История христианской религии насчитывает уже более двух тысяч лет. Однако человечество перед тем, как отдать предпочтение этой мировой религии, проделало большой исторический путь, на протяжении которого формировались и шлифовались религиозные представления и верования.
Сама же история религиозных представлений и верований, со времени их возникновения в условиях первобытнообщинного строя, его разложения и перехода в рабовладельческое общество, свидетельствует, что ранние религиозные представления имели тенденцию к убыванию фантастичности мифологических образов и все более приобретали человеческую, антропоморфную форму. Большой конкретности и достаточной степени выразительности антропоморфизм божеств достигает на политеистической стадии развития религиозно-мифологических представлений, классические образцы которых лает мифология древних греков и римлян.
Высший этап развития религиозных представлений и верований в обществе тех далеких времен наступает, когда из многочисленного пантеона божеств на передний план выдвигается один. При этом часть существенных свойств и качеств различных богов переносится на одно, главное божество. Постепенно культ и поклонение одному богу вытесняет верования в других богов.
Эта тенденция или этап в развитии религиозных верований и представлений называется монотеизмом. Возникновение монотеистических представлений среди верующих было одной из предпосылок появления христианства. Однако данного явления в жизни человечест-
ва недостаточно, чтобы уяснить, хотя бы в общих чертах, сущность и особенности христианства как мировой религии.
Если же мы определили, что религиозные представления и верования являются своеобразным отражением условий существования человека на определенной стадии исторического процесса, то, естественно, нам необходимо рассмотреть исторические условия возникновения христианства на той территории, где оно начало культивироваться.
Христианство возникло в первом веке в восточной части Римской империи. В этот период Римская империя являлась классическим рабовладельческим государством, включающим десятки стран Средиземноморья. Однако к первому веку мощь мирового государства была подорвана, и оно находилось в стадии упадка и распада. На его территории установились достаточно сложные религиозные отношения между носителями разных верований.
Это было вызвано рядом факторов:во-первых, шел процесс разложения национальных религий, начавшийся еще в эллинистическую и завершившийся в римскую эпоху;во-вторых, происходил процесс стихийного взаимодействия и взаимопроникновения различных национальных и племенных верований и обычаев -синкретизм. Религиозный синкретизм сводился тогда прежде всего к проникновению ближневосточных представлений и образов, имевших тысячелетнюю историю, в сознание и религиозную жизнь античного общества.
Широкое распространение получили мифы и культы Осириса и Исиды, Аттиса и Кибед^, Адониса и Афродиты. На основе взаимопроникновения и слияния различных сторон вероучений и культов происходило образование религиозных общин, которые по своей сути не сводились ни к одной из национальных религий в чистом виде, что ставило эти общины в той или иной форме в оппозицию к официальной религии. Но наибольшее влияние на становление и развитие христианства оказала иудейская религиозная традиция с четко
выраженным монотеизмом.
Своими корнями христианство, в первую очередь, восходит к учениям иудейских религиозных сект. Иудея на рубеже нашей эры находилась в составе Римской империи и под управлением ее наместников, но в решении некоторых жизненно важных вопросов, прежде всего, судебных и религиозных, была предоставлена автономия жречеству во главе с первосвященником Иеру-салимского храма и синедриону.
Вторая половина 1 в. до н.э., весь 1 в. н.э. были временем непрерывных выступлений народонаселения Иудеи против римского владычества. Все эти выступления безжалостно подавлялись, что подготовило почву для возникновения в среде угнетенных иудеев эсхатологических идей. Сыграла свою роль и достаточно устойчивая иудейская традиция ожидания Мессии - спасителя, который поможет угнетенным освободиться от власти чужеземцев.
Непрерывная борьба с могущественными врагами за независимость, опустошительные вражеские нашествия, все усиливающаяся эксплуатация иудеев привели к образованию диаспоры (пребыванию части народа вне пределов своей родины), которая постепенно отдалялась от жречества Иерусалимского храма. В результате этого и других обстоятельств в иудаизме образовалось ряд течений: фарисеи, саддукеи, ессеи. Первые два течения в той или иной мере были традиционными.
Что же касается ессейства, то оно, возникнув во II в. до н.э., в своих идеях и в организации общин заключало уже многое из того, что затем получило развитие в раннем христианстве. Наши сведения о ессеях значительно пополнились после находок(1947 г.) древних рукописей в Кумранских пещерах на берегу Мертвого моря.Ессеи признавали абсолютность божественного предопределения и отличались сильной верой в бессмертие души. Как правило, члены их сект находились в оппозиции к официальному иудаизму, решительно осуждали рабовладение, торговлю, стяжательство. Постепенно ес-
сей начали отходить от сложной религиозной обрядности официального иудаизма.
Кроме названных оппозиционных к иудаизму общин ессеев, в диаспоре возникали аналогичные религиозные общины. Это было обусловлено утратой иудеями прежнего социального и идеологического единства.
Действовавшие в Палестине Моисеевы законы более не сдерживали их. Библейское вероучение сохранялось, однако воспринимаемый издали Мессия утратил многие признаки династического и военного освободителя, особенно после провала попыток Ирода реставрировать царство. Новый язык иммиграции, отличный от оригинала, придавал новое звучание идеям, исповедуемым их общинниками.
В процессе религиозных поисков на фоне упадка и разложения Римской империи формируется и внедряется в сознание верующих идея равенства, идея спасения, идея возможности получения и обретения счастья в потустороннем мире. Заметную роль в становлении и развитии раннехристианских верований сыграл религиозный синкретизм, а также некоторые философские идеи. Исследователи возникновения христианства отмечают, в частности, огромное влияние философских идей неоплатоников на процесс становления идеологии христианства.
