Экологический контроль — проверка соблюдения предприятиями и гражданами экологических требований по охране окружающей природной среды и обеспечению экологической безопасности. Контроль осуществляют законодательные и исполнительные органы, а также специально уполномоченные органы.
Цель экологического контроля — охрана окружающей природной среды путем предупреждения и устранения экологических правонарушений для обеспечения устойчивого развития. Различают следующие формы экологического контроля: информационный (сбор и обобщение экологической информации), предупредительный (предотвращение наступления вредных последствий) и карательный (применение мер государственного принуждения к эконарушителям).
Должностные лица органов государственного экологического контроля (государственные инспекторы) имеют широкие полномочия. В частности, согласно Закону Российской Федерации «Об охране окружающей среды» (2002 г.) (ст. 66), они имеют право:
• принимать решения об ограничении, приостановлении « запрещении хозяйственной деятельности юридических и физических лиц при нарушении ими экологического законодательства;
• привлекать к административной ответственности лиц, допустивших нарушение экологического законодательства.
Помимо государственного, в нашей стране действует еще производственный и общественный экологический контроль. Производственный экологический контроль осуществляется экологической службой предприятия, которая проверяет выполнение планов и мероприятий по выполнению требований природоохранного законодательства на самом предприятии. Все большее развитие получает общественный контроль, когда контроль за выполнением природоохранных требований осуществляется со стороны профсоюзов, общественных экологических объединений, трудовых коллективов и отдельных граждан.
Правовой механизм управления природопользованием и охраной окружающей природной среды включает в себя и такую важную форму предупредительного экологического контроля, как экспертиза. Различают государственную, общественную и иные виды экологических экспертиз.
Под государственной экологической экспертизой (ГЭЭ) понимают предварительную проверку представленных материалов специальной комиссией, назначаемой государственным природоохранным органом. Ее задача — оценить соответствие намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям, нормам и регламентам. Объектами государственной экологической экспертизы являются любые проектные и предпроектные материалы, документация по созданию новой техники и технологий, выпуск новых видов продукции, сырья, веществ, а также проекты стандартов и нормативов и др.
В соответствии с Законом РФ «Об экологической экспертизе» (1995 г.) она должна осуществляться на принципах обязательности ее проведения, научной обоснованности и законности выводов, независимости, вневедомственности в организации и проведении, широкой гласности и участия общественности.
Кроме государственной существуют и другие виды экспертиз — общественная, научная и др., которые проводятся обычно на добровольной основе и носят рекомендательный или информационный характер.
Закон Российской Федерации «Об охране окружающей среды» (2002) предусматривает право граждан на создание общественных экологических объединений, которые наделяются более широкими правами, чем отдельные граждане. В настоящее время в России действует более 100 эколого-культурных объединений (Российский экологический союз, Всероссийское общество охраны природы, Российское движение «зеленых» (РДЗ), общественное научное объединение — Российская экологическая академия (РЭА) с сетью региональных отделений.
В сравнении с государственным экологическим контролем общественные экологические объединения обладают меньшими возможностями, но их роль может быть весьма значительной. Например, в соответствии с Законом Российской Федерации «Об охране окружающей среды», они имеют, в частности, право:
• разрабатывать, утверждать и обнародовать свои программы;
• требовать своевременной и полной информации о состоянии окружающей среды;
• требовать назначения государственной экологической экспертизы и рекомендовать своих представителей для участия в ней;
• настаивать на ограничении или прекращении деятельности экологически опасных производств путем подачи в органы государственной власти, органы местного самоуправления и суды соответствующих обращений.
За последние годы по требованию общественных экологических организаций в России приостановлена деятельность свыше тысячи предприятий.
4. Понятие об экологическом менеджменте, аудите и сертификации.
Экологический менеджмент определяют как комплексную разностороннюю деятельность, направленную на эффективную реализацию экологических проектов и программ. Система экологического менеджмента входит в число основных предметов международных стандартов ISO 14000, определяющих экологическую политику в системе управления качеством охраны среды.
Экологический аудит (экоаудит) — это независимая, комплексная проверка (ревизия) соответствия деятельности предприятия природоохранным нормам и правилам и оценка эффективности существующей системы управления охраной окружающей природной среды с подготовкой рекомендаций.
Экоаудит носит комплексный характер, он сочетает в себе административные и экономические признаки, коммерческую (рыночную) направленность и полные информационные материалы об аудируемом объекте. Экоаудит проводится по инициативе самих предприятий (на коммерческой основе) и представляет собой специфическую форму производственного экологического контроля. В состав экоаудита входят анализ бухучета предприятия по экологическим показателям, прогноз экологических рисков и ущербов, инструментальные измерения различных экологических параметров аудируемого объекта и окружающей среды, разработка рекомендаций и др.
Руководящие указания по экоаудиту, процедуры аудита и квалификационные критерии для аудиторов в области экологии регламентированы ГОСТ ИСО 14010-98.
Также элементом механизма управления является экологическая сертификация - деятельность по подтверждению соответствия объекта природоохранным требованиям, установленным соответствующими нормативно-правовыми документами. Экологическая сертификация может быть обязательной и добровольной. Объектами обязательной экологической сертификации являются предприятия и организации, в том числе и оборонной промышленности, отходы производства и потребления, различные строительные материалы и изделия и т.п.