Становление и формирование пенитенциарных систем развитых зарубежных стран, в той или иной мере сходно с формированием российской уголовно-исправительной системы. Остановимся на наиболее замечательных и наиболее любопытных примерах этих систем.
Исполнение наказания в США.
Наиболее значимый вклад в развитие мировой пенитенциарной практики и науки внесли так называемые пенсильванская и оборнская системы, молодёжные реформатории.
В 1786 г. в штате Пенсильвания, для лиц отбывающих наказание в виде л/с , была открыта новая тюрьма, которая получила название «пенитенциарий» (от латинского «раскаяние»). Идея формирования системы исправления принадлежала представителям религиозной секты квакеров (об этом в первых лекциях мы уже говорили). Преступление рассматривалось как грех, искупить который можно только раскаянием. Раскаяние , по мнению квакеров, возможно было только в условиях исключительной изоляции и в неистовом обращении к богу. Требовалось уединение и молчание. К этому и был приспособлен пенитенциарий. За малейшее отступление от этого правила наступало наказание в виде пыток железом, огнём и оковами. Система оказывала на осужденных мощное устрашающее воздействие и подавляла психику.
Указанная система не достигла ожидаемого религиозного воспитания, однако выполняла задачу специальной превенции новых преступлений. В связи с чем получила распространение в США и Англии.
В 1816 г. в г. Оборне штата Нью-Йорк был построен ещё один уникальный пенитенциарий, отбывание наказаний в котором основывалось на реализации двух начал: с одной стороны попытка добиться раскаяния осужденного путём системы молчания под угрозой телесных наказаний и пыток, а с другой стороны – на реализации идей экономической и исправительной выгоды коллективного производительного труда осужденных.
Днём широко использовался дешёвый совместный труд заключённых, а ночью они отправлялись раскаиваться за содеянное в одиночные камеры. Эта система получила название оборнской. Сочетание каторжного физического и психологического воздействия на осужденных в условиях возможного получения капиталистической прибыли , оказалось весьма привлекательным для развивающегося капитализма. Система получила распространение не только в Штатах но и в Европе.
В 19 веке начинаются поиски вариантов л/с с использованием прогрессивной системы отбывания наказаний. В США, в результате начинают закрепляться молодёжные реформатории, сочетающие в себе атрибуты тюрьмы и воспитательного воздействия. Первый реформаторий был открыт в 1876 г. в г. Эльмайре, штат Нью-Йорк. В нём отбывали наказание лица в возрасте от 16 до 30 лет. В качестве средства воздействия на осужденных использовался труд, общеобразовательное и профессиональное обучение, обучение военному делу и приближённая к воинской дисциплина. Прогрессивная система состояла в том, что все заключённые, отбывающие л/с в реформатории делились на три класса, пребывание в каждом из которых связывалось с различными условиями содержания. Вновь прибывшие зачислялись в средний класс. Вёл себя достойно – в высший класс, - погано – в низший. Система получила распространение в США и за его пределами.
В 20 веке Штаты искали наиболее приемлемый вариант системы. Пенитенциарная практика в этот период представляла довольно пёструю картину в каждом штате.
К настоящему времени исполнение наказаний, не связанных с лишением свободы регламентируется предписаниями уголовного и уголовно-процессуального характера, а лишение свободы пенитенциарными нормами.
Действующие нормы представлены в: разделе 18 «Кодифицированное уголовное и уголовно-процессуальное законодательство» (часть 1 «Преступления», часть 2 «Уголовный процесс», часть 3 «Тюрьмы и заключённые») Свода законов США.
Наиболее часто за совершение преступных деяний американские суды применяют пробацию, штраф и тюремное заключение.
Пробация близка по своему существу российскому условному осуждению, по реальному содержанию является разновидностью наказания, не связанному с лишением свободы. Обязательные условия пробации – несовершение в течение срока пробации нового преступления. Пробация предполагает назначение дополнительных ограничительных условий на осужденного в том числе: материальная поддержка иждивенцев. Материальная реституция потерпевшим, добросовестная работа, профессиональная подготовка, воздержание от посещения определённых мест, от определённого занятия, от алкоголя, прохождение медицинского лечения, постоянный отчёт перед чиновником службы пробации и т.п. Если осужденный нарушает условия пробации, то по инициативе службы пробации она заменяется судом на другой вид наказания или продлевается.
Самое распространённое уголовное наказание в США – штраф. Самый крупный на физических лиц за фелонию или мисдиминор, повлекший лишение жизни – 250 тыс. долларов, остальные 10 тыс. Юридические лица 500 тыс. Уплата штрафа должна производиться немедленно если суд не потребует уплаты к определённой дате или не установит график. Если виновный добровольно осуществил реституцию пострадавшему, он может подать заявление в суд об отмене невыплаченной суммы штрафа.
Исполнение наказания в виде лишения свободы осуществляется в США в исправительных учреждениях в систему которых входят федеральные, штатов и местные(окружные и муниципальные) тюрьмы. До н.в. существенно влияние пенсильванской и особенно оборнской системы. Поддерживается строгий режим и элементы прогрессивной системы отбывания наказания.
