Лекция 1: Архитектор и интерьер-дизайнер в России
Спор между архитекторами и интерьер-дизайнерами, точно так же как спор между физиками и лириками, всегда привлекал к себе пристальное внимание общественности. Человеку не сведущему, не знающему тонкостей обеих профессий, сложно разобраться в истинных причинах, их различающих. Где начинается сфера деятельности одного и заканчивается другого? И в чем основные принципы их деятельности? Для них остается загадкой.
Наступило странное время, в которое ничего нового в действительности не создается ни в одной из областей современного искусства, и архитектура, и интерьер-дизайн тому не исключение. Все, что сегодня можно увидеть, услышать, ощутить – не более чем компиляция, удачно подобранная из ранних образцов. Да и что можно создать еще нового? – Сейчас, когда по большому счету все уже создано, открыто, написано, показано… Но с другой стороны, разве это плохо? – И, несмотря на то, что сегодняшнее время можно смело назвать веком графомании или ди-джейства, это период, когда человечество достигло своего как научного, так и культурного расцвета. А значит, настало время переосмысления всего того, что было сделано ранее.
Сегодня не существует и такого понятия, как мода. Каждый художник представляет что-то свое и говорит, что это модно, а клиент выбирает то, что нравится ему, и уверяет, что модно это. Хотя за последние несколько лет профессия интерьер-дизайнер, действительно, вдруг стала модной в России, несмотря на то, что долгое время о ней здесь ничего даже не слышали. А вместе с тем, «новая» специальность очень похожа на цирковую, балетную, музыкальную, любую другую, в которой главное – практика. И каждый новый объект, удачи и даже неудачи составляют эту самую практику, колоссальный опыт, который невозможно получить ни в одном даже самом лучшем университете.
Возвращаясь к различиям между архитектурой и интерьер-дизайном, можно сказать, что две эти специальности очень близки друг другу, но при этом диаметрально противоположны. Архитектор – по своей сути скульптор, который лепит не художественные формы, а жилое пространство. А интерьер-дизайнер – человек, который занимается планированием интерьера. Обе специальности настолько разные, что архитектор никогда не сможет стать интерьер-дизайнером, а интерьер-дизайнер – архитектором. Это все равно, что скрипач и пианист. Несмотря на то, что их называют музыкантами, и они состоят в одном оркестре, никто из них никогда не сможет так же профессионально играть на инструменте другого, как на своем собственном.
Основным отличием между интерьер-дизайнером и архитектором является сознание. – Архитектор мыслит объемом, и думает, что видит пять сторон здания, хотя на самом деле, человек в лучшем случае способен видеть только две, и чаще всего это часть фасада. А интерьер-дизайнер всегда видит минимум пять сторон. Так устроено зрение и сознание представителей обоих профессий, поэтому заниматься одновременно и тем, и другим профессионально просто невозможно. И даже если архитектор станет заниматься интерьером, то в лучшем случае, столкнувшись с очередной проблемой, просто предложит все перестроить заново. А где гарантия, что новая планировка окажется удачнее? – Ее просто нет! Да и клиента подобное топтание на месте мало устроит. И, конечно, с подобной задачей, куда лучше справится интерьер-дизайнер. От того, видимо, он и зарабатывает сегодня намного больше. Несмотря на то, что по значимости своей на проекте и всем правилам именно архитектор играет первую скрипку, а интерьер-дизайнер всего лишь воплощает в жизнь его идеи. К сожалению, они не всегда способны вместе работать на одном объекте, их просто никогда ранее не учили играть в одном оркестре в отличие от музыкантов.
Кроме того, интерьер-дизайнеру куда проще преподнести свой проект потенциальному клиенту, даже если он выполнен не совсем профессионально. Для этого достаточно сделать качественные иллюстрации. Понятно, что клиент уже вряд ли станете впоследствии работать с таким интерьер-дизайнером, который сдал ему некачественный объект, но это не значит, что последний останется при этом без работы, ведь он всегда может опубликовать свои иллюстрации в соответствующем издании. А значит, у него всегда будут клиенты. В случае же с архитектором все иначе. Он занимается публичным искусством, а значит, никакие даже самые красивые картинки его не спасут, если он окажется непрофессиональным. При этом не стоит никогда забывать, что даже если планировкой и наружным фасадом здания занимается архитектор, то его изобразительным рядом должен заниматься интерьер-дизайнер, а именно отдельная его специальность. Ведь в дизайнерской индустрии, как и в любой другой существует множество отдельных специализаций. Например, дизайнер по шторам, осветитель, дизайнер по офисной, антикварной и современной мебели, и многие другие. Конечно, есть специалисты, которые умеют играть сразу на нескольких инструментах, но в профессиональном мире кто-то всегда на чем-то специализируется.
Как только начинаешь говорить об интерьер-дизайне, параллельно возникает ряд вопросов. Где взять идеи? Как увидеть желаемый интерьер до его воплощения в жизнь и соответственно найти все необходимые составляющие? И если в Нью-Йорке для этих целей существуют два гигантских здания D & D - Building ( Design & Decoration Building ) и A & D Building ( Architects & Designers Building ), в которых продается мебель, и два журнала, представляющие их ассортимент, то у нас все куда прозаичнее… В России пока не существует такого понятия как « for trade in only », а потому приходится довольствоваться стандартными магазинами, полупрофессиональными журналами про искусство интерьер-дизайна и верить в порядочность специалиста в надежде, что точно такой же интерьер он не сделает соседям. В Нью-Йорке же приобрести интерьер в подобном здании – это соответствующий знак качества и гарантия индивидуальности. Правда, приобрести что-то в них может только архитектор. Напрямую с клиентами они не работают!
Вообще на Западе несколько другой подход к интерьеру. – Использовать в нем готовые вещи считается дурным тоном, а в России – нет… И о какой индивидуальности тогда говорить? О каком интерьер-дизайне? Ведь это всего лишь расстановка мебели с планировкой квартиры, не более того. А красота штор – это не ткани, из которых они шьются, а дизайн и пошив. Да и компаний, которые сегодня предлагают эксклюзивную мебель под проект и индивидуальные элементы декора, практически не существует, потому что это сложно, хотя именно на этом и зарабатываются деньги в индустрии дизайна, а не на копировании интерьера из журнала с 15000 тиражом. Интерьер-дизайнер – прежде всего, ремесленник, такой же, как и портной, который шьет костюм своему клиенту, пришедшему к нему в желании получить гарантированное качество и индивидуальный стиль.
Конечно, по сравнению с другими странами архитекторы и интерьер-дизайнеры в России зарабатывают значительно меньше, несмотря на то, что стоимость самих проектов здесь выше. Но сколько бы ни стоила квартира – доллар или миллион, главное – подача! И залог успеха деятельности интерьер-дизайнера в психологическом пробивании клиента, за которым стоит его профессионализм, а тот, в свою очередь, заключается в одном – «плохо» или «хорошо», т.е. применительно к интерьеру – «нравится», «не нравится». И если европейская школа интерьер-дизайна считает, что желание клиента роли не играет, то американская утверждает, что это основное, главное – услышать клиента и правильно понять. И это с одной стороны логично, а с другой – просто более приемлемо для России, потому что американцы в действительности очень похожи на русских и ни в коем случае не на европейцев. Если человек хочет жить в красном, бесполезно его отговаривать. Если видит в сером грязь, бессмысленно к нему его приучать. Хотя бы потому, что клиент имеет право хотеть все, что угодно особенно за свои деньги. Поэтому работа интерьер-дизайнера – это, прежде всего, работа психолога и художника с хорошим вкусом. Это факт! Как и то, что не всегда талантливый интерьер-дизайнер может добиться хорошего результата в профессии, и причина, как раз не в его непрофессионализме, а в неспособности стать хорошим психологом.
Лекция 2: Цвет и его особенности
Цвет – одно из основных средств художественной выразительности. Его значение в жизни человека велико и многообразно. Все, что окружает нас вокруг, мы видим благодаря цвету. Сама Природа говорит с нами посредством своих многочисленных оттенков, подсказывая тончайшие сочетания и гармоничные решения.
