Министерство образования Российской Федерации ___________________________________________________
Московский государственный открытый педагогический университет им. М. А. Шолохова Кафедра социальной и педагогической психологии Дипломная работа Гончар Н. В. "Критерии оценки уровня продуктивности коммуникативной деятельности психолога-консультанта". Курс 5/5, очно-заочное отделение Научный руководитель: Смирнова Г. Е. , доцент кафедры социальной и педагогической психологии Москва – 2002 Оглавление. Введение______________________________________3
Глава 1. Анализ основных подходов к исследованию коммуникативной деятельности психолога-консультанта. __________________________________________________7 1. 1. Многообразие подходов к проблеме психологии общения. __________________________________________7
1. 2. Особенности профессиональной деятельности психолога-консультанта. Теоретический анализ модели идеального психолога-консультанта. __________________14
1. 3. Взгляды на структуру психологического консультирования разных авторов. ___________________29
Глава 2. Эмпирическое исследование критериев оценки продуктивности уровня коммуникативной деятельности психолога-консультанта. ________________37 2. 1. Обоснование замысла исследования__________37 2. 2. Организация и ход исследования_____________38 2. 3. Результаты исследования и их обсуждение____40 2. 4. Выводы__________________________________44 Заключение___________________________________47 Литература___________________________________49 Приложения__________________________________52 Введение.
В связи с расширением сферы услуг в области практической психологии актуальной является проблема качества профессиональной подготовки практического психолога. Работа посвящена профессиональной деятельности психолога-консультанта, изучению его коммуникативных способностей, поскольку именно процессы коммуникации, общения (эти процессы будут подробно рассмотрены в теоретической части данной работы) являются ведущими и во многом определяют успешность психологической консультативной деятельности.
Практика сегодняшнего дня такова, что существует множество научных психологических изданий, в которых исследуются личностные особенности психолога-консультанта, критерии эффективности практической работы психодиагноста, рассматриваются проблемы эффективности психологической коррекции, а также консультативной работы практического психолога (Г. С. Абрамова, Ю. Б. Алешина, Р. С. Немов, Е. И. Рогов и др. ), однако остается нераскрытым вопрос определения критериев оценки уровня продуктивности коммуникативной деятельности психолога-консультанта. Актуальность темы нашего исследования также определяется тем, что критерий дает возможность регулирования, в данном случае коррекции и развития уровня коммуникативных способностей как у студентов психологического факультета, так и у работающих психологов. Критерии оценки коммуникативной деятельности позволяют облегчить и сделать более точным отбор абитуриентов на факультет психологии. Исходя из вышеизложенного, нами была определена цель: изучить и обобщить критерии оценки уровня продуктивности коммуникативной деятельности психолога-консультанта.
В качестве объектаисследования выступает профессиональная коммуникативная деятельность психолога-консультанта. Предметомисследования является влияние психологических средств общения с клиентом на успешность достижения целей консультирования.
В исследовании была выдвинута гипотеза: критерии оценки уровня продуктивности коммуникативной деятельности психолога-консультанта могут быть выявлены посредством изучения и обобщения, имеющихся в опубликованных научных исследованиях данных, а также путем анализа специально разработанных анкет, на которые отвечали продуктивно работающие психологи-консультанты (независимые эксперты), студенты первого и пятого курса МГОПУ им. Шолохова вечернего отделения факультета психологии.
Для проверки данной гипотезы необходимо было решить следующие задачи:
Провести анализ основных подходов к исследованию коммуникативной деятельности психолога-консультанта
Рассмотреть особенности профессиональной деятельности психолога-консультанта, сформулировать понятие продуктивной деятельности. Сформулировать понятие коммуникативной компетентности.
Рассмотреть общее и различия во взглядах на процесс психологического консультирования у разных авторов.
Теоретически изучить, обобщить и обосновать перечень возможных критериев оценки продуктивности коммуникативной деятельности психолога-консультанта. Разработать анкету для изучения возможных критериев оценки продуктивности коммуникативной деятельности психолога-консультанта Провести сравнительный анализ полученных данных
Обобщить результаты теоретического исследования и эмпирических данных и вывести критерии оценки продуктивности коммуникативной деятельности психолога-консультанта
Реализация поставленных задач и проверка выдвинутой гипотезы исследования осуществлялись с помощьюметодов:
моделирования (составление и теоретический анализ модели "идеального" психолога– эталона),
анкетирования, направленного на эмпирическое исследование критериев оценки продуктивности коммуникативной деятельности психолога-консультанта метода экспертных оценок, где независимыми экспертами выступают практикующие психологи, которые отвечают на вопросы анкеты беседы интервью Обработка результатов эксперимента проводилась при помощи метода математической статистики. В эксперименте принимали участие: продуктивно
консультирующие профессиональные психологи (14 человек), а также студенты-выпускники факультета психологии МГОПУ пятого курса вечернего отделения (38 человек), обучающиеся по специальности "психолог-консультант", студенты МГОПУ первого курса вечернего отделения (35 человек) Новизна и теоретическая значимость данной работы в
том, что в результате эмпирического исследования построена модель критериев оценки уровня продуктивности коммуникативной деятельности психолога-консультанта. Практическая значимость работы заключается в следующем:
Полученные критерии оценки уровня продуктивности коммуникативной деятельности психолога-консультанта позволяют определить направления профилактической и коррекционной работы с практикующими специалистами с целью предотвращения коммуникативной вялости и развития коммуникативной компетентности в процессе профессиональной деятельности.
Полученные результаты могут использоваться при отборе абитуриентов, поступающих на факультет психологии, а также для развития и коррекции коммуникативных умений студентов психологического факультета. Глава 1.
Анализ основных подходов к исследованию коммуникативной деятельности психолога. 1. 1. Многообразие подходов к проблеме психологии общения.
Жизнь человека в группе и обществе невозможно представить без общения. Проблему психологии общения разрабатывали выдающиеся наши психологи Л. С. Выготский, В. Н. Мясищев, Б. Г. Ананьев и др. Так, с точки зрения Л. С. Выготского, одного из основоположников советской психологии, в процессе индивидуального развития первичны такие формы человеческого общения, как взаимодействие 2-х индивидов, отношения диалога, спора и т. д. (14).
Существуют различные теории общения и среди них – теория Зигмунда Фрейда, основанная на убеждении, что в процессе взаимодействия людей воспроизводится их детский опыт. Согласно Фрейду, в различных жизненных ситуациях мы применяем понятия, усвоенные в раннем детстве. Мы склонны с уважением относиться к человеку, облеченному властью, например к начальнику– нам он напоминает кого-то из родителей. Джордж Хоуманс считает, что люди общаются друг с другом на основе своего опыта, взвешивая возможные вознаграждения и затраты. Эта теория обмена проливает некоторый свет на то, почему люди ведут себя с другими так или иначе, но этим не исчерпывается весь процесс межличностного общения. Другая теория предложена Джорджем Гербертом Мидом. Он считал, что мы реагируем не только на поступки других людей, но и на их намерения. Когда знакомый подмигивает, интересует, что он подразумевает: стремится поухаживать, вместе посмеяться над шуткой, не исключено, что он просто страдает нервным тиком. Мы разгадываем намерения других людей, анализируя их поступки и опираясь на свой прошлый опыт. Такой процесс сложен, но он проявляется почти во всех взаимоотношениях с другими людьми. Мы способны на это, потому что с детства приучены придавать значение предметам, действиям, событиям. Когда мы придаем значение чему-то, оно становится символом. Вытянутая рука может символизировать приветствие, мольбу о помощи или нападение. Лишь придав жесту значение, мы можем на него реагировать–пожать руку другому человеку, крепко схватить ее или удалиться. На нас воздействует не только действие, но и намерение.
Гарольд Гарфинкельсчитает, что общение регулируется правилами взаимодействия между людьми. Эти правила определяют, когда уместно что-то сказать или промолчать, пошутить или уклониться от насмешки, деликатно прекратить разговор и т. д. Определенные стереотипы воздействуют на людей назависимо от того, какое значение они им придают. Подчиненный и начальник могут договориться о правилах, регулирующих их взаимодействие; возможно, иногда подчиненный может указать начальнику, что следует делать. Но существует определенный предел: это тот момент, когда подчиненный стремится поменяться местами со своим начальником. (47) Множество теорий обуславливается многообразием человеческого общения и многообразием подходов к проблеме психологии общения.
Чтобы разобраться в механизме акта коммуникации, его разбивают на составляющие компоненты и анализируют каждый в отдельности.
Вспомним Аристотеля, его представления о коммуникации можно представить в виде схемы: ОРАТОР-РЕЧЬ-АУДИТОРИЯ (СЛУШАТЕЛЬ).
И эта триада, правда, в несколько ином звучании, - "коммуникатор – сообщение –коммуникант", - присутствует во всех последующих моделях коммуникации, составляя ядро всех моделей.
Интересная модель коммуникации была предложена в 30-е годы Г. Лассуэлом, который выделил пять наиболее значимых компонентов процесса коммуникации:
Кто говорит? – Что сообщает? – Кому? – По какому каналу? – С каким эффектом?
