Юридическое лицо - это организация, имеющая самостоятельный правовой статус, отделенный от правового статуса создавших ее или входящих в ее состав учредителей (участников). При этом под организацией понимается определенная указанная в законе структура (организационно-правовая форма), являющаяся субъектом гражданского права. Организация, считающаяся юридическим лицом, должна иметь обособленное от ее учредителей (участников) имущество. Данное имущество организация имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении.
Приведенный перечень правовых способов обособления имущества в составе юридического лица нельзя считать исчерпывающим. Допустимы и другие правовые способы. Помимо вещных прав, принадлежащих юридическому лицу, ему могут принадлежать отдельные категории имущественных прав обязательственно-правового характера, например права аренды и субаренды.
Организация, считающаяся юридическим лицом, отвечает по своим обязательствам принадлежащим ей имуществом. Единственное исключение из данного правила сделано в отношении учреждений, имущественная ответственность которых ограничивается лишь находящимися в их распоряжении денежными средствами.
Организация, считающаяся юридическим лицом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и нести обязанности, т.е. выступать в качестве самостоятельного субъекта гражданского оборота и, как следствие, быть истцом и ответчиком в суде.
В зависимости от основной цели своей деятельности все юридические лица делятся на две группы: коммерческие и некоммерческие организации.
Основной целью деятельности коммерческих организаций является получение прибыли и возможность ее распределения между участниками.
Основной целью деятельности некоммерческих организаций является выполнение функций, не связанных с получением прибыли. При этом источники финансирования деятельности некоммерческой организации не имеют значения. Некоммерческая организация может находиться и на самофинансировании за счет получаемых ею доходов от своей деятельности. Более того, закон не запрещает ей получать прибыль от вспомогательной предпринимательской деятельности, которую она, однако, не вправе распределять между своими участниками.
В Гражданском кодексе Российской Федерации приводится исчерпывающий перечень организационно-правовых форм коммерческих организаций, которые вправе заниматься предпринимательской деятельностью. К ним отнесены:
– хозяйственные товарищества и общества;
– производственные кооперативы;
– государственные и муниципальные унитарные предприятия.
Приведенный выше перечень организационно-правовых форм коммерческих организаций не означает, что федеральным законом не могут быть в случае необходимости предусмотрены и иные формы данных организаций. Это допустимо при условии одновременного внесения дополнений в Гражданском кодексе Российской Федерации.
Перечень организационно-правовых форм некоммерческих организаций не является исчерпывающим. В дополнение к потребительским кооперативам, общественным и религиозным организациям (объединениям), учреждениям, финансируемым собственником, благотворительным и иным фондам федеральным законом могут быть предусмотрены и иные формы. При этом законодатель не связан обязанностью внесения изменений в Гражданском кодексе Российской Федерации.
Предпринимательская деятельность некоммерческих организаций носит вспомогательный характер по отношению к их основной деятельности. Такая предпринимательская деятельность должна, во-первых, служить достижению основной цели соответствующей Некоммерческой организации и, во-вторых, по своему характеру быть с ней связанной.
Законом предусмотрены также две организационно-правовые формы объединений коммерческих и (или) некоммерческих организаций: ассоциации и союзы. Они являются юридическими лицами, самостоятельно выступающими в гражданском обороте в качестве некоммерческих организаций.
Ниже приведена краткая характеристика отдельных организационно-правовых форм юридических лиц
К коммерческим организациям относятся:
1. Хозяйственные товарищества и общества.
Их специфические признаки включают наличие у них уставного (в обществах) или складочного (в товариществах) капитала, разделенного на доли (вклады) учредителей (участников), и титула права собственности на принадлежащее им имущество. Под уставным (складочным) капиталом понимается суммарная стоимость вкладов, внесенных учредителями (участниками) в товарищество или общество. В процессе деятельности товарищества или общества стоимость данных вкладов может быть увеличена за счет прибылей, получаемых товариществом или обществом, и иных источников, допускаемых законом.