Научно доказано, что человек способен различать 16 миллионов цветов и оттенков. Но для того, чтобы грамотно использовать их в повседневной жизни, нужно не только научиться видеть многообразие цвета в Природе и окружающем мире, но и знать основные его правила: Что такое цветообразование? Насколько оно зависит от света? И от тех вещей, которые его наполняют?
К сожалению, мы этого не знаем. И причина здесь отнюдь не в нашей нерадивости или невнимательности, а в банальном отсутствии как такового языка цвета, понятного и доступного всем и каждому. На сегодняшний день в мире существует множество различных способов описания цвета и цветовых моделей, порою противоречащих друг другу и вводящих в заблуждение не только простых обывателей, но и специалистов. Поэтому научиться читать цвета значительно сложнее и, видимо, менее интересно, чем слова или ноты. А вместе с тем, грамотно подобранный оттенок говорит без умолку, наполняя тот или иной предмет своими собственными, уникальными звуками и мелодиями.
Но не только отсутствие так называемой «нотной грамоты» отличает цветообразование от литературы и музыки. Цвет – единственное трехмерное понятие, основными характеристиками которого являются цвет, тон и насыщенность. На первый взгляд, это может показаться немного странным и даже сложным для восприятия. Хотя в действительности все куда проще. Главное, понимать, что тон и цвет – это две разные вещи. Цвет – это красный и зеленый, а тон – розовый и салатовый, светло-красный и темно-зеленый. Т.е. тон – это степень плотности цвета, которая характеризуется простыми словами светлее-темнее. А насыщенность, соответственно – ярче-бледнее. При этом стоит помнить, что сложный цвет, образованный путем смешения нескольких простых (например, тот же розовый) представляет собой трехмерное распределение, а простой (зеленый) – соответственно, двухмерное.
Люди всегда пытались понять природу цвета и объяснить его свойства, но часто забывали, что красивых или некрасивых оттенков в принципе не существует, есть только наше восприятие того или иного цвета. Одни – нам нравятся больше, другие – абсолютно безразличны, третьи – вызывают раздражение. Все это зависит от множества субъективных причин, связанных непосредственно с личностью человека. А такие понятия, как мода или тенденция здесь неуместны.
«Так на что же тогда ориентироваться в подборе цвета», – спросите вы. – Ответ однозначен: Природа и вы сами! Мы каждый день видим то, что создала Природа и восхищаемся ее вкусом. Мы постоянно сталкиваемся с цветом в своей повседневной жизни, выбирая одежду или нанося макияж, но практически не задумываемся над тем, что это и именно это те самые цвета, которые идеально соответствуют нашему внутреннему миру и подходят нам внешне. Именно в этих оттенках мы будем чувствовать себя наиболее комфортно и спокойно, а не в тех, что навязывает нам на самом деле не существующее понятие такое, как «модные тенденции».
«Так как же в этом случае определить те оттенки, которые подходят именно вам», – невольно возникает вопрос. Первый секрет – одежда, в которой вы себя наиболее комфортно чувствуете. Второй (очень простой в применении) – зеркало. Подойдите к зеркалу, расположите позади своего лица цвет, которым вы хотите заполнить пространство и прищурьте глаза. Если вам нравится, как вы смотритесь на этом фоне, он вам подходит. Если рядом не окажется зеркала, положите свою ладонь (можно даже в одежде) на лист бумаги, выкрашенный в желаемый цвет, и снова прищурьте глаза. – Красиво она смотрится на этом фоне? Не выглядит черной дыркой? – Значит, этот цвет вам подходит.
Исходя из вышесказанного, все многообразие цвета можно поделить на три группы: бесцветные (или белые), подходящие вам и неподходящие, а теперь главное научиться различать их и составлять с их помощью правильные гармоничные сочетания.
Попробуйте одеть полную женщину в белое платье – она будет казаться еще полнее, но ведь мы на нее смотрим снаружи, а внутри – все совсем иначе. В белом пространстве становится душно, как в саване, в то время как в темном – мы перестаем видеть границы, предметы отдаляются, создавая иллюзию объема. Вспомните театр, где сцена покрашена в черный цвет для того, чтобы создать глубину. Вспомните белый туман, как только вы включаете фары, он оказывается совсем близко, как только затемняете – уходит вдаль. Удивительные на первый взгляд вещи, кажутся абсолютно доступными и понятными, если внимательно наблюдать за Природой и делать соответствующие выводы.
«В истории цвета заключается часть истории человечества» говорит немецкий филолог и культуролог Э. Ауэрбах, поэтому немаловажную роль в выборе и восприятии цвета играет страна, в которой мы живем, культура, которая нас окружает. Так, например, в России, Мексике и Индии, и особенно в их столицах, существует свое цветоощущение, отличное от любой другой страны, любого другого города. Одни и те же цвета, одни и те же вещи воспринимаются в них иначе. А значит, и цветовая палитра, признанная в Европе или Америке, для нас не подходит. Нам нужна своя, московская палитра.
Возникает вопрос: «Почему это происходит? И в чем собственно причина такой несогласованности?» – Может быть, все дело в освещении?.. Ведь Москва, Мехико и Дели – это мегаполисы, которые не находятся на уровне моря, которые расположены внутри континента, а значит, и освещение в них другое, в отличие от Парижа, Нью-Йорка, Токио, Венеции и многих других городов с единым цветоощущением. Кроме того, оказывается самое большое количество цветовых сочетаний и ощущений видят азиаты, женщины, живущие в мегаполисе и как не странно гомосексуалисты, видимо, поэтому все они обычно тяготеют к спокойному интерьеру, потому как умеют увидеть достаточное количество ярких пятен. От того в Москве и машины чаще всего встречаются серебристые, золотистые или темные – все другие выглядят не слишком органично, даже где-то немного вульгарно. То же самое происходит с одеждой и интерьером. И все московское многообразие цвета сводится к ранней утренней дымке, размытости и забеленности.
В теории цвета есть еще одно очень интересное понятие. Такое, как clash – несоответствие или несовместимость цветов. И в действительности это самое страшное, что можно только себе представить в одежде и интерьере. При этом обязательно стоит отметить, что это понятие не всегда связано лишь с дизайном, но еще и с фактурой, материалами. Пример самого простого цветового клэша: банальное несоответствие черных тонов в одежде наверняка знаком каждому. На это необходимо обратить внимание и просто понять, что есть цвета, которые абсолютно не терпят подобного явления – например, красные, синие, желтые, а есть такие, к которым это абсолютно не имеет никакого отношения, как коричневые и зеленые. Они всегда подходят друг другу.
Лекция 3: Цвет в интерьере
Цвет – это вещь предметная и в интерьере наиболее различаемая. Притом, что цвет не является доминирующим, оставаясь всего лишь фоном, ему уделяется огромное внимание. Ведь именно благодаря цвету интерьер можно «поднять» или, наоборот, «убить», придать ему новое дыхание жизни или наполнить воспоминаниями.
Вообще цвет, как и еда, всегда несет определенное сообщение. Главное его правильно прочитать. Говорят, что не бывает плохой кухни, есть плохие повара. Точно так же и с интерьером. Он не может быть плохим, но может быть неправильно решенным. И самой распространенной ошибкой в этом случае становится именно цветовое несоответствие.
Стилистика интерьер-дизайна строится по двум направлениям: корпоративному и индивидуальному. Где основная задача первого – соблюдать так называемый «корпоративный этикет» и делать ровно так, как тебя просят, пусть даже это будет повторением чего-то ранее созданного. В этом направлении от тебя не ждут креатива, а всего лишь точности исполнения желаемого. И справедливости ради стоит заметить, что найти такого исполнителя, который будет неукоснительно следовать желаниям заказчика, не так-то уж и просто.