Отвечая на каждый из этих вопросов, мы и составим себе представление о конкретном коммуникационном процессе. (44)
Поскольку целью нашей работы является обобщить критерии оценки уровня продуктивности коммуникативной деятельности, необходимо прояснить понятие критерия. Критерий –это признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо; мерило оценки (49). Для психолога-консультанта одним из таких критериев является умение ориентироваться в социальных ситуациях, правильно определять личностные особенности и эмоциональные состояния других людей, выбирать и реализовывать адекватные способы общения с ними. А. А. Вербицкий под ПВК (профессионально важные качества), которые могут быть также критериями, понимает способности субъекта, включенные в процесс деятельности и влияющие на эффективность ее выполнения по таким параметрам, как производительность, качество и надежность. Они определяют возможности человека в профессиональной деятельности, пригодности к ней (9).
По уровням овладения профессиональной, в нашем случае коммуникативной деятельности выделяют:
первоначальные умения, представляющие собой осознание цели действия и поиск способов ее выполнения, когда ярко выражен характер проб и ошибок; частично умелую деятельность, которая характеризуется овладением умениями в выполнении отдельных приемов, операций, уточнением необходимой системы знаний, сформированностью специфических для данных действий навыков, появлением творческих элементов деятельности;
умелую деятельнсть как творческое использование знаний и навыков с осознанием не только цели, но и мотивов выбора способов и средств ее достижения (на уровне тактики деятельности);
мастерство как овладение умениями на уровне стратегии деятельности, творческого использования различных умений (технологий) (25). Различение умений по уровням овладения актуально, так как содержание психолого-консультативной
работы дифференцируется в зависимости от выявленного уровня сформированности коммуникативных умений у психолога-консультанта.
В профессии психолога важнейшее значение имеет коммуникативная компетентность, умение в процессе общения устанавливать контакт, активно взаимодействовать, т. е. получать обратную связь. Понятие коммуникация происходит от латинскогоcommunicatio, communico –делаю общим, связываюсь, общаюсь. Таким образом, коммуникация - передача информации по каналу связи. Общение–это процесс обмена информацией как в речевой форме (вербально), так и невербально, т. е. посредством мимики, контакта глаз, непроизвольных жестов. Общение выступает как один из видов коммуникации.
Учитывая сложность общения, необходимо каким-то образом обозначить его структуру. В отечественной социальной психологии структура общения характеризуется путем выделения в нем трех взаимосвязанных сторон: коммуникативной, интерактивной и перцептивной. Коммуникативная сторонаобщения связана с обменом информацией, обогащением друг друга за счет накопления каждым запаса знаний. Интерактивная стороназаключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами, то есть в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями. Здесь проявляется их способность сотрудничать, помогать друг другу, координировать свои действия, согласовывать их. Отсутствие навыков и умений общения или недостаточная их сформированность отрицательно сказываются на развитии личности. Перцептивная сторона общения характеризует процесс восприятия людьми других людей, процесс познания их индивидуальных свойств и качеств. Основными механизмами восприятия и познания друг друга в процессах общения являются идентификация, рефлексия и стереотипизация.
Коммуникативная, интерактивная и перцептивная стороны общения в их единстве определяют его содержание, формы и роль в жизнедеятельности людей, а также в процессе психологической консультации. Выделим 3 функции общения: познавательная коммуникативная регулятивная (управленческая) Успешное выполнение всех этих функции имеет
огромное влияние на процесс и результат психологического консультирования, однако, наша работа призвана осветить коммуникативную сторону общения, а также выдвинуть критерии оценки продуктивности коммуникативной деятельности психолога-консультанта.
Определим коммуникативные умениякак синтез общепсихологических, социально-психологических и специально-профессиональных качеств личности. Коммуникативные умения формируются двумя путями:
в ходе разнообразной социальной практики, в которую личность включена; в ходе специальной подготовки к общению. Профессиональные умения определяют успешность
практической деятельности прихолога-консультанта, его способность применять психологические знания к выполнению своих обязанностей: конкретные действия, приемы, психологические "техники". Продуктивные–плодотворные, положительные, прогрессивные, формирующие, результативные, эффективные. Умения, необходимые для общения личности можно условно разделить на семь групп:
1. речевые умения связаны с овладением речевой деятельностью и речевыми средствами общения;
2. социально-психологические умения связаны с овладением процессами взаимосвязи взаимовыражения, взаимопонимания, взаимоотношения, взаимопроявлений и взаимовлияний;
3. психологические умения связаны с овладением процессами самомобилизации, самонастройки, саморегуляции;
4. умение использовать нормы речевого этикета в соответствии с конкретной коммуникационной ситуацией; 5. умения использовать невербальные средства общения; 6. умения общаться в политической деятельности; 7. умения взаимодействовать.
Таким образом, психотехнология общения –это система социально-психологических алгоритмов, определяющих для личности социальные роли и порядок их реализации в соответствующих коммуникационных ситуациях.
Наиболее важные и длительные эффекты на развитие человечества в истории оказывали слова, а не войны. Большинство великих истин было открыто очень давно. Сочетая опыт наших предков и современные знания, мы неизменно делаем правильный выбор.
Например, сегодня известно, что определенные функции ассоциируются с деятельностью левого полушария мозга, тогда как другие с деятельностью правого полушария. Для левого полушария обычно характерны логика, факты и аналитическое обоснование. Мышление правого полушария в большей мере определяется чувствами и эмоциями.
Вспомним Аристотеля (кн. “Риторика”). Первая вещь, которую Аристотель считал необходимой для убеждения другого человека, состоит в обращении к его“логосу”. Это греческое слово означает логику. Мы должны представить логические и фактические обоснования для действия. Но Аристотель полагал, что фактов недостаточно. Если бы это было так, никто не курил бы сигарет и каждый, кто водит автомобиль, всегда пристегивался. Аристотель говорил, что мы должны апеллировать также к“пафосу” человека (греч. – эмоции).
По мнению Аристотеля, все человеческое поведение является смесью рационального и иррационального– сознательного и бессознательного. Важно апеллировать как к “логосу” (логике), так и к “пафосу” (эмоциям). Схема №1 Левое полушарие Правое полушарие “логос” (логика) “пафос” (эмоции) Логическое убеждение Эмоциональное заключение
Наряду с такими качествами психолога-консультанта, как умение изложить факты, вывести клиента на уровень эмоций (переживаний), помочь ему осуществить выбор (на какой из "-" хватит сил), важное значение имеет то, что клиент (человек) хочет вести дела с тем, кто ему нравится, кому он доверяет и в ком он уверен. Клиент также хочет, чтобы психолог-консультант был сердечным, дружелюбным и человечным. Люди не хотят вести дела с психологом, которого считают холодным, равнодушным и высокомерным. Аристотель называл все это греческим словом "этос".
У клиента будет 5 вопросов в отношении психолога-консультанта как индивидуума. Он никогда не задаст вопросы прямо, но, тем не менее, он сформулирует ответы на основе своего впечатления о нем. Эти ответы на 5 вопросов будут определять взаимоотношения и являются самым важным ключом к его профессиональному успеху. Вы надежны и заслуживаете доверия? Вы искренни? Вы компетентны? Ваше внимание сосредоточено на клиенте? Вы нравитесь мне?
Человек склонен находить оправдание на основе фактов, совершать действия на основе чувств и вести дела (консультироваться) с людьми, которые ему нравятся, вызывают доверие и уверенность.
Уже Аристотелем были сформулированы 3 составляющие эффективного общения: Факты: логическое обоснование Чувства: эмоции и переживания ( личностный смысл)
Этос: любовь, доверие, признание (Ваше умение взаимодействовать). Таким образом, именно личность психолога
консультанта во многом определяет продуктивность как коммуникативной деятельности, так и всего консультативного процесса. Ряд исследований, проведенных в последние годы,
говорит о том, что профессиональные затруднения начинающих психологов-консультантов часто связаны с недостаточной психологической компетентностью, проявляющейся, например, в авторитарности, неумении быть терпимым, неуверенности, коммуникативной пассивности (Г. С. Абрамова, М. Р. Битянова, Р. Кочунас и др. ). 1. 2. Особенности профессиональной деятельности
психолога-консультанта. Теоретический анализ модели "идеального" психолога-консультанта.
Проблеме изучения особенностей профессиональной деятельности психолога-консультанта и портрету "идеального" психолога посвящено большое количество исследований (Ю. Б. Алешина, 2000; Г. С. Абрамова, 1998; Р. Кочюнас, 1999; Р. Мэй, 2001; Р. С. Немов, 2000; К. Роджерс, 1994; Н. А. Аминов, М. В. Молоканов, 1992; Е. Э. Смирнова, 1977). Отмечается, что необходимо определить личностные особенности специалиста, которые обеспечивают успешность его профессиональной деятельности (Е. Э. Смирнова, 1977). Необходимость обсуждения этого вопроса связана, прежде всего, на наш взгляд, с тем, что работа психолога-консультанта очень специфична своим предметом–индивидуальностью человека. Р. Кочюнас говорит, что личность консультанта выделяется почти во всех теоретических системах как "важнейшее целительное средство" в процессе консультирования. "По существу основная техника психологического консультирования– это "я – как – инструмент" (23, c. 25). Специфичность проявляется и в том, что сам психолог тоже выступает как индивидуальность, как человек, имеющий на нее полное право. В этом смысле возникает множество проблем, связанных с социальным статусом профессии психолога-консультанта, например, проблема критериев эффективности его работы, уровня его квалификации, в конечном счете, проблемы подготовки психологов-консультантов. В нашем исследовании необходимо определить коммуникативные способности, знания и умения, с их учетом построить модель "идеального" специалиста в рамках коммуникативной компетентности и выдвинуть критерии оценки уровня продуктивности коммуникативной деятельности психолога-консультанта.
