Логистика имеет глубокие исторические корни, однако как наука сформировалась совершенно недавно, ныне она претендует на звание научной и учебной дисциплины 21 века.
Логистика происходит от греческого слова – Logistike, что означает искусство вычислять, рассуждать. История развития практической логистики уходит далеко в прошлое.
Так профессор Гамбургского университета Павеллек отмечает, что еще в период Римской империи существовали служители, которые носили титул «логисты», они выполняли определенные религиозные и административные функции, в частности занимались распределением продуктов питания. В Древних Афинах также существовала особая должность – «логист», т.е. чиновник общественного самоуправления. Каждый год логисты выбирались с помощью жребия, круг их обязанностей включал проверку отчетов чиновников, время полномочий которых подходило к концу, и передачу данных отчетов на согласование совету почетных граждан, решение которого было окончательным.
В первом тысячелетии нашей эры логистикой называли деятельность по обеспечению вооруженных сил материальными ресурсами и содержанию их запасов. Так во времена византийского царя Леона VI (865-912 гг. н.э.) задачей логистики считалось – вооружение армии, снабжение ее военным и иным имуществом, своевременная забота о ее потребностях и подготовка каждого акта военного похода.
По мнению многих ученных, логистика выросла в науку только благодаря военному делу. Отцом первых научных трудов по логистике принято считать французского военного специалиста начала 19 века – А. Жомини. Антуан-Анри Жомини – блестящий военный историк и теоретик, по происхождению швейцарец, с 1813г. работавший в России, состоявший при штабе Александра I, в 1826г. получивший чин генерала от инфантерии. Он являлся военным советником Николая I и одним из основоположников военной академии в Санкт-Петербурге, был личным учителем цесаревича Александра II, для которого и написал свой главный труд по логистике, переведенный в дальнейшем на многие иностранные языки. Согласно Антуану-Анри Жомини, логистика – практическое искусство маневра войсками, которое включает в себя обширный круг вопросов, связанных с управлением, снабжением и планированием, транспортным обслуживанием армии, определением месторасположения войск и т. д.
Многие принципы логистики использовались армией Наполеона, однако как военная дисциплина логистика сформировалась лишь к середине 19 века. Логистика стала активно применяться в период второй мировой войны и, прежде всего, в материально-техническом снабжении армии США на европейском театре военных действий. Четкое взаимодействие военной промышленности, фронтовых и тыловых снабженческих баз и транспорта дало возможность регулярно и эффективно снабжать армию США горюче-смазочными материалами, продовольствием и вооружением в необходимых количествах.
Это стало предпосылкой к тому, что во многих западных странах по истечению времени, особенно в Америке, логистику поставили на службу эффективности управления материальными потоками в экономике, логистика постепенно стала переходить из военной области в сферу хозяйственной практики. Сначала она утвердилась в сфере обращения, а затем и в сфере производства.
Россия также внесла значительную лепту в развитие логистики. В начале 20 столетия российские профессора издали труд (петербургский университет) под названием – «Транспортная логистика». Были построен ряд моделей перевозки войск, их обеспечения и снабжения, которые получили практическое применение при планировании и проведении военных кампаний в ходе первой мировой войны.
В СССР в годы первых пятилеток на основе принципов транспортной логистики (ТЛ) разрабатывались графики поставок грузов для важнейших строек, полярных и других экспедиций.
Так в 1950 году был издан труд Б.Г. Бахаева «Основы эксплуатации морского флота». Главная суть логистики сводится к требованию рациональной организации перевозок и перевалок грузов в требуемом количестве и необходимого качества в заданный пункт назначения с минимальными издержками в обусловленный срок.
В 1970-х годах в Ленинграде была разработана логистическая технология – работа всего транспорта по методу транспортного узла. Данная модель была принята ЕС для создания и развития единой европейской транспортной системы стран ЕС.
Со временем понятия логистического управления и логистики наполняются новым содержанием и описывают различные области экономической системы. В конце XX столетия логистическая наука представляет собой дисциплину, которая включает информационную, транспортную, сбытовую, индустриальную и закупочную логистику. Все перечисленные сферы деятельности человека хорошо изучены и описаны в специальной литературе, а новизна логистического подхода состоит в объединении всех вышеперечисленных и иных сфер деятельности для достижения необходимого результата с наименьшими расходами ресурсов и времени с помощью оптимального сквозного управления потоками.
