Конспект лекций по предмету "История религии"


Священнослужителям дозволить совершать службу в традиционном церковном одеянии.

Однако и после этого споры между католиками и реформаторами по проблемам вероисповедания не только не прекратились, но разгорались с новой силой.
В 1548 г. со вступлением на королевский престол Эдуарда VI была издана "Книга общих молитв", в которой излагались основные положения богослужения по новым правилам, а в 1552 г. издается и само новое исповедание веры уже в 42 членах.
Обнародование "Книги общих молитв" в 42 членах вероисповедания активизировало в стране сильную

католическую оппозицию, организовавшую массовое восстание. В 1555-1558 гг. не прекращались кровавые столкновения католиков и протестантов, в ходе которых реформаторы сплотились, а многие из них сознательно примкнули к требованию неукоснительно исповедовать новую веру в 42 членах. Королева Елизавета (1558-1603), пытаясь примирить враждующие стороны, выбрала средний вариант между требованиями крайних протестантов и домогательствами католиков. Для этого она потребовала пересмотреть "Книгу общих молитв", а также содержание 42 члена нового вероисповедания. Завершена эта процедура была только в 1571 г., когда парламент утвердил новое вероисповедание уже в 39 членах.
В итоге английские христиане получили сплав католицизма, лютеранства и кальвинизма, с ярко выраженной антипапской тенденцией. В вероучении англиканской церкви, изложенном в 39 членах, являющихся официальным истолкованием веры англиканцев и обязательных как для духовенства, так и для мирян, содержатся:
1) догматы о Боге в трех лицах, о Сыне Божьем;
2) положение, отвергающее сверхдолжные дела, чистилища и индульгенции, предписания проводить богослужение на родном языке; отменено обязательное безбрачие духовенства; не признается ни в чем главенство Папы Римского;
3) положение об исхождении Святого Духа "и от Сына";
4) разъяснение учения о первородном грехе, об оправдании верой, о погрешимости решений Вселенских Соборов; о признании восточной церкви впавшей в заблуждение, непризнании святости икон, мощей, обряда призывания святых; изложение протестантского отношения к таинствам;
5) разъяснение новых взглядов на иерархию, число таинств, причащение;
6) указание о признании главенства короля в государственной и духовной жизни.
По своему внутреннему устройству англиканская церковь является епископальной. В настоящее время насчитывается более 60 млн. приверженцев данного вероисповедания.
Кроме названных течений, в протестантизме имеется ряд религиозных объединений, близких к основному течению по вероучительным положениям. Наиболее значительные среди них: квакеры, методисты, меннони-ты, баптисты, адвентисты, пятидесятники, свидетели Иеговы (необходимо помнить, что само название этих религиозных групп немного иное).
ЛЕКЦИЯ ДЕСЯТАЯИСЛАМ
Ислам (магометанство, мусульманство) - самая молодая и вторая (после христианства) по количеству приверженцев мировая конфессия. Ислам в переводе с арабского означает покорность единому Богу-Аллаху всемогущему, предопределяющему судьбу и жизнь человека. Правоверный должен отдаваться Аллаху телом и душой, не допуская тени сомнений и колебаний.
Ислам с момента своего возникновения (VII в.) выступил на исторической сцене как своеобразный синтез религии, политических и правовых норм, нравственно-бытовых предписаний, что обусловило создание на его основе централизованного государства (халифат). "Ислам, - по словам Муфтия Мухаммада Садыка Му-хаммад-Юсуфа, - религия всех времен и разных народов, отвечает основным требованиям человеческого бытия; у нас, в отличие от некоторых других религий, жизнь не разделяется на религиозную и светскую. Ислам - и вера, и образ жизни. Исповедуя ислам, мы можем с полным успехом участвовать в решении всех проблем нашего общества" (Звезда Востока. 1989. № 12. С. 140).
В Беларуси проживает небольшое количество мусульман. Выходцы из Золотой Орды и образовавшихся после ее распада Крымской Орды, Северного Хорезма, они поселились на землях Великого Княжества Литовского еще в XIV веке. Будучи веками оторванными от родных корней, почти полностью утрати”свой язык, в бурных событиях истории (войнах и репрессиях тиранических режимов) потерявшие значительную часть своей нации, белорусские татары сохранили свою мусульманскую веру (суннитского толка). (Дум1Н С.У., Канапацю 1В. Беларуск1я татары: М1нулае сучаснасць. Мн., 1993; Мамаразаков М.С. Мусульманский культ: прошлое и настоящее (на материалах Узбекистана и Беларуси).

