Финансирование затрат на восстановление и охрану окружающей природной среды осуществляется за счет бюджетных и внебюджетных средств.
Государственное (бюджетное) финансирование направлено главным образом на выполнение целевых программ, ликвидацию последствий техногенных катастроф и стихийных бедствий, строительство крупных природоохранных сооружений. Доходная часть госбюджета (регионального и местного уровней) пополняется за счет платежей и отчислений за пользование природными ресурсами и загрязнение окружающей среды..
Внебюджетное финансирование, т.е. за счет средств из внебюджетных источников — собственных средств природопользователей, экологических фондов и экологического страхования, — в условиях рыночной экономики выходит на первое место.
Финансирование за счет собственных средств природопользователей является основным. Согласно Закону РФ «Об охране окружающей среды» (2002) природопользователь обязан принимать не только все меры по предотвращению вредного воздействия на окружающую среду и здоровье человека, но и за собственный счет компенсировать причиненный экологический ущерб в полном объеме.
Экологическое страхование. По Закону Российской Федерации (1991 г.) предприятия, а также граждане имеют право на получение страхового возмещения (при добровольном и обязательном страховании) в случае техногенных катастроф, аварий и стихийного бедствия. Непременным условием выдачи страхового вознаграждения являются внезапность страхового события и непреднамеренность, т.е. отсутствие умысла со стороны предприятия. Однако предприятие может быть лишено права на страховое возмещение, если оно неоднократно предупреждалось о возможности аварии, но не приняло никаких предупредительных мер. Таким образом, экологическое страхование выполняет (экономически) стимулирующие функции, побуждая предприятия к сохранению природных ресурсов и охране природной среды.
Все более актуальными становятся и такие важные природоохранные проблемы, как страхование риска загрязнения окружающей природной среды, страхование инвестиций в экологически рисковые проекты, выбор приоритетных объектов экологического страхования. Развиваются и другие формы экологического страхования.
6. Понятие о концепции эколого-экономического устойчивого развития.
В условиях глобального экологического кризиса достигнуть необходимого равновесия между экономикой, обществом и окружающей средой возможно лишь при формировании новой экологически безопасной и экономически оптимальной модели развития. Такой моделью, признанной мировым сообществом, является устойчивое развитие. Концепция устойчивого развития вошла в природоохранный лексикон после Конференции ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро (1992 г.), на которой встретились главы и высокопоставленные лица 179 правительств.
В литературе встречаются более 60 определений устойчивого развития. Наиболее распространено из них определение, данное на Конференции ООН, согласно которому устойчивое развитие рассматривается как «модель движения вперед, при котором достигается удовлетворение жизненных потребностей нынешнего поколения без лишения такой возможности будущих поколений. В широком смысле стратегия устойчивого развития направлена на достижение гармонии между людьми (друг с другом) и между Обществом и Природой».
В рамках Глобального экологического форума в Рио-де-Жанейро (1992 г.) были сформулированы следующие основополагающие принципы:
• люди имеют право на здоровую и полноценную жизнь в гармонии с природой;
• экономическое развитие в отрыве от экологии ведет к превращению планеты в пустыню и самоуничтожению;
• упор на экологию без экономического развития закрепляет всеобщую нищету и социальную несправедливость;
• достижение устойчивого развития невозможно в отрыве от защиты окружающей среды;
• государства сотрудничают в целях сохранения, защиты и восстановления экосистем Земли;
• экологические вопросы должны решаться с участием всех заинтересованных граждан.
Особо подчеркивалось, что понятие устойчивого развития общества подразумевает обеспечение возможности удовлетворения потребности людей без угрозы возможностям удовлетворения потребностей будущих поколений. Переориентация технико-экономического развития на экологический стиль требует резкого сокращения загрязнения окружающей среды, бережного отношения к экологическому потенциалу биосферы, замедления темпов исчерпания запасов невозобновимых природных ресурсов и т. д.
1 апреля 1996 г. Президент России соответствующим Указом утвердил «Концепцию перехода Российской Федерации к устойчивому развитию». В 1997 г. на заседании Правительства одобрена «Государственная стратегия устойчивого развития Российской Федерации».