Российская Федерация осуществляет свою государственную власть через Президента РФ и систему государственных органов. Государственный орган - это элемент государственного механизма, образуемый в установленном Конституцией и законом порядке и наделенный властными полномочными. Следует отметить, что актами законодательства о выборах статус Президента для удобства формулирования положений законов также отнесен к государственным органам.
Государственные органы в РФ в целом составляют систему, объединяющую федеральные и региональные органы власти, осуществляющие в присущих им формах функции единой государственной власти. Она определяется федеративным устройством России, ее государственной целостностью и производна от полновластия многонационального народа РФ и его права формировать государственные органы.
Система государственной власти в РФ обусловливает единство следующих принципов организации и деятельности государственных органов.
· Формирование государственных органов народом или от его имени. В соответствии со ст. 3 Конституции РФ народ осуществляет свою власть, в частности, через органы государственной власти. Путем выборов народ формирует федеральные и региональные представительные органы, избирает Президента РФ.
· Самостоятельность органов законодательной, исполнительной и судебной власти. Этот принцип прямо установлен в ст. 10 Конституции РФ. Согласно этому принципу, каждый государственный орган - как РФ, так и ее субъектов - обладает собственной компетенцией, в которую не должны вторгаться другие государственные органы и должностные лица. Выход государственного органа за пределы своей компетенции означает, как правило, вторжение в компетенцию другого государственного органа и нарушение его самостоятельности.
· Территориальная организация органов государственной власти. Этот принцип обусловлен значительной территорией и федеративным устройством России. Чтобы обеспечить эффективное осуществление власти на всей территории РФ, федеральная Конституция предусматривает, что государственная власть осуществляется как федеральными органами и их территориальными органами, так и в субъектах РФ, образуемыми ими органами.
· Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти.Смысл этого принципа состоит в том, что по вопросам федерального значения решения должны приниматься федеральными органами. По вопросам, относящимся к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, решения могут приниматься как федеральными, так и региональными органами. По вопросам, имеющим региональное значение, решения принимаются органами власти субъектов РФ (ст. ст. 71-73 Конституции РФ).
· Законность в деятельности органов государственной власти. Этот принцип означает строгое и неуклонное соблюдение Конституции РФ и законов в работе каждого государственного органа и его должностных лиц. Он закреплен в ст. 15 Конституции РФ, обязывающей все государственные органы, всех должностных лиц соблюдать Конституцию РФ и федеральные законы.
· Осуществление своих полномочий для реализации прав и свобод человека и гражданина. Статья 18 Конституции РФ устанавливает, что права и свободы человека и гражданина определяют деятельность законодательной и исполнительной власти и обеспечиваются правосудием. Это означает, что приоритетной целью деятельности любого государственного органа и должностного лица должна быть реализация прав и свобод человека и гражданина, а не обслуживание ведомственных интересов.
· Употребление национальных языков наряду с русским. Статья 26 Конституция РФ закрепляет право каждого на пользование родным языком. Это положение гарантируется правом республик в составе РФ устанавливать свои государственные языки, которые в органах государственной власти республик используются наряду с русским языком - государственным языком РФ (ст. 68 Конституции РФ).
Согласно ст. 11 Конституции РФ государственную власть в РФ осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ, федеральные суды. Государственную власть в субъектах РФ осуществляют образуемые ими органы государственной власти.
Президент РФ занимает в системе государственной власти в РФ особое место. В соответствии со ст. 80 Конституцией РФ он является главой государства. Как глава государства Президент РФ представляет Россию внутри страны и в международных отношениях.
Президент России является гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина, в установленном Конституцией порядке принимает меры по охране суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Президент в соответствии с Конституцией и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства.
В соответствии с ч. 1 ст. 81 Конституции РФ Президент РФ избирается сроком на шесть лет гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.[12] Избранным считается зарегистрированный кандидат в Президенты, который получил более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Одно и то же лицо не может занимать должность Президента более двух сроков подряд.
Конституция РФ не предусматривает должности вице-президента. «Вторым» лицом в государстве является Председатель Правительства РФ.
Президент не отнесен Конституцией РФ к какой-либо ветви власти. Но его полномочия и характер взаимоотношений с другими должностными лицами и органами государственной власти оказывают непосредственное влияние на их деятельность. В частности, Президент имеет право принимать решения об отставке Правительства, назначать федеральных министров, судей федеральных судов, в установленных Конституцией РФ случаях распускать Государственную Думу.