Федеральные ИУ делятся на 4-ре вида: минимальной, средней, максимальной и чрезвычайной безопасности.
Тюрьмы средней безопасности (пенитенциарии, реформатории) относятся к исправительным учреждениям закрытого типа с вооружённой охраной. Заключённые могут выходить на работу за пределы тюрьмы.
К классическим тюрьмам, с высокими стенами сторожевыми вышками , строгим режимом относятся тюрьмы максимальной и чрезвычайной безопасности. Вывод заключённых за пределы этих тюрем запрещён.
В местных тюрьмах содержатся наименее опасные категории заключённых – осужденные за деяния связанные с пьянством, нарушение общественного порядка, мелкие кражи.
Несовершеннолетние отбывают наказание в молодёжных реформаториях либо воспитательных школах, где устанавливается более мягкий режим. Существуют в некоторых штатах центры дневного содержания. На ночь несовершеннолетние из этих ИУ направляются домой. Такой порядок снижает негативное воздействие, противодействует рецидиву.
Иллюстрационный материал:
Тюрьма строгого режима Pelican Bay State Prison расположена около города Кресент в округе Дел-Норт, Калифорния. Для содержания самых опасных преступников Калифорнии выделено 275 акров (111 га). Здесь отбывают наказание убийцы и бандиты одной из жестоких банд Nuestra Familia, члены которой в Салинас зверски убили Майкла Кастильо. Тюрьма Pelican Bay открыта в 1989 году в удаленном лесном массиве в 11 милях от границы штатов Калифорния и Орегон и далеко от крупных городов районов Калифорнии. Первоначально разработанная для размещения 2550 заключенных, с 2006 года эта тюрьма содержит 3301 заключенных, почти все из которых относятся к максимальной опасным для общества. Осужденные находятся в изолированной камере 22,5 часа в день и лишь на один час выходят в небольшой крытый двор. Лесная идиллия не мешает Pelican Bay оставаться местом для содержания самых опасных преступников Калифорнии. Тюрьма охраняется 11 сторожевыми вышками. «Изюминкой» новой тюрьмы являются Х-образные здания, где 1300 самых закоренелых преступников государства находятся в полной изоляции. Закоренелые преступники Калифорнии смотрят на мир через перфорированные отверстия из камеры тюрьмы. В тюремную библиотеку заключенные ходят скованные одной цепью. У заключенных, находящихся в своих камерах 23 часа в сутки, есть достаточно времени, чтобы сделать оружие из самых простейших материалов. Коллекция конфискованных ножей и заточек растет ежедневно. Заключенные находятся в камерах Pelican Bay 23 часа в сутки и только час в комнате для физических упражнений размером 10 х 20 футов (3 х 6 метров). За тем, что происходит в помещении с десятью клетками для особо опасных преступников надзиратель тюрьмы Pelican Bay наблюдает с винтовкой в руках из безопасного помещения.
Тюрьма Butner Federal Prison (Северная Каролина, США) В США не только довольно репрессивная пенитенциарная система, но еще и неравная. Для "белых воротничков" тут построен федеральный исправительный комплекс Батнер. Бизнесмены, уличенные в мошенничестве (например известный Берни Мэдофф), отбывают свое наказание здесь. В камерах есть даже кабельное телевиденье.
Исполнение наказания в Великобритании.
Великобритание родина двух основоположников пенитенциарной науки Д. Говарда (1726-1790) и И. Бентама (1748-1832). Они разработали и предложили обществу классические проекты пенитенциарных систем, в которых основным средством исправления объявлялся труд, обучение трудовым специальностям, общее образование, нравственное воздействие на личность. Их идеи не реализованные при жизни , в силу опережающего значения , в последующем имели громадное прогрессивное воздействие на пенитенциарные системы мира, в том числе и России.
В 19 веке начала функционировать английская прогрессивная система отбывания лишения свободы, которая предусматривала длительное одиночное заключение, с последующим переводом заключённых в общую камеру, где режим распадался на три ступени. Движения по этим ступеням с приобретением льгот зависело от поведения заключённого. Срок распределялся на: пробный период (одиночное заключение), исправительный период (общее заключение с принудительными работами), условно-досрочное освобождение ( по отбытию не менее ¾ срока наказания.
Международную известность имеет борстальская система исполнения наказания в виде лишения свободы преступников в возрасте от 17 до 21 года. (г. Борсталь в графстве Кент). Заключённые содержались здесь от 6-ти месяцев до 2-х лет в условиях строгих режимных правил, с обязательным привлечением к труду, профессиональным и общим образованием. Впитали лучшие идеи Говарда, Бентама, а также достоинства американских молодёжных роеформаториев, отвергнув идею неопределённых приговоров.
Правовое регулирование исполнения наказаний исполняется в Великобритании посредством использования положительных прецидентов и статутного права.
Судебный прецедент появился в Англии в 12 веке, когда Суд Королевской Скамьи выработал нормы об ответственности за наиболее тяжкие преступления (фелонии), а в 14 веке – за менее тяжкие преступления (мисдиминоры). До сих пор эти судебные прециденты применима в Великобритании. С 13 века, для удобства пользования они издавались рукописно, именовались «ежегодники», а с 1864 г. начинают выходить ежемесячные отчёты о судебной практике под названием «Law Reports». В настоящее время наиболее авторитетными в сфере применения уголовного закона являются судебные отчёты «Aii England Report» и « The Criminal Appeal Reports». Однако прецедентное право всё более вытесняется правом статутным.