Уставный (складочный) капитал определяет исходную материальную базу деятельности хозяйственных товариществ и обществ и минимальный размер имущества, гарантирующего интересы их кредиторов.
В законе проводится четкое разграничение между хозяйственными товариществами как объединениями лиц и хозяйственными обществами как объединениями капиталов. Разумеется, лица и капиталы имеются как в товариществах, так и в обществах. Указанное разграничение преследует лишь одну цель: определение исходных начал в характере деятельности данных групп коммерческих организаций. Полные участники хозяйственных товариществ обязаны принимать личное участие в деятельности товариществ. Поэтому личные качества самих участников, а не сами по себе вклады в складочный капитал приобретают решающее значение в деятельности товариществ. Наоборот, в деятельности хозяйственных обществ главным фактором служит капитал, вносимый участниками, управлять которым вправе профессионально подготовленные лица, не являющиеся партнерами или акционерами. Поэтому личность последних в деятельности обществ не имеет решающего значения.
Для хозяйственных товариществ предписывается форма полных товариществ и товариществ на вере (коммандитных товариществ), для хозяйственных обществ - акционерных обществ и обществ с ограниченной или дополнительной ответственностью.
Граждане, не являющиеся предпринимателями, могут быть участниками хозяйственных обществ и вкладчиками в товариществах на вере. Граждане, являющиеся индивидуальными предпринимателями, могут быть также участниками полных товариществ и полными товарищами в товариществах, т.е. выступать в качестве участников во всех видах хозяйственных товариществ.
Государственные органы и органы местного самоуправления не вправе выступать участниками всех видов хозяйственных товариществ и обществ, если иное не установлено законом.
2. Производственные кооперативы.
Это добровольное объединение, прежде всего людей, а не капиталов. Основные признаки производственных кооперативов следующие:
1) это добровольное объединение на основе членства преимущественно граждан для совместной производственной и иной хозяйственной деятельности; являясь членом кооператива, гражданин, как правило, обязан в нем работать (участвовать в его деятельности личным трудом), находиться с кооперативом в трудовых отношениях либо обеспечить иное участие в его деятельности;
2) обязанность членов кооператива состоит также в формировании его имущественной базы путем внесения имущественных паевых взносов;
3) члены кооператива несут субсидиарную ответственность по его долгам;
4) все члены кооператива, как граждане, так и юридические лица, обладают одним голосом при принятии решений на общем собрании членов кооператива.
Извлечение прибыли не является основной целью кооперативов независимо от их вида (производственный, потребительский). Для кооператива социально значим человек и его потребности.
3. Государственные и муниципальные унитарные предприятия.
Унитарное предприятие - это коммерческая организация, представляющая собой объединение лиц, состоящее из руководителя предприятия и коллектива рабочих и служащих. Унитарное предприятие является субъектом гражданского права, и в этом оно принципиально отличается от понятия предприятия как имущественного комплекса, являющегося объектом права.
Унитарное предприятие не является собственником закрепленного за ним имущества. Собственником такового остается субъект, создавший унитарное предприятие. В этом состоит отличие унитарного предприятия от хозяйственного товарищества, хозяйственного общества и производственного кооператива, являющихся собственниками принадлежащего им имущества.
Правовой статус унитарного предприятия определяется следующими характеристиками:
1) статус унитарного предприятия как субъекта права может быть предоставлен только государственному и муниципальному предприятию;
2) все имущество унитарного предприятия является неделимым, не подлежащим распределению по вкладам и иным индивидуализированным частям (долям, паям) между отдельными лицами, в том числе работниками предприятия;
3) собственниками имущества, закрепленного за государственными и муниципальными предприятиями, соответственно являются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования;
4) унитарное предприятие обладает специальной правоспособностью;
5) действует принцип раздельной ответственности по обязательствам унитарного предприятия и собственника имущества.
Унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, обладает существенными особенностями по сравнению с унитарными предприятиями, основанными на праве оперативного управления.
