Учебная дисциплина «Основы педагогики и психологии» занимает одно из важных мест в структуре подготовки будущих специалистов.
Уважаемые студенты! Для начала вам рекомендуется ознакомиться с целями и задачами изучения данной дисциплины и основными формами учебной работы, которые предусмотрены по данному курсу: лекции, практические занятия, контрольная работа, зачёт или экзамен.
Для системной работы с пособием студенту рекомендуется изучить информационные материалы по теме лекции. После прочтения всех материалов попытайтесь воспроизвести основные идеи и повторить информацию. Устное воспроизведение – мощное средство фиксации материала в памяти. Необходимым условием успешного усвоения изучаемой темы является ее осознание и объяснение психологических и педагогических закономерностей в тесной связи с реальными фактами жизни. Поэтому студент отвечает на вопросы, требующие не запоминания и воспроизведения, а собственно мышления и мыслительного поиска ответов в литературе и в реальной жизни. Ответ на вопрос должен быть построен самим студентом на основе прочитанного и проанализированного материала в сопоставлении с жизненными реалиями как результат мыслительной проработки теории в тесной связи с жизненными явлениями.
Важным является овладение студентом научной терминологией по теме лекции, что обеспечивается через знакомство со словарём ключевых терминов.
Готовясь к семинарским занятиям и к экзамену (зачёту) студент читает (анализирует, размышляет) литературу для углубленного изучения темы, предложенную в лекции. Это и есть та главная составная часть системы самостоятельной работы студента, которая обеспечивает подлинное усвоение науки, даёт прочный научный фундамент под свою будущую профессиональную деятельность. Читайте первоисточники (это книги и статьи, написанные самими теоретиками психологии и педагогики), их чтение нельзя заменить ничем.
На экзамене студент не только должен продемонстрировать теоретические знания в области психологии и педагогики, но и уметь показать на «живом примере» приложение этих знаний к практике.
Система самостоятельной работы студента заочного отделения по данному учебному предмету имеет следующую структуру:
§ Самостоятельная работа по самообразованию, которая не предполагает пошагового контроля со стороны преподавателя. Для осуществления этой работы студенту в пособии предлагается список литературы для углубленного изучения по каждой теме, а также словарь ключевых терминов.
§ Управляемая самостоятельная работа, в которой преподаватель стимулирует студентов постоянно размышлять, рассуждать, устанавливать межпредметные связи, проецировать теоретические знания на жизненные психологические явления. Постоянным руководством к такому виду работы для студентов должны стать предложенные по каждой теме вопросы для размышления и обсуждения.
§ Контролируемая самостоятельная работа, качество выполнения которой проверяет преподаватель через различные формы контроля.
Учебное пособие разработано с учётом того, что самостоятельная работа студента должна носить системный характер, а не превращаться в беспорядочное чтение и иметь характер временной кампании, когда студент штурмует учебники только во время учебной сессии.
Хочется пожелать студентам постоянного совершенствования в их профессиональном становлении.
Успехов в изучении педагогики и психологии!