Роль статутного права усилилась со второй половины 19 века. Первые кодификации появились в 1855 г. (против личности и кражи) – не удачные попытки. До настоящего время сочетается прецедентное , уголовное и уголовно-пенитенциарное право. Наиболее значимые: Закон о тюрьмах 1952 г., Закон об уголовном праве 1967 г., Законы об уголовной юстиции 1982 и 1991 г., Закон о преступлении ( наказании) 1997 г.
Особый интерес представляют некоторые действующие в Великобритании меры, не связанные с лишением свободы (отсрочка приговора, пробация, предоставление услуг обществу), а также современная пенитенциарная система.
Отсрочка – система позволяющая преступнику показать, что ещё до исполнения он встал на путь раскаяния и принял меры к ликвидации вредных последствий. Иначе – цели наказания начинают реализовываться до его назначения.
Пробация – возможно издание приказа судом о пробации вместо назначения л/с., с наложением определённых обязанностей, проживать может в исправительном общежитии, исправительном пункте или дневном воспитательном центре. В случае нарушений требований пробации, мировой судья применяет меры, вплоть до назначения иного наказания.
Разновидностью наказания без л/с является приказ «о предоставлении услуг обществу», которые состоят в выполнении бесплатных работ (от 40 до 240 часов). Наказание такое только с согласия осужденного , выражается в выполнении общественных работ организуемых службой пробации.
Пенитенциарная система Англии состоит из центральных и местных тюрем. В местных тюрьмах содержатся подследственные и подсудимые, осужденные на краткие сроки наказания, не уплатившие штраф, несовершеннолетние до 21 года. А также выступают в качестве классификационных мест для всех остальных преступников.
Центральные пенитенциарные учреждения делятся на 3-и класса. Для кратких, средних и длительных сроков и бывают открытого и закрытого типа.
Открытого типа не имеют вооружённой охраны, решёток на окнах, возможна работа за пределами ИУ. Тюрьмы закрытого типа функционируют в классическом стиле..
Исполнение наказания во Франции.
Франция родина континентального права. Источником служит не судебный прецидент, а кодифицированный закон и подзаконные акты.
До 1994 г продолжал действовать принятый в 1810 г. Уголовный кодекс, новый кодек введён с 1994 г., он в большей мере обеспечивает защиту прав человека, принципы правового государства, гуманизацию уголовной ответственности и наказания. Система уголовных наказаний состоит из трёх частей: преступления, уголовные проступки, уголовные нарушения.
За совершение преступлений могут быть назначены: пожизненное заточение или заключение, заточение или заключение на срок до 30 лет, тоже на срок до 15 лет. Продолжительность срочного заточения или заключения составляет не менее 10 лет.
Уголовные проступки влекут исправительные наказания: тюремное заключение до 10 лет, штраф, неоплачиваемые работы, лишение или ограничение прав.
Совершение уголовного нарушения влечёт штраф и лишение или ограничение прав. Суд может применить в виде временного (до десяти лет за преступление, до 5-ти лет за уголовный проступок) лишения политических, гражданских и семейных прав: право голосовать, быть избранным, отправлять правосудие, выступать защитником, стороной в суде, быть опекуном или попечителем.
Пенитенциарная система Франции включает центральные и местные тюрьмы для взрослых и специальные исправительные заведения для несовершеннолетних.
Иллюстрационный материал:
Тюрьма Санте (фр. prison de la Santé ) — пенитенциарное заведение в г. Париже, расположенное в 14-м административном округе, в южной части города, в районе Монпарнаса, улица la Santе, 42. Санте была построена в 1867 г. по проекту архитектора Эмиля Водреме. В 1899 г., после упразднения пересыльного пункта Ла-Рокет в Санте стали помещать осужденных на каторгу или на смертную казнь. На сегодня это единственная тюрьма, оставшаяся в пределах французской столицы. Название, в переводе означающее буквально «здоровье», происходит от имени расположенной рядом парижской улицы. Заключенные размещаются по корпусам (блокам) в зависимости от их национальной принадлежности. Так, в блоке A содержатся выходцы из Восточной Европы, в блоке B - чернокожие африканцы, в блоке C - арабы из Магриба, в блоке D - выходцы из других стран мира. В тюрьме насчитывается 1400 камер. Это место сложно назвать райским. Как и во всех тюрьмах Франции здесь господствует насилие, деспотия, антисанитарные условия и др. Вода проводится в каждую камеру отдельно, помещения для свиданий с родными и знакомыми представляют собой комнаты размером 4 на 2 метра, без разделительной перегородки между заключенным и посетителем, а встречи проходят без охранников. Гнетущая атмосфера витает над всеми заключенными сутками. Они находятся в таком состоянии, что готовы биться головой о стены, глотать крысиный яд и есть вилки, лишь бы покончить с собой. Условия содержания заключенных можно понять из общей цифры самоубийств заключенных данной тюрьмы. В 1999 году было совершено 124 суицида, в 2002 - 122. Заключенные уходят из жизни самыми разными способами: едят крысиный яд, режут вены, глотают иголки или вилки, (для сравнения: в Калифорнии покончили с собой за тот же период всего 24 человека из 160 тыс. заключенных штата). Об ужасах La Sante рассказала главврач тюрьмы Вероника Вассер в своем дневнике, который она вела в течение 7 лет. Переполненные камеры, возможность принимать душ не чаще двух раз в неделю, употребление в пищу некачественных продуктов - все это приводит к кожным болезням и заражению вшами. Крыс в тюрьме настолько много, что заключенные вынуждены держать свои вещи подвешенными к потолку. La Sante была и остается местом насилия, разврата и зверств, при этом более слабые заключенные превращаются в рабов. Охранники обращаются с заключенными крайне жестоко. «Люди редко выходят оттуда несломленными, без негодования и протеста»… Эти слова сказаны про современную французскую тюрьму. Об условиях, которые ломают человека, рождают чувства гнева и возмущения сказал не кто-то из бывших узников. Их произнес на пресс-конференции главный смотритель за французскими тюрьмами Жан-Мари Деларю. В Париже 10 марта 2010 года он представил свой ежегодный отчет о состоянии французской пенитенциарной системы.