Важной особенностью психологического моделирования личности является учет основных факторов, оказывающих формирующее влияние на коммуникативную компетентность личности психолога–характер деятельности, система отношений с другими людьми и прочее. Модель "перспективного" специалиста строится на основе экспертных оценок (Г. Е. Леевик, 1982).
При построении модели специалиста метод моделированияшироко использовался в социологии. Е. Э. Смирнова модель специалиста раскрывает обобщенно "в виде.... образца специалиста, которого высшая школа должна выпустить из своих стен". (48).
Каким же должно быть сочетание свойств личности, которое в наибольшей степени обеспечивало бы успех консультирования?
Хотя исследований в этой области много, однако, единого ответа о свойствах личности, способствующих эффективной работе консультанта, к сожалению, нет. Определение критериев оценки продуктивности уровня коммуникативной деятельности психолога-консультанта позволяет представить желательные коммуникативные качества профессионала для эффективного осуществления стоящих перед ним практических задач.
Г. С. Абрамова считает, что "эмпирически очевидные показатели, которые служат для проверки валидности теста, обозначаются терминомкритерий. " (1, с. 34). Критерием чаще всего бывает проявление изучаемой характеристики в повседневной жизни. Другими словами, критерий–это очевидный показатель тех характеристик личности, определяемый независимо от предъявления теста.
Известны такие исследования, в которых осуществляется изучение связи и влияние определенного качества (коммуникативная компетентность)на эффективность деятельности профессионала, что дает возможность, учитывая результаты исследования, расценивать составляющие изучаемого качества как желательные или нежелательныедля психолога-консультанта, т. е. способствующие или препятствующие оптимальному уровню функционирования коммуникативной компетентности у специалиста, и таким образом входящие или не входящие в модель коммуникативной компетентности эффективного профессионала.
Дадим определение "продуктивной деятельности" –"это специфический вид человеческой активности, направленной на творческое преобразование, совершенствование действительности и самого себя. " (30, с. 76). Это деятельность, которая приносит ощутимый желаемый результат, имеет конечной своей целью создание какого-либо продукта, например, в качестве продукта может выступать приобретенное умение активно слушать. Более подробное освещение проблемы изучения личности профессионала, его коммуникативных способностей, позволит нам подойти к выявлению критериев оценки данных способностей, которые определяются на материале научных источников.
Несомненно, что коммуникативная компетентность психолога-консультанта находится в прямой зависимости то личностных качеств специалиста, личность психолога оказывает влияние на выбор стиля и способов воздействия.
Качества, необходимые психологу-консультанту, условно можно разделить на 3 сферы: 1. Коммуникативная сфера. 2. Эмоционально-волевая сфера. 3. Познавательная сфера. Перейдем к рассмотрению качеств, составляющих эти сферы. 1. Коммуникативная сфера. Эта сфера, по нашему мнению, является основной,
т. к. психологу-консультанту постоянно приходится иметь коммуникативные связи с другими людьми (клиентами) и умение устанавливать раппорт и поддерживать контакт является необходимым для подобного специалиста.
Необходимой базой для развития этой сферы является такое качество, как потребность в общениис другими людьми. То есть изначальное желание быть включенным в межличностное общение, ориентация на совместную деятельность. Известно, что общительность обеспечивает успех в профессиях, главной особенностью которых является межличностный контакт. Однако в исследовании М. Р. Битяновой (1991), также как и исследовании Е. И. Рогова (1995), указывается на нежелательность аффектотимии (высокие показатели по фактору общительность), т. к. личность с высокими оценками по данному фактору подвержена аффективным переживаниям, характеризуется сильными колебаниями настроения в течение дня. Излишнюю общительность Е. И. Рогов относит к деформированности личности, вызванной спецификой профессиональной деятельности (1995). Вышеперечисленные факты относятся к профессии педагога, учитывая смежность с профессией психолога, и были приведены эти данные, однако важно помнить о специфике работы психолога. Следующее важное качество – способность к эмпатии. "Так, одним из важнейших качеств психолога-консультанта некоторые исследователи называют эмпатию (Н. А. Аминов, М. В. Молоканов, 1992; К. Роджерс, 1994). В качестве особых форм эмпатии выделяют: сопереживание – переживание субъектом тех же эмоциональных состояний, которые испытывает другой человек, через чувствование и отождествление с ним; сочувствие –переживание субъектом тех же эмоциональных состояний по поводу чувств другого, способность понимать аффективные ориентации; когнитивную эмпатию, бизирующуюся на интеллектуальных процессах (сравнение, аналогия и анализ); предикативную эмпатию, проявляющуюся как способность человека предсказывать аффективные реакции другого; эмпатия как социальный инсайт, субъект как бы реконструирует внутренний мир другого человека; эмпатия может рассматриваться как эмоциональное состояние, возникающее при виде переживаний другого; эмпатия рассматривается (школа психоанализа) как свойство врача при взаимодействии с больным, как рефлексивная эмпатия, как способность понять человека при деформации его защитных механизмов и т. д. " (55).
Второй уровень коммуникаций, который также необходимо учитывать специалисту, работающему с людьми– это невербальные коммуникации.
Умение наблюдать порождает профессиональное важное качество психолога-консультанта–наблюдательность. Это элемент сложной системы и имеет многообразные многоуровневые связи с различными сторонами психической жизни человека. Специфическая особенность наблюдательности в профессиях типа "человек-человек" состоит в том, что:
1) нужно во внешнем поведении или в самой внешности человека увидеть его внутренние, психические состояния или свойства; 2) необходимо дифференцировать признаки;
3) связывать с интересом именно к человеку как объекту наблюдения; 4) содержание деятельности в этих профессиях предполагает взаимодействие людей
Бодалев А. А. говорит, что "тонкая наблюдательность" человека является важным качеством восприятия. "Мы очень отличаемся друг от друга по умению быть наблюдательным. по способности фиксировать мельчайшие колебания в их внешнем поведении и заключать об истинном характере изменений в их настроении, отмечать мало заметные в нас особенности поведения или внешнего облика и за ними видеть существенное в личности. " (18, с. 101) Также автор в своей книге "Психология общения" выделяет следующие умения, необходимые для успешного общения:
1)Умение учитывать индивидуальное своеобразие каждого человека; 2)умение ставить себя на место другого и видеть мир, работы, нас, все происходящее его глазами;
3)умение выбирать по отношению к другому человеку наиболее подходящий способ поведения, способ обращения с ним.
Наблюдательность предполагает не только перцептивные и понятийные качества наблюдателя, но и эмпатийные умения. Возникновение эмпатии предполагает развитую наблюдательность и ее связь с мышлением и чувствами. Умение становиться на точку зрения другого человека, имитировать его состояния, понимать то, что не высказано вслух, идентифицироваться с его эмоциональным состоянием, предвосхищать развитие поведения и психических состояний–вот то конкретное содержание эмпатии, которое проявляется в процессах взаимодействия между людьми.
Кроме вербальных средств консультант должен владеть набором невербальных средств, среди которых и контакт глаз, и характеристики голоса, и поза. Объектом наблюдения при этом могут быть следующие особенности речи: содержание, темп, ритм, интонации, паузы, скорость, экспрессия, характер голосовых реакций, характеристики голоса. Данные характеристики относятся кумению психолога консультанта устанавливать и поддерживать контакт с клиентом. По данным А. Пиза информация в процессе коммуникаций передается словами лишь на 7%, характером звучания и интонацией– на 38% и остальные 55% информации передаются невербальными средствами – жестами, мимикой, внешним видом (32, с. 6). Основными характеристиками для невербальных средств общения являются движение, пространство и время. В процессе личных коммуникаций важное значение имеют коммуникативно-дистанционные зоны. Это расстояние, на котором люди привыкли общаться. Нарушение привычной дистанции вызывает дискомфорт у участников (Ю. Б. Алешина, 2000). Занятия по физиогномики помогают "читать по лицу" собеседника. Возвращаясь к консультативному процессу, необходимо отметить, что на всех этапах психологи применяют различные приемы ведения беседы. К ним относится, как уже отмечалось, эмпатическое слушание, принятие клиента, а также приемы на каждом этапе психологического консультирования: присоединение, структурирование, задавание вопросов, уточнение, молчание, отражение чувств. 2. Эмоционально-волевая сфера. В эту группу входят такие качества, как:
саморегуляция – способность контролировать свои чувства, поведение. ответственность – умение отвечать за свои поступки.
В экспериментальном исследовании личностных особенностей практических психологов Е. Э. Смирновой эмпирически было показано, что специалисты, характеризующиеся более высокой ответственностью, выполняют работу на более высоком профессиональном уровне (48). Кроме того, было указано на то, что при отсутствии того или иного профессионально необходимого качества наблюдается стремление специалиста заменить его такими нравственными качествами, как ответственность за свою работу, повышенное чувство долга. Таким образом, ответственность выполняет компенсаторную функцию по отношению к недостающим качествам, однако такие черты как эмоциональная неустойчивость и высокая тревожность не могут полностью компенсироваться высоким уровнем ответственности.
