Предложение характеризует готовность продавца продать определенное количество того или иного блага в определенный период времени.
Объемом предложения называют количество какого-либо блага, которое желает продать на рынке отдельный продавец или группа продавцов в единицу времени при определенных условиях. К числу этих условий относятся характер применяемой технологии, цены данного и других благ, включая цены производственных ресурсов, наличие и размеры налогов и дотаций, а в природоэксплуатирующих отраслях и природно-климатические условия.
Цена предложения - это минимальная цена, по которой продавец согласен продать определенное количество данного блага.
Зависимость объема предложения от определяющих его факторов называется функцией предложения. В общем виде функция предложения имеет вид:
где - объем предложения i-того блага (i = 1,2,..., k); Li, - характер применяемой в производстве i-того блага технологии;
P1, ..., Pk - цены благ, включая i-тое благо; Ti - налоги и дотации, установленные по i-тому благу; N - природные условия.
Если все факторы, определяющие объем предложения, кроме цены интересующего нас блага (Pi), положить неизменными, то от функции (2.4) можно перейти к функции предложения от цены, характеризующей зависимость объема предложения блага только от его цены:
Как и функция спроса, функция предложения от цены (2.5) может быть представлена тремя способами:
1) табличным, например:
Pi (грн)
(штук)
2) аналитическим, например:
3) графическим. На рис. 2.19 линия SS представляет графическое отображение функции предложения от цены. Она называется линией предложения. Абсциссы точек линии предложения характеризуют объем спроса, а ординаты - цены предложения.
Как видим, линия предложения в отличие от линии спроса имеет здесь положительный наклон, с ростом цены увеличивается и объем предложения. Однако так бывает далеко не всегда.
В дальнейшем мы познакомимся с линиями предложения другой конфигурации. В отличие от общего закона спроса, практически не знающего исключений, подобного общего закона предложения не существует.
Мы принимаем положительный наклон линии предложения пока лишь в качестве первого приближения.
Как и при рассмотрении спроса, следует различать изменение объема предложения и изменение предложения.
Изменение объема предложения имеет место при изменении цены блага и неизменном характере зависимости объема предложения от цены (2.5) - движение вдоль линии предложения.
Например, как видно на рис. 2.20, при повышении цены с P1 до P2 объем предложения увеличивается с Q1 до Q2.
Если же в силу изменения какого-либо другого фактора (например, в связи с неблагоприятными погодными условиями в случае сельскохозяйственного производства) устанавливается новая зависимость между ценой и объемом предложения, т.е. изменяется сама функция предложения, происходит сдвиг линии предложения с S1S1 до S2S2, так что при прежней цене P1 объем предложения составит лишь Q3, а при цене P2 - Q4.
В этом случае говорят, что уменьшилось само предложение. Очевидно, что при увеличении предложения линия предложения сместится вправо от S1S1.
Увеличение предложения (сдвиг линии предложения вправо) может произойти по следующим причинам:
а) понижение цен на применяемые в производстве данного блага ресурсы;
б) понижение цен на блага, которые являются "конкурентами" данного блага в производстве (например, понижение цены на свеклу может увеличить предложение моркови);
в) повышение цен на блага, производимые "совместно" с данным благом. Так, повышение цен на шкуры крупного рогатого скота может увеличить предложение говядины;
г) улучшение технологии производства данного блага;
д) уменьшение налога на данный благо или введение дотации;
е) благоприятные погодные условия, если речь идет о сельскохозяйственном продукте, или открытие месторождений с благоприятными условиями добычи, если речь идет об ископаемом сырье.
Сущность, понятие рыночного предложения. Закон предложения и формы его выражения.Предполагается, что все факторы предложения, кроме цены данного блага, неизменны.
Агрегирование предложения, или переход от индивидуального предложения к рыночному, осуществляется аналогично агрегированию спроса.
Предположим, что на рынке продают гвоздики только два продавца, А и В (табл. 2.2). Отличие в их предложении может быть связано, например, с разным плодородием почвы.
В этом случае рыночный объем предложения можно получить суммированием объемов предложений продавцов А и В при всех возможных ценах.
Таблица 2.2 - Индивидуальное и рыночное предложение гвоздик
Цена за штуку, грн
Объем предложения, шт./день
А
В
рынок
0,5 1,0 2,0 2,5
0 120 140 150
100 150 180 200
100 270 320 350
Рыночная кривая предложения наклонена менее круто, чем кривые отдельных продавцов, поскольку рынок откликается на повышение цены большим абсолютным увеличением объема предложения. Число продавцов может быть гораздо больше двух.