Известные заключенные: Во время второй мировой войны и немецкой оккупации здесь помимо уголовников содержались политические заключенные, в том числе участники Сопротивления и коммунисты. В 1941—1942 г. девять из них были казнены. В числе ее заключенных были такие знаменитости, как поэт Поль Верлен (в 1873 г. за покушение на убийство), и поэт-литератор Гийом Аполлинер (в 1913 г. проходил по делу о краже «Джоконды» из Лувра). Также в застенках La Sante пребывали писатель Виктор Кибальчич, террорист Ильич Рамирес Санчес (более известный как Карлос Шакал), один из видных вишистов Морис Папон; глава российской компании МИКОМ Михаил Живило.
Исполнение наказаний в Японии.
С 19 века приняли прозападную систему. После второй мировой начали преобладать национальные традиции . Штраф самый распространённый вид наказания – 90%, однако предусмотрены л/с с привлечением к труду и без, а также смертная казнь. Те же классификационные центры и в последующем – тюрьмы.
Общие проблемы совершенствования исполения наказания в зарубежных странах.
Состояние, динамика, изменение структуры преступности, обуславливают появление общих проблем совершенствования исполнения наказаний. К наиболее актуальным из них относятся :
- Повышение эффективности исполнения наказаний без изоляции осужденных от общества с тем, чтобы они могли служить альтернативой лишению свободы. Причина в известном парадоксе - ЛС ставит цель приучить осужденного к общественно-полезному образу жизни, а средством избирает изоляцию от общества, т.е. той среды, где он должен научиться жить. Альтернативы – различные общественные бесплатные работы и их поиск продолжается.
- Поиск вариантов эффективного исполнения лишения свободы в отношении исправимых преступников – общая проблема заключающаяся в том, что не смотря на парадоксы л/с, другого достаточно репрессивного наказания для преступников представляющих значительную опасность для общества – человечество не придумало. Здесь обозначилась потребность в строгой селекции впервые осужденных и многократного рецидива.
- Разработка рациональных способов исполнения л/с в отношении рецидивистов и других категорий преступников , упорно не желающих встать на путь исправления. Вопросы: следует ли упомянутых преступников считать неисправимыми со всеми вытекающими последствиями, либо есть варианты исправления. Как и до какого предела защищаться.
- Отдельные авторы называют и другие проблемы, например:
1) Переполненность пенитенциарных учреждений
2) Состояние пенитенциарных учреждений
3) Ограниченность ресурсного обеспечения пенитенциарных учреждений
4) Безработица среди осужденных
5) Распространение среди осужденных туберкулёза и другое.
Международные акты об обращении с осужденными.
Изучение процесса формирования и развития сферы международных актов об обращении с осужденными показывает, что проблему эту можно представить состоящей из 4-х основных частей: 1) история международного сотрудничества в области обращения с осужденными; 2) система действующих международных актов об обращении с осужденными; 3) основное содержание международных стандартов обращения с осужденными к мерам, несвязанными с лишением свободы; 4) основное содержание международных стандартов обращения с осужденными к наказанию в виде лишения свободы.
Истории мы ранее касались.
Система международных актов – содержит стандарты поведения в данной области, классифицируется по 3-м основаниям: 1) масштабом действия, 2) специализации, 3) обязательности для государств-применителей.
Выделяются:
1) Акты общего характера (Всеобщая декларация прав человека 1948г.)
2) Специализированные акты (Минимальные стандартные правила обращения с заключёнными 1955 г.)
***
(К Теме Уголовно-исполнительная система РФ. Концепция развития до 2020 г.)
Утверждена
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 14 октября 2010 г. N 1772-р
КОНЦЕПЦИЯ
РАЗВИТИЯ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДО 2020 ГОДА
(извлечение)
II. Общие положения, цель и задачи Концепции
Концепция предусматривает основные направления, формы и методы совершенствования и развития уголовно-исполнительной системы, ее взаимосвязь с государственными органами и институтами гражданского общества, обеспечивающую функционирование уголовно-исполнительной системы на период до 2020 года.
