Товарные биржи. Товарная биржа это постоянно действующий оптовый рынок однородных заменимых товаров. В настоящее время на товарных биржах совершается около 20 операций. Также, товарная биржа является информационным центром. Виды товарных бирж 1. по собственности публичные владелец - государство частные владелец - АО 2. по масштабам деятельности международные региональные 3. по степени специализации универсальные специализированные Американская классификация участников товарной биржи 1. полные члены физические лица, получающие доступ в биржевое кольцо, во все торговые секции биржи.
Число определяется количеством постоянных брокерских мест. 2. неполные члены брокеры и дилеры, имеющие право торговать в одной секции. 3. специальные члены юридические лица, участвующие в торгах через доверенных рокеров и дилеров. 4. не члены биржи все оперирующие владельцы брокерских мест. Платят аренду. В России приглашенные. Виды товаров 1. растительного происхождения 2. животного происхождения 3. энергетические и смазочные, химикаты 4. металлы, изделия и полуфабрикаты из них Характерные черты биржевых товаров 1. должен быть однородным заменимым 2. должен быть пригоден для стандартизации 3. не должен быть скоропортящиеся 4. спрос и предложение должны носить массовый характер 5. предложение должно превышать спрос в течение продолжительного периода времени 6. спрос и предложение должны легко прогнозироваться Биржевая котировка это установление цены на товар.
Виды котировок 1. цена продавца 2. цена покупателя 3. цена сделки Виды биржевых операций 1. по результату осуществления сделки действительные спекулятивные 2. по сроку реализации основная цель товарной биржи возможность спекуляции на разнице в цене 3. по длительности кассовые срочные Контанго это разница в цене товара, если цена товара по срочным сделкам выше, чем по кассовым.
Бэквордейшн это разница в цене товара, если цена товара по кассовым сделкам выше, чем по срочным.
Международные торги Международные торги это метод заключения договоров купли-продажи, при которм покупатель объявляет конкурс для продавцов с заранее определенными технико-экономических характеристик и после сравнения полученных результатов заключает договор на более выгодных условиях. Для организации торгов создается тендерный комитет. В него входят представители заказчиков, а также специалисты в данной области. Возглавляет комитет руководитель компании-заказчика. Перед комитетом ставятся следующие задачи 1. Организация торгов Публикация объявлений о торгах Определение вида и условий торгов 2. Анализ предложений участников торгов 3. Окончательное решение о передаче заказов В настоящее время в международной торговле выделяют следующие виды торгов 1. открытые торги Торги, участие в которых могут принять все желающие фирмы, причем все фирмы обязаны выкупить у тендерных комитетов условия торгов.
Объявления об организации публикуются в СМИ. Такие торги проводятся на сравнительно несложное оборудование и услуги.
Победителем может стать маломощная, неопытная фирма, снижающая цены. 2. открытые торги с предварительной квалификацией Данный тип торгов проводится в два тура 1. в первом туре принимают участие все желающие фирмы. Эти фирмы присылают в тендерный комитет на технико-экономические предложения, а квалификационный документ, в котором указывается уровень компании, опыт. 2. На основе этих документов проводятся закрытые торги среди отобранных фирм обычно около 8 фирм. 3. закрытые торги К участию в торгах приглашается ограниченное число фирм и консорциумов, имеющих достаточно высокий авторитет.
Организаторы уверены в возможностях поставщиков, поэтому участниками являются крупные фирмы. Тендерный комитет не производит публичного вскрытия предложений референтов и не объявляет ни состава участников, ни предложенных ими условий. 4. гласные торги Торги, при которых тендерные комитеты организуют публичное вскрытие предложений и оглашают условия в присутствии фирм, участвующих в торгах, причем итоги торгов с указанием победителя и суммы контракта публикуются в СМИ. 5. негласные торги Торги, при поведении которых тендерные комитеты не вскрывают предложения в присутствии оферентов и не публикуют сведения о победителе в СМИ. Такие торги размещают заказчики, покупающие повторно оборудование. 6. единичные торги Это организация торгов при участии одного оферента, как правило, обладателя патента, или в случаях затруднения заключения обычного внешнеторгового контракта купли-продажи.
Аукционы Аукционы это торги, специализирующиеся на сбыт реальных товаров со строго индивидуальными свойствами.
Торги проводятся либо с повышением цены гласным или немым способом, либо с понижением цены. Покупатели могут повышать цены до какого-то минимального уровня от 0,01 до 0,025. В роли организаторов могут выступать как компании, которым это выгодно и они таким способом монополизировали рынок. В основном это имеет место в антиквариате.
Также в роли организатора могут выступать компании-производители элитного товара. Объектами аукциона являются пушнина, чай, шерсть, пряности, табак, живой скот, щетина и т.д. В азиатских странах торговля чаем контролируется государством. Товары на аукционах сортируются по одинаковому количеству в партии лоты. Лоты формируются в более крупные партии стренги. За месяц до аукциона публикуется каталог с товарами.