Конспект лекций по предмету "Правоведение"


Возникновение, понятие и признаки государства

Государство представляет собой конкретно-историческое социальное яв­ление. Самые первые государства возникли значительно позже первых людей на Земле, причем на раз­личных территориях государства образовывались в раз­ное время и различными способами. Однако создав государства, люди по­пали под их растущие властные устремления, соб­ственные интересы и влия­ние. В дальнейшем, стремясь по­ставить государство под свой контроль, люди в то же время понимали невоз­можность своего существования без него.
Почему же современный человек не может жить без госу­дарства, но од­но­вре­менно стремится ограничить его власть? Для ответа на этот вопрос не­обхо­димо об­ратиться к причинам возникновения государства.
Возникновение государства - закономерный этап разви­тия человече­ского об­щества, отделяющегося от остального живого мира и переходящего к иным фор­мам совместного проживания по законам возрастания своих по­требностей. Удовле­творение новых потребностей осуществлялось посред­ст­вом активного познания действительности, общественного разделения труда при постоянном объективном обособлении его новых видов, а также опыта, знаний, навыков и умений между от­дельными группами людей. Разделение труда поро­дило раз­личные формы соци­альной неоднородности и нера­вен­ства: частную собствен­ность, богатых и бедных. Этого не было в догосудар­ственном обществе, в кото­ром люди могли выжить только сообща, приспо­сабливаясь к природе и удовле­творяя лишь примитивные потребности, не разделяя инди­видуальные и общие интересы, права и обязанности.
Постоянное усложнение социальной системы, какой яв­ляется общество, при­вело к необходимости управления ею. Имущественное расслоение, обу­словленное накоплением из­лишков в результате разделения труда, было ис­точ­ником не­доволь­ства для бедных и в то же время опасности для богатых, что де­лало невозможным прежнее совместное существова­ние. Возникла по­требность в охране нажитого бо­гатства и но­вой организации управления об­ществом.
Таким образом, возникновение государства было обусловлено, прежде всего, социально-экономическими факторами, делением общества на классы богатых и бедных. Однако на­ряду с ними на формирование государства по­влияли демо­гра­фические, психологические, географические и внешние фак­торы. Население росло, племена постепенно переходили от кочевого к осед­лому образу жизни. Не менее важными причинами были природный страх че­ловека, стрем­ление за­щититься от других людей посредством «третьей» силы. Воз­никнове­ние и развитие государства заметно быстро происхо­дило там, где имелся выход к морям, крупным рекам и проходили торговые пути, в других же районах этот процесс протекал медленнее. Наконец, появилась необходимость за­щиты от воинствующих соседей, стремив­шихся удовлетво­рить свои потреб­ности захва­том новых территорий и порабо­ще­нием мест­ного населения. Там, где такое по­рабощение происходило, также появля­лась потребность в новом управ­лении обществом.
Признаки государства отличают его от догосударственной организации обще­ства и негосударственных организаций, су­ществующих в нем (политиче­ских пар­тий, различных общественных объе­динений). К этим при­знакам можно отнести следующие:
· Наличие аппарата управления. Этот аппарат иногда назы­вают публич­ной вла­стью, но это неверно, поскольку аппарат не сам является такой властью, а лишь осуществляет ее. Он состоит из системы органов, осуществ­ляющих раз­личные функции государства. Люди, занятые в них, не произво­дят материаль­ных или ду­ховных благ, но пользуются ими. Они призваны действовать в инте­ресах государ­ства и его народа. В зависимости от формы государства свои должности они полу­чают по наследству, избранию, назна­чению или замеще­нию.
В аппарате управления выделяются органы принуждения, к которым от­но­сятся входящие в систему современных органов исполнительной власти и под­чи­ненные им вооруженные силы, полиция, уголовно-исполнительные уч­режде­ния, кон­трразведка и т.п. Их назначение - принуждение всего населе­ния жить по зако­нам государства.
· Четко определенная территория. Государство осуществля­ет свою власть на определенной территории, границы кото­рой зафиксированы в пра­во­вых доку­мен­тах. Территория госу­дарства, за редкими исключениями, имеет ад­министра­тивно-территориальное деление (на округа, области, про­винции, штаты, граф­ства, кан­тоны, районы и т.п.), образуемое влас­тью для облегчения управления. В образо­ванных админист­ративно-территориальных единицах имеются свои органы власти, подчиненные верховной (централь­ной) власти.
· Постоянное население. На территории государства по­стоянно прожи­вает оп­ределенное количество населения, что достигается не только невоз­мож­но­стью для большинства лю­дей постоянного перемещения в пределах и за пре­делы терри­тории государства, но и признанием их с рождения, а также в неко­торых других случаях, гражданами определенного госу­дарства, наде­лением их состоянием граж­данства.