Основными целями Концепции являются:
повышение эффективности работы учреждений и органов, исполняющих наказания, до уровня европейских стандартов обращения с осужденными и потребностей общественного развития;
сокращение рецидива преступлений, совершенных лицами, отбывшими наказание в виде лишения свободы, за счет повышения эффективности социальной и психологической работы в местах лишения свободы и развития системы постпенитенциарной помощи таким лицам;
гуманизация условий содержания лиц, заключенных под стражу, и лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы, повышение гарантий соблюдения их прав и законных интересов.
Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:
совершенствование уголовно-исполнительной политики (организации исполнения наказаний), направленной на социализацию осужденных;
изменение структуры уголовно-исполнительной системы, создание новых видов учреждений, осуществляющих исполнение наказаний в виде лишения свободы, отказ от коллективной формы содержания осужденных;
осуществление раздельного содержания осужденных с учетом тяжести совершенного преступления и криминологической характеристики осужденного;
изменение идеологии применения основных средств исправления осужденных в местах лишения свободы с усилением психолого-педагогической работы с личностью и подготовки ее к жизни в обществе;
разработка форм проведения воспитательной работы, организации образовательного процесса и трудовой занятости осужденных в новых условиях отбывания наказания;
модернизация и оптимизация системы охраны исправительных учреждений и следственных изоляторов, укрепление материальной базы следственных изоляторов, исправительных учреждений, уголовно-исполнительных инспекций;
повышение эффективности управления уголовно-исполнительной системой с учетом ее новой структуры, в том числе путем формирования современной информационной и телекоммуникационной инфраструктуры;
расширение сферы применения наказаний и иных мер, не связанных с лишением свободы;
обеспечение необходимого уровня социальной защиты работников уголовно-исполнительной системы;
внедрение современных технологий и технических средств в практику исполнения наказаний;
совершенствование ведомственного контроля за деятельностью уголовно-исполнительной системы, обеспечение гласности в деятельности уголовно-исполнительной системы, ее подконтрольности институтам гражданского общества, создание условий для участия общественности в решении стоящих перед уголовно-исполнительной системой задач;
развитие международного сотрудничества с пенитенциарными системами иностранных государств, международными органами и неправительственными организациями.
III. Основные направления развития
уголовно-исполнительной системы
1. Совершенствование уголовно-исполнительной политики
В рамках совершенствования уголовно-исполнительной политики планируются следующие мероприятия:
совершенствование уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации, направленного на изменение структуры уголовно-исполнительной системы и создание новых видов учреждений, осуществляющих исполнение наказаний в виде лишения свободы;
поиск и использование новых форм и методов исправительного воздействия на осужденных, организационных механизмов социальной работы с осужденными, закрепление в уголовно-исполнительном законодательстве Российской Федерации форм социальной, психолого-педагогической работы с осужденными в качестве основного средства исправления осужденных;
дополнение системы поощрений осужденных иными стимулами к правопослушному поведению и активной ресоциализации;
дифференциация содержания осужденных в зависимости от характера и степени общественной опасности совершенных ими преступлений, поведения во время отбывания наказания, криминального опыта (раздельное содержание впервые осужденных к лишению свободы и ранее отбывавших наказание в виде лишения свободы, расширение оснований направления в колонию-поселение, с одной стороны, и перевода на тюремный режим, с другой стороны);
закрепление в уголовно-исполнительном законодательстве Российской Федерации новых форм надзора за поведением осужденных с использованием электронного мониторинга спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS;
подготовка предложений о внесении изменений в законодательство Российской Федерации, предусматривающих применение электронных средств контроля по месту жительства подозреваемого, обвиняемого в совершении преступлений в качестве альтернативы содержанию под стражей;
оптимизация размещения мест отбывания наказания на территории страны, в том числе для сохранения социально полезных связей осужденных, доступности места отбывания наказания для родственников, за исключением случаев, требующих изоляции членов организованного преступного сообщества, а также обеспечения безопасности самого осужденного.
2. Реформирование системы учреждений, исполняющих
наказания в виде лишения свободы, и совершенствование
их организационно-структурного построения
Реформирование системы учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы, предполагает:
изменение видов исправительных учреждений для содержания осужденных в местах лишения свободы с фактическим прекращением их коллективного содержания, постоянного пребывания осужденных в состоянии стресса, обусловленного необходимостью лавирования между требованиями администрации и основной массы осужденных;
создание правовых и организационных условий для замены существующей системы исправительных учреждений на 2 основных вида учреждений – тюрьмы (общего, усиленного и особого режимов) и колонии-поселения (с обычным и усиленным наблюдением) при сохранении учреждений, созданных для выполнения специальных задач, - лечебно-исправительных и лечебно-профилактических. Преобразование воспитательных колоний для несовершеннолетних в воспитательные центры для лиц, совершивших преступление в несовершеннолетнем возрасте;
разработку основанных на стандартах Европейских пенитенциарных правил (2006 год) моделей тюрьмы и колонии-поселения с учетом требований безопасности общества и персонала уголовно-исполнительной системы, а также необходимости реализации целей исправления осужденных;
разработку технической документации, финансово-экономического обоснования, архитектурных проектов тюремных зданий, отвечающих требованиям европейских стандартов;
раздельное содержание осужденных к лишению свободы, способных к ресоциализации с учетом тяжести и общественной опасности совершенных ими преступлений, сведений об их личности, поведения в местах лишения свободы, отношения к совершенному преступлению, с одной стороны, и осужденных, совершивших особо тяжкие преступления, прочно усвоивших и распространяющих элементы поведения криминальной среды, с другой стороны.
