В начале 1929 г. стали появляться намеки на то, что люди возглавлявшие учет, проповедуют что-то не то, и стала намечаться великая чистка.
Самый крупный залп по интеллигенции вообще и по бухгалтерам в частности был дан Э. Кольманом, чешским коммунистом.
Большая дискуссия в это время развернулась на счетно-теоретическом фронте. Положение на нем характеризуется полным отрывом теории от практики социалистического учета, наличием капиталистических концепций и вредительских установок. «Вредителями» оказались все классики нашего учета, но больше всех досталось А.П. Рудановскому и А.М. Галагану.
Рудановского обвиняли в том, что он проповедует антимарксистскую теорию, направленную против интересов пролетариата, строящего социализм.
Но основным вредителем признавали Галагана. Над ним был организован специальный показательный общественный суд. Его обвиняли в буржуазной идеологии. В результате ему была запрещена педагогическая работа и в 1938 г., не дожив до 60 лет, он умер; Рудановский умер внезапно в 1934 г..
Критика носила трагический характер. Выходившие в 30-е гг. книги по бухгалтерскому учету критиковали как троцкистско-меньшевистское восхваление капиталистической системы. Такое положение не могло не отразиться на теории и практики учета. Они начинают стремительно деградировать. Все лучшее, что веками накапливала человеческая мысль, уничтожалось. Взрывали храмы, жгли книги, травили ученых. Среди бухгалтеров появились карьеристы (Н.Н. Ласкин, М.Б. Гегечкори, П.Б. Клейман т др.), которые пробивали себе дорогу путем доносов на классиков учета .
В начале 30-х годов возникали утверждения о принципиальных различиях между социалистическим и капиталистическим учетом.
Таблица 2
Различия капиталистического и социалистического учета
Капиталистический учет
Социалистический учет
1. Отражает процесс воспроизводства, основанный на частной собственности
1. Этот процесс изучается в условиях общественной социалистической собственности
2. Бухгалтерский учет ограничен рамками одного предприятия
2. Бухгалтерский учет - часть единой системы народнохозяйственного учета
3. Бухгалтерский учет - частное дело отдельных предпринимателей
3. Бухгалтерский учет ведется по плану счетов, единому для данной отрасли
4. Задача учета - выявление прибыли
4. Цель учета - выполнение плана
5. Над бухгалтерским учетом властвует коммерческая тайна, в отчетности есть фальсификации
5. Возникает необходимость реально и правдиво отражать действительность.
Различия в системах учета огромны. Монопольная государственная собственность на средства производства резко упрощает технику учета. Кроме этого положения, было выдвинуто несколько конкретных установок, имевших большое значение для дальнейшей судьбы бухгалтерского учета в нашей стране.
Три основных следствия большой дискуссии:
1) сферой применения бухгалтерского учета было признано всё народное хозяйство. Взгляд Галагана на то, что предмет счетоведения ограничен единичным предприятием, был осужден;
2) параллельное существование двух дисциплин - счетоведения (как теории бухгалтерского учета) и счетоводства (практического применения принципов счетоведения) - признано нецелесообразным и нежелательным. Было решено создать единую научно-практическую дисциплину - бухгалтерский учет;
3) двойная запись рассматривается как метод бухгалтерского учета, а не как объективно действующий закон.
Единый социалистический учет
Все эти «шалости» были неслучайны. На XVI партийной конференции были выдвинуты требования об установлении единства бухгалтерского, оперативного и статистического учета. Построение единого учета и возможность использования бухгалтерского баланса для отражения структуры всего народного хозяйства выдвинули проблему о соотношении различных видов учета. Но не все ученые поддерживали эту идею. Однако ведущие ученые провозгласили единство учета. Наличие на предприятиях трех его видов выдвинуло задачу создания теории единого социалистического учета. Такая попытка была предпринята в 1936 г. Р.Я. Вейцманом в работе «Курс учета», которая подводила итог развитию бухгалтерского учета за первые 20 лет Советской власти и намечала его дальнейшие перспективы .
Неизвестно как можно было говорить о единстве учетов, если цели у каждого вида учета разные, а разные цели диктуют разное значение даже одних и тех же показателей. Единство учета было обусловлено единым видом первичных документов, единой схемой документооборота, увязкой учетных форм по всем видам учета. И теоретически, и практически концепция единого бухгалтерского учета оказалась абсурдной. В теории это приводило к появлению книг- монстров, где под одним переплетом перепутывались самые фантастические идеи, а на практике плановики захватывали власть над бухгалтерами, изгоняли лучших, уничтожали содержательный и живой учет, подменяя его все нарастающими отчетными сводками. Отчетность росла (так, месячная отчетность 1937 г. включала 31 форму с 1436 показателями).
