В теории управленческого прогнозирования важную роль играет понятие плановых предположений. Это результат прогнозирования, но одновременно и основа, на которой разрабатывается система планов организации. Таким образом, плановые предположения играют роль связующего звена между функциями прогнозирования и планирования.
Плановые предположения различаются по своей ориентации: это предположения будущих вероятных параметров внешней среды и возможных в будущем результатов собственного функционирования. Частично совпадает с этим различием, но в целом отлично от него разделение плановых предположений на прогнозы состояния внешней и внутренней среды организации в целом.
Внешние плановые предположения делятся на три группы:
предположения относительно общего окружения (прогнозируемые экономические, технологические, политические,
социальные и этнические условия);
предположения относительно состояния рынка продукции (спрос, услуги, конкуренция);
предположения относительно состояния рынка факторов
производства.
Внутренние плановые предположения касаются объема капиталовложений, привлеченных инвестиций, изменения используемых технологий и средств труда, оргструктуры управления и др.
Внешние и внутренние плановые предположения бывают количественными и качественными. Пример количественных предположений — ожидаемый объем продаж (в процентах от текущего уровня), качественных — ожидаемый успех какого-либо вида продукции. Существуют также комбинированные плановые предположения (количественно-качественные).
Различаются плановые предположения по степени подконтрольности организации:
неконтролируемые, но хорошо прогнозируемые предположения — динамика роста численности населения, налоговая
политика и пр.;
контролируемые предположения — выход на новые рынки, интенсификация научных исследований;
частично контролируемые — уровень текучести кадров.
Плановые предположения подразделяются по параметру
степени определенности на детерминистские (относительно гарантированные) и стохастические (вероятностные).
В практике управления различают первичные и вторичные плановые предположения. Первичные предположения (прогнозы) носят общий характер, но затем они используются как материал для следующего шага прогнозирования. Поэтому они являются и результатами прогнозирования, и его предпосылками. Начальные прогнозы в ходе этого процесса конкретизируются. Далее следует разработка еще более детальных («третичных») плановых предположений. Переход от общих предположений к более конкретным, их последовательная смена во времени является основой содержания процесса прогнозирования. Этот процесс несет одновременно черты иерархической организации, так как плановые предположения различных этапов выступают и разными уровнями конкретизации осуществляемых прогнозов.
Существуют и другие классификации и типы прогнозов. Это — плановые предположения как результат индивидуальных усилий руководителя и совместной деятельности отдельной группы в составе организации (советники, эксперты по прогнозированию).
Различают также долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные плановые предположения, используя критерий временной перспективы прогнозирования.
Функция прогнозирования в целом комплексна и многоаспектна, она включена во все этапы и задачи управления. В теории управления существует еще одна классификация типов процессов управления, наиболее общая, основанная на содержательном критерии. Это пять типов прогнозирования:
экономическое прогнозирование — предсказание общего состояния экономики или конкретной организации;
технологическое прогнозирование — предсказание разработки новых технологий; когда это может произойти и какими могут быть экономические последствия;
прогнозирование сбыта — связано с проблемами реализации продукции организации, это основополагающий тип прогнозирования для деятельности любой организации;
прогнозирование развития конкуренции — предположения о возможных изменениях стратегии и тактики конкурентов;
социальное прогнозирование — предсказание изменений состояния общества в целом и в социальных установках людей.
Прогнозирование является специализированной областью, достигшей высокого уровня развития. В ней разработаны особые методы, включающие в себя три основные группы: «неформальные», количественные и качественные методы прогнозирования. Методы двух последних групп наиболее развиты. Количественные методы прогнозирования - это методы «анализа временных рядов» (АВР) и каузального (причинно-следственного) моделирования (КМ). Метод АВР основан на том, что выявляются тенденции прошлого и далее они продлеваются на будущее. КМ — прогнозирование посредством анализа статистических зависимостей между прогнозируемым фактором и другими переменными. Качественных методов больше, но они менее точны. Это — методы «жюри», «совокупного мнения сбытовиков», «ожидания потребителя» и др.
В последнее время в связи с развитием компьютерной техники возросла роль полисценарного (многовариативного) прогнозирования. Несколько альтернативных систем плановых предположений создаются параллельно. Отдельное предположения внутри каждой из них согласуются по содержанию и хронологии развертывания; это — сценарии (scripts), основанные на категории контролируемых плановых предположений. В результате сопоставления определяется наиболее приемлемый сценарий. Существуют три основных вида сценариев:
оптимистический — экономические и социальные перспективы будут благоприятны;
реалистический — экономические и социальные перспективы останутся на прежнем месте;
пессимистический — экономические и социальные перспективы будут неблагоприятны.
Поливариантный (скриптовый) подход помогает частично разрешить основную задачу прогнозирования — оптимального сочетания жесткости прогнозов с их необходимой гибкостью, изменяемостью под влиянием факторов внешней среды.
Функция прогнозирования требует от руководителя мобилизации всех его интеллектуальных и психологических возможностей.
Так же как и у функции целеполагания, у функции прогнозирования имеется прямой аналог в структуре психики человека. Это — психический процесс прогнозирования, характеризующийся специальными психологическими понятиями: опережающее отражение, вероятностное прогнозирование, предугадывание событий (антиципация). Поэтому он является психологической основой для реализации функции прогнозирования в деятельности руководителя.