Неоплатонизм представляет собой систему позд-неантичного идеализма, включившего в себя многие положения и образы античных религиозно-мифологических учений и сказаний.
Основоположник этого направления в философии Плотин (ок. 203-270) систематизировал объективный идеализм Платона. В своих теоретических построениях он использовал также некоторые идеи и взгляды Аристотеля. Источник бытия Плотин видел, прежде всего, в сверхприродном начале, которое мыслилось им как чистое и простое единство, полностью исключающее всякую множественность. Источник бытия, или Единое, непознаваемо, недоступно не только чувственному восприятию, но и рассудку. Это Абсолют, который ни от
чего не зависит, в то время как все прочее существование зависит от этого Абсолюта. Единое не творит, а излучает из себя все прочее бытие.
Основанный Плотином неоплатонизм стал самым влиятельным направлением позднеантичной философии. Это направление выражало главным образом мировоззренческие устремления "интеллектуальных верхов империи. Идеи неоплатонизма не нуждались в каких-либо религиозных одеяниях, но христианство приспособило его к своим нуждам и на этой основе развило свое учение.
Можно с определенностью сказать, что христианство возникло как синтез иудаизма, эллинистической философии, учения стоиков и некоторых других элементов культурной жизни Римской империи. Уникальность этого синтеза состояла в том, что христианство возникло на перекрестке эпох, культур, смогло объединить достижения духовно-практической деятельности человечества и приспособить их для нужд новой цивилизации,' оставив за порогом дряхлые одежды родоплеменных и национальных религиозных представлений и верований. Сила христианства проявилась в том, что оно смогло дистан-цироваться от узких рамок территориальной обособленности этносов.
Новая религиозная система представляла собой противоречивый комплекс идей, часто даже логически не согласующихся между собой. Это объясняется во многом тем, что христианство зарождалось и развивалось в ходе контактов друг с другом многих этносов и объединило многие "модели мира", выработанные в своеобразных социально-экономических, этнических и культурных условиях. Христианской религии нужно было пройти сложный путь приспособления к окружающему обществу, а обществу - пережить и осознать крах античных мировых порядков, чтобы эта религия смогла стать господствующей и государственной.
Важную роль в становлении христианства, сыграла демократичность первоначального христианства, которая проявилась прежде всего в организации общин ве-
рующих. Следует подчеркнуть в этой связи, что возникновение и торжество первоначального христианства обязано и идее равенства, содержащейся в нем. Массовый характер идея равенства в античности приобрела благодаря христианскому вероучению и организации жизнедеятельности первых его общин. Естественно, идея равенства, содержащаяся в христианском вероучении, была сформулирована в сугубо религиозной форме как равенство всех людей в качестве греховных "тварей" перед могущественным и всемилостивым Богом. Желание равенства, всегда жившее в глубинах народного сознания, способствовало широкому распространению данной религиозной системы и породило демократическую организацию раннехристианских общин с их совместными трапезами, общностью имущества, взаимопомощью и взаимоподдержкой. В первое время существования христиан в их общинах отсутствовал церковный клир, что является одним из показателей действительно демократических форм организации общинной жизни.
Христиане принимали всех, кто приходил к ним, и не скрывали своей принадлежности к новой религии. Однако по мере того, как христианские общины становились прибежищем все большего числа богатых и зажиточных людей и все более многочисленными и богатыми, менялась их структура. В них постепенно появился клир - постоянные служители культа и управляющие имуществом. Так возниклипресвитеры (старейшины), диаконы (служители),епископы (надзиратели). Клир вскоре объявил себя единственным носителем и выразителем божественной благодати и в дальнейшем через церковное учение и церковные законы закрепил за собой эту функцию. Свою монополию на божественную благодать служители культа возводили к двенадцати апостолам - ученикам самого Иисуса Христа.
Общий кризис античного мировоззрения, гнет императорской власти способствовали вступлению в ряды новой веры все большего числа богатых и образованных людей. Естественно, что именно они, более образованные и опытные в управлении, заняли прочные 48
позиции в руководстве многими общинами. Усилению их позиций способствовал общий спад пророческого движения, надежда на скорое второе пришествие Спасителя, все возрастающая необходимость приспосабливаться к существованию в рамках государственности.
Отдельные церковные деятели начинали выступать за единовластие епископов, которые в последствии стали руководителями общин во всех вопросах, в том числе и вероучения.
В течение1-11 вв., параллельно с формированием в христианских общинах постоянного аппарата управления, с появлением и развитием литературы по вопросам вероучения, все яснее определялось направление, которое выступало за сближение с римским государством, за подчинение его распоряжениям, если они только не противоречили культовой практике христиан.
Отношение последователей нового учения к иноверцам определялось чувством превосходства их религии, которым они компенсировали свою приниженность в реальной жизни.
Однако уже в ранний период развития христианство испытало на себе влияние предшествующих религий и, в первую очередь, язычества. Так, под влиянием последнего одни божества превращались в сознании верующих христиан в злые силы, другие, наиболее популярные среди неофитов, сливались в их представлении со святыми и ангелами.
В реальной жизни христиане должны были постоянно вступать в различные отношения с представителями различных верований, что вынуждало большинство христианских общин проявить веротерпимость. Этому способствовало и отсутствие замкнутости христианских организаций, обращение их проповеди ко всем, кто был готов принять новое учение. Существенным обстоятельством, повлиявшим на характер развития раннего христианства, были и так называемые "гонения на христиан".
Христианство возникло как религия униженных и оскорбленных, угнетенных рабством, воплотив в себе про-