Мн., 1994.)
Ислам как социокультурное явление был и историческим итогом развития общественных отношений Аравии, и одним из порождений общих процессов, характерных для всего Ближнего Востока в эпоху перехода от древности к раннему средневековью. В чисто религиозном плане рождение ислама связано как с влиянием и развитием предшествовавших ему религий (христианства, иудаизма и зороастризма), так и с эволюцией религиозного сознания жителей Аравийского полуострова, со специфическими аравийскими формами синкретического монотеизма.
Ислам возник в Западной Аравии, в Хиджазе,в начале VII в. Возникновение его было обусловлено образованием классового общества и государства у арабов.
В У-У1 вв. в Аравии распались древние классовые государства, существовавшие в ее северных и южных районах (Набатея, Пальмира, Саба, частично Химийар), ослабла транзитная торговля, бывшая во многом экономической основой жизни этих государств, захирели многие городские центры. Долгое время через Западную Аравию проходил караванный путь из Азии в Европу.
С открытием морского пути караванные дороги опустели. Это обстоятельство, а также набеги соседних государств и племен привели к экономическому упадку крупных городов Аравии - Мекки и Медины. Внутри арабского общества назревали внутренние противоречия. Увеличилась подвижность кочевников-скотоводов, возросла их военная мощь. Результатом этого стало усиление их проникновения на территорию оседлых, подчинение ими оазисов и территорий по краям пустыни. Распад многих основ древнего общества обострил все виды общественных противоречий. Власть на юге была сконцентрирована в городах, тогда как на остальной части полуострова она принадлежала кочевникам. Условия существования арабов были таковыми, что город и кочевники нуждались друг в друге, хотя и находились в перманентной борьбе между собой. Однако необходимо отметить, что индивидуум как в оазисе, так и в пустыне

ощущал себя в первую очередь и главным образом членом своего племени. Только в племени и с его помощью он мог существовать, и ему был гарантирован необходимый минимум личной безопасности.
Вне своей группы он вообще не считался личностью, так как ни с кем из соплеменников равного с ним положения не был связан обязательством исполнять закон кровной мести, который во многом и сдерживал разнузданное насилие, царившее между племенами. Кроме этого, сам климат способствовал определенной консолидации людей, ибо выжить в условиях пустыни неимоверно трудно, а учитывая постоянные распри между кочевниками и оседлыми жителями, выжить без поддержки вообще было невозможно. Отсюда племя, несомненно, представляло собой эффективно действовавшее сообщество, которое придавало устойчивость в жизнедеятельности и консервировало существующие связи, в том числе и подчиненность, и иерархичность отношений в этом сообществе. Трудные условия жизни способствовали установлению суровых обычаев. И еще одна особенность, на которую необходимо указать: тот, кто контролировал оазисы и города, тот брал под свой контроль всю территорию.
В обозначенный период некоторые аравийские земли - на севере, востоке и юге - постепенно попадали под прямое управление соседних держав: Ирана, Визан-111И, Эфиопии. Одновременно участие в междоусобных войнах Ирана и Византии давало аравийцам возможность увидеть слабость этих гигантских империй.
Экономический упадок арабского общества, обострение внутренних противоречий, опасность внешних вторжений делали жизнь большинства населения неустойчивой, необеспеченной. К началу VII в. перед арабами встала задача объединения, основа для чего уже существовала: между арабскими племенами сложились экономические связи, образовались союзы племен. Появилась потребность в сильном государстве, которое, объединив племена, сумело бы обеспечить жизнедеятельность арабского общества. Однако кроме этих объ-

ективных условий необходима была и некая культурно-идеологическая платформа, способная сплотить арабов.
Шел процесс этнической и культурной консолидации и интеграции Аравии. Повсюду распространялись единый арабский язык, общая словесность, элементы экономических и социальных перемен; стремление к их развитию породило во всех частях Аравии сходные друг с другом явления - политические движения, стремившиеся объединить племена и города, противостоять внешней экспансии соседних государств. Во главе их становились люди, претендовавшие на прямую связь с божеством и обосновывавшие свою деятельность "божественным" вдохновением. Как правило, божество это представлялось им единым и единственным и называлось Рахман или Аллах.
В VI в. в южной Аравии широко распространилось движение ханифов, пророков-проповедников, призывавших отказаться от языческого поклонения различным богам и идолам в пользу единого Бога. Каждый из ханифов провозглашал себя доверенным лицом нового божества, но эти проповеди до поры до времени ни у одного из них не имели успеха, хотя деятельность каждого из них вносила свой вклад в подготовку нового мировоззрения, в становление новой религии.
Одним из таких лиц и был Мухаммад, который в 610 году объявил себя посланником единого Бога. Исторически сложилось так, что на долю этого человека выпала удача, и он стал основателем новой религии -ислама. В связи с этим нам необходимо коснуться основных биографических данных основателя этой религии Мухаммада.
Мухаммад
Мухаммад (Мухаммед, Магомет), Ахмад ибн Абд Аллах (ок. 570-632) из рода хашим родоплеменной группы курайш - основатель первой общины мусульман. По верованию мусульман, он пророк Аллаха и его посланник, через которого был передан людям текст Корана.
Мухаммад ибн Абд Аллах родился в одной из благородных мекканских семей. Он рано осиротел и жил в бедности вплоть до женитьбы. Юность и ранние годы Мухаммада недостаточно изучены и окутаны различными легендами. Они повествуют о том, что где бы ни находилось дитя, повсюду оно даровало блаженство. Мухаммад рано входит в контакт с потусторонним миром, и оттуда являются ангелы, дабы очистить его сердце. По преданию, Мухаммад ходил с караванами, побывал в Сирии, где христианский отшельник распознал в нем будущего пророка. С молодых лет он был знаком с караванной торговлей, иногда участвовал в торговых поездках. Мухаммад нанялся вести торговые дела богатой мекканской вдовы Хадиджи бинт Хувайлид, на которой женился в возрасте 25 лет. По ее инициативе женитьба дала Мухаммаду свободу действий и предоставила ему досуг, необходимый для умственного развития. Ежегодно он много времени проводил в одиночестве на горе Хира, у подножия которой лежит Мекка. Когда Мухаммаду было около 40 лет, во время одного из периодов уединения ему стали являться видения, а затем речения извне, позднее записанные с его слов и составившие Коран.
После прекращения видений (фатра) наступил период опустошенности, которая была для Мухаммада очень мучительной, ибо он ощущал свое отдаление от Бога. Это чувство знакомо и другим мистикам. Затем откровения возобновились и не прерывались до самой его кончины. Домочадцы, особенно Хадиджа, с самого начала поддерживали и одобряли его. В течение трех лет о том, что ему открылось, он рассказывал только ограниченному кругу близких людей.
Наконец, он решился предстать перед мекканцами 1) качестве посланника Бога. Первые "откровения" Мухаммада провозглашали величие единственного и единого Бога Аллаха, отвергали распространенное в Аравии многобожие, предупреждали о грядущем воскресении мертвых. В сильных, резких выражениях, нагромождая образ на образ, он предсказывал конец света. Мертвый

