Появление 31 октября 1517 г. 95 виттенбергских тезисов Мартина Лютера принято считать началом Реформации. В этих тезисах и последующих работах Лютер связывает свободу совести христианина с требовани-
ем вольной проповеди и беспрепятственного распространения Священного Писания.
Причина доминирующего значения лозунга свободы вероисповедания в период Реформации объясняется назревшей необходимостью устранения с политической арены католической церкви и ее господствующей идеологии как адептов реакции в государстве.
Однако будучи крупнейшим феодалом, католическая церковь вместе со светской властью обрушила на вождей и идеологов Реформации весь арсенал карательных средств. В этот период буржуазно-демократические лозунги тесно переплетаются с требованиями свободы вероисповедания. Это были первые робкие политические и юридические требования молодой буржуазии.
В период Реформации в единый поток слились два течения, каждое из которых предлагало свои методы преобразования политической, экономической и социальной сфер жизни общества. Представители первого течения, выражая интересы буржуазии, конечной целью Реформации провозглашали получение экономических и политических прав. Представители второго, радикального течения считали необходимым обновление церковной жизни на принципах гуманизма. В обоих случаях на пути преобразований стояла церковь, и поэтому два различных течения в борьбе с феодалами и церковью как бы слились в единый поток. В целом же движение Реформации в социальном плане было чрезвычайно пестрым и разнородным. Требования разных лидеров этого движения заметно расходились.
Так, бюргерская оппозиция ограничивалась чисто конституционными требованиями: ее антиклерикализм сводился к отмене юрисдикции духовенства. Требования плебейской группировки были более радикальными. Они связывали борьбу за свободу религиозной совести с борьбой за социальные преобразования. Представителем радикального крыла Реформации был Томас Мюнцер -вождь плебейской оппозиции. Обращаясь к авторитету Священного писания и трудам Иоахима Флорского,
Мюнцер требовал установления "Царства Божия на земле", уничтожения любых форм угнетения.
В отличие от идеологов бюргерской оппозиции, увязывавших требования свободы вероисповедания и потребовал свободы предпринимательства, Мюнцер равенства всех перед Богом и даже всех на земле, то есть он поднялся от идей раннего христианства до идей уравнительного коммунизма.
Это была попытка выйти за рамки официальных идеологий и обосновать новый положительный социальный идеал. Наряду со свободой религиозной совести, считал Мюнцер, человеку должна быть предоставлена свобода выбора отношения к религии.
События показали, что понимание свободы совести Лютером и Мюнцером существенно различались, отражая различные социальные интересы и идеалы. В дальнейшем это различие истории буржуазно-демократических революций оформится как разное отношение к свободе совести буржуазии и народных масс.
Практическая реализация программы Лютера о свободе совести привела к тому, что в Аугсбургском соглашении 1555 г. свобода вероисповедания была сведена к конституированию бюргерской церкви, в которой упразднялись пышные обряды и высокооплачиваемая церковная иерархия, и другим незначительным изменениям в устройстве самой церкви.
В эпоху Возрождения и Реформации определились два различных подхода к решению проблем свободы совести. Первый характеризуется четкой социально-политической направленностью, ориентацией на принципы гуманизма и является отражением интересов прогрессивных сил, наиболее последовательные представители которых стремились полностью освободиться от влияния церкви и религии.
Второй, расплывчатый, непоследовательный в решении антиклерикальных проблем и проблем секуляризации, выражал интересы буржуазии, ее стремление только подчинить себе церковь, а не отказываться от нее. Общим для этих подходов было отрицание прин-
ципа религиозной исключительности и противопоставление ему принципа свободы религиозной совести.
Исторической заслугой Реформации можно считать включение в жизнедеятельность общества понятия "свободы вероисповедания" в форме свободного выбора верующими одной из конфессий христианства.