Рыночный спрос формируется на основе решений, принимаемых множеством отдельных лиц, которые руководствуются своими потребностями и наличными средствами. Но для того чтобы распределить свои средства между разнообразными потребностями, необходимо иметь какую-то общую основу для их сопоставления. В качестве такой основы в конце XIX в. экономисты приняли полезность.
Полезность – удовлетворение, которое потребитель получает от потребления товаров или услуг или от какой-либо деятельности.
Таблица 3.2 - Микроэкономическая классификация благ (по Б.Н. Мочалову)
1. Степень ограниченности блага
Свободное благо
Антиблаго
Экономическое (ограниченное) благо
2. Возможность воспроизведения
Воспроизводимые блага
Невоспроизводимые блага
3. Способ потребления блага
Частные блага
Общественные (коллективные)
Смешанные
4. Признак вариации факторов, влияющих на товарный спрос
4.1. Изменение доходов потребителя
4.2. Изменение цен
Нормальные (качественные) блага
(полноценные блага)
Взаимозаменяемые блага (субституты)
Взаимодополняемые блага (комплементы)
Независимые (нейтральные) блага
(индифферентные блага)
Независимые (нейтральные) блага
(индифферентные блага)
Блага первой необходимости (повседневные блага)
Блага низкого качества (инфериорные)
(неполноценные блага)
Обыкновенные (привычные) блага
Блага высшего качества (супериорные)
(высококачественные блага)
Блага Гиффена
Престижные блага (блага Веблена)
Абсолютно замещающие блага
Ажиотажные блага
Жестко дополняющие блага
5. Признак целевого предназначения блага
Потребительские блага
Блага производственного назначения
Блага длительного пользования
Блага одноразового пользования
6. Признак вариации факторов, влияющих на товарное предложение
Изменение технологии производства
Изменение цен факторов производства
Неэкономичные блага
Трудоемкие блага
Экономичные блага
Материалоёмкие блага
Смежные блага
Капиталоёмкие блага
Технологичные блага
Сервисные блага (услуги)
7. Признак составных преимуществ потребителя
Однородные(гомогенные) блага
Неоднородные (гетерогенные) блага
8. Степень влияния на предпочтения индивида других субъектов
Индивидуальные
Неиндивидуальные
10. Наличие исключения в потреблении благ
9. Наличие конкурентности благ
есть
нет
есть
Чистые частные блага
Коллективные блага
нет
Локальные свободные блага
Чистые общественные блага
11. Проблемы качества
«Прозрачные» блага
«Экспериментальные» блага
«Скрытые» блага
Термин "полезность" был введен английским философом И.Бентамом (1748-1832). "Под принципом пользы, - писал он, - понимается тот принцип, который одобряет или не одобряет какое бы то ни было действие, смотря по тому, имеет ли оно (как нам кажется) стремление увеличить или уменьшить счастье той стороны, об интересе которой идет дело, или, говоря то же самое другими словами, содействовать или препятствовать этому счастью"
Согласно Бентаму, максимизация полезности и является руководящим психологическим принципом поведения людей в их стремлении избежать страданий и увеличить удовольствия или счастье.
Блага Гиффена
Рис. 3.2 - Классификация экономических благ по цене и уровню дохода
Приняв утилитаристскую доктрину полезности, экономисты получили возможность создать теорию потребительского поведения, основанную на гипотезе о сопоставимости полезности самых разнообразных благ. Было принято, что при заданных ценах покупатель стремится так распределить свои средства на покупку различных благ, чтобы максимизировать ожидаемое удовлетворение или полезность от их потребления. При этом он руководствуется своими личными вкусами и представлениями.
Очевидно, что определяемая таким образом полезность имеет сугубо личностный, субъективный или индивидуальный характер. Курящий оценивает полезность сигарет весьма высоко, несмотря на то что курение вредит его здоровью и он знает об этом. Французский философ Э. де Кондильяк (1715-1780) писал: "Итак, в суждении о пользе вещей состоит их ценность, и по мере сего суждения она возвышается и понижается... Но вздумали почитать ценность качеством неотносительным, нераздельным с вещами и независимым от суждений, а сие сбивчивое понятие послужило лишь источником худых умствований".
Очевидно также и то, что, для того чтобы максимизировать ожидаемое удовлетворение или полезность, потребитель должен быть в состоянии каким-то образом сравнивать, сопоставлять, соизмерять полезности различных благ и их наборов. Известны два основных подхода к решению этой проблемы - количественный и порядковый.
