1. К настоящему времени ученые насчитывают более 500 определений культуры. Это множественность в определениях связана с долгой историей становления культуры.
В Древнем Риме под культурой (colture) понимали возделывание земли, связывая это понятие с трудом крестьянина. Для европейца 18 века культура приобрела духовный, аристократический оттенок. Культурным называли человека начитанного, утонченного в манерах. И в наше время “культура” связывается с оперным театром, хорошим воспитанием, картинной галереей.
В 20 веке этому слову антропологи придали новое значение. Изучая племена, живущие по первобытным законам, они заключили, что, хотя у них нет театра, картинных галерей, у них есть то, что объединяет их с самыми цивилизованными народами мира. Это система убеждений, ценностей, выраженных через язык, песни, танцы, обычаи, традиции все то, что упорядочивает жизненный опыт, регулирует взаимодействие людей.
В социологии под культурой понимается - совокупность ценностей (духовных и материальных), а также живая человеческая деятельность по их созданию, распределению и хранению.
Культура создается людьми, культуре обучаются, она не передается генетически, каждое поколение воспроизводит ее и передает следующему поколе-
нию. Этот процесс является основой социализации. В результате усвоения ценностей, верований, норм, правил и идеалов происходит формирование личности ребенка и регулирование его поведения.
Если бы процесс социализации прекратился в массовом масштабе, это привело бы к гибели культуры. Культура формирует личности членов общества.
Долгое время культуру и цивилизованность отождествляли.
Слово “цивилизация” впервые появилось во Франции в середине 19 века. В переводе с латинского оно означает – гражданский, государственный.
“Цивилизованным” стали называть человека, умеющего хорошо себя вести. В светском обществе “цивильность” означала учтивость.
Первым, кто разграничил эти два понятия - “культура” и “цивилизация” был И.Кант. А в начале 20 века Шпенглер в своем знаменитом труде “Закат Европы” и вовсе противопоставил их. Цивилизация была у него высшей стадией культуры, на которой происходит ее окончательный упадок.
Постепенно утвердилось представление о том, что – цивилизация – вершина технических достижений человека. Т.е. с цивилизацией ассоциируются материальные успехи, а с культурой – духовный мир человека.
“Цивилизация” также означает городскую культуру. И в этом смысле все примитивные народы, не знавшие городов, не являются цивилизованными, хотя понятие “культура” распространяется и на них.
В социологии нет однозначной трактовки цивилизации. В частности она понимается как степень культурного развития, которой достигли не все страны. К основным показателям цивилизованности относятся:
- уровень смертности (особенно детской);
- экология;
- санитарное состояние городов;
- письменность.
Письменность - самый важный показатель цивилизованности: хотя во всех культурах используется язык, не все они обладают письменностью.
2.К основнымэлементам культуры относят:
ü Знаки и символы, которые представлены главным образом в языке, с их помощью становится возможным упорядочить опыт и поведение человека. Язык возникает на определенной стадии развития общества. Его основная функция – создание, хранение и передача информации.
ü Ценности - социально одобряемые и разделяемые большинством людей представления о том, к чему должен стремиться человек. Ценности не подвергаются сомнению, они служат эталоном, идеалом для всех людей.
ü Правила - регуляторы поведения людей в соответствии с ценностями определенной культуры.
ü Манеры - внешние формы поведения человека, получающие положительную или отрицательную оценку окружающих.
ü Этикет - принятая в особых социальных кругах система правил поведения, составляющих единое целое. Он характерен для высших слоев общества и относится к области элитарной культуры.
ü Обычаи – это традиционно установившийся порядок поведения, основанный на коллективной привычке. Присущи широким массам людей.
ü Традиции - это привычки и обычаи, переходящие от одного поколения к другому. Традиции – все то, что унаследовано от предшественников. Они относятся к культурному населению, окружены почетом и уважением, служат объединяющим началом. Разновидностью традиции является обряд.