пробудится в невыразимом отчаянии в День Суда, каждый будет судим сообразно своим делам и получит по заслугам, будучи либо удостоен вечного пламени либо вечного блаженства в раю.
Проповедь Мухаммада была встречена в Мекке с доброжелательным безразличием, однако постепенно вокруг него собралась группа сторонников, частью из знатных родов, частью из низов мекканского общества. Число последователей Учителя в Мекке увеличивалось, и это встречало растущее сопротивление со стороны богатых купцов-курейшитов, наиболее влиятельных жителей города. Опиравшиеся на святилище и богов Каабы курейшиты не видели смысла в новой религии и даже опасались усиления ее сторонников. Мекканская верхушка начала преследовать и притеснять мусульман. Сам же Мухаммад находился под защитой своего рода и его главы Абу Талиба.
Первыми, кто безоговорочно признал Мухаммада в качестве посланника Аллаха, стали Хадиджа, ее двоюродный брат Али (сын Абу Талиба) и приемный сын Зайд. Вскоре к ним присоединился именитый меккан-ский купец Абу Бакр, за ним Осман, Тальха и Абдар-Рахман. Колония его последователей, насчитывавшая не более 50 человек и состоявшая преимущественно из его родных и близких, столкнулась с открыто неприязненным, почти враждебным отношением остальной части мекканского общества, в первую очередь, влиятельных курейшитов. Позиции новой религиозной общины были заметно упрочены, когда в нее вступили прославившиеся своим мужеством, энергией и искренним подвижничеством Хамза и Омар.
Вместе с тем возросла и враждебность курейшитов по отношению к ней, и в первую очередь к ее иммаму Мухаммаду. Десятилетие между 610-620 гг. заполнено непрестанной борьбой между традиционным языческим обществом Мекки и последователями новой монотеистической религии - ислама, которую Мухаммад начал активно проповедовать. Драматизм борьбы был усугуб-1 лен кончиной в 620 г. жены Хадиджи, а затем (через два^

месяца после нее) - Абу Талиба. Потеряв столь преданных помощников, почти полностью отвергнутый своим племенем, Мухаммад попытался найти поддержку в Таифе, расположенном примерно в 100 км к востоку от Мекки, но безуспешно.
Поддержка прищла оттуда, где пророк, по существу, ее не искал: сначала из Ясриба, точнее, от ясрибских племен хазрадж и аус, двенадцать представителей которых в один из ежегодных сезонов традиционного языческого паломничества в Мекку встретились с Мухамма-лом и, проникшись его учением, дали ему клятву верности и помощи, получив за это впоследствии почетный титул ансар. Клятва была повторена еще раз при очередном паломничестве, причем уже группой, насчитывавшей 70 ясрибских последователей Мухаммада.
Такой поворот населения к новой религии можно объяснить тем, что жившие в Ясрибе (Иасриб) языческие племена, принявшие иудаизм, находились в состоянии затянувшихся и запутанных междоусобиц, из которых они, по аравийскому обычаю, надеялись выбраться с помощью авторитетного и беспристрастного третейского судьи. В качестве такого судьи они и пригласили Мухаммада, признав тем самым его пророческую миссию как основу его авторитета.
Для Мухаммада стало совершенно очевидно, что идеи ислама нашли весьма благоприятную почву в Ясрибе, где он решил поселиться. Принятие такого решения было обусловлено не только проявленной ясрибца-ми верностью идеям, которые проповедовал Мухаммад, но и тем, что над ним и над его приверженцами нависла явная угроза физической расправы.
Сначала в Ясриб небольшими группами и втайне о” курейшитов направились верные последователи его учения (асхаб) со своими семьями, а затем уже после них, первых мусульманских переселенцев (мухаджиров), в Ясриб совершил знаменитую хиджру и Мухаммад с семьей и самыми близкими людьми своего окружения.
Враждебные курейшитам ясрибцы охотно приняли Мухаммада (его мать была родом из Ясриба), а наличие

