1. Легитимизация социологии в России произошла во второй половине XIX в., когда ускорилось социально-экономическое развитие страны и началось формирование гражданского общества. Принято выделять три основных этапа в развитии социологической мысли дореволюционной России:
I этап (с начала 60-х г.г. до 1890 г.). Был связан с возникновением ряда социологических школ, большинство из которых сложилось под влиянием позитивистских идей О. Конта. Российских мыслителей привлекало в позитивизме стремление к научному методу познания общества. Между тем, отечественные социологи относились к воззрениям О. Конта достаточно критично.
II этап (с 90-х г.г. до начала XX в.). В этот период происходит институционализация социологии. Она проникает в академическую среду и получает одобрительную оценку в научных и общественных кругах. Делаются первые
попытки в преподавании социологии как учебной дисциплины. Однако намерения открыть кафедры или факультеты социологии в России не получают поддержку в правящих кругах. Количество публикаций социологической направленности продолжает расти, хотя в стране в это время нет специальных социологических изданий. Издаются и переводятся работы известных западных социологов. К концу этого этапа российская социология выходит на международную арену.
III этап (с начала XX века до 1917г.). Этот период отмечен ростом интереса к проведению масштабных эмпирических социологических исследований. Социология признается объективной наукой. Ведущим научным направлением этого периода становится неопозитивизм.
Крайне противоречиво складывается судьба российской социологии после Октябрьской революции. Первые годы отмечены подъемом социологии. Было создано Русское социологическое общество. В 1918 – 1919 г.г. при активном участии П. Сорокина открыты специализированные кафедры социологии в Петроградском и Ярославском университетах. В эти годы издается большое количество социологической литературы, в основном, теоретического профиля.
Однако, формирование авторитарного режима наложило губительный отпечаток на развитие общественных наук, в том числе, и социологии. Уже в 1922г. за границу в изгнание были высланы выдающиеся мыслители П.А. Сорокин, П.Б. Струве, С.Н. Булгаков и другие. К середине 20-х усиливается идеологический и политический контроль. В нашей стране в 30-е годы социология
получила идеолого-политический ярлык буржуазной лженауки, после чего надолго была исключена из системы наук и образования.
Возрождение социологии началось после длительного периода, в конце 50-х г.г., с наступлением “хрущевской оттепели”. В этот период возобновились конкретные социологические исследования. В 1969 г. организован институт конкретных социологических исследований (ныне Институт социологии). С 1974 года издается журнал “Социологические исследования”.
Кардинальные перемены общественной жизни в нашей стране, связанные с “перестройкой”, явились мощным импульсом для дальнейшего развития социологии. В 1987 году создан Всесоюзный, а затем – Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ). Социология вошла в структуру высшего образования. Открылись возможности для интеграции с мировой социологической наукой.
Хотя в 90-е годы социология развивалась преимущественно как вспомогательная эмпирическая наука, были созданы работы по методологии и технике социологических исследований (А.Г.Здравомыслов, Г.В.Осипов, В.А.Ядов), социологии труда (Ж.Т.Тощенко, А.И.Кравченко и др.). Большой вклад в развитие социологии внесли труды Ю.А.Левады, Т.И.Заславской, И.С.Кона.
В настоящее время прикладной аспект социологии уже не доминирует над теоретическим. Российская социологическая наука осмысливает и развивает идеи крупнейших современных социологов, стремясь восполнить многолетние пробелы.