В последней трети XIX в. У. Джевонс, К. Менгер, Л. Вальрас одновременно и независимо друг от друга предложили количественную (кардиналистскую) теорию полезности, в основе которой лежала гипотеза о возможности соизмерения полезности различных благ. Ее разделял и А. Маршалл. Такое измерение носит условный характер, поскольку не имеет, на сегодняшний день, чётко определённой единицы измерения. Для измерения различных уровней полезности используют условные баллы (ютили), которые потребитель присваивает благам.
Эта теория встретила серьезную критику. Ф. Эджворт, В., И. Фишер предложили альтернативную количественной порядковую (ординалистскую) теорию полезности, не предполагающую не только возможности и необходимости соизмерения полезности благ для объяснения поведения потребителей, но и вообще какого-либо упоминания о полезности.
В 30-х гг. XX в. после работ Р. Аллена и Дж. Хикса эта теория приобрела завершенную каноническую форму, стала общепринятой и поныне остается наиболее распространенной, несмотря на ряд появившихся позднее так называемых "новых теорий". Мы начнем, однако, с количественной теории.
Количественный подход к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в гипотетических единицах полезности - ютилях (от англ. utility - полезность).
В частности, предполагается: потребитель может сказать, что ежедневное потребление им 1 яблока приносит ему удовлетворение, скажем, в 20 ютилей, ежедневное потребление 2 яблок - 38 ютилов, ежедневное потребление 2 яблок и 1 сигареты - 50 ютилей, ежедневное потребление 2 яблок, 1 сигареты и 1 апельсина - 63 ютиля и т.д.
Следует подчеркнуть, что количественные оценки полезности того или иного блага или товарного набора имеют исключительно индивидуальный, субъективный характер. Количественный подход не предполагает возможности объективного измерения полезности того или иного блага в ютилях. Один и тот же продукт может представлять большую ценность для одного потребителя и никакой ценности - для другого. В приведенном выше примере речь идет, видимо, о заядлом курильщике, поскольку добавление к 2 яблокам 1 сигареты существенно увеличило полезность товарного набора.
Количественный подход обычно не предусматривает также возможности соизмерения объемов удовлетворения, получаемых различными потребителями. Экономисты неоднократно пытались избавиться от термина "полезность", имеющего некоторый оценочный характер, найти ему подходящую замену.
Так, известный русский экономист Н. X. Бунге предлагал использовать термин "годность" (Nutze - нем.). "Потребность в наркотических веществах, - писал он, - несомненна, но можно ли сказать, что опиум и гашиш полезны для курильщиков, - они только годны как вещество для опьянения".
Итало-швейцарский экономист и социолог В. Парето предлагал заменить термин "полезность" неологизмом ophelimite, образованным им от греческого ίοφέλιμος, означавшим соответствие между вещью и желанием.
Французский экономист Ш. Жид предлагал использовать термин "желаемость" (desirabilite - фр.), считая, что он "не предполагает у желания нравственных или безнравственных черт, разумных или безрассудных".
В поддержку термина "желаемость" высказывался и известный американский экономист и статистик И. Фишер. "Полезность, - считал он, - является наследием Бентама и его теории удовольствия и страдания". Фишер указывал и на предпочтительность антонима "нежелательность" по сравнению с "бесполезностью". (Совсем неудачен употребляемый в нашей современной литературе антоним "антиполезность"). Тем не менее термин "полезность" пережил своих критиков и используется поныне.
Итак, в количественной теории полезности предполагается, что потребитель может дать количественную оценку в ютилах полезности любого потребляемого им товарного набора.
Одной из концепций количественной измеримости полезности является трактовка полезности как жертвы. Полезность отдельного количества блага (отдельного набора благ) оценивается величиной эталонного блага, которым личность готова пожертвовать, ради получения единицы оцениваемого блага. Таким образом, на основе экспертных опросов, можно количественно определить полезность.
Различают прямую, непрямую и полную полезность.
Прямая полезность имеется у блага, непосредственно влияющего на условия жизни человека.
Непрямая полезность имеется у благ, непосредственно не влияющих на благосостояние человека, но используемых для изготовления товаров с прямой полезностью.
Совокупность прямой и непрямой полезности есть полная полезность блага.
Формально это можно записать в виде функции общей полезности:
TU = F(QA, QB, ..., QZ), (2.1)
где TU - общая полезность данного товарного набора; QA, QB,... QZ- объемы потребления товаров А, В, ..., Z в единицу времени.
Количественная(кардиналистская (Х.Х. Госсен)) функция полезности - функция полезности, возникающая в том случае, когда возможно определить не только расстановку и последовательность классов безразличия, но и оценить разность в уровнях благосостояния, соответствующих каждому из таких классов.
