Конспект лекций по предмету "Психология"


Половозрастные особенности личности

Многообразие общественных отношений, вступая в которые живет и действует современный человек, требует от него существенного расширения “ролевого репертуара” способов поведения и соответствующих психических качеств. Маскулинные и фемининные качества могут сочетаться в одном человеке, вступающем в различные социальные отношения. Это имеет конкретно-исторические причины: разделение психических качеств, интересов человека и способов его поведения на мужское и женское восходит к общественной дифференциации половых ролей, а она в современном мире радикально меняется. Еще недавно бытовали устойчивые представления о мужских профессиях, видах спорта. Сегодня стереотипы относительно мужского и женского поведения претерпевают изменения.
Жестко закрепленная социальная половая роль, ее точное соблюдение, будучи средством социализации индивида, может и ограничить его психическое развитие, стать источником инфантильной задержки. Нередко мальчики и девочки, поведение которых является только полоролевым, отличаются сравнительно низким интеллектом и меньшими творческими способностями. Необходимое в подростковом и юношеском возрасте соответствие половой роли часто оказывается препятствием к полноценной социальной жизни. Показательно, что если высокая маскулинность у мальчиков-подростков коррелирует с хорошей социальной адаптацией, то у взрослых мужчин она, как и высокая фемининность у женщин, сочетается с высокой тревожностью, невротизмом, пониженным самоуважением.
Социальная адекватность человека, его полноценная жизнь предполагают, таким образом, не подчинение социальным ролям и соответствующим стереотипам поведения, а свободное владение ими. Последнее обязательно связано с личностным становлением и развитием. Действительно, на протяжении всей жизни неизбежные возрастные изменения выступают для человека как его личностные проблемы, решение которых требует продуктивных перестроек. Не случайно своеобразными вехами жизненного пути, разделяющими его на отдельные стадии, являются критические периоды личности, успешное прохождение которых способствует дальнейшему личностному росту, неуспешное – приводит к застою и инфантильности, то есть задержке личностного и психического развития. Наибольший интерес представляют критические периоды, в которых основными для человека, его личности становятся проблемы адекватной половой и возрастной идентификации. В ходе решения этих проблем человек, изменяющийся биологически, овладевает новыми социальными стереотипами поведения как инструментами своего продуктивного личностного развития.
Белкин И.А. выделяет три этапа адекватного психологического присвоения новых полоролевых отношений.
Первый этап – установочный. Необходимым условием положительной установки субъекта к новой половой роли является создание и принятие им “идеального образца”, эталона маскулинности. Эталон не может быть абстрактным, он хотя бы в общих чертах должен включать в себя особенности поведения конкретных людей, к которым субъект положительно настроен и на которых хотел бы походить. Второй этап – имитационный – заключается для субъекта в том, чтобы добиться максимального сходства с выбранным эталоном в полоролевом поведении. Решающее значение имеет для этого сам факт переодевания в соответствующую одежду и возможность называть себя другим, отвечающим новому полу именем. Важным условием освоения новой половой роли является общение с другими людьми (например, в ролевой игре), которое позволяет субъекту постоянно контролировать себя по их реакциям на его действия, слова, поступки. Процесс автоматизации двигательных и других навыков существенно зависит от эмоционального сопереживания с субъектами своего пола в ходе общения. Показательно, что манера поведения, отвечающая новой половой роли, на данном этапе несколько демонстрирована. Третий этап – трансформационный – связан с существенными изменениями, коррекцией принятого стереотипа поведения, которые отвечают индивидуальным особенностям человека. На смену идентификации с “идеалом”, ряд черт которого теряет ореол, приходит важное ощущение признания своего нового полового статуса окружающими людьми, тождественности с собственным полом. Конечно, человеку предстоит еще выработать новые ценностные ориентации, по-новому увидеть мир и себя в нем. Однако с завершением половой идентификации адекватное поведение человека уже не требует произвольного контроля и рефлексии собственной половой принадлежности.
Подобные психологические проблемы могут ставить перед человеком и естественные изменения его организма, наступающие с возрастом. Необходимость осмысления сложившихся жизненных связей и переоценки ценностей делает эти проблемы личностными. Личностное развитие человека продолжается в течение всей его жизни. Но хотя характер жизненных проблем, возникающих перед взрослым, самостоятельным человеком, зрелой личностью, может быть связан с половой и возрастной принадлежностью, пути и способы решения этих проблем уже не зависят только от нее. Половозрастные психические особенности человека как организма и социального индивида представляют собой устойчивые инварианты разнообразных индивидуальных сочетаний.
Завершая рассмотрение вопроса, отметим, что подчас те или другие психические свойства, определяемые возрастом и полом, существуют для их носителей как бы естественно и безотчетно: человеку, обладающему этими свойствами, не обязательно их осознавать. Однако общее знание о них помогает правильно строить отношения с представителями другого пола и между людьми разных возрастов.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.