Некоторыми исследователями подчеркивается необходимость развития у психолога-консультанта для обеспечения эффективности профессиональной деятельности (в частности коммуникативной) таких качеств какэмоциональная устойчивость, терпимость, стрессоустойчивость, аттракция, эмоциональная заразительность (М. В. Молоканов, 1995; И. М. Юсупов, 1992; Е. Э. Смирнова, 1977).
уверенность в себе. Это качество является важным в любых ситуациях. Сомнительно, чтобы колеблющийся, неуверенный в себе человек мог вызвать доверие со стороны других людей. Для этого у психолога-консультанта является наиболее приемлемой адекватная самооценка, быть может немного завышенная, но никак не крайность– слишком высокая, т. к. это также может помешать установлению контактов; эмоциональный контроль, стабильность;
также важно иметь критические способности к себе, которые будут способствовать дальнейшему личностному росту. 3. Познавательная, когнитивная сфера. здравый смысл живой, ищущий ум
гибкость ума, способность заниматься несколькими проблемами одновременно внимание к деталям
креативность –способность к творческому решению задач. В деятельности психолога-консультанта это выражается также в выдвижении нескольких гипотез.
Поскольку личность во многом определяет уровень продуктивности коммуникативной деятельности, помимо желательных и необходимых личностных качеств, некоторые исследователи выделяют ряд отрицательных качеств, препятствующих психологу-консультанту эффективному выполнению профессиональной деятельности (Аминов Н. А. , Молоканов М. В. , 1992; Смирнова Е. Э. , 1977; Емельянов Ю. В. , 1980). К отрицательным качествам психолога-консультанта относят такие личностные особенности как предрасположенность к синдрому эмоционального сгорания, высокий уровень тревожности, застенчивость.
Синдром эмоционального "сгорания"характеризуется пресыщением общением, не проходящей усталостью, подавленностью, немотивированной агрессивностью, недовольством собой и окружающими. Склонность к развитию синдрома эмоционального "сгорания" некоторыми авторами рассматривается как основание для заключения о профессиональной непригодности испытуемого к психологической деятельности, т. е. об отсутствии у него специальных способностей (3). Безусловно, предрасположенность к синдрому эмоционального "сгорания" в условиях длительных и многочисленных контактов будет отрицательно сказываться на эффективности консультационной деятельности. Кроме того, вызванная данным синдромом немотивированная агрессия рассматривается как недопустимое качество психолога-консультанта (21). Высокая тревожность, повышенная чувствительность к стрессу, затрудняет интеллектуальную деятельность в психически напряженных ситуациях, снижает уровень умственной работоспособности, вызывает неуверенность в себе, способствует доминированию направленности на избегание неуспеха, чем на успех. Исследования, посвященные выявлению зависимости интеллектуальной продуктивности от личностных качеств, показали, что высокой тревожности соответствует пониженная тестовая интеллектуальная продуктивность (Ласко М. В. , Палей И. М. , 1977; Жамкочьян М. С. , 1978). Следовательно, высокий уровень тревожности будет отрицательно сказываться на интеллекуальной деятельности психолога-консультанта. Кроме того, высокий уровень тревожности связан с направленностью не "на предмет", а "на себя" (28), что также недопустимо в практической деятельности психолога-консультанта.
Е. Э. Смирнова (1977) утверждает, что застенчивостьмешает практическому психологу, так как лиц с высокими показателями по данному фактору отличает сниженная способность контакта, неуверенность, растерянность, рассеянность. Все это препятствует установлению контакта с клиентом и сбору информации на феноменологическом этапе.
Как субъект психодиагностической деятельности, которая является составляющей частью работы психолога-консультанта (помимо профессиональных качеств), психолог по мнению А. Ф. Ануфриева (6) должен обладать такими качествами:
общительность, эмпатия, доброжелательность по отношению к обследуемому; высокая общая культура, выражающаяся не только в профессиональной эрудиции, но и в наличии широкого круга интересов;
тактичность и деликатность в вопросах, связанных с интимными сторонами жизни; терпимость к чужому мнению и оценкам, выражающаяся в умении выслушать, понять и успокоить клиента; свободное владение речью; критичность и гибкость мышления.
Автор отмечает, "что правомерность выделения перечисленных психологических особенностей нуждается в специальной эмпирической проверке посредством проведения экспериментальных исследований и соответствующих практических мероприятий" (5, с. 87).
Р. Кочунас в своей работе "Основы психологического консультирования" говорит, что "наиболее эффективный способ развития коммуникативной компетентности заключается в специальных упражнениях до начала деятельности, на отдельных действиях предстоящей деятельности" (23, с. 22).
Квалифицированный психолог рассматривает цели психологической помощи как новые возможности клиента, которые он должен выявить во взаимодействии с ним. Это специалист, способный в своем движении к достижению профессиональной цели сотрудничать, взаимодействовать с клиентом в любом направлении. М. Р. Битянова ставит целью психолога создавать условия для продуктивной деятельности, помогать делать осознанные личные выборы, "конструктивно решать неизбежные конфликты, осваивать наиболее индивидуально значимые и ценные методы познания, общения, понимания себя и других. "(8, с. 19-20).
Итак, коммуникативную компетентность определим как "такой уровень сформированности межличностного опыта, т. е. обученности взаимодействию с окружающими, который требуется индивиду, чтобы в рамках своих способностей и социального статуса успешно функционировать в данном обществе" (15, с. 71). Ю. Н. Емельянов проследилзависимость коммуникативной компетентности от индивидуальных способностей личности, от ее социальной мобильности. На нее влияют изменения, происходящие в обществе, и, в связи с этим, коммуникативная компетентность не может быть готовой характеристикой индивида. Это"конгломерат знаний, языковых и неязыковых умений и навыков общения, приобретаемых человеком в ходе естественной социализации, обучения и воспитания. Это сложная личностнаяхарактеристика, включающая психологические знания, коммуникативные способности, умения и навыки, а также некоторые свойства личности (темперамент, характер, эмоциональные состояния), проявляющиеся в общении с людьми. Однако коммуникативную компетентность можно рассматривать и как систему внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективной коммуникации в определенном круге ситуаций личностного взаимодействия. Компетентность в общении имеет несомненно инвариантные общечеловеческие характеристики и в тоже время характеристики, исторически и культурно обусловленные.
Компетентность в общении предполагает готовность и умение строить контакт на разной психологической дистанции–и отстраненной, и близкой. Трудности порой могут быть связаны с инерционностью позиции–владением какой-либо одной из них и ее реализацией повсеместно, независимо от характера партнера и своеобразия ситуации. В целом компетентность в общении обычно связана с овладением не какой-либо одной позицией в качестве наилучшей, а с адекватным приобщением к их спектру. Гибкость в адекватной смене психологических позиций– один из существенных показателей компетентного общения (31). Компетентность во всех видах общения заключается в достижении 3-х уровней адекватности партнеров–коммуникативной, интерактивной и перцептивной. Следовательно, можно говорить о различных видах компетентности в общении. Личность должна быть направлена на обретение богатой многообразной палитры психологических позиций, средств, которые помогают полноте самовыражения партнеров, всем граням их адекватности– перцептивной, коммуникативной, интерактивной. По мнению А. А. Вербицкого, "функциональное объединение наличных качеств субъекта в соответствии с требованиями деятельности, формирование определенной структуры этих качеств является исходным моментом становления системы ПВК. " (12, с. 182). ПВК, связанные с речевой деятельностью, относятся к коммуникативным (речевым) способностям. Некоторые авторы включают в коммуникативные способности комплекс индивидуальных качеств, от которых зависит согласованность действий людей, весь спектр модальностей, начиная от понимания и кончая поступком. Л. А. Петровская говорит о субъект-субъектных отношениях психолога-консультанта с клиентом как о степени коммуникативной компетентности и выделяет следующие показатели субъект-субъектных отношений: равенство психологических позиций участников, обоюдная активность сторон, при которой каждая испытывает воздействие и воздействует (31), взаимное проникновение в мир чувств и переживаний друг друга, готовность встать на т. з. другого; стремление к соучастию, сопереживанию, принятию друг друга; активная взаимная гуманистическая установка партеров. Одним из важных условий саморазвития коммуникативных способностей, по мнению Петровской, является осознание себя, своих возможностей, раскрытия себя в контакте с другими людьми, развитие рефлексивных способностей, способностей к самоанализу.
Карл Роджерс, один из основателей гуманистической психологии, предложивший "клиентцентрированный" подход, выделил четыре качества, которые необходимы для успешного и развивающего общения психолога с клиентом, их можно предложить в качестве критериев оценки продуктивности коммуникативной деятельности психолога-консультанта. Перечислим эти качества: 1. Конгруэнтность 2. Принятие себя 3. Принятие других 4. Эмпатическое понимание
"Конгруэнтность –термин, который мы используем для обозначения точного соответствия нашего опыта и его осознания.