ü Обряд (ритуал) – это совокупность символических стереотипных коллективных действий, воплощающих в себе те или иные социальные идеи, представления, нормы и ценности, вызывающие определенные коллективные чувства.
К элементам культуры можно также отнести: образ жизни, привычки, нравы, законы, вкус, моду, увлечения, верования, знания, мифы, кодекс чести.
3.Базисные элементы культуры бывают двух видов:
ü Материальные включают физические объекты, созданные человеческими руками (их называют артефактами).
Артефакты отличаются тем, что они созданы человеком, несут в себе определенное символическое значение, выполняют определенные функции и представляют ценность для группы или общества.
ü Нематериальные (духовные) образуют: нормы, правила, образцы, эталоны, модели поведения, законы, ценности, ритуалы, символы, мифы, знания, идеи, обычаи, традиции, язык. Они тоже результат деятельности людей, но сотворены не руками, а разумом и чувствами.
Нематериальные объекты нельзя трогать, слышать, видеть, осязать, они существуют в нашем сознании и поддерживаются человеческим общением.
Формы культуры. В зависимости от того, кто создает культуру и каков ее уровень, социологи различают три ее формы: элитную, народную, массовую и две ее разновидности: субкультуру и контркультуру.
ü Элитная (высокая) культура – создается привилегированной частью общества, либо по ее заказу, профессиональными творцами. Круг ее потребителей – высокообразованная часть общества. К высокой культуре относится: изящное искусство, серьезная музыка, классическая литература.
ü Народная культура. Создается анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки. Ее называют любительской и коллективной (народные сказки, частушки, баллады и т.д.).
ü Массовая культура. Обладает меньшей художественной ценностью, чем элитная или народная. Она является авторской. Появилась она в середине 20 века, когда СМИ (радио, печать, телевидение и т.д.) проникли в большинство стран мира и стали доступны для всех социальных слоев. Эта форма культуры понятна и доступна всем возрастам, всем слоям населения, независимо от уровня образования.
ü Субкультура – часть общей культуры, система ценностей, обычаев, присущих большой социальной группе, имеющая отличие от доминирующей в языке, взглядах на жизнь, манерах поведения, но не противоречащая ей.
ü Контркультура - не только отличается от доминирующей культуры, но и противостоит ей, находится в конфликте с господствующими ценностями общества.
4. Культурный комплекс– совокупность культурных черт или элементов, возникших на базе исходного элемента и функционально с ним связанных.
Далеко не все, что создавалось человеком на протяжении всего развития цивилизации, было удостоено имени – культурное наследие.
Культурное наследие – часть материальной и духовной культуры, созданная прошлыми поколениями, выдержавшая испытания временем и передающаяся следующим поколениям как нечто ценное и почитаемое.
В масштабе всего человечества культурное наследие выражают так называемые культурные универсалии.
Культурные универсалии – это такие нормы, ценности, правила, традиции и свойства, которые присущи всем культурам, независимо от географического места, исторического времени и социального устройства общества.
Возникли культурные универсалии вследствие того, что люди, в какой бы части света они ни жили, физически устроены одинаково, имеют одни и те же биологические потребности и сталкиваются с общими проблемами, которые ставит перед человечеством окружающая среда.
Американский социолог Джордж Мердок в 1959 году выделил более 70 универсалий – общих для всех культур элементов: возрастная градация, спорт, нательные украшения, календарь, приготовление пищи, танцы, ухаживание, толкование снов, образование, магия и т.д.
5. Основные функции культуры:
ü Гуманистическая (главная функция) – развитие творческого потенциала человека во всех формах жизнедеятельности;
ü Гносеологическая (познавательная) – средство познания и самопознания человека, социальной группы, общества;
ü Информационная – трансляция социального опыта, которая обеспечивает связь времен;
ü Коммуникативная – функция социального общения;
ü Ценностно-ориентационная – задает систему “жизненных ценностей”.
ü Нормативно-регулирующая (управленческая) – средство социального контроля за поведением человека.