Индивидуальное же направление – полная противоположность предыдущего, а интерьер-дизайнер, работающий в этом стиле – человек, который не слышит и главное не понимает, чего от него хотят другие. Он делает так, как считает нужным и считает, что это правильно, пытаясь убедить в этом клиента. Какое из этих направлений является наиболее верным, судить сложно, но если говорить о цветовом оформлении интерьера, то стоит заметить, что цвет – понятие субъективное, и восприятие цвета и даже его название одним человеком не всегда соответствуют восприятию другого.
Любой профессиональный интерьер-дизайнер или декоратор прекрасно понимает, что интерьер неотделим от своего хозяина. А значит, цветовое наполнение интерьера он предлагает из расчета пристрастий самого клиента, а не своих собственных предпочтений, т.е. тяготеет к корпоративному направлению. Главное понять, какие именно цветовые сочетания ему подходят. И для того, чтобы предложить безупречный проект, интерьер-дизайнеру достаточно взглянуть на клиента, пообщаться с ним всего несколько минут, чтобы понять и прочувствовать, что именно ему подходит. И первое, на что стоит обратить свое внимание, конечно, одежда. Все точно знают, что «встречают по одежке», но мало кто может предположить, как много тайн о нас с вами может таить одежда и интерьер. Уметь пользоваться этими знаниями – не только настоящее искусство, достойное уважения, но и отдельная профессия, называемая декоратор.
Как уже упоминалось ранее, цвет в интерьерах и экстерьерах в отличие от других индустрий воспринимается намного более тонко, а потому имеет большое значение. И причина банальна. Два больших квадрата, нарисованные на стене или любой другой поверхности, на первый взгляд, двумя одинаковыми цветами (например, из разных банок или разного года выпуска), на расстоянии кажутся двумя разными цветовыми квадратами. Потому что на цвет влияют пыль, освещение, свежесть краски и многое другое. А значит, цвета не реставрируемы! Их невозможно восстановить, их можно только переделать.
Одной из важнейших характеристик в теории цветообразования является освещение. Цвета изменяются под влиянием света, ибо каждый окрашенный предмет, помещенный в тень, выглядит иначе, чем на свету. Кроме того, на цвет влияют и такие факторы, как отражение и месторасположение. Так, например, один и тот же интерьер, выполненный в едином цветовом решении, в типовой квартире на четвертом и десятом этаже выглядит по-разному, даже ночью.
Основные правила формирования цветового наполнения интерьера:
1. С Природой, как и с естественным освещением, бороться бессмысленно, нужно подчиняться. И если комната темная, то за счет цвета стен сделать ее светлой, а тем более большой, вам не удастся никогда. – Это утопия! Если окна выходят на северную сторону, не пытайтесь сделать ее теплой, лучше пусть она будет холодной, но уютной. Если комната яркая и солнечная, не стоит красить стены в темный цвет, свет из окна, вы все равно не поборите, но вместо уютной светлой комнаты получите грязную выбеленную.
2. Количество цветов, употребляемых в интерьере, увеличивает, создавая многоплановость и многогранность пространства, за счет того, что одни цвета мы видим ближе, а другие – дальше.
3. В дизайне существует такое понятие, как «бесцветие», т.е. белое. Белый, точно так же, как и любой другой цвет имеет множество, отличных друг от друга, оттенков. Но отличается от других тем, что «белый интерьер» можно создавать, не используя белого цвета. Кроме того, любой предмет на белом фоне становится черным пятном, поэтому с белым цветом в интерьере лучше обходиться осторожно. Да, и вообще, белый уменьшает пространство. Для того же чтобы сделать светлую комнату можно использовать серые и даже темные цвета, главное снивелировать их между собой, приведя к очень тонкому знаменателю. Сделать чуть темнее потолок, чуть светлее пол, а стены покрасить в теплый цвет, близкий по тональности к полу.
4. Для того чтобы грамотно подобрать цвет в интерьере нужно в первую очередь обратить внимание на так называемый цвет улицы, т.е. ту цветовую волну, которая идет из окна. Так, например, если напротив ваших окон расположен дом персикового оттенка, не стоит прибегать к нему в своем интерьере, как впрочем, и к чистым зеленым цветам, потому что они будут казаться грязными.
5. Ну, и конечно, для выбора цвета в интерьере, как и в музыке, существует свой камертон, коим являются шторы и ткани как таковые, потому как они занимают 30% декорируемого пространства. Шторы – как флористика. В работе с ними существуют несколько приемов, владея которыми вы сможете манипулировать интерьером очень умело. Один из них, самый главный заключается в том, что тканью можно исправить любой неправильно решенный интерьер!
Вообще, подбор цвета – это как решение уравнения со многими неизвестными, и чем меньше этих неизвестных, тем соответственно, проще оно решается. Самая серьезная ошибка, которую совершают обычно в интерьер-дизайне – это завершать интерьер подбором штор. Правильнее с них начинать. После выбрать обивку мебели или ковролина, с учетом того, что ткани в интерьере должны быть привязаны друг к другу точно так же, как в одежде, затем – камня, если таковой материал планируется в интерьере. И замкнуть все цветом стен, дерева и элементов декора, обратив внимание на главное правило: интерьер всегда должен быть уравновешенным и по деталям, и по свету, и по цвету. Т.е. цвет потолка должен соответствовать цвету пола. А для того, чтобы проверить, насколько ваш интерьер уравновешен, достаточно его сфотографировать и перевернуть снимок. – Вам нравится? Или стоит что-то переделать?
Лекция 4: Свет в интерьере
Свет – важнейшая составляющая интерьера. Неправильно подобранное освещение может погубить любой, даже самый безупречный проект. А потому свету в интерьере уделяется такое большое внимание.
Мы живем в мире цвета, света и созданных ими изображений. Природное освещение, рожденное солнечным светом, подарило множество возможностей и ощущений, а искусственное – стало началом современной цивилизации. Многие годы люди стараются постичь искусство управления светом, но особенно актуальной эта задача становится в работе над интерьером (домашними или коммерческим), а потому без знания о светотехнике и правилах рационального освещения не обойтись.
Основными световыми характеристиками являются температура и мощность. А самую низкую температуру в 1200-1600 Кельвинов имеет самый приятный для человеческого глаза свет – свет огня.
Мощность, измеряемая в Ваттах или свечах – есть яркость света или освещаемой поверхности, которую она дает, а одна свеча (один Ватт) как единица измерения мощности – стандартная восковая свеча с высотою фитиля в половину дюйма и толщиною в 1/8 дюйма.
В интерьере, как и в нашей жизни, существует несколько источников освещения:
1. Абсолютное освещение или абсолютный источник света – это свет, отражаемый от белого предмета, расположенного в солнечную погоду в 12 часов дня 22 июня на Гринвиче в теневой части белого здания, стоящего спиной к солнцу.
2. Дневной свет окружает нас повсюду, несмотря на то, что в интерьерах мы его практически не используем, даже в самую ясную солнечную погоду. Точно так же, как и любое другое освещение, оно может быть различным. И зависит это от того, в какое время суток вы его наблюдаете и какова мощность солнца в это время. Кроме того, дневной свет можно делиться по цветности. Он может быть оранжевым, желто-золотистым или «сквозь облака»… Так, например, в Москве зимой в два часа дня температура света сквозь облака еще неприятнее, чем самое неприятное для человеческого глаза люминесцентное освещение.
3. Искусственный свет, называемый еще танкстон и обозначаемый буквой «Т», также может быть определенной температуры и цвета (желтым, красным, молочным и т.д.). Это освещение, получаемое от обыкновенной лампы накаливания, которая дает температуру приблизительно 3 600 Кельвинов.