Президент РФ является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ, может в установленных случаях вводить на всей территории России или ее части военное или чрезвычайное положение. В этом качестве он утверждает военную доктрину РФ, назначает и освобождает высшее командование Российских Вооруженных Сил, присваивает высшие воинские звания.
Президент РФ назначает и отзывает дипломатических представителей РФ, решает вопросы гражданства РФ, награждает государственными наградами и присваивает почетные звания РФ, осуществляет помилование и иные полномочия, предоставленные ему Конституцией РФ и федеральными законами.
Президент РФ прекращает исполнение полномочий досрочно в случае его отставки, стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия или отрешения от должности. Во всех случаях, когда Президент не в состоянии выполнять свои обязанности, их временно исполняет Председатель Правительства РФ. Исполняющий обязанности Президента не имеет права распускать Государственную Думу, назначать референдум, а также вносить предложения о поправках и пересмотре положений федеральной Конституции.
Федеральное Собрание - парламент РФ является представительным и законодательным органом РФ (ст. 94 Конституции РФ), состоящим из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы (ч. 1 ст. 95 Конституции РФ).
Федеральное Собрание - постоянно действующий орган, представительный характер которого означает, что он состоит из граждан, избранных народом.
В соответствии с ч. 3 ст. 95 Конституции РФ в Государственную Думу избирается гражданами РФ 450 депутатов на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Участие гражданина РФ в выборах является свободным и добровольным. Никто не вправе принуждать граждан к участию или неучастию в выборах, а также препятствовать их свободному волеизъявлению.
Кандидаты в депутаты Государственной Думы выдвигаются в составе федеральных списков кандидатов и избираются по федеральному избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за федеральные списки кандидатов в депутаты Государственной Думы.
Выдвижение кандидатов в депутаты Государственной Думы на основании положений ФЗ от 18 мая 2005 г. № 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (в ред. от 19 июля 2009 г.) в составе федеральных списков кандидатов осуществляется политическими партиями, имеющими в соответствии с ФЗ от 11 июля 2001 года № 95-ФЗ «О политических партиях» (в ред. от 17 декабря 2009 г.) право принимать участие в выборах, в том числе выдвигать списки кандидатов.[13]
Исходя из содержания ч. 1 ст. 96 Конституции РФ Государственная Дума избирается сроком на пять лет.[14] Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах. Одно и то же лицо не может одновременно являться членом Совета Федерации и депутатом Государственной Думы. Депутат Государственной Думы не может быть депутатом иных представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления.
В соответствии с ч. 2 ст. 95 Конституции РФ Совет Федерации формируется из представителей субъектов РФ - по одному от законодательного (представительного) и высшего исполнительного органа государственной власти каждого субъекта РФ. При этом законодательный орган может избрать своего представителя самостоятельно, в то время как решение о назначении представителя от исполнительного органа вступает в силу только в том случае, если две трети от общего числа депутатов законодательного органа не проголосуют против этого назначения. Полномочия членов Совета Федерации могут быть прекращены досрочно избравшим (назначившим) их органом.
Назначение Федерального Собрания как законодательного органа состоит в том, что одна из его палат - Государственная Дума - принимает, а другая - Совет Федерации - одобряет принятые федеральные законы. Совет Федерации не имеет права сам принимать законы.
Государственная Дума может быть распущена Президентом РФ, если предложенная им кандидатура Председателя Правительства РФ трехкратно отклоняется (причем кандидатурой все три раза может быть одно лицо), а также, если выражается недоверие Правительству. В случае роспуска Государственной Думы Президент РФ назначает дату выборов с тем, чтобы вновь избранная Государственная Дума собралась не позднее чем через четыре месяца с момента ее роспуска. Государственная Дума не может быть распущена с момента выдвижения ею обвинения против Президента РФ до принятия соответствующего решения Советом Федерации, а также в период действия на всей территории РФ военного или чрезвычайного положения и в течение шести месяцев до окончания срока полномочий Президента РФ.
Возможность роспуска Совета Федерации Конституция РФ не предусматривает.
Палаты Федерального Собрания заседают раздельно. Для повышения эффективности своей деятельности каждая из палат Федерального Собрания образует из числа своих членов (депутатов) комитеты и комиссии.