Это значит, что мне нужно знать свои собственные чувства настолько хорошо, насколько это возможно, а не показывать какое-либо отношение к человеку, чувствуя совсем другое на более глубоком или подсознательном уровне. Откровенность также включает желание выражать в словах и поведении свои различные чувства и отношения. Только так мои отношения могут быть правдивыми, а это очень важно. " (41, с. 58). "Налаживанию отношений не поможет ни маска, выражающая спокойствие и довольство, если за ней скрывается злость и угроза; ни дружеское выражение лица, если в душе ты враждебно настроен; ни показная уверенность в себе, за которой чувствуется испуг и неуверенность.... Чем больше искренен и конгруэнтен терапист в отношениях к клиенту, тем больше вероятность того, что в личности клиента произойдут изменения. " (41, с. 105). Поскольку совокупность целей и задач позволяет определить критерии, конгруэнтность психолога-консультанта приближает к достижению цели психологического консультирования – актуализировать ресурс клиента, чтобы он сам смог решать свои проблемы. Из первого качества –конгруэнтности, необходимого для успешного общения, непосредственно вытекает второе, а именно, принятие себя таким, какой ты есть. К. Роджерс говорит о том, что принимая себя такими какие мы есть, мы начинаем изменяться, "быть тем, кто ты есть–значит полностью стать процессом. Только когда человек может в большей степени стать тем, кто он есть, быть тем, что он отрицает в себе, возникает какая то надежда на изменения" (41, с. 107). Таким образом, для развития у психолога-консультанта коммуникативных качеств, способностей, коммуникативной компетентности, ему важно принять себя таким, какой он есть, чтобы иметь возможность развития. Психологу-консультанту целесообразно провести самостоятельную работу с четырьмя правилами, которые предлагает Роджерс, чтобы принять себя таким какой ты есть: "Прочь от слова "должен" "Прочь от соответствия ожиданиям" "Вера в свое "Я" "Положительное отношение к самому себе"
Третье качество, ведущее к успешным межличностным отношениям, это принятие другого человека(умение видеть "позитивное человеческое ядро" внутренней человеческой сущности).
Четвертое качество, необходимое для успешного общения – эмпатическое понимание, что означает "понять страх, гнев или смущение другого, как - будто они ваши собственные, но все же без вашего собственного страха, гнева или смущения, связанных с ними".
Третье и четвертое качества скорее определяют личностные особенности психолога-консультанта, однако личность оказывает значительное влияние на процесс общения.
В психологии общения трудности общения обусловлены рядом факторов: социальные (политические, религиозные, профессиональные различия), биологические или физические (болезнь, старение), внутренние психологические (связаны с воспитанием). Профессия психолога предполагает консультативное, терапевтическое общение с клиентами, которые имеют разнообразные социальные, биологические и психологические факторы, что предполагает желательное наличие у психолога-консультанта такого качества какгибкость. Это способность менять тактику общения, изменяться в соответствии с меняющимися условиями, умение найти подход к клиенту с т. з. его опыта, его представлений о процессе психологического консультирования. Г. С. Абрамова предлагает классификацию ориентации на клиента в психокоррекционной работе: "делай как я"–слабо выраженный интерес к другому (ориентация на обобщенный опыт), "давай сделаем вместе" (ориентация на типичное во внутреннем мире клиента) и "давай подумаем, как сделать лучше"–выраженный интерес к другому (ориентация на индивидуальные особенности внутреннего мира клиента).
В зависимости от занимаемой позиции определяется, в какой степени процесс взаимодействия специалиста и клиента является однозначным с т. з. конечных и промежуточных целей ("сверху"– цели определяются и изменяются специалистом, "рядом" – специалистом и клиентом в их сотрудничестве и "снизу" – специалист следует за клиентом). В нашем исследовании критериев оценки уровня продуктивности коммуникативной деятельности психолога-консультанта уделяется большое внимание структуре личности психолога, степени выраженности у него качеств, необходимых для прогнозирования успешности воздействия. Г. С. Абрамова в своей работе "Практическая психология" говорит о необходимости учитывать теоретические посылки психолога-консультанта, влияющие на его профессиональные цели и задачи; отношение психолога к его профессии и его представление о своих профессиональных качествах; профессиональные возможности психолога-консультанта, направленные на использование своих индивидуальных качеств для оптимизации коррекционного воздействия.
Рассматривая различные литературные источники на данную тему, мы приближаемся к пониманиюмодели личности эффективного психолога-консультанта. Как пишет Р. Кочюнас: "речь идет, конечно, о "подвижной" модели, поскольку каждый консультанта имеет возможность ее дополнить. " Опишем представления Р. Кочюнаса о модели эффективного психолога-консультанта, он выделяет наличие следующих качеств:
аутентичность(полное осознание настоящего момента, выбор способа жизни в данный момент, принятие ответственности за свой выбор)
открытость собственному опыту(как искренность в восприятии собственных чувств, но не откровенность перед другими людьми)
развитие самопознания(чем больше консультанта знает о себе, тем лучше поймет своих клиентов, и наоборот– чем больше консультант познает своих клиентов, тем глубже понимает себя) сила личности и идентичность(консультант должен знать, кто он таков, кем может стать, чего хочет от жизни, что для него важно по существу. Консультанту не следует быть простым отражением надежд других людей, он должен действовать, руководствуясь собственной внутренней позицией)
толерантность к неопределенности (так как многие люди неуютно чувствуют себя в ситуациях, в которых недостает структуры, ясности, определенности. Именно такие ситуации являются спутниками консультирования)
принятие личной ответственности(понимание своей ответственности позволяет свободно и сознательно осуществлять выбор в любой момент консультирования)
глубина отношений с другими людьми (способность оценивать людей без осуждения, уметь свободно выражать свои чувства)
постановка реалистичных целей (важно понимать ограниченность своих возможностей) эмпатия
В работе Р. Кочюнаса "Основы психологического консультирования" перечислены три постулата, выдвинутыеK. Scheider(1992), которые можно выделить как факторы продуктивной деятельности психолога-консультанта:
личная зрелость консультанта – успешно решает свои проблемы, терпим, откровенен, искренен к себе социальная зрелость консультанта – терпим, откровенен, искренен по отношению к другим зрелость консультанта – это процесс, а не состояние. "Невозможно быть зрелым всегда и везде". (29, c. 32)
1. 3. Взгляды на структуру психологического консультирования разных авторов.
В литературе по проблемам психологического консультирования этапы консультационной беседы несколько рознятся, однако их содержательная сторона и конечный результат идентичны. Для нас рассмотрение этапов психологического консультирования представляет интерес, поскольку коммуникативная компетентность психолога-консультанта во многом определяет успешность выполнения задач каждого из этапов психологического консультирования, а также оказывает влияние на процесс консультационной работы. Рассмотрим особенности этапов интервью уГ. С. Абрамовой (2000 г. ): 1. Структурирование – длится до 10 минут. Особенностью этого этапа является то, что психолог определяет тему взаимодействия с клиентом, получает
информацию о своих возможностях (как он может помочь). При этом решаются проблемы установления контакта. Этот этап, по мнению Г. С. Абрамовой, заканчивается, когда: Психолог: "Я его понимаю, чувствую. " Клиент: "Меня слушают, я доверяю этому человеку. " 2. Сбор информации в контексте темы. На данном
этапе психологического консультирования идет выделение проблемы, решается вопрос идентификации потенциальных возможностей клиента. 3. Желаемый результат – "Чего Вы хотите добиться? "
Здесь психолог помогает клиенту определить свой идеал, решить вопрос о том, каким он хочет быть. Если консультанту уже ясны цели клиента, то Г. С. Абрамова советует тут же дать рекомендации. 4. Выработка альтернативных решений – "Что еще Вы можете сделать? "
Идет работа над различными вариантами решения проблемы с целью избежания ригидности. 5. Обобщение предыдущих этапов – "Вы будете
делать это? " Осуществляется переход от обсуждения к действию. (1).
Ю. E. Алешина предлагает делить психологическое консультирование на четыре этапа: 1. Начало беседы (длительность 5-10 минут),
происходит знакомство психолога с клиентом. На этапе знакомства Ю. E. Алешина обращает внимание на позицию равенства имен, а также предлагает избегать психологу-консультанту "неудачных слов" (проблема) и "выражений" ("Не бойтесь. ") "В какой бы форме подобные реплики ни прозвучали из них следует, что здесь можно чего-то бояться" (2, с. 30 ). 2. Расспрос клиента, рассказ клиента о себе (25-35
инут). С целью "разговорить" клиента психологу рекомендуется задавать открытые вопросы. Например: "Какая у вас семья? Когда это началось? ". Для того, чтобы полноценно участвовать в диалоге с клиентом, психологу-консультанту следует помнить имена, названия, даты, детали, упоминаемые клиентом. 3. Коррекционное воздействие. Данному этапу
Ю. E. Алешина отводит от 10 до 15 минут, но необходимо понимать, что время, отведенное на все этапы консультационного процесса, определено условно. Существует множество способов коррекционного воздействия, к примеру, парадоксальные вопросы, которые ставят под сомнение следование общепринятым нормам ("А почему бы и не.... ?"); аперефразирование – то, что было негативным, делает причиной положительных эмоций. 4. Завершение беседы(5-10 минут). При завершении беседы также следует обращаться к клиенту по имени. (2).
Этапы психологического консультирования по В. Ю. Меновщикову выглядят таким образом:
1. Установление контакта и ориентирование клиента на работу. Огромное влияние на успех консультирования имеет мотивировка. Существуют различные способы замотивировать клиента на работу: это и использование различных видов харизм (харизма чужака, харизма неполноценности, харизма призвания, харизма бойца, харизма игры и харизма новизны), умение психолога-консультанта понятно объяснить, чему научится клиент в ходе работы ("возможная польза"), "возможный ущерб"–то, чего лишит себя клиент, если будет сопротивляться консультированию; помочь клиенту принять ответственность за происходящие события на себя, поскольку известно, что возможность влиять на события снижает силу стресса, способствует восстановлению сил организма. 2. Исследование и осознание задачи.
