В философии Нового времени (XVII - XVIII вв.) проблема бытия осмысливалась, исходя из следующих установок:
1. бытие сводится к предметно-сущему, познаваемому понятийно
2.бытие сводится к пассивному объекту, подлежащему преобразованию, и в этом качестве бытие противостоит субъекту как активной силе
3. бытие трактуется механически: бытие отождествляется с природой, которая понимается как физическая реальность, всецело подчиняющаяся законам механики. Бытие в таком понимании - это, прежде всего, тело.
С другой стороны, в философии Нового времени выдвигается утверждение, что бытие открывается только через самосознание человека (Рене Декарт). Он выразил эту идею в формуле: «Мыслю, следовательно, существую».
4. В философии Нового времени разрабатывается субстанциалистический подход: предельное основание бытия трактуется как субстанция. Субстанция - это философская категория для обозначения основания, позволяющего сводить чувственное многообразие и изменчивость вещей и их свойств к постоянной, самостоятельно существующей первооснове.
В рационалистической философии Нового времени можно выделить 3 подхода к проблеме субстанции:
1. монистический подход Спинозы: Спиноза выделяет единую и единственную субстанцию
2. дуалистическая концепция Декарта: Декарт выделяет 2 несводимые друг к другу субстанции
3. плюралистическая концепция Лейбница: субстанций множество.
Для рационалистических концепций бытия характерны следующие принципы:
1) субстанция пронизана логическими связями (Спиноза: «Порядок и связь идей те же, что и порядок и связь вещей»). Другое название - принцип панлогизма.
2) именно в силу панлогизма субстанция познаваема человеческим разумом, прозрачна для него.
Немецкий классический идеализм (Кант, Фихте, Гегель) выявил и проанализировал такой уровень бытия, как объективно идеальное бытие, воплощающееся в различных формах деятельности субъекта.
Для Канта бытие не является свойством вещей, существующих самостоятельно.
Бытие - это общезначимый способ связи наших понятий и суждений, причём различие между природным и нравственно свободным (человеческим) бытием заключается в различии форм законополагания (для природы формой законополагания является причинность, для человека - цель).