Классификационные признаки
Финансовый (внешний) анализ
Управленческий (внутренний) анализ
1. Цель анализа
Оценка состава и структуры имущества предприятия, интенсивности использования капитала платежеспособности и финансовой устойчивости и использования прибыли, прогнозирование доходов и потоков денежных средств, выявление дивидендной политики осуществляемой руководством предприятия.
Изучение механизма достижения максимальной прибыли и повышения эффективности хозяйствования, разработка важнейших вопросов конкурентной политики предприятия и программ его развития на перспективу, обоснование управленческих решений по достижению конкретных производственных целей.
2. Объект анализа
Хозяйствующий субъект в целом, его финансовое положение.
Различные аспекты производственно финансовой деятельности структурных подразделений хозяйствующего субъекта.
3. Субъекты анализа (исполнители)
Лица и организации, находящиеся за пределами этого предприятия (менеджеры и аналитики заинтересованных фирм, специальные компании, занимающиеся анализом отчетов по общепринятой методологии, кредитные агентства и др.)
Различные организационные структуры внутри хозяйственного управления и отдельные лица, ответственные за проведение анализа, лаборатории, бюро, группы, бухгалтерия, отделы, менеджеры, а также внешние консультанты для проведения аналитической работы (профессионалы).
4. Организация анализа (периодичность проведения)
Проводятся периодически не реже одного раза в год, а также по мере представления отчетности в соответствующие инстанции (в налоговую инспекцию – ежеквартально в статистическое управление – ежеквартально и т.д.)
Проводится по мере необходимости на нерегулярной основе, прежде всего по тем направлениям где наблюдаются спад производства, кризисная ситуация рост затрат, снижение рентабельности и качества продукции, отставание в конкурентной борьбе и т.д.
5. Информационная база анализа
Бухгалтерская отчетность
Данные первичного бухгалтерского и оперативного учета, выборочных обследований, нормативно-справочная информация, параметрические данные, акты ревизий и инвентаризаций, аналитические расчеты, а также сведения, добытые у конкурентов в процессе промышленного шпионажа.
6. Доступность информации
Открыта для всех потребителей, формируется на базе публичной отчетности.
Представляет коммерческую тайну, используется для внутрихозяйственного управления.
7. Потребители информации
Акционеры, инвесторы, банки, поставщики и покупатели, налоговые инспекции, эмитенты, ЦБ, другие юридические и физические лица, заинтересованные в финансовой устойчивости предприятия, а также конкуренты, наемный персонал и профсоюзные объединения, органы исполнительной власти, статистические управления, учреждения социальной защиты населения.
Менеджеры предприятия, совет директоров, директора филиалов и дочерних предприятий, начальники цехов, бригадиры, мастера и др.
8. Использование систем учета
Строго систематизированный анализ на базе бухгалтерской отчетности.
Не обязательно системно организованный анализ. Используются данные бухгалтерского, оперативного и статистического учета, а также любая другая информация, пригодная для достижения поставленной цели.
9. Измерители информации
Преимущественно стоимостные измерители.
Любые измерители: стоимостные, натуральные» трудовые и условно-натуральные.
10. Использование методов анализа
Группировки, установление влияния инфляционных факторов; сравнительный, структурный и коэффициентный анализ; методы факторного анализа.
Статистические и математические методы, элиминирование, сравнения, графики, комплексные оценки и др.
11. Направленность анализа
Дать обоснованную оценку финансового положения предприятия, квалифицированно интерпретировать аналитические расчеты.
Выявить резервы снижения затрат и роста прибыли, обосновать управленческие решения по их мобилизации в производство.
12. Свобода выбора в проведении анализа
Обязательное следование общепринятым принципам его проведения по данным бухгалтерской отчетности.
Нет установленных норм его проведения, не имеется общепринятых методик. Критерий - пригодность, результативность.
13. Формы обобщения
Табличный материал с исходными и расчетно-аналитическими данными, сравниваемыми с нормативными коэффициентами. Письменная интерпретация аналитических данных.
Отчет о проведенном анализе, разработка программ по реализации обоснованных управленческих решений.
14. Вид анализа
Внешний, ретроспективный, тематический.
Внутренний, оперативный, текущий, комплексный.
15. Степень надежности
Во многом субъективен, схематичен, незначителен по числу аналитических показателей; не может быть точен ввиду умышленного искажения бухгалтерской отчетности для сокрытия прибыли и завуалирования механизма ее получения. Выправляется это положение аудиторскими проверками.
Зависит от целей проведения, использует строго достоверные первичные данные, подтвержденные ревизионной группой и группой внутреннего аудита.
16. Место принятия решений по результатам анализа
За пределами деятельности анализируемого предприятия, чаще всего на базе завуалированных данных и даже умышленно искаженных, фальсифицированных предприятиями, представляющим отчетность для обнародования в целях избегания, например, чрезмерного налогообложения и т.п.
Менеджерами и директорами предприятии, руководителями их подразделений, информация глубоко обоснованная, составлена на базе выверенных объективных данных, используемых для управления своим предприятием.
Управленческий анализ использует весь комплекс экономической информации, носит оперативный характер и полностью подчинен воле руководства организации. Только такой анализ позволяет реально оценить состояние дел в организации, исследовать структуру себестоимости не только всей выпущенной и реализованной продукции, но и отдельных ее видов, состав коммерческих и управленческих расходов, особенно тщательно изучить характер ответственности должностных лиц за выполнение бизнес-плана.
Данные управленческого анализа играют решающую роль в разработке важнейших вопросов конкурентной политики организации: совершенствования технологии и организации производства, создания механизма достижения максимальной прибыли. Поэтому результаты управленческого анализа огласке не подлежат, они используются руководством организации для принятия управленческих решений как оперативного, так и перспективного характера. Более наглядно различия между характеристиками финансового и управленческого анализа представлены в таблице.