Воспитательная работа с осужденными направлена на их исправление, формирование у осужденных уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития, на повышение образовательного и культурного уровня.
Указанные задачи выполняются в ходе организации и непосредственного проведения воспитательной работы с осужденными.
Участие осужденных в проводимых воспитательных мероприятиях является обязательным для них и учитывается при определении степени их исправления, а также при применении к ним мер поощрения и взыскания.
Воспитательная работа ведется в основном в отрядах.
Формами воспитательной работы являются:
1) нравственное воспитание;
2) правовое воспитание;
3) трудовое воспитание;
4) физическое воспитание;
5) иное воспитание осужденных, способствующее их исправлению.
Нравственное воспитание осужденных направлено на формирование жизненной позиции осужденных. Отсутствие устойчивых нравственных начал и приводит осужденного к преступлению. Поэтому нравственное воспитание нацелено на формирование таких качеств, как честность, порядочность, чувство долга, патриотизм, справедливость, сострадание.
В последнее время в нравственном воспитании осужденных значительное место занимает религиозное воспитание. В 1996 г. было заключено соглашение о сотрудничестве между Московской Патриархией Русской православной церкви и МВД России. На основании этого соглашения церковь совместно с администрацией исправительного учреждения участвует в исправлении осужденных. Осуществляя воспитательное воздействие в отношении осужденных, необходимо использовать духовно-нравственный потенциал традиционных для России конфессий, таких, как православие, ислам, буддизм, иудаизм, и др.
Хотя религиозному воздействию сейчас уделяется большое значение, однако оно не может восполнить все пробелы нравственного воспитания. Духовность, нравственность, мораль - это категории не только религии. Эти качества формируются в значительной мере благодаря образованию, науке, культуре, средствам массового воспитания.
В исправительных учреждениях (кроме тюрем) могут организовываться кружки художественной самодеятельности, проводятся концерты самодеятельности шефствующих и других организаций.
Правовое воспитание осуществляется в следующих формах:
1) разъяснение законодательства;
2) вечера вопросов и ответов по правовым проблемам;
3) лекции и беседы юристов, адвокатов, работников суда и прокуратуры;
4) наглядная агитация по правовой проблематике;
5) просмотр телепередач по правовой тематике;
6) изучение положений УК РФ и УИК РФ.
Трудовое воспитание. Воспитательная работа призвана формировать у осужденных добросовестное и порядочное отношение к труду, которое предполагает прежде всего изменение их негативных взглядов на роль и назначение труда, воспитание у осужденных трудовых навыков и привычек, профессиональных качеств, осознанной потребности в труде. Воспитательная работа должна быть направлена на выработку отношения к труду как к социальной и личностной ценности, источнику благополучия каждого гражданина и общества.
Воспитание добросовестного отношения к труду предполагает формирование у осужденных уважительного отношения к собственности, т.е. искоренения из их сознания иждивенческих настроений, стремления жить за счет других.
В связи с происходящими изменениями, прежде всего экономической жизни страны, ухудшением и разрывом производственных связей предприятий, в первую очередь государственного сектора, в исправительных учреждениях значительная часть осужденных осталась без работы.
Физическое воспитание осуществляется в целях поддержания и укрепления здоровья осужденных, формирования у них навыков личной гигиены, развития физической силы и морально-волевых качеств. В исправительных учреждениях оборудуются спортивные площадки, ежедневно проводится физическая зарядка, организуются игры в футбол, в волейбол, в теннис, шахматные и шашечные турниры, проводятся занятия по легкой и тяжелой атлетике, организуются соревнования по различным видам спорта.
Индивидуальная работа - одна из основных форм воспитательной работы. Она проводится на основе изучения личности каждого из осужденных с учетом характера, причин, условий, обстоятельств и общественной опасности совершенного им преступления, возраста, образования, профессии и других особенностей его личности.
Руководство воспитательной работой осуществляет заместитель начальника исправительного учреждения по воспитательной работе, непосредственно ее организуют в исправительных колониях начальники отрядов, в воспитательных колониях - воспитатели, в тюрьмах - инструкторы. В штаты исправительных учреждений введены должности психологов.