Почти все живописцы Эпохи Возрождения (Гоя, Рембрандт) во время своей работы в качестве источника света использовали свечи. И если внимательно смотреть на их картины, можно заметить, что они жженые. Этот же эффект можно наблюдать и на современных фотографиях, если неправильно выбрать пленку. Ни для кого не секрет, что существует фотопленка для дневного и искусственного освещения. Если вы возьмете первую и станете снимать вечером в квартире с обыкновенными лампочками, не включая вспышки, тоже получите выжженные фотографии. В то время как, фотографируя пленкой для искусственного освещения на улице – снимки с фиолетово-синим отливом…
4. Галогеновый свет – свет, проходящий через вольфрамовую нить и имеющий еще более низкую температуру. Галогеновые лампы, составляющие это освещение, делятся на три типа: 12-вольтовые, 24-вольтовые и автомобильные (127- или 240-вольтовые). Последние из них запрещено трогать руками!
5. Люминесцентный и флуоресцентный свет, несмотря на то, что его температура практически приближена к идеальной, является очень неприятным для человеческого глаза за счет своего мигания, которое мы не видим, но ощущаем. Лампочки, используемые при этом освещении, считаются энергосберегающими, как впрочем, и галогеновые, но в отличие от них – не такие капризные и дорогие в использовании. С точки зрения профессионального интерьер-дизайна люминесцентное и флуоресцентное освещение – ложное, в нем практически невозможно точно определить цвет освещаемого предмета. И даже самая красивая ткань под люминесцентным освещением будет смотреться хуже, чем она выглядит под лампочкой искусственного света. А потому такой свет категорически не подходит для английского классического интерьера и интерьера в стиле Саладино – его невозможно насытить нормальным светом. Исключением может быть лишь супер-хайтековский интерьер, в котором подобное освещение может быть уместным.
6. Исторический свет или Historical bulb появился в начале прошлого века и до сих пор встречается в дорогих английских или французских ресторанах и гостиницах. В отличие от обычной цокольной лампочки Historical bulb действительно наполнена вакуумом, а не газом и излучает более теплый свет. Мощность такой лампы ограничивается 40 Ватт. Подобное освещение особенно актуально в хорошем английском историческом интерьере или модном сегодня арт-деко.
Резюмируя все вышесказанное, необходимо отметить, что при проектировании интерьера в первую очередь следует определить, какой именно тип освещения будет в нем присутствовать, особенно учитывая то, что дневной свет мы практически не используем и полагаемся на источники искусственного освещения, подчас забывая, что каждый новый источник дает новые ощущения. И от того, насколько верно будут выбраны источники света, будет зависеть правильность решения интерьера, а значит – его красота и удобство. Вот почему большинство специалистов сегодня начинают планирование интерьера именно с выбора источников света, отодвигая выбор штор и цветовое решение проекта на второе место. При этом одно из самых основных правил светоформирования – мощность лампы характеризует освещение в точке ее нахождения, а значит, чем дальше вы находитесь от источника света, тем свет там более рассеянный, т.е. меньше мощность лампы. Поэтому комнату лучше освещать по квадратным метрам!
Особенности освещения коммерческих интерьеров:
При планировании коммерческого интерьера, существуют свои тонкости и нюансы. Один из них связан с освещением.
Так, например, бутики освещаются рассеянным галогеновым светом, и основное требование к нему – 1000 Ватт на квадратный метр.
Освещение ресторана – тема субъективная. Ресторан можно освещать по-разному, хотя в отличие от парикмахерской это сделать куда проще. Парикмахерская – тяжелейший объект, потому что еобходимо создать комфортные условия не только мастеру, но и клиенту. До России пока не дошла мода на интерьеры типа «ателье» или так называемые «профессиональные места», в которых для человека работающего предусмотрен один тип освещения, а для заказчика, принимающего работу – другой. Поэтому свет в таком интерьере должен быть обязательно регулируемый, при необходимости включаемый и выключаемый в каждом определенном месте.
Но, так или иначе, любое профессиональное рабочее место должно снабжаться тремя источниками света: дневным, дневным желтым и танкстоном – лампой накаливания.
Лекция 5: Декоративные поверхности
Декоративные поверхности – одна из основных составляющих любого профессионального интерьера. Вне зависимости от того, какова их природа, деревянные, зеркальные, бетонные или тканевые декоративные поверхности – одна из самых гибких частей интерьера, за счет которых возможно создать по-настоящему красивый и функциональный дизайн, но только в одном единственном случае – если правильно их использовать.
Начиная свою работу над интерьером, необходимо помнить, что если перед вами стоит задача получить идеально ровную поверхность матового цвета, сделать абсолютно белый интерьер или тот, который не создает ощущения покрашенного, - это задача Декоративных поверхностей. Кроме того, ни они сами, ни интерьеры, в которых они используются, никогда не стареют, как физически, так и морально. Старый рояль всегда будет выглядеть красивым. И даже если на нем появится царапина, можно добавить еще сотню и сказать: «Это особое искусство!». С Декоративными поверхностями – то же самое. – Вы решаете, как они должны выглядеть! От того и стоимость интерьера, включающего в себя Декоративные поверхности, возрастает автоматически, потому что это порождает его эксклюзивность.
Любая поверхность характеризуется тремя основными характеристиками: плоскостью, шероховатостью и блеском. Плоскость – это степень ровности поверхности, измеряемая в процентах и обозначаемая номером F . Максимально возможная плоскость, т.е. идеально прямая составляет 100% ровности, незначительно волнистая – 90% и т.д. Шероховатость – необходимая для интерьер-дизайна характеристика, определяемая на уровне тактильных ощущений и разделяемая на три степени шероховатости: опака, гладкая поверхность и травертин (понятие античной выщербленной поверхности). По степени блеска поверхности разделяются на: матовые, полуматовые и блестящие, которые в свою очередь тоже имеют несколько градаций:
- Матовые поверхности: абсолютно без блеска (dead flat), с минимальным блеском (flat), матовые (matt) и полуматовые (semimatte). - Полуматовые поверхности имеют 6 видов блеска: мягкий блеск (soft sheen), атласный блеск (satin), атласное дерево (satin wood), яичная скорлупа (egg shell), шелковая (silk) и полублестящая (semigloss). - Блестящие также имеют 6 степеней блеска: блестящая (gloss), три уровня сильно блестящих (high gloss, supergloss, brilliant gloss), лакированная (lacquer) и зеркально-блестящая (mirror).
Однако, говоря про степень блеска поверхности, не стоит забывать и про ее материал, ведь эти два понятия тесно связаны. Так, например, деревянная поверхность должна быть полуматовой, а не блестящей, иначе она будет выглядеть довольно неприятно. Тогда как, гранитная – скорее блестящей и полублестящей. – Матовые оттенки для нее практически неприемлемы, если только это не представляет собой специальный художественный замысел.
При этом какова бы ни была плоскость, шероховатость и блеск поверхности, для получения идеальной Декоративной поверхности, а впоследствии красивого и функционального интерьера, необходимо использовать профессиональные и качественные материалы. Так, например, если вы хотите создать эффект старых дверей, необходимо их имитировать. В этом случае можно использовать как акриловые, так и современные декоративные финиши, но лучше всего применить обычные масляные краски. Эффект будет потрясающий…
Вообще основное из качеств интерьера – это ухоженность, а потому в нем имеют такое большое значение способы покраски поверхностей. Ведь если просто закатать комнату с помощью валика одним единственным цветом, невозможно получить желаемой глубины, недаром подобный способ покраски называется «складской». А для того, чтобы приготовить вкусное блюдо, необходимо не только взять свежие продукты и воспользоваться правильной рецептурой, но и добавить определенное количество специй. Красота интерьера заключается в его мудрости, изяществе и вашем умении сложить все его компоненты в одном пространстве и в правильной последовательности. В зависимости от способа покраски декоративных поверхностей они могут подразделяться на активные, пассивные и художественные.
Особенности декорирования материалов:
Дерево – природный материал, изначально имеющий декоративную выделку, созданную самой Природой. Под натуральным цветом дерева понимается тот, который можно получить путем зашкуривания поверхности. Однако как только оно обрабатывается защитным слоем, будь то лак, масло, воск или пропитка, дерево перестает быть натурального цвета, приобретая тот или иной декоративный оттенок. Самая сложная задача декоративного финиша – сделать натуральный дуб или бук, чтобы при этом создавалось ощущение абсолютной защищенности.