Пусть в этом случае QSi = =fi(P) - функция предложения от цены i-того продавца, где QSi- объем предложения, Р - цена данного блага.
Тогда предложение на рынке
где n - количество продавцов на рынке данного блага.
Существование столь простой связи индивидуального и рыночного спроса предполагает постоянство прочих условий (лат. ceteris paribus), в том числе неизменности цен на ресурсы, которые используются при производстве данного блага.
В примере с гвоздиками это - постоянные цены на семена и удобрения, расходы на аренду земли или земельный налог.
На практике изменение объема производства какого-либо продукта влечет за собой изменение цен используемых ресурсов.
Расширение производства увеличивает спрос на ресурсы (cемена, удобрения), обостряется конкуренция за ресурсы, растут цены ресурсов.
Возможен и другой сценарий: расширение производства данного блага стимулирует рост производства необходимых ресурсов, увеличение производства ресурсов позволяет снизить затраты их производства, цена ресурса снижается.
Наконец, усиление конкуренции за ресурс и снижение затрат его производства могут проходить одновременно со взаимной, полной или частичной компенсацией.
Если расширение выпуска отрасли сдвигает вниз кривую общих затрат каждого предприятия в отрасли, то говорят, что имеет место внешняя экономичность (англ. external economies).
Если при расширении производства отрасли кривая общих затрат сдвигается вверх, то возникает внешняя неэкономичность (external diseconomies).
Предположим, что увеличение производства данного блага с Q1 до Q2 повышает цены на используемые ресурсы, т.е. имеет место внешняя неэкономичность. Тогда линия общих затрат отдельного предприятия сместится с ТС1 в положение ТС2. Соответственно сдвинется вверх и линия предельных затрат МС1
Следовательно, линия предложения отрасли, получаемая как горизонтальная сумма объемов предложения при возможных ценах, также сместится из положения ∑Si2 в положение ∑Si1.
Если бы цены ресурсов не изменились, то при увеличении объема производства с Q1 до Q2произошло бы перемещение вдоль линии ∑Si1 из точки K1 в точку K1`.
При увеличении цен ресурсов увеличение объема производства до Q2 приведет в точку K2, поскольку затраты на единицу продукции в отрасли возрастут. Линия Sбудет линией предложения отрасли.
Как видно из рис. 2.22,в, она имеет более крутой наклон, чем линия предложения при постоянных ценах ресурсов. В случае внешней экономичности увеличение производства в отрасли с Q1 до Q2 сдвигает вниз линию общих затрат отдельной фирмы, поскольку цены ресурсов снижаются.
Соответственно сдвинутся вниз линия предложения отдельной фирмы - МС1 > MC2 (рис. 2.23,б) и линия суммарных затрат - ∑Si1 ∑ Si2) (рис. 2.23,в). Линия предложения отрасли Sбудет более пологой, чем суммарные линии предложения Si1 и Si2.
Следовательно, расширение производства сопровождается меньшим увеличением цены предложения, чем при отсутствии внешнего эффекта.
При достаточно большой внешней экономичности линия предложения отрасли может оказаться отрицательно наклоненной (рис. 2.24).
При расширении производства цена предложения будет снижаться (ср. с рис. 2.23,в).
Напомним, что в конкурентной отрасли кривая предельных затрат предприятия (МС) совпадает с кривой предложения (S) при МС > AVS, где AVS - средние переменные затраты.
Сдвиг линии предложения связан с изменением прочих (кроме цены данного блага) факторов предложения.
Как и функция спроса, функция предложения от цены (2.5) может быть представлена тремя способами: 1) табличным, например:
Pi (грн.)
(штук)
2) аналитическим, например:
3) графическим.
На рис. 2.25 линия SS представляет графическое отображение функции предложения от цены. Она называется линией предложения. Абсциссы точек линии предложения характеризуют объем спроса, а ординаты - цены предложения. Как видим, линия предложения в отличие от линии спроса имеет здесь положительный наклон, с ростом цены увеличивается и объем предложения. Однако так бывает далеко не всегда.
