В конце X в. во времена правления князя Владимира в религиозной жизни Руси произошел крутой поворот: христианство было принято в качестве государственной религии. Ученые считают, что веру в Христа знали на Руси задолго до официального принятия. В «Повести временных лет» есть интереснейший рассказ о том, как на русскую землю приходил апостол Андрей Первозванный, как он основал город Киев и предрёк этому городу великое будущее (попутно летописец не без юмора рассказывает о том, как апостол попарился в русской бане), Рассказ этот, вероятнее всего, мифологичен, но в нем заключается очень важное символическое значение. Андрей Первозванный проповедовал христианство на Балканах и в Причерноморье, среди скифов. Вполне возможно, что он мог подниматься по рекам и, в частности, по Днепру гораздо севернее. Позже Андрей считался покровителем русской государственности, военно-морского флота. Андреевский флаг имеет крест в форме буквы «X», что связано с преданием о том, что римляне приказали распять апостола Андрея на кресте именно такой формы. Русские дружины, передвигаясь по миру, неоднократно попадали в Византию, в Болгарию, в страны Европы, где отдельные воины вполне могли принимать христианство. В Киеве, возможно, с очень давних времен были христианские церкви. В русских летописях сохранились туманные рассказы о крещении полулегендарных киевских князей Аскольда и Дира во время похода на Византию. Очевидно, христианство в Киеве могло выступать в качестве некоего противопоставления в адрес другого центра Руси — Новгорода, где гораздо дольше господствовало язычество. Язычниками были и варяги, от которых, как вы знаете, по преданию пошли первые русские князья. Еще до Владимира в середине X в. русская княгиня Ольга (жена убитого древлянами Игоря) приняла христианство во время своего визита в Царьград (Константинополь). Ее, согласно русской летописи, крестил сам константинопольский патриарх. В рассказе о крещении Ольги есть некоторые противоречия, но они не дают оснований считать весь рассказ вымыслом. Недаром княгиня Ольга была позже канонизирована как русская святая. Сын Ольги и отец Владимира (крестителя Руси) — Святослав был ярым язычником. Князь-воин, он всю жизнь провел в походах и лишился головы в довольно молодом возрасте, попав к печенегам в засаду. Предание о том, что череп Святослава был превращен печенежским князем в чашу, вполне могло быть намеком на то, какая судьба ожидает отвернувшегося от истинной веры. Владимир поначалу отнюдь не отличался христианским смиренным поведением. Но в какой-то момент он пришел к выводу о необходимости церковной реформы на Руси. Владимир начал с попытки реформировать язычество и создать единый государственный пантеон языческих богов. Владимир был ревностным, жестоким и фанатичным реформатором язычества, но... реформа не удалась и он стал, как описано в летописи, «выбирать» новую религию для Руси. На самом деле выбор Владимира был не случаен и достаточно очевиден. Принятие христианства роднило Русь с Византией — древнейшим культурным и духовным центром, а также с Европой, где активно шел процесс христианизации. Русь приобщалась к великой культуре и к великой религии, и сейчас невозможно себе представить, что было бы, если бы Владимир сделал бы иной выбор (хотя в непосредственном соседстве с Русью жили многочисленные народы, исповедующие более молодую религию — ислам, а в Хазарском каганате, расположенном в низовьях Волги, господствовал иудаизм). Движимый, кроме отличной интуиции и высокой культуры, стремлением заполучить руку и сердце сестры византийского императора Анны, Владимир принимает крещение сам, затем крестит свою дружину, а в 988—989 гг. происходит знаменитое «крещение Руси», начавшееся с Киева. Новгородцев крестили «огнем и мечом», преодолевая их ожесточенное сопротивление. Христианство стало медленно, но активно распространяться по Руси. То там, то здесь вспыхивали религиозные бунты, поднимаемые волхвами, но процесс христианизации был уже необратим. Мы не знаем, как произошел переход от язычества к христианству в сознании самого Владимира, но этот личный выбор князя ознаменовал собой и крутой, решительный поворот в течении всей отечественной истории. Конечно, Русь стала христианской не сразу: должны были появиться храмы, церковное искусство, священники, книги и прочие атрибуты христианской культуры, а это - дело не одного года. Язычество не ушло из сознания народа, оно слилось с христианством, придав ему своеобразную неповторимую российскую окраску. Народные традиции масленицы, праздника Купалы и многих других совместились с новыми христианскими памятными днями. Язычество как мировоззрение, традиция и эстетика народного искусства никуда не делось: оно живет до сегодняшнего дня. Иногда говорят, что русский народ остался «двоеверным», создав удивительный, сплав христианства и язычества. Христианская церковь поступила довольно мудро: наряду с открытой борьбой против язычества она попыталась наполнить языческие традиции новым христианским содержанием и это ей в целом удалось.