3. Повышение эффективности управления
уголовно-исполнительной системой, использование
инновационных разработок и научного потенциала
4. Обеспечение международных стандартов
обращения с осужденными в местах лишения свободы и лицами,
содержащимися под стражей
Обеспечение режима и безопасности
Размещение осужденных в многоместных общежитиях делает невозможным пресечение нежелательных контактов между ними. Установленные в настоящее время законом принципы раздельного содержания осужденных не позволяют эффективно решать эту проблему.
В то же время преодоление угрозы сплочения криминально ориентированных осужденных и лиц, содержащихся под стражей, действий, дезорганизующих деятельность учреждений, не обеспечивается в условиях коллективного содержания указанной категории лиц.
С учетом этого предлагается:
дифференциация условий содержания осужденных и лиц, содержащихся под стражей, с целью обеспечения выполнения ими установленных правил режима содержания, создание системы изучения факторов, способствующих эксцессам со стороны осужденных, с целью выработки мер, стимулирующих правопослушное поведение, а также усиления ответственности злостных нарушителей установленного порядка отбывания наказания;
создание справедливой и контролируемой системы мотиваций осужденных к законопослушному поведению, влекущему изменение условий отбывания наказания и вида исправительного учреждения, условно-досрочное освобождение или замену неотбытой части наказания более мягким видом наказания, совершенствование порядка участия администрации исправительных учреждений в реализации механизмов условно-досрочного освобождения и замены неотбытой части наказания более мягким видом наказания с учетом поведения и личностных характеристик осужденных;
совершенствование системы мер взыскания в отношении осужденных, нарушающих установленный порядок отбывания наказания, влекущих изменение условий отбывания наказания и вида исправительного учреждения;
повышение эффективности надзора за поведением лиц, содержащихся в исправительных учреждениях, на основе внедрения современных технических средств надзора, повышения качества подготовки работников уголовно-исполнительной системы и улучшения условий несения службы;
разработка комплекса мер по формированию у работников уголовно-исполнительной системы умений и навыков, позволяющих обеспечить эффективное противодействие противоправному поведению со стороны осужденных, а также мер ответственности за нарушение прав осужденных и лиц, содержащихся под стражей;
совершенствование мер предупреждения и пресечения возможных неслужебных связей личного состава уголовно-исполнительной системы с осужденными, преступных связей осужденных между собой и осужденных с лицами, находящимися за пределами исправительных учреждений;
создание системы противодействия преступному поведению осужденных на основе применения современных инженерно-технических средств охраны и надзора, новых технологий и подходов к организации безопасности объектов уголовно-исполнительной системы, а также формирования единой технической политики в области их оснащения комплексами инженерно-технических средств охраны и надзора. Оснащение всех следственных изоляторов и исправительных учреждений современными интегрированными системами безопасности;
применение сотрудниками уголовно-исполнительной системы комплекса индивидуальных профилактических мер по предупреждению правонарушений, в том числе преступлений, совершаемых осужденными;
введение мониторинга за поведением осужденных с помощью технологий электронного контроля (видеонаблюдение, электронные браслеты, беспроводные технологии и др.);
повышение уровня организации специальных перевозок путем оптимизации маршрутов конвоирования и улучшения взаимодействия с государственными органами и организациями, задействованными при выполнении перевозок осужденных и лиц, содержащихся под стражей;
использование спутниковых систем глобального позиционирования для мониторинга за передвижением специальных автомобилей и специальных вагонов для перевозки осужденных, оборудование специальных автомобилей современными средствами видеонаблюдения и связи;
перевод подразделений охраны учреждений уголовно-исполнительной системы на прогрессивные способы несения службы, позволяющие выполнять задачи по изоляции осужденных и лиц, содержащихся под стражей, с привлечением оптимальной численности персонала;
поэтапная замена специальных вагонов моделями новой конструкции, обновление технических средств охраны, надзора и средств связи, установленных на специальных транспортных средствах.