3. Перебор гипотез, здесь особое значение имеет развитая креативность консультанта. 4. Решение. 5. Выход из контакта.
Американский психолог и психотерапевт, классик экзистенциально-гуманистической психологии, Р. Мэй, предлагает четыре этапа психологического консультирования:
1. Установление раппорта, т. е. установление доверительных отношений с клиентом может осуществляться посредствомотзеркаливания(отражение жестов клиента, повторение окончаний фраз и т. д. ) и перекрестной работы. Целью данного этапа является присоединиться, чтобы человек открылся. 2. Чтение характера –экспресс составление психологического портрета клиента по его манерам, привычкам, тону голоса и другим признакам.
3. Исповедь и толкование результатов. На данном этапе консультирования идет процесс активного слушания и интерпретации психологом, услышанной информации, событий и чувств, которые описывает клиент.
4. Трансформация личности. Цель консультанта "не только облегчить переживания клиента, но и направить их в конструктивное русло" (17, c. 98 ).
Успешность консультативной деятельности психолога-консультанта строится на основе применения обширных знаний, актуализации определенных установок, способностей и специальных умений, определяющих эффективность процесса беседы. Умение создать психологический климат, способствующий свободному протеканию процесса коммуникации. И. В. Дубровинойбыли выделены профессиональные умения психолога, определеющие успешность психологической беседы. К ним относятся: владение приемами рефлексивного и активного слушания
умение точно воспринимать информацию: эффективно слушать и наблюдать, адекватно понимать вербальные и невербальные сигналы, различать смешанные и замаскированные сообщения умение правильно сформулировать и вовремя задать вопрос
умение увидеть и учесть факторы, вызывающие защитную реакцию респондента, препятствующие его включенности в процесс взаимодействия и др. (33, с. 78) Данный блок умений, называемый многими авторами
как коммуникативные умения, описан во многих работах, посвященных особенностям межличностных отношений. Так, например, А. К. Болотова рассматривает коммуникативную компетентность, обеспечивающую эффективное протекание коммуникативного процесса. Автор выделяет умение слушать, говоря, что "эффективность слушания зависит не только от точного понимания слов говорящего, но и в не меньшей степени от понимания невербальных сигналов. которые помогут правильно интерпретировать слова собеседника, а значит, помогут установить не только доверительность в общении, но и слушать и слышать его. "(7, с. 79).
Наиболее действенна в общении безоценочная обратная связь - активное слушание, при которой по ходу беседы расшифровывается смысл сообщений, выясняется их реальное значение. Соответствующие реакции-ответы называют рефлексивными. Выделяют четыре основных типа рефлексивных ответов: выяснение, перефразирование, отражение чувств, резюмирование, одобрение. Определяя умения слушать и слышать партнера исходными коммуникативными умениями, мы должны пояснить, сто сами они не могут привести к успешному общению, если не будут сопряжены с соблюдением правил организации общения.
Существует 7 направлений оценки эффективности интервью коммуникативной деятельности психолога-консультанта. Рассмотрим резюме ключевых идей. Это помогает сравнить компетентность и эффективность действий психолога или терапевта. 1. Интенциальность. Сколько направлений для
развития клиента вы можете предложить как психолог? Если вначале ваш клиент зажат и немобилен, то сколько дополнительных возможностей у него появилось после вашей совместной работы? 2. Творческое принятие решений. Клиент сам задает
цели терапии или это делаете вы? Включен ли в круг проблем поиск позитивных сторон? Есть ли у вас хотя бы 3 альтернативы для действий? Можно ли сказать про клиента, что он действует бодро и целенаправленно, либо процесс принятия решений идет с трудом? 3. Микротехники. Можете ли вы целенаправленно
применять микротехники, чтобы достичь определенного воздействия на клиента? В частности, умеете ли вы извлекать факты, чувства, причины, лежащие в основе проблем? Способны ли вы, используя навыки воздействия и выслушивания описать, как клиент видит и чувствует ситуацию? Можете ли вы, используя навыки воздействия, задать новые перспективы для развития ситуации? Используются ли микротехники правильно с точки зрения среды клиента? 4. Индивидуальная и культурная эмпатия.
Способны ли вы встать на точку зрения клиента, применяя индивидуальную эмпатию и такие связанные с ней понятия как непосредственность, конкретность и позитивный взгляд. Способны ли вы изменять эмпатические конструкции с учетом культурных истоков клиента, не забывая личной неповторимости? Прибавилось ли у клиента уважение к иным личностям, культурам? Клиенту необходимо, чтобы его понимали, но не менее важно, чтобы он научился понимать других. 5. Навыки наблюдения клиента. Способны ли вы
наблюдать и отражать как вербальный, так и невербальный язык клиента? Умеете ли вы взять поверхностную структуру предложения и постичь (вместе с клиентом) его глубинный смысл? Способны ли вы соединиться с клиентом и вести его в новом направлении? Умеете ли вы замечать противоречия и разрешать их через конфронтацию? Как клиент относится к вашим конфронтациям–отрицательно, частично признавая или полностью осознавая противоречия? Идет ли синтез новых конструкций и нового мировоззрения? 6. Взаимодействие личность – окружение. Можете
ли вы произвести оценку клиента по модели Келли? Умеете ли вы создать подходящее окружение для роста и развития клиента? 7. Интеграция. Умеете ли вы объединять
вышеперечисленные методы, качества, конструкции в плавно протекающее интервью, способное вызвать у клиента позитивные сдвиги? Способны ли вы использовать методику поиска позитивного? Все вышеперечисленные вопросы помогут психологу
консультанту самостоятельно оценить качество проводимого им интервью. Итак, мы рассмотрели представления об этапах психологического консультирования у таких авторов как, Г. С. Абрамова, Ю. Б. Алешина, В. Ю. Меновщиков и Р. Мэй. Кто-то из них предлагает четыре этапа консультации, кто-то пять, но, несмотря на различные названия, суть психологического консультирования, задачи каждого из этапов психологического консультирования стоят одинаковые, но решаются они в рамках определенной философии, с точки зрения определенной концепции. Многообразие подходов к психологическому консультированию обуславливает возможность альтернативы для молодых психологов, расширяет представления о психологическом консультировании, и тем самым способствует выбору оптимальных средств коммуникативной деятельности, помогает психологам-консультантам развивать их коммуникативные способности, коммуникативную компетентность, направляя их деятельность.
Резюмируя выше сказанное, можно выделить ряд качеств, которые могут составить модель эффективного психолога-консультанта, которые нуждаются в эмпирической проверке:
Эмоционально волевая сфера: саморегуляция, эмоциональная устойчивость, стрессоустойчивость, артистичность, признание своих ошибок, уверенность в себе, самоуважение, склонность к доминированию, обаяние, доброжелательность, внутренний локус контроля, позитивный настрой.
Коммуникативная сфера: умение управлять, руководить, заинтересованность в общении, этическая жизнь, приятная внешность, эмпатийность, тактичность, рефлексия, личная ответственность, способность к поддержанию хороших личных отношений, безоценочность, внимательность, открытость переживанию, умение активно слушать, умение понятно говорить.
Познавательная сфера: понимать последствия своего влияния, самообразование, понимание себя, увлеченность профессией, владение теорией, практика с супервизором, работоспособность, спонтанность, рациональность, альтруизм, креативность, внимание к деталям, творческие способности, высокая физическая активность, профессионализм, интеллектуальность, гибкость (как способность делать одновременно разные дела), здравый смысл.
Из вышеперечисленных качеств и складывается коммуникативная деятельность психолога-консультанта, его компетентность, которая в свою очередь требует постоянного развития, совершенствования и коррекции.
Подводя итог нашему теоретическому исследованию, можно сказать, что наличие перечисленных конструктивных умений и качеств личности влияет на эффективность консультативного процесса, целью которого является культурно-продуктивная личность, обладающая чувством перспективы, действующая осознанно, способная разрабатывать различные стратегии своего поведения и способная анализировать ситуацию с различных точек зрения. Глава 2.
Эмпирическое исследование критериев оценки продуктивности уровня коммуникативной деятельности психолога-консультанта. 2. 1. Обоснование замысла исследования.
Как показал теоретический анализ, эффективный специалист обладает характерными качествами, которые во многом обуславливают продуктивность профессиональной деятельности психолога-консультанта. Все это требует эмпирической проверки. На основе качеств, присущих эффективному специалисту и дальнейшей их интеграции, строится модель желательных черт профессионала, полученных эвристическим путем, и, таким образом обобщаются критерии оценки продуктивности уровня коммуникативной деятельности психолога-консультанта. Цели, гипотезы и задачи исследования. В нашем эмпирическом исследовании поставлены две цели:
Сравнить представления студентов первого курса, пятого курса факультета психологии вечернего отделения МГОПУ им. Шолохова и независимых экспертов–продуктивно работающих психологов о качествах, которые определяют уровень продуктивности коммуникативной деятельности психолога-консультанта. Обобщить критерии оценки уровня продуктивности коммуникативной деятельности психолога-консультанта. Гипотеза 1: Представления студентов первого курса,
пятого курса факультета психологии вечернего отделения МГОПУ им. М. А. Шолохова и независимых экспертов будут отличаться в виду различного, профессионального психологического опыта.
