Термин «иерархия» означает «священный порядок старшинства». Современное естествознание не может указать на причины, по которым одни особи оказываются выше других в социальной структуре сообщества. Неизвестны генетические детерминанты доминирования. Поэтому проблема доминирования будет рассмотрена феноменологически. Особи, занимающие высшее положение в иерархии, называются доминантами, следующие за ними субдоминантами, а занимающие низшие места в иерархии субординантами. В самом широком смысле доминирование это защита от социального давления со стороны членов сообщества. В результате формирования отношений «доминирование-подчинение», взаимное социальное возбуждение сменяется устойчивой и жизнеспособной поведенческой структурой.
Потребность занимать как можно более высокое положение имеется не у всех особей большинства биологических видов. Далеко не все люди стремятся занять высокое место на социальной лестнице.
Понятие социального ранга особи неоднозначно. Чаще всего используют три критерия: доминирование в узком смысле, лидерство и агрессивность. Эти три критерия часто, но не обязательно, совпадают. Доминирование в узком смысле – это приоритетный доступ к витальным ресурсам. В человеческом обществе – уровень доходов индивида. У животных это доступ к корму, удобным местам ночевки или дневки и, конечно же, к самкам.
Легко определить доминанта, предложив группе животных любимый ими предмет таким образом, чтобы воспользоваться им могла только одна особь. Иногда доминант ложится на него брюхом, что наблюдается в группе лабораторных крыс, которым дали маленькую пластмассовую баночку с медом, и у домашних кошек, которым дали неплотно закрытый пузырек с валерьянкой.
Второй критерий, называемый лидерством, определяется свободой перемещения в социальной структуре сообщества. Он показывает, насколько поведение человека или животного независимо от других членов сообщества. Поведение человека, имеющего высокий ранг лидерства, ориентировано на небольшое количество людей) он независим в своих поступках. Имеющий низкий ранг лидерства ориентирует свое поведение на большое количество людей, он сильно зависим в своих поступках.
Этот второй критерий социального ранга, т. е. свобода в социальной структуре, опять же многозначен. Высокий социальный ранг по критерию «лидерство» имеют и собственно лидер, и человек, наделенный властью, и независимый человек. Очевидны различия между этими тремя категориями. Обладающий властью принуждает других вести себя определенным образом; на лидера люди ориентируют свое поведение добровольно; а человек с высоким рангом «независимости», хотя и не влияет на поведение других, но и не зависит от них.
Три варианта «свободы в социальной среде» различаются не количественно, а качественно. Тенденция к повышению своего ранга по одному из вариантов определяется внутренними потребностями человека Человек, стремящийся стать публичным политиком, имеет высокую потребность ориентировать поведение других людей на себя. Совсем другие социальные потребности у тех политиков, которые вырабатывают решение и направляют поведение публичного политика. Наконец «независимый» Например, многие молодые научные сотрудники мечтают о времени, когда смогут работать без начальства. Добившись этого, часть их вскоре начинает мечтать работать и без подчиненных. У таких людей слабо развиты те социальные потребности, которые сильно выражены у педагогов, кто является наставником по призванию.
Третий критерий, по которому так же определяется социальное положение особи, – это агрессивность, точнее – частота побед при драках.
У людей существует еще и четвертый критерий – ранг самооценки. В психологии распространен предложенный А.Бандурой термин «самоэффективность», который обозначает оценку человеком своей способности совершить некую последовательность действий и достичь определенного результата или уровня исполнения. Эта субъективная оценка своих возможностей, казалось бы, не может влиять на объективные процессы. Но зачастую именно уровень самооценки оказывается определяющим для поведения человека.
Хороший пример драматического развития событий в результате резкого изменения самооценки человека – рассказ Э. Хемингуэя «Недолгое счастье Френсиса Макомбера». Герой рассказа не мог ничего изменить в своей жизни, хотя ему не нравилось, что его жена каждую ночь ходит. в палатку к нанятому охотнику, с которым он наутро должен общаться. Но однажды, преодолев, естественный животный страх, он застрелил раненого льва. Это вселило в героя такую уверенность в своих силах, что, вернувшись в лагерь, он заявил жене, что разведется с ней в ближайшее время. Он был счастлив ровно сутки, Т. к. на следующий день, во время охоты, жена прострелила ему голову. Разнообразные хобби, в том числе охота на крупных хищников, являются игровым поведением взрослых, которое служит для повышения ранга самооценки. Такое поведение, имеющее цель повышение самооценки, не обязательно связано с риском для жизни или экстремальными видами спорта. По всей вероятности, самооценка есть и у животных. Без этого понятия трудно объяснить стойко подавленное настроение у домашних котов, которым случится упустить мышь. Или поведение кота, поймавшего мышь, который носится по дому, бежит впереди на прогулке, нападает на товарища.
Социальная структура сообществ человека и животных представляет собой не линейную схему и не пирамиду, на вершине которой находятся. доминанты, в следующем слое – субдоминанты, а еще ниже субординанты. Реальные социальные структуры гораздо сложнее. Эта сложность определяется несколькими факторами.
Во-первых, четыре показателя социального ранга у отдельных особей часто не совпадают. Во-вторых, в зависимости от конкретной ситуации преобладающими для определения социального ранга становятся разные характеристики в зависимости от конкретной ситуации. В-третьих, одна особь может быть подчиненной по отношению к другой, другая – к третьей, но третья будет доминировать над первой. B-четвертых, в больших сообществах имеет место иерархия микросообществ. Наконец, отношения между особями не исчерпываются системой «доминирование-подчинение». Большую роль играет аффилиативное (персонифицированное дружелюбие) поведение, основанное на симпатии между членами сообщества. Две собаки или два человека при различных социальных рангах могут относиться друг другу враждебно, безразлично или с симпатией.