Введение.
Развитие средств массовой информации, особенно радио и телевидения, привело к распространению звучащего слова, в последние годы – речи спонтанной, не чтения заранее подготовленного текста, а свободного изложения мыслей, почти импровизации. Это избавило нас от неэмоционального, монотонного чтения. И сколько незабываемых ораторов появилось вокруг! Не отстаёт и пресса, а уж об интернете и говорить не приходится. Всё это не может не внушать опасений за экологию русского языка, тем более в то время, как нами установлено, что качественная литература, требующая внимательного, вдумчивого отношения, в данный момент подменяется литературой для лёгкого чтения, куда можно отнести и ряд СМИ. Кроме того, всё чаще в качестве средств, несущих легко доступную и своевременную информацию, выступают телевидение или интернет.
Таким образом, мы решили предположить, что повышается удельный вес речевой продукции СМИ в речевой практике общества, повышается и значимость текстов СМИ в общественном сознании: первостепенная ценность именно художественных текстов в силу ряда причин в настоящее время далеко не бесспорна. Мы считаем, что высокий уровень речевой культуры в сфере СМИ должен быть предметом постоянной заботы как теоретиков русской речи, так и практиков – профессионалов, формирующих речевой массив СМИ, который оказывает безграничное влияние на культуру речи масс.
Исходя из выдвинутой гипотезы, мы обозначили цели и задачи. В настоящий момент, на наш взгляд, возникла острая необходимость повышения требований к культуре русской речи. Данная работа имеет целью актуализировать эту проблему. Главная задача – показать те отклонения от правильной реализации тех или иных единиц, которые возникают в речи людей под воздействием СМИ. Кроме того, мы решили отследить динамику нарушений СМИ культуры русской речи за последние три года, а также попытаться проанализировать ситуацию и выяснить объективные причины возникновения ошибок в речи.
В нашей работе объектом изучения был язык средств массовой информации и речь учащихся (83 человека) 11-х классов МОУ «СОШ № 2 г. Терек». Анализ производился путём просмотра и прослушивания телепередач, устной и письменной речи учащихся, отбора газетно-журнального материала с последующим подробным его изучением, сопоставлением и классификацией.
1. Система и норма.
Для начала следует дать определение языковой норме. Любой национальный язык представляет собой совокупность разнообразных явлений, таких, как литературный язык, просторечие, территориальные и социальные диалекты, жаргоны3. Уже при классификации этих явлений мы сталкиваемся с переплетением собственно лингвистических, внутренних свойств языка и социолингвистических, внешних его свойств. Литературный язык – это язык образцовый, его нормы считаются обязательными для носителей языка.
Что же представляет собой языковая норма? В языковедении существовало представление, что язык – это хаос; в связи с этим задача языковедов состояла в том, чтобы внести в него определённый порядок; языковедение рассматривалось как наука нормативная.
Л.А. Вербицкая даёт следующее определение языковой нормы: «...это совокупность явлений, разрешенных системой языка, отражённых и закреплённых в речи носителей языка и являющихся обязательными для всех владеющих литературным языком». С одной стороны, норма может пониматься как явление жесткое, строго стабилизировавшееся и поэтому в употреблении однозначно диктуемое с высокой степенью обязательности; отвергаемый вариант, пусть даже широко употребительный в речи носителей литературного языка, при этом считается, безусловно, ошибочным. С другой стороны, вполне правомерно понимание языковой нормы как такой исторически обусловленной категории, которая находится в состоянии постоянного развития. Нормативность при этом понимается не как утверждение единственно правильного варианта, а как показ сложности языковой системы, предоставляющей возможности правильного выбора в границах самой своей организации.
Результаты изучения нормы вообще и произносительной нормы в частности в значительной степени зависят от того, речь какой группы испытуемых анализируется (и по какой методике). В настоящей работе были использованы материалы, полученные из средств массовой информации, а также школьные сочинения и магнитофонные записи спонтанной речи учащихся 11-х классов, многие из которых билингвы, владеющие кроме русского еще и кабардинским языком. Мы задались целью выявить процентное соотношение ошибок, обнаруженных нами, классифицировать их, указать частотность, а также установить причинно-следственную связь. Реализуя данную задачу, мы произвольно отбирали газетно-журнальный материал для последующего изучения и анализа, просматривали ряд сюжетов российских телеканалов в видеозаписи, изучали сочинения и анализировали записи спонтанной речи учащихся. В процессе работы нами широко использовался «Справочник по правописанию и литературной правке» Д. Э. Розенталя и учебник «Культура речи» Л. А. Введенской, а также ряд других известных изданий ,содержащих наиболее популярные концепции по данной проблеме (полный список приводится в библиографии) , на базе которых оформились наши представления о культуре речи.