Гипотеза 2: Критерии оценки уровня продуктивности коммуникативной деятельности психолога-консультанта могут быть выявлены посредством анализа специально разработанных анкет, на которые отвечали продуктивно работающие психологи-консультанты, студенты первого курса факультета психологии вечернего отделения МГОПУ им. М. А. Шолохова, а также студенты пятого курса данного университета.
Исходя из целей исследования были поставлены следующие задачи: Составить анкету Опробовать валидность анкеты Подобрать группы респондентов Провести исследование
Осуществить сравнительный анализ результатов исследования (абсолютное ранжирование и ранжирование внутри каждой группы)
Обобщить критерии оценки уровня продуктивности коммуникативной деятельности психолога-консультанта
Реализация поставленных задач и проверка выдвинутых гипотез исследования осуществлялись с помощьюметодов: анкетирования
метода экспертных оценок, где независимыми экспертами выступают практикующие психологи, которые отвечают на вопросы анкеты беседы интервью 2. 2. Организация и ход исследования.
Поскольку в нашем исследовании используется метод экспертных оценок, важно перечислить некоторые требования предъявляемые к этому методу. Необходимым условием являются однозначно сформулированные цели, предмет и область применения метода. Предмет должен быть соотнесен с уже имеющимися теоретическими обоснованиями, что и было сделано в нашей работе. Область применения, контингент испытуемых должны быть четко обозначены. Необходимо также четко сформулировать цели использования результатов. В нашем случае на основе результатов исследования были обобщены критерии оценки продуктивности уровня коммуникативной деятельности психолога-консультанта. В нашем исследовании всего приняли участие 87 респондентов:
14 человек – продуктивно работающие психологи, выступающие как независимые эксперты 38 человек –студенты факультета психологии пятого курса МГОПУ им. М. А. Шолохова вечернего отделения
35 человек –студенты факультета психологии первого курса МГОПУ им. М. А. Шолохова вечернего отделения.
На основе теоретического анализа научной литературы по данной теме были разработаны специальные анкеты. Анкета состоит из трех блоков: Эмоционально-волевая сфера Коммуникативная сфера Познавательная сфера Под каждым из этих блоков перечислены ряд качеств,
которые по результатам теоретического анализа во многом определяют успешность коммуникативной деятельности психолога-консультанта. Всего было перечислено сорок четыре качества.
Респондентам была предложена инструкция, в которой предлагалось оценить каждое высказывание по пятибальной шкале: психолог не должен обладать данным качеством должен обладать в малой степени желательно обладать, хотя бы частично должен иметь данное качество в значительной степени психолог должен обладать данным качеством в полной мере
К анкете прилагалась памятка - тезаурус с определениями внесенных в анкету качеств, чтобы не возникало разногласий в их трактовке у отвечающих (приложение 1). Анкета рассчитана на студентов факультета психологии и продуктивно работающих психологов.
Валидность разработанной нами анкеты была проверена на специальной экспериментальной группе студентов пятого курса вечернего отделения–специализация клиническая психология МГОПУ им. М. А. Шолохова. Валидность отвечает на вопрос "Измеряем ли мы то, что думаем измерять". (1, с. 93 ). Анкетирование проводилось в Московском государственном открытом педагогическом университете. Время, затраченное каждым респондентом на ответы вопросов анкеты, в среднем составляло 10-15 минут. 2. 3. Результаты исследования и их обсуждение.
Нами были опрошены 14 независимых экспертов - специалистов, продуктивно работающих психологами-консультантами от 6 мес. до 30 лет. Рассмотрим результаты анализа анкет независимых экспертов– продуктивно работающих психологов (приложение 2). Среди качеств, которыми психолог-консультант должен обладать в полной мередля обеспечения продуктивной коммуникативной деятельности независимыми экспертами были выделены шесть ведущих качеств: умение активно слушать тактичность личная ответственность умение понимать последствия своего влияния умение понятно говорить доброжелательность
Качества перечислены в порядке ранжирования. Таким образом, лидирующим качеством, определяющим продуктивность коммуникативной деятельности психолога-консультанта являетсяумение активно слушать.
В настоящее время очень много говорят о необходимойподготовке молодых специалистов при помощи практики с супервизором. Трудно не согласиться, что подобная практика позволяет нарабатывать ценный опыт ведения консультационной беседы, способствует повышению профессионализма, помогает избежать многих ошибок, увидеть иные пути разрешения спорных вопросов. Однако результаты исследования анкет независимых экспертов говорят о максимальной желательности, но не обязательности практики с супервизором (психолог должен иметь данное качество в значительной степени):
максимальные 9 выборов из 14 экспертов – практика с супервизором По остальным параметрам мы наблюдаем неоднозначную картину, среди экспертов нет единодушия.
Качеством, которым психолог не должен обладать вообще, названа: склонность к доминированию
Полагаем, что данные результаты целесообразно проверить на более крупной выборке в отдельном исследовании. По мнению студентов пятого курса вечернего
отделения факультета психологии МГОПУ им. М. А. Шолохова психолог-консультант должен обладать следующими качествами в полной мере, им присвоен максимальный индекс "5" по пятибальной шкале: умение активно слушать умение понимать последствия своего влияния профессионализм уверенность в себе здравый смысл Сравнивая ответы продуктивно работающих
психологов и студентов пятого курса вечернего отделения факультета психологии МГОПУ им. М. А. Шолохова (приложение 3) мы видим, что умение активно слушать в обоих случаях выбрано как необходимое качество для продуктивной коммуникативной деятельности психолога-консультанта.
По индексу "4" –психолог должен иметь данное качество в значительной степени, у экспертов и студентов пятого курса взгляды разошлись в виду различного, профессионального консультативного опыта.
Рассмотрим результаты анализа анкет студентов пятого курса на предмет качеств, которые должен иметь психолог-консультант в значительной степени: открытость переживанию гибкость работоспособность
Такое качество как склонность к доминированию также названо нежелательным для коммуникативной деятельности психолога-консультанта.
Теперь обсудим результаты опроса студентов первого курса вечернего отделения факультета психологии МГОПУ им. М. А. Шолохова (приложение 4). Психолог должен обладать данным качеством в полной мере: умение понятно говорить профессионализм здравый смысл внимательность умение активно слушать личная ответственность интеллектуальность Эти результаты показывают еще недостаточную
профессиональную теоретическую и практическую подготовленность студентов первого курса к психологической консультативной деятельности по сравнению как со студентами пятого курса, так и продуктивно работающими психологами. По мнению студентов первого курса психолог
консультант для продуктивной коммуникативной деятельности должен иметь следующие качества: внутренний локус контроля самоуважение приятная внешность работоспособность позитивный настрой Вышеперечисленные качества также отличаются от взглядов двух других групп испытуемых. Склонность к доминированию – стремление
господствовать, преобладать, быть основным, единодушно определено независимыми экспертами, студентами пятого курса и студентами первого курса как качество, которымне должен обладать психолог-консультант.
В ходе исследования нами были получены результаты подтверждающие гипотезу 1. Представления студентов первого курса, пятого курса факультета психологии вечернего отделения МГОПУ им. М. А. Шолохова и продуктивно работающих психологов отличаются в виду различного профессионального теоретического и практического опыта (приложение 5). Однако следует отметить, что представления студентов пятого курса ближе и чаще совпадают нежели взгляды студентов первого курса на качества, которые определяют продуктивность коммуникативной деятельности психолога-консультанта. Мы полагаем, что это объясняется наличием полной теоретической базы и наличием опыта диагностической, психолого-педагогической и консультативной практики у студентов пятого курса. Все эти знания, умения и навыки приближают студентов-выпускников к верному пониманию критериев оценки продуктивности коммуникативной деятельности психолога-консультанта. Также следует отметить, что склонность к доминированию была определена как нежелательное для коммуникативной деятельности психолога-консультанта качество всеми тремя группами испытуемых:
независимыми экспертами (продуктивно работающими психологами) студентами пятого курса
и студентами первого курса факультета психологии вечернего отделения МГОПУ им. М. А. Шолохова
Анализируя результаты исследования с точки зрения того, к какой сфере относятся наиболее "популярные" и необходимые для продуктивной коммуникативной деятельности качества, мы приходим к некоторым выводам. Итоговая таблица по результатам исследования, в которой объединены взгляды всех трех групп испытуемых (87 человек), показывает, что определяющими для коммуникативной деятельности психолога-консультанта являются: коммуникативная сфера познавательная сфера Таким образом, качества входящие в
коммуникативную (обмен информацией, обогащение друг друга за счет накопления каждым запаса знаний) и познавательную сферы (умение применять старые знания и приобретать новые) являютсянеобходимымидля продуктивности коммуникативной деятельности психолога-консультанта. Качества, относящиеся к эмоционально-волевой сфере, определены респондентами как максимальножелательные для психолога-консультанта.
