Степень использования производственных мощностей характеризуется следующими коэффициентами:
1) общий коэффициент (Ко): Ко = V / ПМср,
где V – фактический или плановый объем производства продукции.
2) интенсивный коэффициент (Ки): Ки = Vсут / Мсут,
где Vсут – среднесуточный выпуск продукции;
Мсут – среднесуточная производственная мощность предприятия.
3) экстенсивный коэффициент (Кэ): Кэ = Тф/п / Тр/ч,
где Тф/п – фактический или плановый фонд рабочего времени;
Тр/ч – расчетный фонд рабочего времени, принятый при определении производственной мощности.
В ходе анализа изучается динамика этих показателей, выполнение плана по их уровню и причины изменений: например, ввод в действие новых и реконструкция старых предприятий, техническое переоснащение производства, сокращение производственных мощностей. Анализируется уровень использования производственных площадей предприятия: выпуск продукции в руб. на 1 м2 производственной площади.
Можно ли небольшому предприятию увеличить производственную мощность без значительных финансовых вложений?
Разумеется, многие владельцы производственных предприятий располагают достаточно ограниченными финансовыми ресурсами и просто не могут себе позволить регулярно приобретать новое, более мощное и современное оборудование. Тем не менее, вопросы увеличения производственных мощностей необходимо решать и желательно с минимальными затратами.
Различные способы увеличения производственной мощности, в том числе и не требующие значительных финансовых вложений (за счет увеличения располагаемого фонда времени работы, за счет сокращения трудоемкости выпуска продукции):
1. Увеличение количества единиц установленного оборудования.
2. Увеличение сменности работы оборудования.
3. Улучшение организации ремонта оборудования.
4. Сокращение производственных циклов.
5. Улучшение использования производственных площадей и пространства.
6. Рациональное планирование работ, устранение "узких мест" в производстве.
7. Углубление специализации, развитие кооперирования подразделений и предприятий.
1. Совершенствование технологии изготовления продукции.
2. Повышение серийности производства.
3.Расширение унификации, нормализации, стандартизации продукции и ее компонентов.
4. Обновление и модернизация оборудования.
5. Повышение уровня технологической оснащенности производства.
6. Постоянное обновление и пересмотр норм времени.
7. Рациональная организация труда на рабочих местах.
18. Основные подходы к составлению бизнес-планов развития на год, этапы и последовательность проведения исследований.
Бизнес-план – документ, определяющий тактические действия организации, как правило, на ближайший год в развитие его стратегии. Бизнес-план разрабатывается с разбивкой по месяцам.
Он выполняет четыре основные функции:
1) является инструментом, с помощью которого предприниматель может оценить фактические результаты деятельности за определенный период;
2) может быть использован для разработки концепции ведения бизнеса в перспективе;
3) выступает инструментом привлечения новых инвестиций;
4) является инструментом реализации стратегии предприятия.