роли, тем самым он стремится скрыть от самого себя неприятные чувства, переживания, связанные с выполнением данной роли, защищая свое Я. Аналогичным образом он объясняет принятие этой роли окружающим людям, дабы сохранить свой статус и чувство достоинства. Однако далеко не во всех случаях защитные механизмы психики эффективно срабатывают. Длительное сохранение чувства тревоги и психической напряженности может привести к эмоциональному срыву, неврозу. Нередки случаи, когда конфликт между ролью и личностным Я заканчиваются отказом человека выполнять данную роль. Результатом может стать увольнение с работы, расторжение супружеских связей, разрыв с компанией малосимпатичных друзей и т.д.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.