В XIV в. начался процесс возвышения Москвы. 3 этом немалую роль сыграла православная церковь и ее деятели. В эпоху правления Ивана Калиты русским митрополитом был Петр (1308—1326 гг.). Он посещал Орду, где вел сложную дипломатическую игру в пользу московского князя, его очень уважали ордынцы. Петр стал первым русским митрополитом, который, чувствуя историческую перспективу, переехал из Владимира в Москву. В Кремле в это время был заложен Успенский собор (простоявший до времени царствования Ивана III) — один из главных храмов Руси. Митрополит Петр умер в Москве, его гробница находится в современном Успенском соборе Кремля, впоследствии его канонизировали как русского святого. В процессе объединения Руси религиозная идея вновь выступила как консолидирующая. Ни принадлежность к этносу (народу, нации), ни принадлежность к языку не являлись в то время столь важным фактором, как религиозная общность. Русские монастыри были оплотами освоения новых труднодоступных территорий, они несли свет культуры, образования в самые дальние уголки страны. Постепенно монастыри стали превращаться в большие экономические единицы, обрастая землями, имуществом (монастырские вотчины). Яркий тому пример — Троицкий монастырь, основанный Сергием Радонежским (XIV в.). Сын переселенных под Москву в город Радонеж (ныне исчезнувший с лица земли) ростовских бояр, он основал монашеский скит на горе Маковец, среди лесов и болот. К Сергию приходили монахи, селились рядом. Огромный духовный авторитет сделал его известнейшим и влиятельнейшим человеком на Руси. Сергий всегда избегал власти и богатства, желая «пребывать в нищете», как подобает настоящему монаху. Но после его смерти в монастырь стали стекаться огромные пожертвования, превратившие Троицкий монастырь в богатый крупнейший центр, поддерживавший московских князей в их борьбе за первенство.
Времена Сергия Радонежского (середина и вторая половина XIV в.) совпали с правлением Дмитрия Донского и знаменитой Куликовской битвой, благословение на которую князь получил именно у Сергия. XIV в. оказался богат на значительных и талантливых людей, стоявших на высших ступенях иерархии. Это, например, митрополит Алексий (воспитавший князя Дмитрия и отстоявший его права на великое княжение), управлявший церковью с 1353 по 1378 г. После смерти Алексия разыгралась «смута на митрополии», объявилось сразу несколько претендентов, провозгласивших себя митрополитами, но с 1390 г. на престоле утвердился Киприан (из болгарского города Цамблаков), проведший важные церковные реформы и перенесший из Владимира в Москву икону Владимирской Богоматери — главную святыню Руси.
В XV в. усилился натиск католичества на русские земли. Как уже говорилось, киевская митрополия стала в это время независима от Москвы. Произошел разрыв Московского митрополита с константинопольским патриархом (Константинополю и Византии оставались считанные дни жизни до завоевания турками). Это произошло так. В 1438—1439 гг. в Италии состоялся Феррарско-Флорентийский церковный собор, на котором присутствовал глава русской церкви митрополит Исидор (грек по национальности). Он был сторонником заключения союза (унии) с католичеством и подписал соответствующий документ, вопреки воле русских князей и подавляющего числа деятелей русской церкви (Исидор находился под влиянием идей западного гуманизма и, видимо, считал, что Русь должна идти в своем развитии по пути, близком к западному). Унию на Руси не приняли, а Исидора по возвращении с Собора лишили сана и заточили в Чудов монастырь. Княживший тогда Василий III (отец Ивана Грозного) решил в конце концов не препятствовать бегству Исидора, который скрылся в соседней Литве. Что касается константинопольского патриарха, то он подписал Унию, рассчитывая на помощь католической церкви против угрозы турецкого завоевания. Его надежды не оправдались, а «вероотступничество» стало окончательным толчком к разрыву с Москвой.