Как и при рассмотрении спроса, следует различать изменение объема предложенияиизменение предложения. Изменение объема предложения имеет место при изменении цены товара и неизменном характере зависимости объема предложения от цены (2.5) ≈ движение вдоль линии предложения. Например, как видно на рис. 2.26, при повышении цены с P1 до P2 объем предложения увеличивается с Q1 до Q2. Если же в силу изменения какого-либо другого фактора (например, в связи с неблагоприятными погодными условиями в случае сельскохозяйственного производства) устанавливается новая зависимость между ценой и объемом предложения, т.е. изменяется сама функция предложения, происходит сдвиг линии предложения с S1S1 до S2S2, так что при прежней цене P1 объем предложения составит лишь Q3, а при цене P2 - Q4. В этом случае говорят, что уменьшилось само предложение. Очевидно, что при увеличении предложения линия предложения сместится вправо от S1S1.
Увеличение предложения (сдвиг линии предложения вправо) может произойти по следующим причинам:
а) понижение цен на применяемые в производстве данного товара ресурсы;
б) понижение цен на товары, которые являются "конкурентами" данного товара в производстве (например, понижение цены на свеклу может увеличить предложение моркови);
в) повышение цен на товары, производимые "совместно" с данным товаром. Так, повышение цен на шкуры крупного рогатого скота может увеличить предложение говядины;
г) улучшение технологии производства данного товара;
д) уменьшение налога на данный товар или введение дотации;
е) благоприятные погодные условия, если речь идет о сельскохозяйственном продукте, или открытие месторождений с благоприятными условиями добычи, если речь идет об ископаемом сырье.
Читателю нетрудно будет догадаться, по каким причинам может произойти сокращение предложения (сдвиг линии предложения влево). И ещё проще представить, что в более общем случае, линии спроса и предложения, представленные на рис. 2.25 – 2.26 , могут быть действительно не пропорционально зависимыми от цены, а действительно кривыми, т.е. в этом случае зависимость объёма спроса от цены становится нелинейной со всеми вытекающими последствиями.
Понятие эластичности предложения и факторы ценовой эластичности предложения.Эластичность предложения по цене
,(5)
определяется аналогично эластичности спроса, но здесь Q - объем предложения, связанный с ценой функцией Q = S(P) (рис. 2.27).
Так как объем предложения - неубывающая функция цены, эластичность предложения в обычных случаях - неотрицательная величина.
Различный характер функции предложения в различных периодах находит свое отражение в эластичности:
а) для мгновенного предложения, когда продукт уже произведен, его количество является величиной постоянной, Εp[S] = 0;
б) в коротком периоде предложение может в некоторой степени приспособиться к изменяющейся цене и на значительной части кривой предложения Εp[S] = 0; однако при этом возможности производства не безграничны, и по мере приближения к предельно возможному объему Q*(рис. 4) эластичность снижается, стремясь к нулю;
в) в длительном периоде возможности приспособления еще шире, а эластичность больше, чем в среднем периоде. Ограниченность возможностей предложения при этом обычно не играет существенной роли.
Эластичность предложения зависит от многих факторов:
А) возможности длительного хранения и стоимости хранения;
Б) специфики производственного процесса;
В) фактора времени;
Г) цены других благ, в том числе и ресурсов;
Д) степени достигнутого применения ресурсов: если этих ресурсов нет, то эластичность предложения по цене очень мала.
По аналогии с классификацией видов эластичности спроса, существуют разнообразные виды эластичности предложения, обусловленные многообразием факторов, влияющих на предложение.
Увеличение предложения (сдвиг линии предложения вправо) может произойти по следующим причинам:
а) понижение цен на применяемые в производстве данного товара ресурсы;
б) понижение цен на товары, которые являются "конкурентами" данного товара в производстве (например, понижение цены на свеклу может увеличить предложение моркови);
в) повышение цен на товары, производимые "совместно" с данным товаром. Так, повышение цен на шкуры крупного рогатого скота может увеличить предложение говядины;
г) улучшение технологии производства данного товара;
д) уменьшение налога на данный товар или введение дотации;
е) благоприятные погодные условия, если речь идет о сельскохозяйственном продукте, или открытие месторождений с благоприятными условиями добычи, если речь идет об ископаемом сырье.
Соответственно, кроме показателя эластичности предложения по цене, теоретически могут существовать:
а) ресурсная эластичность предложения данного товара;
б) перекрёстная эластичность предложения данного товара, когда понижение цен на товары, которые являются "конкурентами" данного товара в производстве могут изменять предложение сопряжённого товара (например, понижение цены на свеклу может увеличить предложение моркови);
в) перекрёстная эластичность предложения данного товара, когда повышение цен на товары, производимые "совместно" с данным товаром могут изменять предложение сопряжённого товара. Так, повышение цен на шкуры крупного рогатого скота может увеличить предложение говядины;
г) технологическая эффективность предложения данного товара, когда улучшение технологии производства данного товара изменяет его предложение;
д) налоговая (дотационная) эластичность предложения данного товара, когда изменение налога на данный товар или введение дотации изменяют предложение данного товара;
е) сырьевая эластичность предложения данного товара, когда благоприятные погодные условия, если речь идет о сельскохозяйственном продукте, или открытие месторождений с благоприятными условиями добычи, если речь идет об ископаемом сырье, изменяют предложение данного товара.