Гражданство обычно определяют как устойчивую право­вую связь чело­века с государством, выражающуюся в сово­купности их взаимных прав и обязанно­стей. Граждане го­сударства исполняют обязанности, предусмотрен­ные его за­конами. Наличие на территории государства некоторого числа по­стоянно про­живающих людей, не являющихся его гражданами, а также гра­ждан, живущих за пределами терри­тории государства, не означает порывание связи со своим го­сударством, а свидетельствует о предоставлении человеку го­сударством оп­ределенных прав и свобод. Устойчивость связи граждан с государством дока­зывается и тем, что слу­чаи доб­ровольного выхода из граж­данства или лишения гражданства очень редки.
· Суверенитет. Государство осуществляет свою власть на определен­ной терри­тории и в отношении проживающего на ней населения. При этом населе­ние не подчиняется власти других государств, которые обязаны воз­держиваться от дей­ствий, нарушающих власть данного государства. Кроме того, в самом го­сударстве никто не может осуществлять власть го­сударства или отдельные его полномочия без специального разрешения. В этом прояв­ляется верховенство власти госу­дар­ства, являющегося неотъемлемой частью его суверените­та. Дру­гой ее частью явля­ется независимость государства в межгосударственных от­ношениях, в решении во­просов меж­дународного и мирового значения.
Суверенитет государства может быть принудительно час­тично ограни­чен дру­гими государствами в интересах между­народной безопасности, на­пример для пре­сечения готовя­щейся им войны, а также добровольно - по до­говорен­но­сти с другим государством. Если же власть государства на его тер­ритории, осо­бенно в области экономики или собственности на землю (при­родные ре­сурсы), ограничивается в противоре­чие конституции или нормам международ­ного права, то такое государ­ство утрачивает свой суверенитет и превращается в ко­лонию (придаток) другого государства.
Суверенная власть развитого государства исходит от наро­да, основыва­ется на его суверенитете в решении коренных вопросов внутренней и внеш­ней по­литики государства. Фор­мально такой суверенитет провозглашается призна­нием на­рода носителем суверенитета и единственным источником власти в го­сударстве. Но та­кой суверенитет будет реальным только в случае, если народ имеет возможность выражать и реализовывать свою волю через референдумы и выборы в органы вла­сти.
Наряду с государственным и народным суверенитетом в государстве мо­жет быть признан суверенитет нации. Нация в государстве - часть народа, обычно большая (например, рус­ские в России). Под суверенитетом нации по­нимается ее воз­можность и способность определять характер своей жизни, осуществлять право на самоопределение вплоть до отделения и образования самостоятель­ного государ­ства.
Суверенитет власти государства, народа или нации уста­навливается консти­туцией государства.
· Собственная правовая система. Государство осуществляет свою власть на ос­нове общеобязательных правил поведения, закрепляемых в раз­личных ис­точ­ни­ках, например в норма­тивно-правовых актах. В большинстве развитых госу­дарств правовая система основывается на конституции (основ­ном законе), при­нимаемой на референдуме после всенародного обсуждения. Иные акты ор­ганы государства принимают на основе и во исполнение кон­ституции.
· Налоги и денежная единица. Для содержания государ­ственного аппа­рата и выполнения своих функций государ­ство закрепляет в законах систему налогов. На­логи являются основным источником пополнения госу­дарственного бюдже­та (казны). Получение государством значительных дохо­дов от продажи природных ресурсов и полезных ископаемых, кото­рые не нужно производить, можно рассмат­ривать как времен­ное явление, поскольку такие ре­сурсы исчер­паемы.
Налоги в государстве исчисляются и собираются в денеж­ной единице, при­ня­той в нем. Она нередко является един­ственным законным платежным средст­вом в данном государ­стве, исключающим официальные расчеты в иностранной валюте. Собственная денежная единица не исключает ис­поль­зование наряду с ней межго­сударственных денежных единиц, установленных нормами междуна­родного права.
· Символика. Каждое государство имеет свой герб, флаг, гимн и сто­лицу, являю­щиеся его символами, в которых обоб­щенно отражаются его ис­тория, тради­ции, памятные собы­тия, цели развития. Они идентифицируют государство внут­ри страны и в международных отношениях.
Исходя из признаков государства, его можно кратко опре­делить как ор­гани­зацию управления обществом, имеющую собственный аппарат управ­ления, осуще­ствляющую суверен­ную власть на определенной территории в отноше­нии прожи­вающего на ней населения.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.