В соответствии со ст. 15 ч.4 Конституции РФ "Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора". В связи с этим ст.3 УИК РФ содержит в себе положение о том, что уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации учитывает международные акты, относящиеся к исполнению наказания и обращению с осужденными. Вышеупомянутые международные акты можно подразделить на два вида - международные договоры и международные стандарты.
Международные договоры - это соглашения (пакты, конвенции и т.п.) между государствами, обязательные для исполнения всеми участниками. Применительно к рассматриваемому вопросу наиболее известным примером таких договоров является "Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания", принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1984 года. Она ратифицирована Россией.
Конвенция предусматривает создание Комитета против пыток, который вправе осуществлять контроль и проводить международные расследования, когда имеются достаточные основания полагать, что на территории какого-либо государства-участника систематически применяются пытки.
Международные стандарты представляют собой документы, содержащие нормы, принципы и предложения, касающиеся назначения уголовно-правовых мер, обращения с осужденными и деятельности органов, исполняющих наказания. Главная цель этих документов - защита человеческих и гражданских прав лиц, привлекаемых к уголовной ответственности. Наряду с этим международные стандарты имеют своими задачами распространение прогрессивного мирового опыта, гуманизацию уголовной политики государств в области обращения с правонарушителями, максимально возможное сужение сферы применения наиболее репрессивных мер - смертной казни, лишения свободы, предварительного заключения под стражу и т.д.
В отличие от международных договоров международные стандарты носят рекомендательный характер. Как указано в ст.3 УИК РФ, их положения "реализуются в уголовно-исполнительном законодательстве при наличии необходимых экономических и социальных условий". Следует подчеркнуть, что Россия стремится к максимальному соблюдению международных стандартов в плане создания соответствующих материальных и иных условий для осужденных в той мере, в какой это способствует достижению целей наказания.
Следует учитывать, что многие международные документы в части определения правового положения осужденных в значительной мере совпадают по своему содержанию.
На всех стадиях применения мер наказания должно обеспечиваться уважение человеческого достоинства осужденного, права которого не должны ограничиваться в большей степени, чем это санкционировано компетентным органом, вынесшим первоначальное решение. Исключается проведение медицинских или психологических экспериментов либо неоправданный риск причинения осужденному физической или душевной травмы.
В процессе применения мер, не связанных с лишением свободы, должно соблюдаться право осужденного на личную жизнь, а также личную жизнь членов его семьи. Личное дело (досье) осужденного должно вестись строго конфиденциально. Доступ к нему ограничивается только уполномоченными лицами. В отношении последних должны приниматься все возможные меры по повышению их квалификации и профессионального мастерства, обеспечения надлежащих окладов, льгот, возможностей продвижения по службе.
Лекция 5 - 13. Российские учреждения и органы, исполняющие наказания и их правовое положение.
Вопросы:
1. Система учреждений и органов, исполняющих наказания.
2. Персонал учреждений и органов исполняющих наказания.
3. Контроль за деятельностью персонала учреждений и органов, исполняющих наказания.