Формулы для расчёта соответствующих видов эластичности предложения подобны формуле для расчёта эластичности предложения по цене:
с заменой ценовой составляющей соответствующей факторной переменной из пунктов а), б), в) и т.д.
Контрольные вопросы
1. Охарактеризуйте производство как систему.
2. Какие факторы производства потребляются в процессе производства?
3. Каким образом можно разрешить конфликт между ограниченными ресурсами и безграничными потребностями?
4. Поясните сущность и задачи предприятия.
5. Охарактеризуйте условия, в которых функционируют предприятия.
6. Дайте определение производственной функции.
7. Охарактеризуйте свойства производственной функции.
8. Поясните разницу между долгосрочным и краткосрочным периодами.
9. Какие показатели показывают влияние изменения объёмов использования одного из факторов производства на результата производства?
10. В чём заключается разница между бухгалтерскими и экономическими расходами?
11. Дайте определение явных и неявных расходов.
12. Дайте определения совокупных, средних и предельных расходов и аналогичных показателей выручки.
13. Поясните разницу между бухгалтерской и экономической прибылями.
14. Задайте три фундаментальных вопроса экономики.
15. Сформулируйте альтернативные цели предприятия.
16. Дайте определение нормальной прибыли.
17. Охарактеризуйте условия, в которых функционируют предприятия любой отрасли.
18. Что ведёт к увеличению выручки продавцов в случае эластичного спроса?
19. Как называется доход фактора «земля»?
20. Как называется доход фактора «капитал»?
21. Как называется доход фактора «труд»?
22. Как называется доход фактора «предпринимательство»?
23. Как называется доход фактора «информация»?
24. Дайте определение мгновенному периоду (IR)
25. Дайте определение краткосрочному периоду (SR)
26. Дайте определение долгосрочному периоду (LR)
27. Как в отечественной литературе 60-80-х гг. XX века называли расходы отвергнутых возможностей, или расходы в экономическом смысле?
28. Как в отечественной литературе 60-80-х гг. XX века называли экономическую прибыль?
29. Можно ли называть производством деятельность симфонического оркестра?
30. По каким четырём категориям могут быть сгруппированы все виды производственной деятельности?
Тесты
Задачи
Задача 2.1
Заполнить пропуски в таблице, отображающей изменение технической результативности производства фирмы «NOTABENЕ» при фиксированном значении капитала и изменяющихся объемах используемого труда (табл.2.1).
Построить на соответствующих графиках кривые общих, средних и предельных расходов и определить границы стадий производства для фирмы «NOTABENЕ».
Таблица 2.1
Значение переменного фактора L
Значения
TPL
MPL
APL
TPL
MPL
APL
*
?
?
…
….
*
?
?
…
…
*
?
?
…
…
*
?
?
…
…
*
?
?
…
…
*
?
?
…
…
*
?
?
…
…
Задача 2.2
Определить прогноз изменения производительности труда на предприятии «Нижегородская сказка» в планируемом году по сравнению с базовым годом по известным аналитическим данным (табл. 2.2).
Таблица 2.2
Параметры
Номенклатура
Базовый год
Планируемый год
Цена
Количество кружев
Цена
Количество кружев
Кружево А
Кружево Б
Кружево В
Кружево Г
Кружево Д
Задача 2.3
Фирма «Ника» работает по технологии, отображаемой производственной функцией, представленной в табл. 2.3.
Определить среднюю производительность труда при нахождении фирмы в состоянии равновесия при указанных ценах факторов производства.
Таблица 2.3
Параметры
Значения
Производственная функция фирмы «Ника»
*
Q=L0,6K0,4
Цена труда
*
Цена капитала
*
Средняя производительность труда на фирме «Ника»
?
0,644
Задача 2.4
Рабочий день на предприятии «Нестор» уменьшился с 8 до 7 часов. Сдельная заработная плата рабочих при тех же расценках выросла на установленную величину.
Рассчитать процент изменения производительности труда на предприятии «Нестор».
Таблица 2.4
Параметры
Значения
Рост сдельной заработной платы
*
5%
Процент повышения производительности труда
?
20 %