Данные особенности касаются уставного фонда предприятия, возможности создания дочернего предприятия и ответственности по обязательствам предприятия.
Закон ограничивает создание унитарных предприятий, основанных на праве оперативного управления, случаями, прямо предусмотренными законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях. Такие предприятия должны функционировать исключительно на базе имущества, находящегося в федеральной собственности, и учреждаться по решению Правительства Российской Федерации.
Ограничительный подход к созданию унитарных предприятий, основанных на праве оперативного управления, с юридической точки зрения объясняется двумя причинами: узостью правомочий по управлению и распоряжению имуществом, закрепляемых за предприятием, основанным на праве оперативного управления, и в связи с этим стремлением собственника на установление более строгого контроля за действиями руководителя предприятия по управлению и распоряжению переданным предприятию имуществом. Подобного рода «опека» со стороны собственника над казенным предприятием ведет к установлению субсидиарной ответственности Российской Федерации (другого собственника) по обязательствам казенного предприятия при недостаточности его имущества.
Казенные предприятия обычно создаются в наиболее важных для государства отраслях хозяйства, в которых может создаваться повышенная норма прибыли или, наоборот, в которых требуются дотации из бюджета.
К некоммерческим организациям отнесены:
1. Потребительский кооператив.
Его характерные признаки:
– членство;
– демократические принципы управления кооперативами (в частности, один участник - один голос);
– внесение членами кооператива имущественных паевых взносов;
– удовлетворение материальных и иных потребностей членов кооператива как основная цель объединения граждан и юридических лиц в кооператив.
Различие между производственными и потребительскими кооперативами заключается не в разной цели (для первых извлечение прибыли, а для вторых - удовлетворение потребностей членов), а в специфике избираемых путей для удовлетворения этих потребностей.
В производственном кооперативе цель достигается главным образом через личное трудовое участие членов кооператива в его производственной, иной хозяйственной деятельности.
В потребительском кооперативе объектом потребления членов кооператива являются вещи, работы, услуги, произведенные непосредственно кооперативом или иными организациями.
2. Общественные и религиозные организации (объединения).
Понятия «общественная организация», «религиозная организация» и «общественное объединение» имеют существенные отличия.
Общественное объединение - родовое понятие. Под общественным объединением понимается любое добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, определенных в уставе общественного объединения.
Общественная организация - только одна из организационно-правовых форм общественных объединений.
Основной особенностью общественных организаций является наличие членства. Общественная организация - это основанное на членстве общественное объединение, созданное для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан, осуществляющих совместную деятельность. Членами общественных организаций могут быть физические лица, достигшие 18 лет, и юридические лица - общественные объединения, заинтересованные в совместном решении уставных задач данной организации.
К общественным объединениям также относятся общественные движения, общественные фонды, общественные учреждения, органы общественной самодеятельности.
Одним из основных отличительных признаков общественного движения следует считать отсутствие фиксированного членства. Общественное движение состоит из участников, которые поддерживают общественное движение, преследующее закрепленные в его уставе социальные, политические и иные общественно полезные цели. Участники общественного движения принимают участие в его деятельности без обязательного оформления условий своего участия в движении, если иное не предусмотрено уставом.
Органы общественной самодеятельности - это общественные объединения, целью которых является совместное решение различных социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы или учебы. Органы общественной самодеятельности не основаны на членстве.
Общественные объединения и общественные организации нельзя отождествлять с религиозными объединениями и религиозными организациями, так как цели, организационные принципы построения и деятельности религиозных объединений и религиозных организаций имеют специфический характер. Именно в силу этого деятельность и правовой статус общественных организаций и религиозных организаций всегда регулировались разными, законами.
Общественные организации, так же как и другие общественные объединения, вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, однако ее ведение ограничено двумя условиями:
1) она должна осуществляться лишь для достижения целей, ради которых создана данная организация (объединение);
2) она должна соответствовать этим целям.
Общественное объединение вправе не проходить государственную регистрацию. В этом случае оно не приобретает прав юридического лица. Однако политические партии подлежат государственной регистрации в обязательном порядке.