В архитектурно-интерьерной индустрии на протяжении всего времени использовались пять пород дерева, которые разделялись по типу древесины, внешнему распилу и инструменту, который необходимо было применять для их обработки: самшит (береза, груша, яблоня и тополь) или поделочное дерево, дубовые (ясень, каштан, сосна, лиственница), липа (береза, тополь, сосна, бук, клен), орех и красное дерево. При этом каждое из них больше подходит для реализации определенных идей, в зависимости от того, какую цель вы перед собой ставите. Например, из бука лучше всего делать стулья, столы и двери, а вот для пола он не подходит, потому как не обладает особой пластичностью. – Если вы пройдете по буковому полу на каблуках, на нем останутся следы, и восстановиться он уже не сможет.
Сделать деревянную поверхность темнее или светлее, придать глубину и насыщенность, можно различными декоративными методами, в число которых входят: традиционные и химические отделки, окрашивание и многое другое. Дуб, например, может быть выбелен под цвет разных интерьеров с помощью хлорки, перекиси водорода или белого воска.
Дерево на протяжении всего времени подвергалось химической и колористической обработке. На сегодняшний день существуют три системы окраски дерева: алкидные морилки, которые считаются самыми удачными, спиртовые морилки – то, чем пользовались в советские времена, не отличающиеся особой привлекательностью и акриловые патинации – современная система покрытия прозрачными лессировочными слоями. Так, например, для того, чтобы получить глубокий черный цвет деревянной поверхности, ее нужно покрасить не черной краской, а слоями различных оттенков, от малинового до черного. Подобной техникой красится сегодня вся мебель, производящаяся в Англии и Италии.
Мрамор – как и дерево не может быть плохим или хорошим, ведь это материал натуральный с определенными инженерными и техническими законами. Поэтому, продумывая тот или иной дизайн с использованием мрамора, необходимо прежде проконсультироваться со специалистом. Например, делать мраморную стену, на которой не было бы видно стыков мрамора, нужно исключительно декоративными отделками. – Природный мрамор выглядит намного хуже, нежели декоративная стена, а щели и трещины в нем – обычное явление, поэтому если хотите монолитный пол лучше воспользуйтесь бетоном, как это было в Венеции.
Зеркало. Существует несколько градаций зеркал. Бутиковое – дорогое, но в то же время, наиболее искажающее изображение. Оно чуть удлиняет и придает золотистый оттенок, но, тем не менее, егодостаточно часто, видимо, по глупости используют в интерьере и на выходе получают совершенно искаженное изображение.Интерьерное зеркало сегодня можно наблюдать во Франции (отель Ритц, Лувр, Версаль и т.д.). По ошибке его иногда называют застаренным, хотя в действительности оно таковым не является.Такие зеркала бывают разных оттенков: золотистое, бронзовое, с красными или черными подложками, и делятся в свою очередь на два вида: с точечками и сусально листовые (Версаль).Кроме того, они используются не только снаружи, но и внутри мебели.И, наконец, обычное зеркало, которое абсолютно не отражает интерьер. Это как музыка в ресторане, которая всегда звучит либо немного громче, чем требуется для того, чтобы можно было вести диалог, либо начинает шипеть так, что хочется ее выключить. Обычное (дешевое) зеркало отражает интерьер в алюминиевом оттенке и немного ярче, чем он выглядит в действительности, поэтому зеркало еще до помещения в интервью замутняется. И за счет своей слабой степени отражения оно создает большую глубину отражаемого пространства.
Застаренная мебель существовала всегда, и, несмотря на то, что в принципе была декорируемой, выглядела как натуральная.
Конечно, нет ничего плохого и в тех материалах, которые мы привыкли видеть в своих интерьерах: линолеум, керамогранит, обои, ламинат и т.д. Плохо то, что подчас они неправильно используются или даже, скорее всего, просто не сочетаются друг с другом… И в этом случае помещение вместо того, чтобы стать красивым, превращается в абсолютно абсурдное… Что может быть бредовее, чем дубовый паркет рядом с керамогранитом? – Все равно, что тюнингованные Жигули… А клеить бумагу на стены (обои), когда в интерьере висят шелковые шторы? – Настоящее мещанство! Почти, как если бы экзотический салат выложить на одноразовую пластиковую тарелку… Поэтому прежде чем заниматься дизайном, все же не мешало бы познакомиться поближе с теми материалами, которые вы собираетесь в нем использовать… И тогда, наверняка, у вас все получится…
Лекция 6: Мода в интерьере
В отличие от других стран мира в России долгое время вообще не существовало такого понятия, как индустрия интерьер-дизайна, не говоря уже о моде в… Так, фильм «В джазе только девушки» положил расцвет спокойного арт-деко.… При этом в Америке всегда существовала своя эстетика, отличная от европейской, несмотря на то, что на их…
Лекция 7: Стили и направления в интерьерах
Как не бывает людей, абсолютно похожих друг на друга, так не бывает и идентичных интерьеров… Каждый из них имеет свое собственное неповторимое лицо, именуемое стилем и характеризующееся направлением, рождаемое многими факторами, такими как время и место, устойчивые художественные формы, сложившиеся за долгие годы, мода, искусство как таковое и многое другое. И, несмотря на то, что формирование стилей и направлений в интерьерах имеет долгую историю, и основными из них стали классицизм, ренессанс, барокко, рококо, ампир, оно продолжается и по сей день.
К наиболее ярким и актуальным явлениям современного интерьер-дизайна сегодня можно отнести такие явления как:
1. Chinoiserie / Japonoiserie или говоря русским языком – китайщина и японщина; 2. Фьюжн; 3. Минимализм; 4. Арби-крамби; 5. Кич; 6. Гранж; 7. Декаданс; 8. Винтаж-интерьеры; 9. Гей-интерьеры; 10. Интерьеры ACDC; 11. Клэш; 12. Национальные интерьеры, которые мы и рассмотрим подробнее.
Chinoiserie / Japonoiserie . Пример этого стиля можно наблюдать в одном из Екатерининских дворцов. Причем то искусство, которое мы обычно принимаем за китайское (как современное, так и антикварное), таковым в действительности не является. И на поверку оказывается всего лишь колониальным, производящимся на потребу европейцам. А изначально китайские и японские предметы в интерьере причислялись к разряду « conversation pieces », и являли собой пример европейского дизайна на азиатские мотивы. Простой тому пример – слоники, выстроившиеся в ряд на серванте, и красочные подушки на кровати.
Трансексуальный интерьер характеризуется мебелью-перевертышем или так называемой мебелью с измененным полом. Это направление создавалось дизайнерами одежды и возникло до того, как его стали называть фьюжн. Уникальная особенность данного стиля – завершенность, продуманность до самых мелочей. Наиболее ярким представителем подобной индустрии, бесспорно, являются американские компании, в арсенале которых не только ткацкие фабрики, производящие одежду, но и мебельные. Стиль, где кресло из старой «битой» кожи, столик периода барокко или рококо, выкрашенный не золотом, а серебром. И вообще – совмещение, казалось бы, несовместимого – классики и современности. Подобное явление замечается также не только в интерьер индустрии, но и в автомобильной, одежной. – Большая машина с маленькими колесами и классическое авто переделанное под спортивное. Рваные джинсы одетые с очень дорогими ботинками или пиджаком и футболка под дорогие бриллиантовые часы…
Минимализм – стиль, казалось бы очень простой и понятные, но это не совсем так… Многие ошибочно полагают, что минимализм – это минимальное количество предметов. Вовсе нет. Это определенная форма, в которой видно содержание, общий объем ради чего-то главного. И это главное может быть чем угодно. Даже яблоком, лежащим в пустой комнате на комоде, который сделан из того же самого материала, что и пол, на фоне такой же стены, как и фасад здания, на салфетке из того же материала, что и ширма, постель и полотенца в туалете… Это как современная музыка, которая несмотря на разное звучание, в действительности представляет собой лишь два-три аккорда. Или суши, состоящие в основном из риса, но всегда имеющие свой собственный особый вкус.