Культура речи — сравнительно молодая область науки о языке, возникшая в 30-е годы усилиями замечательных языковедов Г.О.Винокура, Д.Н. Ушакова, Л.В. Щербы и разрабатывавшаяся впоследствии в трудах С.И. Ожегова, В.В. Виноградова, О.С. Ахмановой, В.Г. Костомарова, А.А. Леонтьева и многих других.
Известный лингвист Е.Н. Ширяев так определяет понятие «культура речи»: «Культура речи - это такой выбор и такая организация языковых средств, которые в той или иной ситуации общения при соблюдении современных языковых норм и этики общения позволяют обеспечить наибольший эффект в достижении поставленных коммуникативных задач». Наука, занимающаяся проблемами нормализации речи, разрабатывающая рекомендации по умелому пользованию языком, также называется культура речи. Она содержит в себе три составляющих компонента: нормативный, коммуникативный, этический. Качественная оценка высказывания с точки зрения культуры речи предполагает ответы на вопросы:
1.Является ли речь правильной, построенной по литературным нормам?
2.Является ли речь «хорошей», уместной в определенной ситуации, действенной, искусной?
3.Соответствует ли речь правилам этики общения (речевому этикету)?
Существует 4 типа речевой культуры носителей литературного языка4:
Элитарная или эталонная речевая культура, означающая свободное владение всеми возможностями языка, включая его творческое использование. Ей присуще строгое соблюдение всех норм, безусловный запрет грубых выражений.
Среднелитературная речевая культура характеризуется неполным соблюдением норм, чрезмерным насыщением речи книжными либо разговорными словами. Носителями этой речевой культуры является большинство образованных горожан; проникновение ее в некоторые современные средства массовой информации, художественные произведения способствует широкому распространению.
Литературно - разговорный и фамильярно - разговорный тип объединяет тех коммуникантов, которые владеют только разговорным стилем. Фамильярно - разговорный отличается общей стилистической сниженностью и огрубленностью речи, что сближает его с просторечием. Используется «ты - обращение» вне зависимости от возраста собеседника и степени знакомства с ним.
2. Ошибки в правильности речи.
Правильность речи - это соблюдение действующих норм русского литературного языка.
Прежде всего, говорящий должен владеть литературным произношением и ударением, то есть знать орфоэпические правила. Изучая материалы исследования, мы пришли к выводу, что на первом месте по частотности ошибки в звукоупотреблении и ударении (речь дикторов телевидения, учащихся).
1.Нами выделена группа слов, в которых гласный [о], обозначенный буквой «е», иногда ошибочно подменяют ударным [э], или наоборот (справка дается по «Словарю ударений русского языка» Агеенко Ф. Л., Зарва М. В., М., 2000г.):
№ | цитата из СМИ | источник | результат воздействия на речь учащихся | правильный вариант |
1 | Благодаря вмешательству властей а[ф’о]ра не состоялась… | ТВ НОТР, «Калейдоскоп», 24.10.05г. | Чичиков блестяще провернул свою а[ф’о]ру… | а[ф’э]ра |
2 | За ис[т’о]кший срок совершено 12 краж… | НТВ, «Чрезвычайное происшествие», 14.09.05г. | За ис[т’о]кшую четверть мы освоили несколько новых правил. | ис[т’э]кший |
3 | Ребенок передается под а[п’о]ку соответствующих органов… | ТВ КБР, «Время местное», 21.09.05г. | Я мечтаю выйти из-под а[п’о]ки родителей… | а[п’э]ка |
4 | Были произведены ма[н’э]вры… | ТВ КБР, «Время местное», 14.10.05г. | Суворов предпринял рискованный ма[н’э]вр… | ма[н’о]вры |
5 | …ведут ас[’о]длый образ жизни… | ТВ НОТР, «Калейдоскоп», 07.10.05г. | Эти племена вели а[с’о] длый образ жизни. | а[с’э]длый |
Проанализировав вышеизложенный материал, мы пришли к выводу, что данная звукозамена производится вследствие абсолютной частотности ударной Ё перед ударной Е в русском языке.