Организация бухгалтерского учета
С 1932 г. самостоятельность бухгалтерского учета была восстановлена [1].
С начала 30-х гг. в стране был уничтожен хозяйственный расчет: никто не нес никакой ответственности, можно было иметь убытки и получать премии. С середины 30-х гг. желание углубить, дифференцировать хозяйственный расчет внутри уставного предприятия привело к распространению децентрализованного учета: на отдельный баланс стали выделяться подразделения уставных предприятий. Но уже во второй половине 30-х гг. за централизацию учета высказывалось достаточно много авторитетных бухгалтеров.
Главные вопросы были связаны не со структурными изменениями бухгалтерского аппарата, а с улучшением качества, оперативности бухгалтерской информации. К проблемам организации учета следует отнести попытки составления ежедневных балансов. Такое решение давало возможность получать еженедельную информацию о состоянии предприятия, о результатах его хозяйственной деятельности, вместе с тем ежедневный баланс был не столько отчетным документом, сколько формой текущей регистрации фактов хозяйственной жизни предприятия. Хотя составление ежедневного баланса было трудоемким делом, тем не менее, оно получило распространение.
Забвение принципов классической бухгалтерии сопровождалось ростом внимания к технике регистрации фактов хозяйственной жизни. Согласно взглядам Рудановского, регистрация - первый исходный метод балансоведения. В 30-е гг. именно этот метод получил наибольшее развитие как в форме регистрации фактов хозяйственной жизни на карточках, так и путем применения вычислительной техники.
До 30-х гг. были распространены три книжные формы: немецкая, французская, американская, а с 30-х гг. начинает складываться контрольно-шахматная форма счетоводства. С 1946 г. она под названием мемориально-ордерной становится обязательной.
Теория баланса
В 20-е годы получила распространение новая дисциплина - балансоведение. Вейцман понимал балансоведение как часть науки о бухгалтерском учете - как специальный раздел о балансе, но подчеркивал отличия балансоведения от науки об анализе хозяйственной деятельности. Рудановский считал, что баланс становится основным объектом и одновременно инструментом анализа. Однако наибольшее распространение в те годы получил взгляд Блатова, Николаева и Помазкова: балансоведение включает теоретические принципы построения баланса, оценку его статей и вместе с тем является наукой об анализе хозяйственной деятельности. К середине 30-х годов балансовдение слилось с анализом хозяйственной деятельности, и термин «балансоведение» почти исчез из учетной литературы.
План счетов
План счетов в этот период претерпевает ряд изменений. Номенклатура счетов то увеличивалась, то уменьшалась. В плане счетов 1940 г. было 124 счета и 80 субсчетов, а в плане 1954 г. - 79 счетов и 142 субсчета. Сокращение счетов отражало тенденцию к снижению трудоемкости, а увеличение субсчетов повышало аналитичность учета, (если в плане 1940 г. было 204 позиции, то в плане 1954 г. - 221.) В 1959 г. в плане предусмотрены 71 счет и 92 субсчета (168 позиций).
Развитие форм счетоводства
В 30-е гг. преобладали различные варианты карточных форм. К 40-м гг. получила распространение мемориально-ордерная форма, при которой стали широко применяться накопительные ведомости. В 50-е годы возникает журнально-ордерная форма, которая получила повсеместное признание. Журнальноордерная форма впервые описана И.С. Рознеченко в 1952 г. Она завершает многовековой этап развития форм ручной регистрации фактов хозяйственной жизни. Эта форма предполагает ведение только журналов-ордеров, то есть регистров систематической записи (ликвидация мемориальных ордеров, а с ними и хронологической записи), предназначенных для отражения кредитовых оборотов, так как кредит трактуется как причина фактов хозяйственной жизни, а дебет - как следствие (анализ причины важнее анализа следствия).
В начале 30-х годов в стране создается счетное машиностроение, что позволило в широких масштабах применять счетно-вычислительную технику в учете.
Новым шагом в развитии форм счетоводства была работа В.В. Панкова, который исходил из идеи банка данных как основы для реализации машинно-ориентированной формы счетоводства.