Арби-крамби. Впервые эта стилистика появилась в 70-е гг. прошлого века, вместе с модой на старую дорогую одежду, магазины Армии Спасения, секонд-хэнды и гараж-сейлы. Хотя в действительности, это не совсем одно и тоже. Арби-крамби – это новая одежда и новые вещи, в эстетике изначально дешевых или якобы дешевых предметов. Обратите внимание на бездомных. Несмотря на несуразность своей одежды, изношенность и несоответствие размеру, они всегда выглядят безупречно с точки зрения силуэта… Сделать новую вещь в данной стилистке крайней сложно… Кроме того, осложняет ситуацию еще и то, что арби-крамби совмещать с другим стилем невозможно. Она «живет» только с собой. Пример данной стилистики можно наблюдать не только в интерьерах, но и в одежде. И самые яркие его носители в обществе – Мадонна конца 90-х гг. и Жанна Агузарова, предпочитающие длинные мужские пальто и странную, немного клоунскую раскраску.
Кич – в русскоязычном понимании синоним слова «безвкусица», хотя в действительности, это скорее «бессмысленная безвкусица», свойственная тому или иному слою общества, ведь у каждого из них – свое понятие и свой предел красоты и безобразия. Поэтому все зависит от того контекста, в который помещен предмет кича, и от ситуации, в которую вложена та или иная вещь. Так, например, «пирамиды» из подушек на кровати, сложенных стопкой от большой к маленькой – ничто иное как мещанский кич. И если сегодня вы используете этот прием в определенном контексте – это придаст интерьеру и некую иронию, и старомодную прелесть… Кич – это не «наивное искусство», которому свойственна искренность и полное единение себя с предметом, а наоборот, некая дистанционность и ироничность. Как, например, толстый владелец какого-нибудь московского завода, затянутый в одежду от Dolce & Gabbana или Prada , не потому что он одет в кичевые вещи, а потому что общий вид его вызывает недоумение…
Гранж представляет собой искусственно состаренную дорогую новую мебель, сделанную в старой стилистике, которая не относится ни к перевертышам, ни к трансексуальной мебели. По большому счету это так называемый обшарпанный шик – shabby chic .
Декаданс – это всего лишь наши впечатления о роскоши буржуазного стиля начала прошлого века.
Винтаж-интерьер возникает как очень дорогой будуарный интерьер женщины, предпочитающей Шанель.
Гей-интерьеры – как правило, интерьеры, в которых нет дверей в туалет, две раковины, рядом стоящие унитаз и ванная или унитаз, который может быть внесен в спальню или расположен вообще посередине комнаты. Как это ни странно, несмотря на то, что это не вполне удобно, подобные интерьеры становятся модным, хоть и до сих пор остаются самым странным направлением в интерьер-дизайне. В оформлении подобного интерьера чаще всего можно встретить бледно-фиолетовые оттенки, некий странный кич, неон, ворсистые ковры, подиумную кровать и использование женских вещей в интерьере для мужчины.
Интерьеры ACDC или HR (хард-рок),возникли в East Village . В них преобладает неон и люминесцентные осветительные приборы. Они очень близки стилистике арби-крамби, но сказать, что это одно и тоже, все же невозможно. Характерные особенности ACDC – картина в стиле поп-арт, кровать, сделанная из куска автомобиля или гроба, кухня, найденная на помойке… - Полный треш. И все это размещенное в обычной маленькой квартире.
Клэш или так называемая несочетаемость цветов или фактур встречается в новорусских интерьерах достаточно часто. Наиболее ярким примером цветового клэша в архитектуре является Храм Христа Спасителя, совмещающий в себе сразу несколько цветов золота, и создающий тем самым абсолютно неприемлемый в интерьере предметный орнамент. Это одна из самых серьезных и распространенных ошибок нового русского интерьера. Ведь главное не количество золота, а его сочетаемость друг с другом. Ведь удивительно, что, несмотря на свою правильность и красоту со стороны архитектуры Храм Христа Спасителя вызывает чудовищное раздражение особенно у интеллигенции. И мы не понимаем, а тем более, не можем объяснить, откуда оно берется. А причина проста – тот самый золотой клэш… Но это не значит, что нужно бояться новорусского интерьера, главное помнить: звенящий интерьер нужно стараться делать одного цвета, тогда он будет смотреться по-настоящему богато, а не «бохато»...
Национальные интерьеры сегодня довольно популярны, особенно в России. К ним можно отнести марокканский, мексиканский, индийский, японский, восточный, английский, французский и др., соответственно характеризующие в интерьере стилистику определенной страны. Правда, «русского» в природе пока не существует, как и русских ресторанов. И вовсе не оттого, что использовать в интерьере элементы стиля аля русс плохо или неинтересно, а скорее оттого, что мы – русские, почему-то стесняемся своей страны, своей истории, своих традиций… И доказательство тому – рестораны, которые нас окружают. В то время как во Франции – преобладают французские, в Греции – греческие, в Мексике – мексиканские и т.д., в России, и в частности в Москве – как ни странно, японские и итальянские, что не огорчать, безусловно, не может…
Лекция 8: Особенности современных интерьеров
Для того, чтобы интерьер получился безупречным, мало определиться со стилем и направлением. Есть еще целый ряд явлений, влияющий как на формирование самого помещения, так и на его оформление, к коим, бесспорно относятся, уместность и чистота стилей, стоимость интерьера и влияние новомодных течений разного происхождения.
Конечно, уместность чего бы то ни было, и где бы то ни было, всегда стояла на первом месте. Неуместный предмет интерьера – это все равно, что после сытного обеда закусить еще и суши. Даже самые вкусные от лучшего кулинара в мире, они покажутся вам лишними, и вы не сможете в полной мере насладиться их вкусом. Точно так же и в интерьер-дизайне. Если, например, купить даже самую дорогую вещь арби-крамби и вложите ее в неправильную ассоциативную среду, это будет выглядеть, по меньшей мере, несуразно. Все равно, что пояс Шанель на девушке-путане… Вообще в интерьерной индустрии, точно так же, как и любом другом искусстве следует избегать графомании или, проще говоря, использования предыдущего опыта не по назначению. Мода в интерьере – явление тоже немаловажное. При этом стоит помнить, что близлежащая мода никогда не возвращается, а это значит, то, что носили наши родители, мы носить никогда не будем, в то время как одежду наших бабушек и дедушек – вполне возможно… Точно так же и с интерьером. Так, например, стиль Mediterranean Style , главенствующий в интерьер индустрии около 15 лет назад, и очень популярный тогда в европейских гостиницах, сегодня возвращается снова.
Кроме того, конечно, в интерьере важно такое понятие как стоимость. Многие так часто стараются экономить, что подчас забывают одну простую истину, «цена определяет качество». Например, найти предметы арби-крамби сегодня можно и в ИКЕА, но разница между продаваемым там глиняным цветочным горшком за 20 рублей и сделанным специально под ваш интерьер за 200 долларов, действительно существует, и она в его сложности. Есть, конечно, и абсурдные вещи, стоимость которых явно превосходит качество (например, акриловая ванная за полторы тысячи долларов), но распознать истинную стоимость предмета – это задача настоящего профессионала в области интерьер-дизайна, а не заказчика. Хотя в целом, по сравнению с другими странами мира в России самые низкие цены на предметы интерьера и работу специалистов в этой и подобной индустрии. Правда, когда мы говорим о стоимости интерьера, не стоит забывать о том, что в крупных городах России довольно часто встречаются люди, быстро разбогатевшие, так называемые нувориши, которые сегодня пытаются пробиться в по-настоящему высшее, элитное общество. И в этом случае дороговизна интерьера, конечно, имеет значение, но несколько иное…
Если раньше в формировании окружающего их пространства существовало в основном желание максимально выделиться из числа себе подобных, то сегодня ситуация несколько изменилась. На очередном этапе осмысления потраченных денег, встречаемом чаще у нового поколения «новых русских» одни начинают строить себе вторые дома в 1500-3000 кв. м., мотивируя это тем, что когда они строили «первый, денег, чтобы реализовать все задуманное, было недостаточно», а теперь они могут себе это позволить. А другие, вдруг осознав, что счастье не приходит с числом квадратных метров, кинулись перебираться в 250-300 кв. м.