в городе большой иудейской общины сделало их более подготовленными к принятию его учения. Вскоре после прибытия Мухаммада в Ясриб чуть ли не большинство населения этого города вступило в число правоверных последователей пророка. После переселения Учителя новой религии город Ясриб стал называться Мединой. Это арамейское слово, означающее "узаконенный район, подведомственная область, город", несомненно, иудейского происхождения, но мусульмане придали ему новое значение - Мадинат на-Наби, "город Пророка".
Переселение пророка Мухаммада из Мекки в Медину (ал Мадана) произошло в 622 г. С середины VII в. эта дата принята в качестве точки отсчета мусульманского летоисчисления, ведущегося и по сей день по лунному календарю. Поэтому 622 год, год переселения, стал считаться первым годом мусульманской эры (по-арабски - хиджра).
Объединившиеся вокруг Мухаммада мухаджиры и ансары образовали в Медине свою общину - умму, которая в отличие от традиционных для Аравии родопле-' менных объединений строилась на основе не кровного родства, а принадлежности к одному вероучению. Эта община была теократической организацией, в которой Мухаммад играл одновременно роль ее духовного и светского главы. Через несколько лет после хиджры в состав мусульманской общины вошло все арабское (точнее, языческое) население Медины. Другие жители города, не принявшие ислама, по тем или иным причинам покинули город.
Мединская община мусульман выработала свой устав, свои организационные формы, первые законы и предписания в области не только ритуала и культа, но также и норм повседневной жизни. Внутреннее отмежевание ислама от иудаизма и христианства помогло развитию представления о нем как об отдельной религии, усилению ее аравийских черт. В своих проповедях и выступлениях Мухаммад все определеннее говорит об особой роли ислама, а о себе как о последнем пророке -"печати пророков". Иудеи и христиане порицаются им
как плохие верующие, ислам объявляется исправлением упущенных ими искажений воли Аллаха.
В противовес субботе устанавливается особый мусульманский день общей молитвы - пятница, объявляется о святости ал-Каабы и первостепенном значении па-.юмничества к ней. Она становится главной святыней ислама, к ней молящиеся начинают обращаться во время молитвы (кибла). В этот период в Медине строится первая мечеть, дом Мухаммада, устанавливаются основы мусульманских ритуалов - правила молитвы, омовения, пост, призыв к молитве, сборы на благочестивые нужды II т.д. В проповедях стали фиксироваться правила жизни общины: принципы наследования, раздела имущества, бракосочетания. Объявляются запреты на употребление пина, свинины, на азартные игры.
Начинает особо выделяться положение Мухаммада как посланника Аллаха. В откровениях появляются требования особого почтения к Мухаммаду, ему "ниспосылаются" исключения из некоторых запретов, обязательных для других.
Таким образом, в Медине Мухаммад сформулировал основные принципы религиозного учения, ритуала и организации общины. Эти принципы были выражены “ откровениях и частично - в высказываниях, решениях ;' поступках самого основоположника новой религии.
Следующим шагом Мухаммада к укреплению но-.юй религии были действия, направленные на подчинение своему влиянию Мекки. С 623 г. началась тайная и ч крытая война с населением Мекки. Тем временем
•.репла сила мединской общины. Были завоеваны бога-ые оазисы Северной Аравии Хайбар и Фадак, союзни-,ами мусульман становились все новые и новые племена. В этих условиях продолжались тайные переговоры .екканцев с Мухаммадом, многие мекканцы принимали 1:слам открыто или тайно.
В результате подошедшее к Мекке в 630 г. мусульманское войско беспрепятственно вошло в город. Мухаммад совершил поклонение ал-Каабе, очистил ее
•"1 языческих идолов.
Победа над Меккой еще более укрепила уверенность Мухаммада в себе и подняла его политический и религиозный авторитет в Аравии. Мекканские военные отряды захватывают новые оазисы в Северной Аравии, появляются в Йемене. В Мекку приезжают представители различных племен и областей полуострова, многие из которых заключают союз с Мухаммадом. В 631-632 гг. значительная часть Аравии оказывается в той или иной степени включенной в политическое объединение, возглавляемое Мухаммадом. В последние годы жизни Мухаммад определяет цель этого объединения - распространение власти ислама на север. Во второй половине 632 г. после непродолжительной болезни Мухаммаднеожиданно скончался.
Со смертью Мухаммада прекратился прямой "контакт" общины с Аллахом, ею стали управлять халифы - заместители Пророка в деле проведения в жизнь законов и правил, заповеданных Мухаммадом и изложенных в Коране.
Осиротевшей общине Мухаммад оставил три вещи: организацию, созданную на основе универсальных принципов, подкрепленных авторитетом Бога; множество откровений (хотя и не собранных воедино), которые служили руководством во всех сферах жизни и язык которых вызывал эстетическое наслаждение, что не могло не усилить их воздействия; наконец, память о личности, подобной которой ни раньше, ни позже не появлялось в Аравии, о мыслителе и судье, военном руководителе и администраторе, эмиссаре Бога и Учителе, понятном народу своими достоинствами и слабостями, показавшем арабскому миру путь к религиозно-политическому единству, создавшем его внутренним силам простор для развития.
ОСНОВЫ ВЕРОУЧЕНИЯ И КУЛЬТА
Основные положения вероучения ислама изложены в главной священной книге мусульман - Коране. Коран (ал-Куран - чтение вслух, наизусть, чтение священного текста, назидание) - главная священная книга мусульман, запись проповедей, произнесенных Мухаммадом в форме пророческих откровений, главным образом в Мекке и Медине, между 610 и 632 гг. Термин "Коран" наряду с другими терминами (хадис - рассказ, хакк - истина, сура - наиважнейшее, айа - знак, танзил
- ниспослание, ал-хикма - мудрость и др.) первоначально употреблялся Мухаммадом для обозначения отдельных откровений, составлявших его проповеди. С увеличением числа откровений, появлением их новых записей и по мере все большего противопоставления Корана Писаниям иудеев и христиан в тексте Корана появляется и термин ал-Китаб - "Книга", частотность употребления и важность которого возрастают в сура^ мединского периода жизни Мухаммада. Коран обозначается также термином ал-мусхаф (свиток) и рядом других, которые в тексте Корана не встречаются.
При жизни Мухаммада текст Корана передавался главным образом по памяти.
Коран делится на114 глав, именуемых сурами, расположенных в порядке убывания длины, за исключением первой суры, фатихи. Одна от другой суры отделены басмалой, которая отсутствует лишь в начале 9-й суры. В свою очередь, каждая сура делится на аяты. Аят
- это фраза или фрагмент фразы.
Большая часть Корана написана рифмованной прозой, т.е. несколько аятов оканчивается на один и тот же слог. В самой длинной суре, 2-й, 286 аятов, в самой короткой, 112-й, - 3. В аятах от 1 до 68 слов. Всего в Коране от 6204 до 6236 аятов (по разным варианта счета), 77 934 слова. По времени произнесения суры в соответствии с традицией, закрепившейся в мусульман-
ской науке, подразделяютна мекканские (610-622гг., 90 сур) и мединские (622-632 гг., 24 суры, которые в большинстве своем длиннее мекканских). Большинство сур составлены из отрывков различных откровений, часто не связанных тематически и произнесенных в разное время. Такая мозаичность изложения обусловлена, в первую очередь, характером фиксации текста. Своеобразие языка Корана, неоднородность его формы и стиля обусловлены длительностью создания, разнообразием содержания, поисками Мухаммадом точных средств выражения для идей и социальных реалий, находивших свое осмысление в процессе его пророческой деятельности.
Неоднородность стиля Корана связана во многом с традиционными стилистическими особенностями выступлений доисламских аравийских прорицателей (кахинов), племенных вождей (сайидов), военных предводителей (акидов), третейских судей (хамаков), племенных ораторов (хатыбов) или поэтов (шаиров). Объединив в своем лице несколько традиционных социальных ролей, Мухаммад мог выступать в качестве каждого из этих лиц, используя, естественно, закрепленную традицией стилистику обращения к слушателям, переосмысливая и сплавляя воедино в пророческом откровении существовавшие формы и традиции.
Суры раннего периода - это короткие обращения, исполненные поэтической красоты и силы. Мухаммад передает в них поток идей и образов, внезапно возникших в его сознании под воздействием идеи всемогущества единого Бога-творца. Эти суры отражают смятение и страх перед Аллахом и Судным днем, неуверенность, горечь, отчаяние, вызванное тщетностью попыток обратить своих соплеменников в "истинную веру". Более поздние увещевания и поучительные притчи уже, как правило, спокойны и размеренны. Для позднемеккан-ских и особенно для мединских сур характерны длинные периоды, иногда перебиваемые эмоциональными призывами и обращениями. Своеобразие Корана заключается в двойственнос-