Являясь юридическими лицами, общественные объединения обладают специальной правоспособностью, определяемой уставными целями объединения.
Общественные объединения, в том числе общественные организации, имеют право собственности на переданное им и приобретенное ими имущество. Исключение составляют общественные учреждения, которые управляют имуществом на основе закрепленного за ними права оперативного управления.
Общественное объединение как юридическое лицо отвечает принадлежащим ему имуществом по своим обязательствам, но не отвечает по обязательствам своих участников или членов. Участники или члены общественных объединений также не отвечают по обязательствам общественных объединений.
3. Фонды.
Можно выделить следующие характерные признаки фондов:
– относятся к некоммерческим организациям;
– не являются членскими организациями;
– могут учреждаться как физическими, так и (или) юридическими лицами;
– создаются на основе добровольных имущественных взносов;
– должны осуществлять социальные, благотворительные, культурные или иные общественно полезные цели.
Основным признаком фонда следует считать обязательное формирование имущества для реализации уставных целей.
Гражданский кодекс Российской Федерации предоставляет фондам право заниматься предпринимательской деятельностью при наличии двух условий:
а) она должна быть необходимой для достижения общественно полезных целей, ради которых создан фонд;
б) она должна соответствовать этим целям.
Фонды приобретают права юридического лица после их регистрации в Министерстве юстиции Российской Федерации и органах юстиции в соответствии с действующим законодательством.
Являясь юридическим лицом, фонды обладают специальной правоспособностью, определяемой целями и задачами, указанными в уставе. В качестве юридического лица фонд отвечает по своим обязательствам созданным и обособленным у него имуществом. Учредители (участники) фонда не отвечают по обязательствам созданного ими фонда.
В свою очередь, фонд не отвечает по обязательствам своих учредителей (участников).
4. Учреждения.
Они могут создаваться при соблюдении следующих условий:
1) формирование имущества учреждения, в том числе его финансирование, осуществляет лицо, являющееся собственником передаваемого учреждению имущества;
2) учреждение создается как некоммерческая организация и должно осуществлять управленческие, социально-культурные или иные функции некоммерческого характера.
Учреждение может быть создано любыми собственниками, как юридическими, так и физическими лицами.
Следует различать учреждения общественных объединений и общественные учреждения. Учреждения общественных объединений создаются собственниками - общественными объединениями. Общественные же учреждения являются одной из организационно-правовых форм общественных объединений и создаются, как и другие общественные объединения, на основании Закона об общественных объединениях.
Учреждение не является собственником закрепленного за ним имущества, а пользуется правом оперативного управления на это имущество. Оно не вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом. Собственником этого имущества остается учредитель.
Учреждение, являясь юридическим лицом, отвечает по своим обязательствам теми денежными средствами, которые находятся в его распоряжении.
5. Объединения юридических лиц (ассоциации и союзы).
Добровольное объединение юридических лиц в ассоциацию (союз) имеет своей целью представление и защиту их общих имущественных интересов. При этом закон не устанавливает различий между ассоциацией и союзом.
Предусмотрены два случая создания объединений в форме ассоциаций (союзов):
а) создание ассоциаций (союзов), объединяющих коммерческие организации;
б) создание ассоциаций (союзов), объединяющих общественные и иные некоммерческие организации.
Ассоциация (союз), объединяющая коммерческие организации, сама может быть только некоммерческой организацией.
Общественные объединения могут создавать союзы (ассоциации) общественных объединений независимо от их организационно-правовой формы, т.е. такое право предоставляется общественным организациям, общественным движениям, общественным фондам, органам общественной самодеятельности, общественным учреждениям.
Являясь юридическим лицом, ассоциация (союз) обладает обособленным имуществом, отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, а также иметь самостоятельный баланс. Ассоциация (союз) не отвечает по обязательствам своих членов. В то же время члены ассоциации (союза) несут субсидиарную ответственность по ее обязательствам.