Конспект лекций по предмету "Бухгалтерский учет"


Лекция 32. Учет операций по расчетному счету

- Расчетный счет
- Основные документы для операций, проводимых бан­ком
- Выписки с расчетного счета
- Отражение операций на расчетных счетах

Каждому предприятию, зарегистрированному в уста­новленном законом порядке, в одном из банков по его вы­бору открывается расчетный счет.
На расчетном счете сосредоточиваются свободные де­нежные средства и поступления за реализованную продук­цию, выполненные работы и услуги, краткосрочные и дол­госрочные ссуды, получаемые от банка, и прочие зачисле­ния.
С расчетного счета производятся почти все платежи предприятия: оплата поставщикам за материалы, погаше­ние задолженности бюджету, соцстраху, получение денег в кассу для выдачи заработной платы, материальной по­мощи, премий и т. п. Выдача денег, а также безналичные перечисления с этого счета банком осуществляются, как правило, на основании приказа предприятия — владельца расчетного счета или с его согласия (акцепта).
В особых случаях банк принудительно списывает денеж­ные средства с расчетного счета по документам других орга­низаций. Например, по приказам финансовых органов пере­числяются суммы просроченных налогов и сборов, по испол­нительным листам, приказам Госарбитража — суммы удовлетворенных исков и т. п. Банк также может списывать денежные средства с расчетного счета предприятия без его приказа, по собственной инициативе (например, проценты за пользование ссудами, суммы по просроченным ссудам, за выполненные им услуги).
При расчетах между предприятиями, банками и государ­ством применяется календарная система расчетов, т. е. все платежи с расчетного счета, включая отчисления в бюджет и выплату заработной платы, производятся в порядке ка­лендарной отчетности (в порядке их поступления в банк).
Операции производятся банком на основании докумен­тов, оформленных самим предприятием — владельцем сче­та или по его согласию.
Основные документы для таких операций:
• объявление на взнос наличными — оформляется сда­ча наличности денежных средств из кассы предпри­ятия;
• расчетным чеком оформляется получение денег с рас­четного счета, на обратной стороне указывается це­левое назначение данной суммы (чеки выписывают­ся на сумму, не превышающую остаток средств на расчетном счете);
• платежное поручение — распоряжение банку на пе­речисление соответствующей суммы на счет друго­го предприятия;
• платежное требование-поручение — требование по­ставщика к покупателю оплатить полученные то­вары или услуги согласно соответствующим доку­ментам.
Все документы составляются без помарок и исправле­ний; подписать их могут только те лица, образцы подпи­сей которых есть на карточке в банке.
Периодически в установленные с владельцем счета сро­ки банк выдает предприятию выписки с расчетного сче­та — копии лицевых счетов, в которых указываются дата совершения операции, номер документа-основания, сум­ма поступления/списания, остаток. К выписке банк при­лагает все документы, подтверждающие операции.
Сохраняя денежные средства предприятия, банк счи­тает себя должником предприятия (его кредиторская за­долженность), поэтому остатки средств и поступления на расчетный счет записывает по кредиту расчетного счета, а уменьшение своего долга (списания, выдача наличными) — по дебету. Обрабатывая выписки, бухгалтер должен по­мнить об этой особенности и записывать зачисленные сум­мы и остаток по дебету расчетного счета, а списания — по кредиту.
• Полученная из банка выписка проверяется и обра­батывается: подбираются все оправдательные доку­менты, проставляются корреспондирующие счета (коды), а по расходам на содержание и эксплуата­цию машин и оборудования, общепроизводственным и общехозяйственным издержкам обращения, расче­там с бюджетом и другим, кроме того, проставляют­ся и коды статей. Это необходимо потому, что ана­литический учет по многим счетам организуется в разрезе статей. Группировка сумм по статьям осу­ществляется в листах-расшифровках, которые от­крываются ежемесячно в разрезе счетов, цехов и за­полняются по данным документов к соответствую­щим журналам-ордерам.
Для отражения операций на расчетных счетах при­меняется активный счет 51 «Расчетные счета», по дебету которого отражаются операции по поступлению, а по кре­диту — расходования денежных средств. Для отражения оборотов по кредиту данного счета служит журнал-ордер № 2. Обороты по дебету этого счета записываются в раз­ных журналах-ордерах и, кроме того, контролируются ведомостью № 2. Развернутая сумма по дебету записывает­ся в Главной книге.
Основанием для заполнения указанных регистров яв­ляются проверенные и обработанные выписки из расчет­ного счета. Обязательное условие для заполнения регист­ров — использование одной строки для каждой выписки независимо от того, за какой период она составлена. Ко­личество занятых строк журнала-ордера № 2 и ведомости № 2 за каждый месяц должно быть одинаковым и равно количеству полученных за этот период выписок из банка. Как в журнале-ордере № 2, так и в ведомости № 2 сум­мы записываются в разрезе корреспондирующих счетов с дебетом и кредитом счета 51. Наличие этих показателей за каждый отчетный день и месяц позволяет счетным ра­ботникам анализировать источники поступления денеж­ных средств на расчетный счет предприятия, контролиро­вать целевое использование средств, исполнение обяза­тельств перед бюджетом и прочими хозяйственными органами согласно утвержденному календарному графи­ку финансовых платежей.
Суммы, ошибочно зачисленные по дебету 51, зачисля­ются по кредиту 63, а суммы, ошибочно снятые банком, отражаются обратной проводкой по этим же счетам.
Проверка и обработка выписок должны производиться в день их поступления.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.