Общая (совокупная) полезность– это общее удовлетворение, которое получает потребитель от потребленных им товаров или услуг. Большое значение имеют предположения о характере функции общей полезности.
Зафиксируем объемы потребления товаров B,C,...,Z. Рассмотрим, как изменяется общая полезность товарного набора в зависимости от объема потребления блага А (например, яблок). В верхней части рис. 3.3a изображена эта зависимость. Длина отрезка ОК равна полезности товарного набора при фиксированных нами объемах благ В, С,..., Z и при нулевом объеме потребления блага А. В количественной теории предполагается, что функция TU в верхней части рис. 2.1,а возрастающая (чем больше яблок, тем большую полезность имеет товарный набор) и выпуклая вверх (каждое последующее яблоко увеличивает общую полезность товарного набора на меньшую величину, чем предыдущее).
В принципе эта функция может иметь точку максимума (S), после которой она становится убывающей (представьте, что Вас ежемесячно заставляют потреблять по 100 кг яблок).
В нижней части рис. 2.1,а изображена зависимость предельной полезности яблок от объема их потребления.
Предельная полезность - это прирост общей полезности товарного набора при увеличении объема потребления данного блага на одну единицу.
Математически предельная полезность блага есть частная производная общей полезности товарного набора (2.2) по объему потребления i-того блага:
2.2
Геометрически значение предельной полезности (длина отрезка ON) равно тангенсу угла наклона касательной к кривой TU в точке L. Поскольку линия TU выпукла вверх, с увеличением объема потребления i-того блага угол наклона этой касательной уменьшается и, следовательно, понижается и предельная полезность блага. Если при некотором объеме его потребления (на нашем рисунке Q'’A) функция общей полезности достигает максимума, то одновременно предельная полезность блага становится нулевой.
Принцип убывающей предельной полезности часто называют первым законом Госсена, по имени немецкого экономиста Г. Госсена (1810-1859), впервые сформулировавшего его в 1854 г
Этот закон содержит два положения.
1) убывание полезности последующих единиц блага в одном непрерывном акте потребления, так что в пределе достигается полное насыщение этим благом.
2) убывание полезности первых единиц блага при повторных актах потребления.
Принцип убывающей предельной полезности по существу аналогичен так называемому основному психофизическому закону Вебера-Фехнера, характеризующему связь между силой раздражителя (стимула) и интенсивностью ощущения. Согласно этому закону, раздражения равной интенсивности, повторяющиеся в течение определенного времени, сопровождаются снижением интенсивности ощущений.
Принцип убывающей предельной полезности заключается в том, что с ростом потребления какого-то одного блага (при неизменном объеме потребления всех остальных) общая полезность, получаемая потребителем, возрастает, но возрастает все более медленно. Математически это означает, что первая производная функции общей полезности по количеству данного блага положительна, а вторая - отрицательна:
(2.3)
Однако принцип убывающей предельной полезности отнюдь не универсален. Во многих случаях предельная полезность последующих единиц блага сначала увеличивается, достигает максимума и, лишь затем начинает снижаться. Такая зависимость характерна для небольших порций делимых благ. Вторая затяжка выкуриваемой утром сигареты, возможно, имеет для любителя большую полезность, чем первая, а третья большую, чем вторая.
Такая ситуация показана на рис. 2.1,б. В интервале от нуля до Q'A общая полезность возрастает быстрее, чем увеличивается объем потребления блага, растет и предельная полезность. В интервале от Q'A до Q’'A общая полезность растет медленнее, чем объем потребления, а предельная снижается от максимального уровня (в точке L') до нуля.
Математически это означает, что на участке от нуля до Q'A и первая, и вторая частные производные функции общей полезности по объему потребления данного блага положительны:
(2.4)
Таким образом, принцип убывающей предельной полезности, или первый закон Госсена, справедлив лишь в том случае, если вторая частная производная функции общей полезности отрицательна. Однако поскольку потребитель покупает на рынке не отдельные акты потребления (в нашем примере - затяжки), а определенные блага (в нашем примере - сигареты), мы можем считать, что для обращающихся на рынке товаров первый закон Госсена (2.2) выполняется.
Исключением из первого закона Госсена является поведение антиблаг: для них максимальная полезность наблюдается при их отсутствии, а функция полезности является монотонно убывающей.
Предельная полезность блага может быть возрастающей для лиц, находящихся во власти сильных страстей (коллекционеры). Существуют блага с отрицательной полезностью, которые при избыточном потреблении могут стать антиблагом. Полезность лекарств как раз и состоит в строгом дозировании их употребления, за пределами которого они могут превратиться в антиблаго (рис.2.2).