ти его идеологической основы. Он запечатлел не только многие элементы социальной психологии и религиозного сознания языческого мира, разрушавшегося родового общества, но и процесс утверждения монотеизма, новых социальных институтов и этико-культурных норм. Коран закрепил божественной санкцией результаты длительного процесса перестройки социальной действительности, доминирующее положение институтов и норм, уже существовавших в обществе оседлых центров Внутренней Аравии.
Главная идея проповеди Мухаммада заключается в необходимости обращения к единобожию. Аллах в Коране представлен как первопричина и творец мироздания. Поэтому многобожие, безусловно, осуждается, наказанием за него будут страдания в жизни "земной" и "будущей".
Значительная часть содержания Корана, и особенно сур мединского периода жизни Пророка, когда он стал полновластным правителем общины мусульман, составляют религиозно-правовые предписания, определяющие образ жизни и поведения мусульман, некоторые правила отправления культа, складывающиеся в процессе становления ислама как религии и осознания Пророком и его последователями ее самостоятельности.
Кроме священного Корана, который чтут мусульмане, имеется у них и "Священное Предание"- Сунна.Сунна (от арабского "обычай", "пример"; полная форма: Суннат расул Аллах - "сунна посланника Аллаха") представляет собой пример жизни Мухаммада как образец и руководство для всей мусульманской общины и каждого мусульманина, как источник для решения всех проблем жизни человека и общества.
Сунна стала основным источником, дополняющим и поясняющим Коран. Главными составителями Сунны были Аль-Бухари (810-870 гг.). Муслим (817-875 гг.) и другие авторы. Кроме того, существует много тематических сборников и других книг, включающих наиболее важные хадисы (предания о поступках и изречениях пророка Мухаммада).