Материально-бытовые условия содержания осужденных и лиц,
содержащихся под стражей
В сфере материально-бытовых условий содержания осужденных и лиц, содержащихся под стражей, предполагается:
завершение к 2017 году строительства и ввода в эксплуатацию 26 следственных изоляторов, условия содержания в которых будут соответствовать европейским стандартам, а также реконструкция объектов действующих следственных изоляторов. Это позволит привести условия содержания подозреваемых и обвиняемых во всех следственных изоляторах в соответствие с законодательством Российской Федерации, устранить основания для обращений российских граждан в Европейский Суд по правам человека;
разработка и утверждение в 2012 году новых видов вещевого довольствия, отвечающих международным стандартам и современным потребительским свойствам, обеспечение новым вещевым довольствием осужденных и лиц, содержащихся под стражей, в полном объеме к 2015 году;
выполнение санитарно-гигиенических требований к условиям содержания осужденных и лиц, содержащихся под стражей, в соответствии с установленными нормативами, повышение нормативов жилой площади для осужденных;
совершенствование организации питания осужденных и лиц, содержащихся под стражей, в соответствии с международными стандартами;
обеспечение продовольственной безопасности и независимости уголовно-исполнительной системы от колебаний конъюнктуры рынка продуктов питания путем постоянного повышения уровня самообеспеченности учреждений уголовно-исполнительной системы основными видами продовольствия в общем объеме финансирования на продовольственное обеспечение;
оптимизация системы закупок для нужд уголовно-исполнительной системы в целях повышения ее экономичности, эффективности и прозрачности, переход на повсеместное использование электронных торгов по закупкам товаров, работ и услуг для нужд уголовно-исполнительной системы.
Медицинское обслуживание
В сфере медицинского обслуживания предполагается:
развитие медицинской службы уголовно-исполнительной системы в соответствии с основными концептуальными направлениями совершенствования системы здравоохранения Российской Федерации;
обеспечение гарантированного объема бесплатной медицинской помощи на основе его рационального распределения между учреждениями (подразделениями) здравоохранения уголовно-исполнительной системы и учреждениями государственной (муниципальной) системы здравоохранения исходя из принципов повышения ее доступности и качества;
участие в реализации федеральных целевых программ, приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения;
формирование системы мер для повышения мотивации здорового образа жизни, создание для этого необходимых условий;
Трудовая деятельность и профессиональная
подготовка осужденных
В сфере трудовой деятельности и профессиональной подготовки осужденных предполагается:
создание условий для трудовой занятости осужденных в зависимости от вида исправительного учреждения, совершенствование производственно-хозяйственной деятельности уголовно-исполнительной системы и повышение экономической эффективности труда осужденных;
широкое использование в качестве одного из основных способов ресоциализации вовлечения в трудовую деятельность осужденных, отбывающих наказание в колониях-поселениях;
разработка новых принципов привлечения к труду осужденных в условиях тюремного содержания и строгой дифференциации их содержания, создание небольших рабочих камер – мастерских и внедрение индивидуальных форм занятости;
проработка вопроса об установлении для учреждений, в которых отбывают наказание несовершеннолетние, специального налогового режима с целью направления доходов от труда осужденных на улучшение условий их содержания;
создание дополнительных рабочих мест и развитие производственной и социальной сферы уголовно-исполнительной системы;
активное привлечение коммерческих организаций к созданию производственных участков в колониях-поселениях;
расширение производства сельскохозяйственной продукции и стимулирование создания колоний-поселений с сельскохозяйственным производством в зонах с благоприятными климатическими условиями;
разработка наиболее перспективных направлений производственной деятельности учреждений уголовно-исполнительной системы в целях приоритетного обеспечения нужд уголовно-исполнительной системы собственным производством и выпуска конкурентоспособной продукции;
обновление производственной базы учреждений уголовно-исполнительной системы с учетом сформулированных направлений и приоритетов производственной деятельности;
оптимизация системы оплаты труда осужденных в целях повышения возможностей компенсации ущерба потерпевшим от преступлений и государству, обеспечение работающим осужденным гарантий, связанных с их трудовой деятельностью, осуществление своевременного пересмотра расценок по оплате их труда в зависимости от изменения производственного процесса, изменение размера части заработанных денежных средств, направляемых на лицевой счет осужденного;
определение прогнозных потребностей в рабочих специальностях и специалистах по отраслям и регионам по укрупненным группам профессий, востребованных на рынке труда;
совершенствование и развитие системы начального профессионального образования и профессиональной подготовки осужденных, сохранение, передислокация, перепрофилирование и создание новых образовательных учреждений начального профессионального образования, реализующих все формы организации образовательного процесса с различным объемом обязательных занятий осужденных;
Социальная, психологическая, воспитательная
и образовательная работа с осужденными
В сфере социальной, психологической, воспитательной и образовательной работы с осужденными предполагается:
создание справедливой и эффективной системы стимулов осужденных к законопослушному поведению, включая совершенствование порядка замены неотбытой части наказания более мягким видом наказания, обновление механизма условно-досрочного освобождения, учитывающего при его применении в отношении осужденного тяжесть совершенного преступления, отбытый срок наказания, рецидив преступления и возмещение ущерба потерпевшим;
предоставление возможности в зависимости от поведения и деятельного раскаяния изменения условий отбывания наказания, а также по решению суда – изменения вида исправительных учреждений;
разработка мер дисциплинарного воздействия за незначительные правонарушения (запрет на занятия спортом и на участие в культурных мероприятиях, запрет на пользование телевизором и прессой, литературой развлекательного характера и т.п.) и новых мер поощрения, применяемых к осужденным, а также к подозреваемым и обвиняемым, содержащимся в следственных изоляторах;