В результате теоретического и эмпирического исследования подтвердилась гипотеза 2. На основе итоговой таблицы по результатам исследования были определены качества, являющиеся критериями оценки уровня продуктивности коммуникативной деятельности психолога-консультанта. Коммуникативная сфера: умение активно слушать умение понятно говорить Познавательная сфера: профессионализм умение понимать последствия своего влияния здравый смысл Неприемлемым для психолога-консультанта является склонность к доминированию (приложение 1). 2. 4. Выводы.
На основании результатов теоретического и эмпирического исследования критериев оценки уровня продуктивности коммуникативной деятельности психолога-консультанта можно сделать следующие выводы.
1. Были выявлены профессионально важные качества психолога-консультанта, которые набрали наибольшее количество баллов во всех группах, наличие и степень развития которых позволяют оценивать уровень продуктивности коммуникативной деятельности психолога-консультанта. Они были проранжированы в порядке убывания: умение активно слушать умение понятно говорить профессионализм понимать последствия своего влияния здравый смысл самообразование личная ответственность уверенность в себе заинтересованность в общении тактичность внимательность понимание себя саморегуляция увлеченность профессией интеллектуальность эмоциональная устойчивость самоуважение доброжелательность не давать нравственных оценок владение теорией стрессоустойчивость практика с супервизором эмпатийность рефлексия внимание к деталям позитивный настрой Отсюда видно, что ведущими критериями оценки
уровня продуктивности коммуникативной деятельности психолога-консультанта являютсяумение активно слушать и понятно говорить.
2. Гипотеза о том, что представления студентов первого курса, пятого курса факультета психологии вечернего отделения МГОПУ им. М. А. Шолохова и продуктивно работающих психологов (независимых экспертов) будут отличаться в виду различного профессионального психологического опыта, подтвердилась. Однако по некоторым пунктам взгляды на качества, определяющие успешность коммуникативной деятельности психолога-консультанта, совпадали. Все три группы респондентов показали одинаковый результаты по пунктам:
важным критерием оценки уровня продуктивности коммуникативной деятельности психолога-консультанта являетсяумение слушать
нежелательным для психолога-консультанта является наличие склонности к доминированию 3. По большинству предложенных качеств мнения
всех испытуемых совпадали, однако, по отдельным качествам выявились различия у представителей разных групп. По данным сравнениям четко прослеживаются те качества, которые вызвали особые разногласия, это: внимание к деталям склонность к доминированию позитивный настрой творческие способности артистичность креативность Можно предположить, что именно эти качества
остались спорными по итогам нашего исследования, т. е. их нельзя отнести к критериям оценки уровня продуктивности коммуникативной деятельности психолога-консультанта, несмотря на то, что качество - склонность к доминированию, получило наибольшее количество баллов в графе: психолог не должен обладать данным качеством (13 выборов). Поскольку в графе: психолог должен иметь данное качество в значительной степени, сделано 15 выборов. Заключение.
В заключение подведем некоторые итоги. Непосредственными факторами, предопределяющими эффективность или неэффективность коммуникативной деятельности психолога-консультанта являются личные качества психолога-консультанта и его профессиональные умения, корректные действия в процессе психологического консультирования. Что подтверждает мнение Р. Кочюнаса (1999 г. ) о том, что "личность консультанта выделяется почти во всех теоретических системах как важнейшее целительное средство в процессе консультирования". Гармония, преложенных критериев оценки уровня продуктивности коммуникативной деятельности психолога-консультанта, определяется разделением личностных качеств эффективного специалиста, определяющих успешность его коммуникативной деятельности, на три сферы: ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВУЮ КОММУНИКАТИВНУЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНУЮ
В результате анализа научных источников и эмпирической проверки нами выявлены два основных качества, наличие которых является одним из критериев оценки уровня продуктивности коммуникативной деятельности психолога-консультанта: умение активно слушать умение понятно говорить Данные результаты подтверждают предварительный
теоретический анализ работ А. Ф. Ануфриева, И. В. Дубровиной, А. К. Болотовой, где говорится о том, что эффективность слушания зависит от точного понимания слов говорящего, а также от понимания невербальных сигналов, т. е. от умения активно слушать. Свободное владение речью является составляющей модели эффективного психолога-консультанта.
Цель нашей работы достигнута, были изучены и обобщены критерии оценки уровня продуктивности коммуникативной деятельности психолога-консультанта. Для большей точности и достоверности полученных данных, представляется целесообразным провести исследования на большей выборке. Ранее предпринимались попытки определить признаки продуктивной деятельности консультанта, большинство фактов и закономерностей, полученных в исследованиях эффективности деятельности психолога-консультанта, по мнению самих исследователей данного вопроса, например К. Роджерса, также нуждаются в дополнительной проверке. Литература.
Абрамова Г. С. Практическая психология – М. , 1997. – 368 с.
Алешина Ю. Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование – М. , 2000. Аминов Н. А. , Молоканов М. В. О компонентах специальных способностей будущих школьных психологов // Психологический журнал–1992. -Т. 13, №5. -с. 104-110. Амосов Н. М. Модельный подход к исследованию личности в процессе ее развития // Эвристические модели в психологии и социологии. - Киев, 1976. -с. 4-32. Ануфриев А. Ф. , Бусарова О. Р. Случаи из школьной консультативной практики. - М. , 1994. -с. 74.
Ануфриев А. Ф. , Костромина С. Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. М. , 1998.
Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. М. , 1992. Битянова М. Р. Личностные особенности классного руководителя и эффективность руководства коллективом старшеклассников: Автореф. дис. -М. , 1991. -с. 28 Битянова М. Р. Организация психологической работы в школе – М. , 1998. Бурменская Г. В. , Карабанова О. А. , Лидерс А. Г. Возрастно-психологическое консультирование. – М. , 1990.
Василюк Ф. Е. Уровни построения переживания и методы психологической помощи. // Вопросы психологии, 1988. №5.
Вербицкий А. А. Активное обучение в высшей школе: Контекстный подход. - М. : Изд-во Высшая школа, 1991, с. 182.
Гиппенрейтор Ю. Б. и др. Феномен конгруэнтной эмпатии // Вопросы психологии. -1993, -№4-с. 61-68. Гримак Л. П. Общение с собой. - М. ,1991.
Емельянов Ю. В. Активные групповые методы социально-психологической подготовки специалистов // Вопросы психологии. -1993. -№4. -с. 69-73. Емельянов Ю. В. Дисс. , 1990, с. 70
Жуков Ю. М. , Петровская Л. А. Диагностика и развитие компетентности в общении. М. , 1991.
Забродин Ю. М. "Модель личности" в психодиагностике; для практических психологов. – Кн. 1. М. , 1994.
Захарова Л. Н. Психологическая подготовка педагога. Н. Новгород, 1993. Игры - обучение, тренинг, досуг / Под. ред. В. В. Петрусинского. М. ,1994. -с. 28, 36, 38.
Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении. - М. ,1987. -с. 180. Костромина С. Н. Исследование процесса решения диагностических задач практическим психологом при работе с мл. шк. : Дисс. , - М. , 1997. Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. - М. , 1999. -с. 20-24. Лабунская В. А. Невербальное поведение: Социально-перцептивный подход. – Ростов н/Д. , 1986 Леонтьев А. А. Психология общения. - М. ,1997. -с. 365. Леонгард К. Акцентуированные личности. Киев, 1980.
Личность в педагогической деятельности. – Ростов-на/Д. , 1994. Митина Л. М. Учитель как личность и профессионал. - М. , 1994. Мэй Р. Искусство психологического консультирования. - М. , 2000. Молоканов М. В. Личностные компоненты успешности практического психолога: Дисс. - М. , 1994.
Мясищев В. Н. Психология отношений. Избр. псих. тр. - М. , Воронеж, 1996. Немов Р. С. Психологическое консультирование. - М. , 2000.
Петровская Л. А. Компетентность в общении: Социально-психологический тренинг. – М. , 1989 Пиз А. Язык жестов. Увлекательное пособие для деловых людей. - Воронеж, 1992, с. 6.
Практическая психология образования / под. ред. И. В. Дубровиной - М. , 1997. Психология профессиональной подготовки. - СПб. , 1993.
Попова Л. В. , Дьяконов Г. В. Идентификация как механизм общения и развития личности: Методологические рекомендации. – М. , 1988.
Психологический словарь, под ред. проф. А. Петровского и проф. М. Ярошевского. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога. - М. , 1999. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. - М. ,1994. Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика. - М. , 1990.
Самоукина Н. Б. Практическая психология в школе. - М. , 1997.
Самоукин А. И. , Самоукина Н. Б. , Шишов А. П. Психология бизнеса. - М. , 1997. Ситников А. П. Современные прикладные психотехнологии: процесс и язык коммуникации. – М. , 1992. Словарь практического психолога. - Минск, 1998. Смелзер Н. Социология. - М. , 1994.
Смирнова Е. Э. Пути формирования модели специалиста с высшим образованием. - Л. , 1977.
Советский энциклопедический словарь / под. ред. А. М. Прохорова. – М. ,1986. Собчик Л. Н. Введение в психологию индивидуальности. - М. , 1997. Фейдимен Дж. , Фрейгер Р. Личность и личностный рост. Вып. 1, 2, 3. - М. , 1992. Хорни К. Невротическая личность нашего времени. – М. , 1993. Эткинд А. М. Психологическая практика и академическая психология: расхождения когнитивной структуры внутри профессии // Вопросы психологии, 1981, №1. Юдина Е. В. Дисс. – М. , 2000.