После смерти Мухаммада Сунна позволяла решать многие практические вопросы жизни общины и Халифата, поэтому ее значение сразу же стало очень большим. В 1Х-Х вв., особенно благодаря деятельности хан-балитов. Сунну начинают почитать едва ли не наравне с Кораном.
Шариат ("прямой, правильный путь"; закон, предписания, авторитетно установленные в качестве обязательных) - комплекс закрепленных, прежде всего Кораном и Сунной, предписаний, которые определяют убеждения, формулируют нравственные ценности и религиозную совесть мусульман, а также выступают источниками конкретных норм, регулирующих поведение.
Исламская традиция связывает понятие "шариат" прежде всего с его использованием в Коране (преимущественно в мекканских сурах) для обозначения начертанного Аллахом прямого пути, следуя по которому правоверный достигает нравственного совершенства, мирского благополучия и может попасть в рай (см., например, К. 45:18/17). Общий смысл данного понятия определяется также его происхождением от корня ШР, который неоднократно встречается в Коране в значении "узаконивать, предписывать что-либо как обязательное" (см., например, К. 42:13/11).
В исламской идеологии термин "шариат" и его синонимы, в сочетании с определениями ислама, употребляются в общеязыковом значении в отношении правил, которыми должен руководствоваться мусульманин, а также установленных Аллахом критериев оценки его поведения и образа мыслей. Поэтому шариат нередко воспринимается в массовом сознании как исламский образ жизни в целом, всеобъемлющий исламский комплекс правил поведения, включающий самые разнообразные нормы - религиозные, нравственные, юридические, бытовые, а также обычаи. В таком широком смысле шариат часто называют "религиозным законом", когда термин "закон" употребляется не в юридическом, а в общесоциальном значении. Наибольшим признанием у исламских идеологов

пользуется взгляд, в соответствии с которым шариат, воплощенный в положениях Корана и Сунны, не содержит всех конкретных правил поведения и точных рекомендаций, как вести себя во всех жизненных ситуациях. Предусмотренные в них нормы поведения являются вечными и соответствуют любым условиям, поскольку отражают постоянные, не подверженные изменениям интересы и потребности мусульман.
С позиций исторического и социологического подходов шариат можно понимать как общее учение об исламском образе жизни, как комплекс предписаний, обязательных для исполнения правоверными и содержащихся преимущественно в Коране и Сунне. В них прежде всего затрагиваются вопросы догматики и этики, определяющие внутренний мир, убеждения и религиозную совесть мусульманина. Что же касается поступков человека, его внешнего поведения, то положения шариата регламентируют их не сами по себе, а путем конкретизации в определенных нормах. Эту функцию и выполняет ал-фикх-юриспруденция, которая выступает дисциплиной, занимающейся выведением конкретных правил поведения из шариата.
Можно сказать, что на уровне нормативной регламентации отношений между людьми шариат не может обойтись без ал-фикх-права, а знание показателей норм шариата существует реально лишь в конкретной форме учений различных толков ал-фикх-юриспруденции. Только посредством ал-фикха происходит перевод положений шариата в плоскость практически действующих и соблюдаемых мусульманами правил поведения. Иначе говоря, положения Корана и Сунны составляют содержание шариата, который, в свою очередь, играет роль общего идейного источника, религиозно-этической основы ал-фикха (права и юриспруденции) При таком понимании шариат сближается с исламом в целом и составляет предмет не только ал-фикх-юриспруденции, но и других религиозных дисциплин.
Ислам включает следующие основные догматы, признание которых за истину и беспрекословное вы-
полнение считается обязательным для всех мусульман: вера в Аллаха, вера в ангелов и демонов, вера в святость Корана, вера в пророков и в посланничество Мухамма-да, вера в рай и ад, вера в божественное предопределение, вера в бессмертие души.
1. Вера в Аллаха. Все мусульманские тексты и официальные речи начинаются с фразы "бисми-лляхи-р-рахмани-р-рахим", что означает "во имя Аллаха милостивого, милосердного".
По учению мусульман, Аллах является единым, единственным и всемогущим Богом религии ислама. Согласно представлению мусульман, Аллах создал мир, землю, растения, животных и человека. Это единственный бог, у него не может быть ни сыновей, ни каких-либо соправителей или сотоварищей. Строжайшее единобожие - одна из самых характерных черт ислама, который полностью отрицает христианский догмат о Троице. Аллах не имеет конкретного образа и не может быть изображен. Ему поклоняются в мечетях, произнося молитвы и падая ниц, выражая тем самым свою покорность.
Учение об Аллахе стало основой мусульманской религии и богословия, а догмат о единственности и единстве Аллаха (ат-таухид) - главным догматом ислама, в соответствие с которым должна быть приведена вся жизнь мусульманина. Поэтому краткий символ веры мусульман гласит: "Нет никакого божества, кроме Аллаха, и Мухаммад - посланник Аллаха". "Он - Аллах -един, Аллах, вечный; не родил и не был рожден, и не был Ему равным ни один" (К. 112).
2. Вера в демонов и ангелов. Согласно исламской традиции мусульмане верят, что существует множество созданий, занимающих промежуточное положение между Аллахом и человеком, это ангелы и демоны.
Падшими ангелами руководит на земле Иблис (злой дух), возглавляя всех злых духов - шайтанов и джиннов, которых он способен сам порождать. Одно из его самых любимых занятий - заставлять людей забывать о благочестивых делах, о молитве. Здесь необходи-
мо сказать, что и демоны и ангелы созданы самим Аллахом, но Иблис, один из созданных из огня ангелов, отказался поклониться сотворенному Аллахом из праха человеку и был за это низвергнут с небес. При этом мусульмане веруют, что каждый верующий при жизни имеет двух ангелов, которые фиксируют его добрые и злые (греховные) дела, определяющие его загробную жизнь в раю или аду.
3. Вера в святость Корана, главной священной книги мусульман. В жизнедеятельности всех мусульман он стал главным источником религиозных представлений и социальных установлений, этико-культурных норм и стандартов общения. Праведные рассматривают Коран как несотворенное слово Аллаха и предвечный атрибут его бытия. Коран не может быть изменен никем, и мусульманская община в своей жизни должна руководствоваться только предначертаниями, содержащимися в этой вечной книге Бога. Являясь Священным Писанием мусульман, Коран в целом продолжает играть важную роль в жизни современных мусульманских государств, в первую очередь, в сфере религиозной практики.
4. Вера в пророков и в посланничество Мухаммада. Четвертый пункт веры касается пророков. Их насчитывается десятки тысяч, но главных шесть: Адам, Ной, Авраам, Моисей, Иисус и Мухаммад, который в мусульманском богословии стал примером совершенного человека. Одна из главных частей вероучения, Сунна, есть, по сути дела, пример жизни Пророка как образец поведения для всех последующих поколений мусульман. Недаром краткий символ веры ислама включает положение о Мухаммаде, которое гласит, что "Ла илаха илла Ллаху ва Мухаммадун расулу Ллахи", т.е. "Нет никакого божества, кроме Аллаха, а Мухаммад - посланник Аллаха".
5. Вера в рай и ад. Исламская традиция представляет рай местом, где праведники обретут вечное блаженство: это тенистые сады, с многочисленными источниками, каналами и прудами. Праведники пребывают