Правительство РФв соответствии со ст. 110 Конституции РФ осуществляет исполнительную власть в РФ. Оно является коллегиальным органом, возглавляющим единую систему исполнительной власти в РФ.
Правительство состоит из Председателя Правительства, его заместителей и федеральных министров, назначаемых и освобождаемых от должности Президентом РФ. Освобождение от должности Председателя Правительства РФ влечет за собой отставку всего Правительства.
Правительство разрабатывает федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; обеспечивает проведение в РФ единой финансовой политики; единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии; управляет федеральной собственностью; осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией России, федеральными законами и указами Президента РФ.
Правительство может подать в отставку, которая принимается или отклоняется Президентом РФ. Перед вновь избранным Президентом Правительство слагает свои полномочия.
Руководство отдельными отраслями государственной, хозяйственной, социально-культурной жизни осуществляют федеральные органы исполнительной власти: министерства, комитеты, службы, агентства. Положения об этих органах утверждаются либо Президентом РФ, либо Правительством РФ. Их структура и полномочия призваны обеспечить реализацию норм Конституции РФ, федеральных законов, указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ.
Судебная власть в РФ осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства (ст. 118 Конституции РФ). Создание чрезвычайных судов не допускается.
Судами субъектов РФ считаются их конституционные (в республиках) и уставные (в других субъектах РФ) суды, а также мировые судьи, являющиеся судами общей юрисдикции. Все остальные суды в РФ относятся к федеральным судам.
Конституционный Суд РФ является постоянно действующим самостоятельным судебным органом конституционного контроля. Он состоит из 19 судей, назначаемых на должность Советом Федерации по представлению Президента РФ. Конституционный Суд вправе осуществлять свою деятельность при наличии в его составе не менее трех четвертей от общего числа судей.
Конституционный Суд разрешает дела о соответствии Конституции федеральных законов; нормативных актов Президента и Правительства, Совета Федерации и Государственной Думы; нормативных актов субъектов РФ; договоров между органами государственной власти РФ и ее субъектов; не вступивших в силу международных договоров РФ; разрешает споры о компетенции между федеральными органами государственной власти; между органами государственной власти РФ и ее субъектов, между высшими государственными органами субъектов РФ; дает толкование Конституции; по жалобам граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле (ст. 125 Конституции РФ).
Конституционный Суд не является вышестоящей инстанцией по отношению к конституционным (уставным) судам субъектов РФ и каким-либо иным судам. Он решает исключительно вопросы права и при осуществлении конституционного судопроизводства должен воздерживаться от установления и исследования фактических обстоятельств дела во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов. Решения Конституционного Суда окончательны, не подлежат обжалованию, вступают в силу немедленно после провозглашения, действуют непосредственно и не требуют подтверждения другими органами и должностными лицами.
Верховный Суд РФ является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет судебный контроль за их деятельностью, дает разъяснения по вопросам судебной практики (ст. 126 Конституции РФ). Он является вышестоящей инстанцией по отношению к верховным судам республик, краевым (областным) судам, судам городов федерального значения, судам автономной области и автономных округов, военным судам военных округов, флотов, видов и групп войск.
Высший Арбитражный Суд РФ является высшим судебным органом но решению экономических и иных дел (споров), рассматриваемых арбитражными судами (в основном между юридическими лицами), осуществляет судебный контроль за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики (ст. 127 Конституции РФ). Высший Арбитражный Суд РФ является вышестоящей инстанцией по отношению к иным арбитражным судам РФ.
Судьи конституционного, Верховного и Высшего Арбитражных Судов РФ назначаются Советом Федерации по представлению Президента РФ.
Система органов государственной власти субъектов РФ согласно ч. 1 ст. 77 Конституции РФ устанавливается ими самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя РФ и ФЗ от 06 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (в ред. от 17 декабря 2009г., с изм. и доп., вступающими в силу с 01 января 2010 г.). Она включает в себя, как правило, президента (в республике в составе РФ); законодательный (представительный орган думу или собрание; органы исполнительной власти (правительство, министерства). Субъекты РФ могут (но не обязаны) создавать свои конституционные (уставные) суды. По своему статусу, полномочиям, порядку образования и деятельности органы государственной власти субъектов РФ во многом напоминают федеральные органы государственной власти.