К сожалению, и то, и другое – полный абсурд, ведь дом богатого человека вне зависимости от того, сколько людей в нем постоянно проживает, должен быть составлять в среднем 600-900 кв. м. Кроме того, в подобных интерьерах преобладает стиль Ар-Деко, во-первых, потому что это нераскрывшаяся российская стилистика, направление, которого никогда не было в России в избытке. А во-вторых, сказывается влияние американской киноиндустрии. Ведь в их фильмах самым богатым стилем всегда считался именно ар-деко (вспомните, хотя бы «Титаник»), а классицизм в той степени, как это было в Европе, не был развит.
При этом к вещам, которые, так или иначе, влияют на индустрию интерьер-дизайна, относятся постоянно появляющиеся новомодные течения, к числу которых бесспорно относится фэн-шуй. Это та вещь, о которой мы много слышали на протяжении последних лет, но мало, что в действительности знаем… Наука ли это вообще? Откуда она пришла? Зачем? Вряд ли вы сможете ответить на эти вопросы… Но тем не менее, почему-то многие торопятся воспользоваться советами фэн-шуистов и перестроить свои интерьеры в рамках новой «религии». Но надо ли? Ведь фэн-шуй не имеет никакого отношения к интерьер-дизайну, и, следуя его правилам, вы никогда не создадите правильный интерьер, в котором вам будет поистине комфортно. А, кроме того, каждый должен заниматься своим делом.
– Хотите получить красивый и уютный дом, приглашайте интерьер-дизайнера. Хотите дом в лучших традициях фэн-шуй – ищите фэн-шуиста, а лучше сразу двух. Скорее всего, услышите диаметрально противоположные мнения. – Проверено на практике! И даже если вам все-таки удастся найти настоящего «мастера своего дела», нужно ли вам это? Ведь фэн-шуй – наука восточная. А все созданное на Востоке, сколь бы не казалось оно нам привлекательно и интересно, не всегда пригодно для европейцев. Поэтому прежде чем внедрять новомодные течения в свою жизнь и пространство вас окружающее, подумайте, а стоит ли оно сил и времени, которые вы на все это потратите? Может быть, лучше и не забивать вовсе этим голову?..
Лекция 9: Профессия Интерьер-Дизайнер и Презентация
Появившиеся совсем недавно в России такая профессия как интерьер-дизайнер, становится все более популярной. Но, несмотря на то, что сегодня мы уже с трудом представляем свою жизнь без представителей этой профессии, мы практически ничего не знаем ни об их работе, ни об атрибутах, ее сопровождающих.
Оказывается, настоящего интерьер-дизайнера не может быть не только без профессионализма и уникальной способности чувствовать и грамотно исполнять свои ощущения в нечто красивое и комфортное, созданное только для вас, но и без такой банальной вещи, как портфолио с правильно подобранными и качественными фотографиями своих проектов. А лучше даже не одного… Интересно? – Тогда подробнее. Вообще, чем бы вы ни занимались, особенно, если сфера вашей деятельности, так или иначе связана с какими бы то ни было творческими и креативными проявлениями, самой большой проблемой всегда была – презентация своих возможностей потенциальным клиентам. В сфере интерьер-дизайна существует два варианта презентации: рабочая и предварительная (или портфолио). Портфолио могут быть разными не только по форме, но и по содержанию. Могут быть основными и второстепенными. Но они не могут быть выполнены с ошибками, самые распространенными из которых: стандартность (например, обычая папка с пружинками, которую можно купить в первом попавшемся магазине канцтоваров), большой объем (настолько, что его просто неудобно держать в руках, не говоря уже о том, чтобы листать) и не эстетичность оформления. Ведь портфолио – это первая из работ интерьер-дизайнера, с которой знакомится клиент, а значит, она должна понравиться!.. А потому оригинальность и эргономичность – два основных правила его составления. Ошибок здесь не прощают!..
Итак, основное портфолио – это то, которое постоянно меняется, потому что именно его дизайнер берет на встречу с клиентом, и в соответствии, с пожеланиями последнего заполняет фотографиями детских садов, банков, домашних интерьеров, фасадов и т.д., потому что основная его задача – произвести впечатление узко профильного специалиста. Хотя, конечно, все это возможно только в том случае, когда специалист доподлинно располагает информацией о том, что именно необходимо заказчику. Конечно, для того, чтобы «зацепить» клиента, портфолио должно быть достаточно емким, но при этом число фотографий не должно превышать 20. Оптимальный вариант – 10-12 фото, чтобы на просмотр его потребовалось не более 10 секунд, особенно если заказчик – человек состоятельный. Научно доказано, что такие люди не могу концентрировать на чем-то свое внимание более этого времени, потому они обычно не читают и не водят машину.
Второстепенное портфолио – оно же рабочее, - то, которое хранит в себе все, что кажется важным и интересным, прежде всего для вас. Его обычно делают при помощи обычных трехполосных кольцевых папок. Причем наполнено оно в отличие от основного может быть, чем угодно: вашими фото и не вашими, вырезками из журналов, образцами тканей, дерева, эскизами (если они, конечно, профессиональные). Идеальный вариант – эскиз, фото разрушенной и уже готовой комнаты. В общем, все, что вам нравится и на ваш взгляд может стать предметом для разговора.
Отдельно хотелось бы остановиться на фотографиях и правилах их подбора. В первую очередь, фотографии должны быть красивыми. При этом обратите внимание на то, что, как правило, хороший интерьер по-настоящему сфотографировать невозможно, в отличие от нехорошего – они на редкость потрясающе выглядят на фото. И причина в том, что человеческий глаз устроен несколько иначе, нежели объектив фотоаппарата, и охватывает 131˚, включая при этом потолок, пол, три, а иногда и четыре стены. На наше восприятие влияет запах, цвет, чистота и многое другое. А фотография – это искусственный образ, который в России, к сожалению, если говорить об интерьере, воплощать не умеют… - Для того, чтобы фотографировать интерьер с одной точки, как к этому привыкли наши фотографы, да и клиенты тоже, нужно нашпиговать его десятками тысяч предметов… Это может быть, красивая ткань на окнах, а за ними – красивый пейзаж, и на подоконнике – ваза с цветами. И если в ней есть ощущение Франции, то это уже французский интерьер. В фотографии главное, чтобы она вызывала определенные эмоции, а не тупо изображала действительность…
При этом конечно, было бы неплохо видеть интерьер до работы над ним, вовремя и после, чтобы наблюдать так называемую динамику и собственно, разницу между тем, что было и что есть сегодня. Но этого порой не делают даже самые квалифициронные мастера своего дела, хотя бы, потому что у них на это просто не хватает времени…
Лекция 10: Гомосексуализм в Интерьер-Дизайне
Ни для кого не секрет, что все мы воспринимаем мир по-разному, и красота – понятие скорее относительное, для каждого свое, нежели абсолютное. А значит, сколько людей – столько и мнений. И кого в этом случае слушать?