усиление воспитательной работы в отношении осужденных, способных к ресоциализации, с особым акцентом на вовлечение их в трудовую деятельность, приобретение профессии или переквалификацию;
развитие социальной, психологической и воспитательной работы с осужденными в направлении обеспечения ресоциализации осужденных, освоения ими основных социальных функций как необходимого условия исправления и успешной адаптации в обществе после освобождения;
использование сотрудничества со структурами гражданского общества, общественными объединениями, деятельность которых может быть полезна для гуманитарно-воспитательного воздействия на осужденных, активизация взаимодействия с традиционными конфессиями, в частности, обеспечение осужденным возможности участия в религиозных обрядах, реализация совместных с традиционными конфессиями гуманитарных проектов;
расширение форм организации культурного досуга осужденных, клубной и кружковой работы, привлечение к этой работе деятелей искусства, культуры и спорта, в том числе имеющих широкую известность и позитивный авторитет, пополнение библиотечных фондов;
разработка новых подходов к формированию самодеятельных организаций осужденных с учетом интересов и потребностей в них самих осужденных, совершенствование правового регулирования их деятельности;
дальнейшее развитие благоприятных условий для получения осужденными общего, начального, среднего и высшего профессионального образования посредством заочного и дистанционного обучения, разработка и внедрение специальных методик обучения, учитывающих уровень умственного развития и педагогической запущенности осужденных, а также образовательных и коррекционных программ работы с различными категориями осужденных;
5. Исполнение наказаний, не связанных с лишением свободы,
и постпенитенциарная адаптация
Развитие системы наказаний, альтернативных лишению свободы
Рационализация политики в области уголовного правосудия предполагает увеличение к 2020 году общей численности лиц, осужденных к наказаниям, не связанным с изоляцией осужденного от общества, на 200 тыс. человек за счет применения ограничения свободы и других видов наказаний, увеличения количества санкций, предусматривающих наказания, не связанные с изоляцией от общества, и расширения практики назначения данных наказаний судами.
Эффективное применение наказаний, альтернативных лишению свободы, в отношении лиц, совершивших преступления небольшой и средней тяжести, должно обеспечивать защиту общества от преступника, снижение уровня криминализации общества, разобщение преступного сообщества, снижение численности лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы.
С целью обеспечения эффективного контроля за исполнением осужденным обязанностей и ограничений предполагается использование аудиовизуальных, электронных и иных технических средств надзора и контроля, автоматизированного компьютерного учета осужденных, внедрение в практику работы учреждений, исполняющих наказания, не связанные с изоляцией осужденных от общества, программы психологической коррекции личности и изменения поведения.
В связи с расширением правоприменительной практики судов по назначению наказаний, альтернативных лишению свободы, дальнейшей гуманизацией уголовных наказаний, предполагаемой передачей в уголовно-исполнительную систему полномочий по осуществлению контроля за условно-досрочно освобожденными из мест лишения свободы прогнозируется увеличение численности лиц, состоящих на учете в уголовно-исполнительных инспекциях.
В этих условиях необходимо принятие мер по формированию качественно новых учреждений, способных эффективно исполнять наказания, не связанные с изоляцией осужденного от общества.
Обеспечение постпенитенциарной адаптации осужденных,
предотвращение рецидива преступлений
Обеспечение постпенитенциарной адаптации осужденных, предотвращение рецидива преступлений предполагает
создание условий для подготовки освобождающихся лиц к дальнейшей постпенитенциарной адаптации через службу пробации, создание которой предусматривается Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р.
7. Кадровое обеспечение и социальный статус работников
уголовно-исполнительной системы
В рамках кадрового обеспечения работников уголовно-исполнительной системы предполагается:
определение нормативов штатной численности работников исправительных учреждений и следственных изоляторов на основе принятых норм законодательства Российской Федерации и международной практики, установление оптимальной нагрузки на работников уголовно-исполнительной системы, работающих в непосредственном контакте с осужденными и лицами, содержащимися под стражей;
выработка требований к служебному поведению работников уголовно-исполнительной системы, создание правовых и организационных условий для их соблюдения;
разработка и принятие мер (стандартов), основанных на единой системе обязанностей, запретов и ограничений, направленных на предупреждение коррупции;
проведение комплекса мероприятий по дальнейшему развитию структуры профессионального образования работников уголовно-исполнительной системы;
подготовка высококвалифицированных специалистов за счет перехода образовательных учреждений высшего профессионального образования Федеральной службы исполнения наказаний на бакалавриат как основной уровень профессионального образования;
повышение качества образовательных программ в области юриспруденции, экономики, государственного управления, усиление антикоррупционной направленности в образовательных программах дополнительного профессионального образования работников уголовно-исполнительной системы;
реализация политики сокращения штатной численности работников уголовно-исполнительной системы за счет использования в работе инновационных технологий;
обеспечение высокого социального статуса и престижа труда работника уголовно-исполнительной системы, законодательное определение системы социальных гарантий, в том числе выделения жилья работникам уголовно-исполнительной системы и членам их семей, развитие сети региональных медико-реабилитационных центров для профилактики профессиональной деформации, психологической перегрузки и организации семейного отдыха работников уголовно-исполнительной системы;
широкое применение практики материального и морального стимулирования работников уголовно-исполнительной системы, дальнейшее развитие системы мер поощрения;
***