На Международном симпозиуме Европейской ассоциации логистики в 1992 г. в Стокгольме отмечалось, что до сих пор нет общепринятого определения логистики. Так как логистика является новым научным направлением с четко выраженной динамикой развития, в настоящее время предлагается множество определений этого понятия.
В экономической литературе зарубежные специалисты 21 века два направлении в определении логистики:
1. Функциональный подход к товародвижению: логистика – это управление всеми физическими операциями, которые необходимо выполнять при доставке товаров от поставщика к потребителю.
В рамках первого подхода выделяют несколько аспектов в логистике:
Управленческий аспект. Логистика, по их мнению – планирование, управление и контроль поступающего на предприятие обрабатываемого там и покидающего это предприятие потока материальной продукции и соответствующего ему информационного потока.
Экономический аспект. Логистика – это совокупность различных видов деятельности с целью получения с наименьшими затратами необходимого количества продукции в установленное время и месте, в котором существует конкретная потребность в данной продукции.
Оперативно-финансовый аспект. В них трактовка логистики исходит из времени расчета партнеров по сделке и деятельности, связанной с движением и хранением сырья, полуфабрикатов и готовых изделий в хозяйственном обороте с момента уплаты денег поставщику до момента получения денег за доставку конечной продукции потребителю.
Акцент на отдельных функциях. Логистика в этих случаях сводиться к весьма узкому кругу операций: транспортировка, погрузка-выгрузка, складирование и т.д.
2. Широкий подход: Логистика плюс ко всем выше причисленному включает в себя анализ рынка поставщиков и потребителей, координацию спроса и предложения на рынке товаров и услуг, гармонизацию интересов участников процесса товародвижения.
Так американские исследователи М. Портер и Д. Сток полагают, что логистика вышла за границы ее традиционного узкого определения и имеет большое значение в стратегическом управлении и планировании фирмы.
Английские ученные д. Бенсон и Дж. Уайтхэд также разделяют расширительную трактовку, по их мнению, логистика охватывает исследование и прогнозирование рынка, планирование производства, закупку сырья, материалов, оборудования, включает контроль за запасами и ряд последовательных товародвиженческих операций, изучение обслуживания покупателей.
Также ряд ученых обозначают, что логистика не должна ограничиваться рамками фирмы, она должна выходить на отраслевой уровень, где будет эффективна. Ей могут принадлежать решения по общеэкономическому процессу отрасли, включая вопросы размещения предприятий и складов.
Причины многообразия определений логистики:
– Особенность и различие масштабов задач, которые решают фирмы;
– Национальная специфика в системах организации и управления товародвижением;
– Уровень развития исследований в области ЛЛ каждой страны;
– Множественность функциональных направлений деятельности во внешней среде логистической системы.
Новизна логистики заключается в следующем:
– Смена приоритетов в хоз. деятельности фирм – центральное место отдается не управлению производством, а управлению потоковыми процессами.
– Логистика предполагает всесторонний комплексный подход, когда идет согласование процессов, а не фрагментальное управление финансовыми, информационными, мат. потоками.
– Логистика использует теорию компромиссов, когда при движении различных потоков нередко достигается прямо противоположные цели участников логистической цепочки (поставщики, потребители, посредники ит.д.), что говорит о выполнении логистикой функции сбалансирования, оптимизации и координации различного рода отношений (загрузка произв. мощностей, мощностей закупок и сбыта, финансовых и информационных отношений ит.п.)
Логистика – это форма оптимизации рыночных связей, гармонизация интересов всех участников процесса товародвижения. Логистика представляет собой совершенствование управления материальными и связанными с ними информационными и финансовыми потоками на пути от первичного источника сырья до конечного потребителя готовой продукции на основе системного подхода и применения экономических компромиссов с целью получения синергического эффекта.
Задание. Опишите взаимосвязь и взаимозависимость между областями логистики.