Живя в многонациональной стране, такой как Россия, следует помнить, прежде всего, что не только восприятие красоты, но и даже цвета у разных людей разное. И самая главная проблема, с которой сталкиваются в интерьер-дизайне – это то, что мужчины и женщины видят цвета по-разному. Причем, как ни странно, мужчины видят оттенки более тонко, несмотря на все шутки относительно того, что «персик – это фрукт, а не цвет». Но при всем при этом не видят такого количества цветов и сочетаний, которые видят женщины. Кроме того, восточные люди (конечно, родившиеся и живущие на своей исторической родине) абсолютно не видят серой гаммы. И это абсолютно доказанный факт. А негр не видит тех цветов, которые видит белый, а потому может надеть черный пиджак с коричневыми брюками, и быть уверенным, что это два абсолютно одинаковых цвета. Но зато вы никогда не будете так тонко чувствовать ритм, как негр. – В природе все уравновешено! И обо всем этом вам необходимо помнить. Но есть одна тонкость, все сказанное ранее в отношении восприятия цвета относится исключительно к тому, где именно вырос представителей той или иной национальности. Т.е. если русский человек вырос, предположим, в Тбилиси, по своему цветовому мировоззрению он будет похож на грузина, а грузин, выросший в Москве, - на москвича.
Да и с интеллектом человека ощущение цветов и оттенков тоже очень сильно связано. Вообще, наука о цветах и оттенках довольно сложна без практического применения, поэтому легче подавать ее через простые примеры, доступные каждому. Например, в сравнении с едой. Простые люди едят грубую пищу и одеваются в грубые наряды. Возьмите любой национальный костюм, он всегда выглядит ярче и грубее, нежели любая городская одежда. Тоже самое происходит и на уровне восприятия музыки, литературы. И все это связано с интеллектом.
Последнее время в России активно появляется новое поколение нуворишей, людей, которые еще вчера ничего собой не представляли, а сегодня почему-то претендуют стоять в одном ряду с элитой и интеллигенцией. Но, сталкиваясь с подобной публикой, нужно, прежде всего, понимать, что весь шик и блеск ее только на поверхности, а внутри – скрывается обычный «деревенский житель» со всеми вытекающими последствиями, включая и восприятие цвета. А значит, он однозначно предпочтет яркие оттенки и вычурный стиль.
Кроме того, в интерьер-дизайне при работе с клиентом существует правильное называние цветов. Например, розовый цвет для многих ассоциируется с легкомысленностью и инфантилизмом, но если вы понимаете, что оттенок розового в данный интерьер ложится, как нельзя лучше, даже не думайте назвать его «розовым», лучше скажите «персиковый». И с вами тут же согласятся. Хотите объявить, что цвет вам не нравится, а клиентка с упоением называет его «персиком», как бы между слов назовите его «цветом гнилой груши». – Ее желание жить в нем, тут же испарится. Помните, что цвет должен вызывать правильные или неправильные ассоциацию, и от того, насколько умело вы ими пользуетесь, и выражается степень вашего профессионализма.
Кроме того, если вернуться к разнице в восприятии мужчины и женщины, можно отметить, что мужчины в действительности обращают внимание на абсолютно другие вещи, нежели женщины, и замечают больше деталей, а потому логичнее было бы, все же в вопросе интерьера тоже прислушиваться к мнению мужчин, а не «подруг по несчастью». Хотя, когда, так или иначе, возникает вопрос: «Кого выбрать в качестве интерьер-дизайнера: мужчину или женщину?», мы все чаще склоняемся к женщинам или геям… Не зря бытует мнение, что они на сегодняшний день более тонко разбираются в вопросах красоты и стиля. Действительно, мужчина – интерьер-дизайнер – это абсурд. Прежде всего, он психологически не выдержит подобного давления. Да и грубы мужчины в своих суждениях, а потому не охотно идут на компромисс. Вот гомосексуалисты – другое дело.
Вообще, как показывает практика на сегодняшний день всем самым статусным и элитным во всех областях, и особенно художественной, заведуют либо гомосексуалисты, либо женщины: галереи, фарцовки от антиквариата до автомобилей, музыкальная индустрия и т.д. Вот и делайте выводы…
Лекция 11: Conversation piece
Наверное, тот, кто ввел когда-то в интерьер-дизайн такое понятие, как « conversation piece », думал точно также. Итак, что же это такое? Дословно… Особенно актуален « conversation piece » в рабочем кабинете и любом… Единственная опасность, которая подстерегает «новаторов», желающих во что бы то ни стало выделиться из толпы, и…
Лекция 12: Золото в интерьере
Золото – это не только благородный металл, сводивший с ума миллиарды, но и один из основных инструментов декоративной обработки, присутствующий в интерьерах всех народов мира с незапамятных времен, и сегодня снова вернувшийся в Россию после непродолжительного изгнания.
Безусловно, золото привлекало людей всегда. Благородный металл давно уже стал не просто символом богатства и принадлежности к определенным элитным слоям общества, но и характерной визитной карточкой стиля. При всем многообразии цветов и оттенков золота, сегодня мало быть всего лишь счастливым обладателем определенного числа изделий из драгоценного металла, надо уметь все это гармонично сочетать в себе или своем интерьере. Ведь зачастую проблемы, с которыми сталкиваются декораторы в современных «новорусских» интерьерах заключается не в избытке золота, а именно в его неправильном применении.
Золото как инструмент в руках декоратора или архитектора всегда был и остается наиболее привлекательным благородным материалом, потому что в отличие от серебра или меди, не меняет своих внешних характеристик с течением времени и под каким-либо внешним воздействием. Именно поэтому купола церквей на Руси испокон веков делались золотыми. И вовсе не с позиции эстетических соображений, а скорее – функциональных. Золотой купол способен оставаться невредимым на протяжении 50 лет. А учитывая разницу температур зимнего и летнего периодов в среднем в 60˚С, в России просто не существует другого подобного материала.
Однако золото является культовым не только в России, но и в других странах мира, в том числе в Англии, Франции, Индии, Китае. Оно всегда было одним из самых распространенных декоративных материалов, но в то же время самым сильным и немного опасным в силу несочетаемости разных своих оттенков, которые рождают уже знакомое вам понятие «золотой клэш». И яркий пример тому – Храм Христа Спасителя.
Научившись справляться с этой маленькой проблемой, вы получите уникальное по своим свойствам средство, потому что благодаря нему практически любой предмет интерьера можно «вытянуть», всего лишь выкрасив золотой краской. Кроме того, золото идеально сочетается с любым другим цветом. И выбирая какой-либо золотой элемент декора, вы можете не сомневаться, что он подойдет к вашему уравновешенному интерьеру. Главное понимать, что золото – это не обязательно расписные карнизы, молдинги или плинтуса. Это может быть китайская мебель или Коломба Стайл, а может быть застаренная золотая рама или какая-нибудь другая поверхность. – Накладывая золото на практически любую форму, вы всегда сможете ее облагородить. Но это не значит, что в своем интерьере вы должны использовать каратное золото. Золото в интерьере практически никогда не бывает настоящим. И даже представители тех компаний, которые утверждают, что их предметы содержат каратное золото, не всегда говорят правду… А значит, нет особой необходимости использовать его в своем интерьере.
Однако все мы стремимся к совершенству и натуральности, а потому хотим, чтобы все то, что нас окружает, выглядело максимально естественным. Как это добиться в работе с золотом? – Золото всегда немного «трогали», и традиционно делали это при помощи очень жидко размешанных алкидных красок и цветового тройника, состоящего из жженой и натуральной умбры и темного ультрамарина. Все эти краски смешивались в тех или иных пропорциях, и получалась некая фуза якобы черного цвета. Но черным цветом нигде, кроме Китая золото не красили. В Европе для этого использовали тройник. И примеры данной техники можно встретить даже на картинах художников эпохи Возрождения. А в России покрывали олифой. В частности русские иконы, в отношение которых многие ошибочно полагают, что они были покрыты традиционным сусальным золотом, в действительности были обработаны сусальным серебром, покрытым большим числом слоев олифы. Точно также последнее время в интерьерах все чаще перестают использовать золото, а золотят серебро всевозможными лаками, что на удивление смотрится значительно глубже и красивее, нежели просто золото.
В общем, резюмируя все вышесказанное, можно добавить, что неважно, каким именно способом вы будете делать ваш дом красивым: обклеите его сусальным золотом, покрасите золотой краской или обобьете золотой тканью, все это будет приемлемо. Лишь бы было красиво!