В 1596 г. еще одна Уния с католичеством была подписана в Бресте украинскими и белорусскими иерархами. Возникла униатская церковь, православная по обрядам, но католическая по догматике. Униаты подчинились римскому папе. Эта церковь просуществовала до XX в., имея некоторое количество приверженцев в Западной Украине и Белоруссии. В 1946 г. она была ликвидирована (в связи с установлением в этих районах Советской власти), но сейчас возродилась. Еще несколько лет назад униаты активно боролись за возврат им церквей, отобранных и отданных в свое время русской православной церкви.
Во второй половине XV в. (время правления Ивана III) сложившееся русское государство окрепло и усилилось. Так как Византия пала под ударами турок в 1453 г., русская церковь стала фактически независимой (русские говорили, что Византию погубила Уния с католиками). Иван III женился на византийской принцессе Зое (Софье) Палеолог, приехавшей в Россию из Италии, где она жила после падения Константинополя. Этим обстоятельством пытался воспользоваться римский папа, чтобы «окатоличить» Русь, но попытка использовать Софью Палеолог провалилась. Время Ивана III — это время строительства стен Московского Кремля и его главных соборов. Москва возвысилась политически и духовно. Был принят герб Русского государства (двуглавый орел и другие символы власти, заимствованные от Византии. Вскоре после смерти Ивана III псковский монах Филофей выдвинул идею «Москва — третий Рим» (два первых Рима пали из-за вероотступничества правителей, а Москва — нынешний и будущий оплот православия — благодаря истинной вере навечно останется центром христианского мира). При Иване III в России появилась ересь «жидовствующих», пришедшая из Новгорода (этот город всегда был центром еретичествана Руси, благодаря своему торгово-промышленному характеру, активным связям с Европой и стремлением к независимости от Москвы). Еретики отрицали Троицу, божественную сущность Христа, пытались сблизить христианство с иудаизмом (отсюда их название). Считающееся сейчас оскорбительным слово жид — не что иное, как искаженное — «иудей». Это звучание было заимствовано в русском языке из французского. Точно об этом учении мало что известно (источники не сохранились). Его сторонники занимались естественными науками и, очевидно, имели некую политическую программу. Один из русских митрополитов (Зосима) сочувствовал «жидовствующим». Некоторое время под их влиянием находился и сам Иван III, но затем он изменил свое мнение, а руководители этой ереси были в конце концов казнены — утоплены в железной клетке подо льдом Москвы-реки. Движение «жидовствующих» можно рассматривать как отдаленную реакцию русского общества на начавшуюся Реформацию в Европе (вспомните тему «Протестантизм»).
В XV—XVI вв. разгорелась острая дискуссия о том, может ли церковь владеть имуществом. За богатую и влиятельную церковь выступали последователи игумена одного из монастырей Иосифа Волоцкого (их называли иосифляне). За идеалы раннего христианства, за церковь бедную, но авторитетную духовно, выступали так называемые нестяжатели: Нил Сорский, Максим Грек (крупнейший православный философ той эпохи) и др. В этой дискуссии тоже можно обнаружить некоторые отголоски нарождавшейся Реформациив Европе. Иосифляне победили в долгом и упорном споре: православная церковь в России стала еще более могущественной и влиятельной.
В период правления Ивана IV Грозного (вторая половина XVI в.) русская православная церковь продолжала наращивать свое духовное, культурное и политическое влияние. В 1547 г. состоялся обряд помазания Ивана на царство, что способствовало утверждению власти русского царя, как «данной от Бога». Царь Иван проявлял немалую религиозность. Переписка царя показывает его широкую образованность в религиозно-философской области и умение отстаивать свои позиции в полемике с идейными противниками. С церковью у Ивана были сложные отношения: он много грешил в своей жизни, но много и жарко каялся в своих грехах. Кроме таланта публициста и спорщика по философским, религиозным и политическим вопросам у него имелись и другие способности, в том числе музыкальные, он даже писал церковную музыку. Сохранилась стихира (песнопение), сочиненная им в честь московского митрополита Петра (см. выше), которого Иван очень уважал.