там в садах "темно-зеленых", там - реки из воды не портящейся, и реки из молока, вкус которого не меняется, и реки из вина, приятного для пьющих, и реки из меда очищенного". Там "плоды, и пальмы, и гранаты". Обитатели рая возлежат на "ложах расшитых", на "коврах разостланных", "опираясь на ложа, подкладка которых из парчи". Основные наслаждения - прохлада, покой, роскошные одежды, приятная еда и питье, вечно молодые супруги из райских дев и из собственных жен, девственные и вечно молодые (см. основные описания рая в Коране: 47:15/16-17; 55:46-78; 56:11-38/37; 76:11-22).
В Коране и мусульманской эсхатологии ад - место, где неверующие и грешники из людей и джиннов будут подвергнуты наказанию. Образ адских мук играл важную роль в коранической проповеди, был одним из главных средств эмоционального убеждения и устрашения слушателей. Жертвы ада будут гореть в огне: "А те, которые несчастны, - в огне, для них там - вопли и рев" (К. 11:106/108). "Мы сожжем их в огне! Всякий раз, как сгорит их кожа, Мы заменим им другой кожей, чтобы они вкусили наказания" (К. 4:56/59). Грешники там связаны цепями, "одеяния их из смолы, лица их покрывает огонь" (К. 14:50/51).
Включение в вероучение положения о рае и аде необходимо для удержания верующих в рамках религиозных предписаний, за нарушение которых верующему уготовлены мучения в аду, а за их соблюдение - вечное блаженство в раю.
6. Вера в божественное предопределение. Значительная часть мусульман веруют в предопределенность судьбы. Они считают, что все в мире создано Аллахом и нет возможности изменить ход развития событий. Поэтому необходимо подчиниться судьбе, т.к. что-либо изменить в мире не по силам простому смертному.
Мухаммад проповедовал, что каждое событие предопределено Богом и вписано в книгу вечности до сотворения мира и что судьба каждого человека и час смерти неизменно определены заранее, так что никакие уси-

