Конспект лекций по предмету "Психология"


Общее представление о групповой психотерапии

Возникновение групповой психотерапии в собствен­ном смысле слова исследователи относят к 1904—1905 гг., связывая этот момент с врачебной деятельностью И. В. Вяземского (Россия) и Дж. Прэтта (США).
Первой попыткой дать научно-теоретическое объяс­нение происходящим в группе процессам излечения следует считать теорию «животного магнетизма» Фран­ца-Антона Месмера — австрийского врача, практиковав­шего в Париже в конце XVIII в.
Суть этой теории заключалась в следующем: существует некий магнетический флюид, который в случае неравно­мерного распределения внутри организма человека порож­дает болезнь; задача врача с помощью специальных мани­пуляций гармонично перераспределить флюиды и тем са­мым излечить больного {Л. Шерток, Р. де Соссюр, 1991).
Во врачебной деятельности Месмера обнаружились со­циально-психологические эффекты, связанные с межлич­ностным взаимодействием врача и больного (установление раппорта, внушение), с целебным влиянием группы (часто участники фуппового сеанса были связаны друг с другом веревкой для лучшей «циркуляции флюида» — и действите­льно излечение в группе проходило лучше в результате пси­хического заражения) (по Л. ШертокуиР. де Сосюру, 1991).
Фактически до середины XIX в. эти эффекты не изуча­лись исследователями. Шотландский врач Дж. Брейд(IS43) предложил вместо термина «животный магнетизм», вызы­вавшего так много жарких словесных баталий, термин «гипнотизм», увязывая психологический механизм месме-ровского излечения со сном (по-гречески hypnos — сон). Гипнотические явления в этот период вызывали офомней-ший интерес психиатров, интерпретировавших происходя­щие при гипнозе процессы порой совершенно по-разному.
Хорошо известна дискуссия между Сальпетриерской и Нансийской психиатрическими школами о значении и психологических механизмах гипноза (1880—1890 годы). В этой дискуссии победа осталась за точкой зрения И. Бер-нгейма, утверждавшего, что гипнотическое состояние — это сужение сознания в результате концентрации внима­ния под воздействием внушения (лидер Сальпетриерской школы Ж. Шарко считал гипнотическое состояние своего рода искусственно сформированным неврозом). Причем внушение является общим психологическим феноменом, проявляющимся в межличностных отношениях; в форме гетеро— и аутосуггестии внушение приводит к некритиче­скому усвоению определенных убеждений, суждений чувств (S. Leder, T. Wysokinska-Gasior, 1990).
Хотя в официальной медицинской науке отношение к гипнозу оставалось довольно скептическим, практики ак­тивно применяли его. Примером может служить О. Вет-терстранд, использовавший гипноз при групповом лече­нии алкоголиков. Среди отеяественных специалистов, применявших гипноз для психотерапевтической работы с неврозами, умственным недоразвитием, некоторыми сома­тическими заболеваниями, следует назвать В. М. Бехтерева. Во время первой мировой войны в немецкой армии гипноз приме­нялся для лечения солдат с симптомами «военного невроза», вызванно-' го истерией.
Сказанное выше указывает нам один из важнейших факторов, оказавших влияние на возникновение группо­вых форм психологической работы, - психотерапию, бази­рующуюся на использовании гипнотических воздействий.
Использовались групповые методы психотерапии и в психоанализе. Хотя сам 3. Фрейд никогда даже не пытался проводить групповую психотерапию, целый ряд его после­дователей активно использовал психоаналитическое лече­ние или его варианты в группах.
В первую очередь нужно назвать Альфреда Адлера, бли­жайшего ученика Фрейда, который, в отличие от своего учителя, придавал большое значение социальному кон­тексту развития личности и формирования ее ценностей и жизненных целей: именно группа, по его мнению, оказы­вает воздействие на цели и ценности и помогает их моди­фицировать. Адлер, возможно, под влиянием собствен­ных левых убеждений, создает центры групповых занятий, ориентированные не на элитарную психоаналитическую работу (как это было распространено в Европе), а на лече­ние представителей пролетариата — больных алкоголиз­мом, неврозами, людей с сексуальными нарушениями. Он организовал детские терапевтические группы, в которых применялись методы общей дискуссии и обсуждения проблем с участием родителей.
Психотерапевтами, использовавшими психоанализ в группе, были Л: Уэндер, П. Шильдер, Т. Барроу (он, кстати, первым предложил термин «групповой анализ»), А. Вольф