В XVI в. продолжалась христианизация окраин Руси, в том числе вновь присоединенных районов Поволжья, Урала и Западной Сибири. В годы правления Ивана была проведена частичная секуляризация (отторжение в пользу государственной казны) некоторого имущества церкви. Нередко Иван делал попытки подчинить себе церковь и ее руководителей. С 1542 по 1563 г. русским митрополитом являлся Макарий, близкий к царю. В 1551 г. по инициативе Макария прошел знаменитый Стоглавый собор (его решения записаны в ста главах - отсюда и название.), который укрепил дисциплину среди священнослужителей и монахов, ввел некоторые новшества в иконописание, способствовал открытию «книжных училищ» при церквях для обучения грамоте, решил некоторые вероучительные и канонические вопросы. Еще один, близкий к царю авторитетный священник — протопоп Сильвестр написал книгу «Домострой». В ней говорится об устройстве жизни человека, дома и быта на основе православия. Порядки, утверждаемые «Домостроем», весьма суровы, поэтому выражение «домостроевский быт» часто употребляется с негативным оттенком (но в основном если речь идет о вопросах положения женщины в семье). Сейчас эта книга переиздана, и вы можете сами познакомиться с ее интереснейшим содержанием. За долгое правление Ивана IV (51 г.) сменилось несколько митрополитов. Одним из них был Филипп (Колычев). Царь (которому принадлежало решающее слово при выборе) указал ,на него, надеясь, что тот не будет вмешиваться в его семейные дела (как известно, Иван менял жен, не сообразуясь с церковными правилами). Но Филипп оказался главным обличителем злодеяний Ивана в период опричнины, за что был сослан в отдаленный монастырь и задушен там главой опричников Малютой Скуратовым. Митрополита Филиппа впоследствии канонизировали, а его прах сначала находился в Соловецком монастыре, а затем, через сто лет, был перевезен в Москву патриархом Никоном.
В последние годы XVII в., когда на царском престоле находился сын Ивана Грозного Федор Иоаннович, русская церковь получила формальную независимость (автокефалию) от константинопольского патриарха (который сохранял свою весьма ограниченную духовную власть в условиях турецкого мусульманского завоевания территории Византии). В 1589 г. состоялось торжественное наставление в патриархи Московские и всея Руси Иова (аскетичного монаха, знатока Священного писания и церковного предания, духовной литературы и музыки). Иов был ставленником и близким сподвижником будущего царя Бориса Годунова. Годунов помог Иову занять патриарший престол, а Иов, в свою очередь, посодействовал Борису стать русским царем. Вскоре грянул поход Лжедмитрия I. Царь Борис умер, его сына убили, а самозванец занял Москву. Иов оказался верен памяти Годунова, отказался признать нового царя, за что был сослан в Старицкий монастырь, где умер во время правления Василия Шуйского. Иов канонизирован православной церковью в 1989 г.
В период «смутного времени» церковь вдохновляла народ к сопротивлению захватчикам. Особо известен в этой связи патриарх Гермоген (третий русский патриарх). Он занял независимую и патриотическую позицию в самый тяжелый период смуты, когда государство фактически развалилось, а в Москву, оккупированную поляками, уже ехал занять трон польский королевич Владислав. Он требовал от Владислава принять православие до его воцарения на Руси, а также ухода вооруженных поляков из русских пределов (но допускал, чтобы польский королевич стал царем!) И даже такая умеренная программа и отказ патриарха обратиться к русскому народу с призывом прекратить сопротивление полякам привели к тому, что Гермогена уморили голодом в темнице Московского Кремля. В 1613 г. на русский трон избрали первого царя династии Романовых — Михаила. С 1619 по 1633 г. (Михаил умер в 1645 г.) патриархом был его отец Федор Никитич Романов (Роман — имя его деда; отсюда и фамилия новой династии). Филарет (церковное имя) — это четвертый патриарх в русской истории и соправительМихаила. Влияние Филарета было огромно. В этом отрезке русской истории наиболее полно воплощены идеалы самодержавия: патриарх и царь относятся друг к другу как отец и сын (так оно и было фактически). Патриарх (власть духовная) выше светской власти, и царь почитал его по «превосходящему сиятельству». Духовная власть церкви нравственно ограничивала, контролировала и направляла царя-самодержца. Но эта гармония в русской истории продолжалась недолго...