Предмет и метод БУ
Предметом изучения БУ является хозяйственная деятельность организации. Составными частями предмета являются объекты, которые составляют две группы:
1) Объекты. Обеспечивающие хоз. деятельность
А) имущество организации (или активы)
Б) источники формирования имущества (пассивы)
2) Объекты. Составляющие хоз. деятельность: хоз. операции, вызывающие изменения имущества и источников формирования имущества.
По составу и функциональной роли имущество делится на две группы:
1) внеоборотные активы
2) оборотные активы
Внеоборотные активы включают: ОС, НМА, долгосрочные финансовые вложения и т.д.
ОС – средства труда, стоимостью свыше 20 тыс. руб. и со сроком полезного действия более 12 месяцев.
НМА – интеллектуальная собственность организации, которая не имеет вещественной формы и отражает права пользования патентами, изобретениями, а также эксклюзивыне компьютерные программы, технологии, товарные знаки и т.д. К НМА относят: имущество стоимостью свыше 20 тыс. руб. и сроком полезного действия свыше 12 месяцев.
ОС и НМА используются долго и по ним начисляется амортизация, которая включается в состав затрат на производство продукции.
Долгосрочные финансовые вложения – инвестиции на срок более 12 месяцев.
Оборотные активы включают: запасы, денежные средства, дебиторскую задолженность.
В производственном цикле запасы используются один раз и полностью переносят свою стоимость на себестоимость.
ОС и НМА стоимостью менее 20 тыс. руб. также относят к запасам.
Денежные средства – наличные деньги в кассе. Безналичные денежные средства на расчётных счетах, валютные денежные средства на валютных счетах.
Средства в расчётах означают дебиторскую задолженность или долги данной организации со стороны других организаций, которыми наиболее часто являются покупатели и заказчики. Тот, кто должен данной организации – дебитор.
Различают дебиторскую задолженность краткосрочную (до 12 месяцев) и долгосрочную (более 12 месяцев).
Перечисленное имущество организации составляет активы организации и отражается в активе бух. Баланса.
Источники формирования имущества организации
Различают два вида источников:
1. собственные:
а) УК
б) прибыль
в) резервный капитал
г) добавочный капитал
УК – это в денежном выражении вклады учредителей, акционеров в имущество организации для обеспечения уставной деятельности в размере, определённым документом.
УК – складочный капитал, минимальная сумма=10 тыс. руб.
Прибыль – сумма превышения доходов над расходами, полученная в результате продажи продукции, выполнения работ, оказания услуг.
Прибыль – финансовый результат, выявленный за отчётный период в результате всех хоз. операций.
ДК – образуется в результате дооценки ОС и другого имущества со сроком полезного использования более 12 месяцев.
РК – образуется за счёт прибыли и формируется в соответствии с законодательством.
2. заёмные:
а) кредиты банка на срок более 12 месяцев и менее 12 месяцев.
б) займы от юридических и физических лиц на срок до 12 месяцев и более 12 месяцев
в) кредиторская задолженности (задолженность данной организации):
*поставщикам и подрядчикам
*своим работникам по оплате труда
*налоговым органам
*внебюджетным фондам
Те организации, которым должна данная организация называются кредиторами.
Заёмные источники в международной практике называются обязательствами данной организации.
Обязательства в бух. балансе подразделяются на долгосрочные (кредиты и займы) и краткосрочные (кредиты, займы и кредиторская задолженность).
Хозяйственные операции.
Различают следующие хоз. операции:
1) операции приобретения и заготовления товарно-материальных ценностей, в результате которых приобретается сырьё, материалы, тара, топливо и т.д.
2) операции, характеризующие производство продукции, выполнение работ и оказание услуг
3) операции по продаже продукции, работ, услуг и формированию финансового результата-прибыли или убытка.
Метод БУ
Метод БУ – система приёмов и способов, применяемых в определённой последовательности и взаимосвязи для отражения объектов БУ.
Метод БУ состоит из элементов:
1) инвентаризации
2) документация
3) понятие счёта и двойной записи
4) бух. баланс и другие формы отчётности
5) оценка и калькуляция
Инвентаризация – проверка соответствия данных БУ фактическому наличию материальных ценностей.
Инвентаризация проводится:
1) перед составлением годового отчёта
2) при изменении материально-ответственного лица
3) при недостачах и хищениях
4) при стихийных бедствиях
По приказу руководителя формируется инвентаризационная комиссия, в состав которой обязательно входит работник бухгалтерии. Администрации и материально-ответственное лицо.
По результатам инвентаризации составляют акт, в котором указывают :
1) соответствие
2) недостачу
3) излишки
В случае недостачи определяют виновное лицо.
Документация – письменное свойство совершения хоз. операций.
В БУ документы заполняются по унифицированной форме - альбом унифицированных документов. Различают первичные учётные документы и учёт-регистры. К первичным относят документы по учёты наличных денег в кассе, т.е. приходный и расходный кассовые ордера. Эти документы не подлежат исправлению и должны иметь обязательные реквизиты:
- наименование организации
- наименование документа
- номер
- дата составления
- краткое содержание операции
- подписи лиц, оформивших документ
- печать организации и т.д.
Учётные регистры – таблицы, книги, карточки, в которые заносится информация из первичных документов. В УР информация накапливается, обобщается и группируется.
Счёт БУ – это способ группировки информации о хоз. средствах (имуществе) и источниках имущества.
Внешняя счёт-таблица составляется из двух частей:
1) левая часть счёта (Дебет)
2) правая часть счёта (Кредит)
Каждый счёт содержит следующие понятия:
1) остаток (сальдо) на начало отчётного периода
2) оборот по дебету счёта (дебетовый оборот)
3) оборот по кредиту счёта (кредитовый оборот)
4) остаток (сальдо) на конец отчётного периода
Счета, на которых учитывается имущество организации, называются активными. Счета, на которых учитываются источники имущества – пассивные.
Различают 3 типа счетов:
1) активные
2) пассивные
3) смешанные