лия человеческого ума и никакая предусмотрительность не могут ничего изменить или предотвратить.
Кроме названных основных религиозных положений, ислам покоится на пяти основных обязанностях верующего мусульманина. К ним относятся: исповедание, молитва, пост, милостыня и хадж.
1. Исповедание веры. Первое и основное положение, которое должен исповедовать каждый мусульманин, есть признание единого бога Аллаха и Мухаммада, его пророка. Тем самым, считают учителя ислама, верующий становится покорным Аллаху.
Только после произнесения вслух краткого символа веры человек становится мусульманином, и ему предписывают выполнять другие обязанности.
2. Молитва. Перед тем как совершить молитву верующему мусульманину предписывается омовение (точнее молитвенный ритуал включает омовение) как приготовление к ней, так как чистота телесная считается символом чистоты духовной. В Коране это действие описано достаточно подробно. Лицо, руки, локти, ноги и четвертую часть головы предписывается омыть один раз; кисти рук, рот и ноздри - три раза; уши предписывается смачивать остатком воды. Прежде омывается правая сторона, потом левая; при омовении рук и ног следует начинать с паЛьцев. Там, где нельзя достать воды, заменить ее можно мелким песком, пылью.
Молитва должна совершаться верующими пять раз в сутки: первый раз утром перед восходом солнца; второй в полдень; третий перед заходом солнца; четвертый между заходом солнца и наступлением сумерек и пятый раз между сумерками и наступлением ночи (перед сном). Во всех молитвах повторяется одно хвалебное восклицание: "Аллах велик! Аллах всесилен! Аллах всемогущ!". Молитва совершается в мечети или другом чистом месте. При молитве верующий должен быть обращен лицом в сторону Мекки. Хадис (книга традиций) предписывает повторять определенные движения при молитве: мусульманин должен встать, преклонить колени и совершить земной поклон. Для того чтобы верую-

щие не забывали возносить хвалу Аллаху, рядом с мечетью расположен минарет, башня, с которой специально подготовленные служители (муадзины) громким голосом возвещают о времени молитвы.
3. Пост. Каждый год, во время месяца Рамазана (девятого месяца мусульманского календаря), истинно-правоверные в течение тридцати дней обязаны от восхода до захода солнца не принимать никакой пищи, никакого питья, воздерживаться от купанья, от употреблении духов, от сношений с женщинами и от всякого чувственного удовольствия и наслаждения. Дневное время должно быть посвящено работе, молитвам, чтению Корана, благочестивым размышлениям. После захода солнца и до его восхода разрешается есть и пить. От поста освобождаются больные, дети, путники, сражающиеся воины, беременные женщины и т.д. Невыполненный пост должен быть перенесен на другие дни.
4. Милостыня (закят). В Коране и многих сурах закят упоминается наравне с намазом. Это налог, введенный исламом на все виды состояний. Он составляет определенный заданный минимум, взимается раз в год. По толкованию А.Массэ (Массэ Анри. Ислам: очерк истории. М., 1982. С.99), слово "закят" первоначально означало "очищение". Это своеобразный налог в пользу нуждающихся мусульман. В мекканских сурах закят (закат) "означает" благое деяние, материальную помощь, милостыню. Все мусульмане должны считать закят обязательным религиозным предписанием.
Собранные суммы денег находились в распоряжении кади (судьи) и расходовались в течение года в том округе, где были собраны. Право на получение помощи имели неимущие, бедняки, сборщики закята, лица, заслуживающие поощрения, несостоятельные должники, приезжие, не имевшие средств для возвращения домой. Закят и в настоящее время взимается в тех странах, где шариат является основой законодательства (Саудовская Аравия, Арабские Эмираты).
5. Хадж. Посещение святых мест в Мекке и Медине —одна из главных обязанностей правоверного му-

сульманина. Хадж обязателен (хотя бы раз в жизни) для мусульман, которые способны по состоянию здоровья, возраста совершать его.
Люди, совершившие хадж, получают наименование "хаджи". Они пользуются в мусульманском обществе особым почетом и уважением, часто носят особую одежду. Хадж совершается в первые десять дней месяца зуль-хаджа (двенадцатый месяц мусульманского календаря) и начинается с семикратного обхода Каабы. На период хаджа паломники надевают ихрам - специальные белые одежды, не стригут волос и ногтей. Существует также малый обряд паломничества (умра), совершаемый в любое другое время года.
Кроме названных пяти столпов мусульманской религии, некоторые исследователи ислама выделяют еще одну обязанность - джихад(Священная война) против неверных и за распространение ислама. Первоначально под джихадом понималась борьба в защиту и за распространение ислама. В отношении этой борьбы в Коране содержатся неоднозначные указания, отражающие конкретные условия деятельности Мухаммада в мекканский и мединский периоды его жизни: 1) не входить с "многобожниками" в конфронтацию и склонять их к истинной вере "мудростью и хорошим увещеванием"; 2) вести с врагами ислама оборонительную войну; 3) нападать на неверных, но так, чтобы военные действия не приходились на священные месяцы; 4) нападать на них в любое время и повсюду.
В настоящее время понятие джихад без дальнейших уточнений означает вооруженную борьбу с неверными во имя торжества ислама, и в этом значении его синонимом у мусульман является газават, а у немусульман "священная война". Необходимо отметить, что современная исламская литература акцентирует внимание на оборонительных аспектах джихада, который трактуется как приложение максимальных усилий для достижения экономической и военной мощи, способной противостоять агрессии, как борьба за укрепление национальной независимости, осуществление программ соци-

ально-экономического развития и выполнение конкрет- Ц ных задач. В то же время в некоторых странах мусуль- ^ майского мира к власти рвутся "исламские фундамента-листы" с традиционным пониманием джихада.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.