(в пику Барроу считал более верным термин «анализ в группе», он же ввел альтернативное собрание группы, проводившееся без психотерапевта) и другие.
В американской психотерапии психоаналитики активно применяли групповые методы в частной медицинской прак­тике в отличие от своих европейских коллег, вынужденных обратиться к групповой психотерапии только во время вто­рой мировой войны в виду необходимости лечения большо­го количества пациентов с психическими нарушениями. Стали активно применяться методы эмоционального отреа-гирования в группе, кроме того, проявилась тенденция к де­мократизации отношений пациентов и персонала, привед­шая к концепции «терапевтического сообщества».
Известный практик — групповой психотерапевт С. Славсон организовал психоаналитические группы для детей и подростков; важной идеей, определявшей их фун­кционирование, было положение о «групповой психоте­рапии через активность» — лечении через участие во взаи­модействии {S. Leder, T. Wysokinska-Gasior, 1990).
Говоря о групповой психотерапии, нельзя не вспомнить о Джекобе Мо­рено, легендарном челове­ке, создавшем психодра­му, предложившем в 1932 г. сам термин «груп­повая психотерапия», организовавшем первую професси­ональную ассоциацию групповых психотерапевтов, осно­вавшем первый профессиональный журнал по групповой психотерапии. Неспроста последователи Морено считают его отцом групповой психотерапии (что, впрочем, не со­всем справедливо, как мы могли убедиться выше — груп­повые методы лечения психических расстройств возникли задолго до него).
Заметим, что большинство школ групповой психоте­рапии возникло в русле основных направлений мировой психологической науки — психоанализа, бихевиоризма, гештальтпсихологии, гуманистической психологии — или в результате причудливого сочетания различных теорети­ческих подходов (так, например, гештальттерапию Ф. Перлза можно считать гармоничным соединением и развитием идей психоанализа, гештальтпсихологии и фе­номенологического подхода). Телесно-ориентированная
Морено Джекоб Леей (1892—1974) -американский психиатр и психо­лог; создатель таких практико-ори-ентированных психологических на­правлений, как социометрия и пси­ходрама.
терапия В. Райха имеет свои корни в классическом психо­анализе, нейролингвистические программисты — плоть от плоти современного необихевиоризма, клиент-центриро-ванная психотерапия К. Роджерса совершенно очевидно базируется на идеях экзистенциально-гуманистического подхода. Однако академическая наука долго не восприни­мала групповые формы психологической и психотерапев­тической работы всерьез, считая более важными фунда­ментальные исследования.
У нас в стране наиболее разработанной является пато­генетическая психотерапия неврозов, в основе которой лежат принципы психологии отношений В. Н. Мясищвва (Либих С. С, 1974; Исурина Г. Л., 1983; Карвасарский Б. Д., 1985, 1990; Свядощ А. М., 1971; Эйдемиллер Э. Г., Юстиц-кийВ. В., 1990 и др.).
Суть патогенетической психотерапии заключается в из­менении нарушенной системы отношений больного, в кор­рекции неадекватных эмоциональных реакций и форм по­ведения, необходимой предпосылкой которых является до­стижение больным понимания причинно-следственных связей между особенностями его системы отношений и за­болеванием. Следствием искажений в области социального восприятия, возникающих в результате конфликтности самооценки, является тот факт, что больной неверно ис­толковывает мотивацию партнеров по общению, недоста­точно адекватно реагирует на возникающие межличност­ные ситуации, все его внимание сосредоточивается не на разрешении реальных проблем, а на сохранении представ­ления о значимости своего «Я» как в собственных глазах, так и в глазах окружающих. Понимание этого аспекта не­вротических нарушений позволяет широко использовать патогенетический метод не только в индивидуальной пси­хотерапии, но и в групповой форме.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.