2.В связи с тем, что в русском языке действует тенденция к приспособляемости звукового облика заимствованных слов с «е» после твердого согласного, многие такие слова «обрусели» и произносятся теперь с мягким согласным перед «е». Другие сохраняют твердый согласный. Нами обнаружен ряд нарушений этой нормы:
№ | цитата из СМИ | источник | результат воздействия на речь учащихся | правильный вариант |
1 | Представители среднего и малого биз[н’э]са. | ТВ КБР, «Время местное», 22.10.05г. | У известного биз[н’э]смена Абрамовича… | биз[н]ес, биз[н]есмен |
2 | Ге[н’]етика – наука непростая… | «Россия», «В поисках приключений», 19.11.05г. | Ге[н’]етический код человека… | ге[н]етика, ге[н]етический |
3 | Школы оснащены компью[т’]ерными классами… | ТВ НОТР, «В мире образования и науки», 23.11.05г. | Компью[т’]ерные технологии открывают для нас новые возможности… | компью[т]ерными, компью[т]ерные |
4 | Стр[р’]есс не должен стать нормой… | «Первый канал», «Здоровье», 26.11.05г. | Ст[р’]ессовые ситуации можно предотвратить… | стр[р]есс, ст[р]ессовые |
5 | [Т’]естовые работы будут проводиться накануне экзаменов… | НТВ, «Сегодня», 29.11.05г. | Справиться с [т’]естами может не всякий… | [т]естовые, [т]естами |
3. Произношение сочетания [чн] как [шн] требуется в женских отчествах на - ична: Ильинична, Никитична, Кузьминична и других, а также в словах: конечно, скучно, яичница, нарочно, скворечник, пустячный, очечник и др.
№ | цитата из СМИ | источник | результат воздействия на речь учащихся | правильный вариант |
1 | Можно просто приготовить яи[ч’]ницу… | НТВ, «Едим дома», 18.09.05г. | Даже не поджарит яи[ч’]ницу… | яи[ш]ницу |
2 | Все это чревато дисфункцией яи[ш]ников… | ТВЦ, «Девятый кабинет», 14.08.05г. | У самки наступает дисфункция яи[ш]ников… | яи[ч]ников |
На базе данного материала можно предположить, что вышеназванная норма не является, безусловно выполняемой всеми носителями языка, вследствие существования вариантов фонем, отсутствия специальных правил.
4. В процессе исследования мы пришли к выводу, что абсолютный лидер по уровню частотности среди орфоэпических ошибок – ошибки в ударениях:
№ | цитата из СМИ | источник | результат воздействия на речь учащихся | правильный вариант |
1 | Есть плюсА и минусА… | НТВ, «Сегодня», 09.10.05г. (Квашнин, полномочный представитель президента). | ПлюсАми его положения можно считать то, что… | плЮсы, мИнусы. |
2 | ПрОтоколы заседаний приложены к делу… | НТВ, «Дежурная часть», 22.12.05г. | ПрОтокол собрания отсутствовал… | протокОл |
3 | Русский алфАвит неоднократно преобразовывался… | НТВ, «Сегодня», 05.01.06г. | В алфАвите 33 буквы… | алфавИт |
4 | Договор не был соблюден как следует… | ТВ КБР, «Время местное», 24.12.05г. | Был подписан мирный дОговор… | договОр |
5 | УкрАинская сторона согласилась… | НТВ, «Сегодня», 04.01.06г. (Алексей Миллер). | УкрАинская сечь существовала не один год… | украИнская |
6 | КатАлоги представляют весь ассортимент… | Реклама на ТВ | КатАлогов тогда не было… | каталОг |
7 | Проблема снЯта… | «Первый», «Новости», 26.12.05г. | Когда калоша была уже снЯта… | снятА |
Данная проблема, на наш взгляд, существует вследствие нефиксированности русского ударения, незнания и (или) невыполнения норм акцентологии.
По нашему мнению, знание правил орфографии и пунктуации есть основной критерий грамотного человека, это не просто выдумка учителей и изощренное средство издевательства над школьниками, это правила, сохраняющие смысл и позволяющие нам понимать друг друга. Но если отклонения в написании и произношении на срезе современности не могут быть слишком разрушительными для значения слова, то повторяющиеся в течение длительного времени ошибки ведут к тому, что слово теряет свой привычный облик. Оно становится неузнаваемым. Потому орфографические ошибки далеко не безопасны и не невинны. При этом речь СМИ по-прежнему остается образцом для подражания: «Как говорят по телевизору, так и нужно говорить. Как пишут в газетах, так и нужно писать», - считает большая часть опрошенных нами школьников. Приведенная ниже таблица демонстрирует орфографические ошибки, обнаруженные нами в текстах СМИ:
№ | цитата из СМИ | источник | результат воздействия на речь учащихся | правильный вариант |
1 | Я не хочу, чтобы с ним также случилось. | «Терек» от 09.12.03г., стр.3 «Беду можно предотвратить». | Я не смог бы лгать также как он. | так же (правописание местоимений с частицами) |
2 | В. Вороков – режессёр ТВ НОТР… | ТВ НОТР, 01.01.06г., титры | Тогда режессёром «Чайки» был… | режиссёр (словарное слово) |
3 | …обхват груди за лопадками… | «Терек» от 27.12.03г., стр.3 «Как определить живой вес КРС». | Укол делается под лопадку…. | лопатка (правописание согласных в корне слов) |
4 | Глаза, забыв постоянную темноту и липкий свет фонарей, больше не слипаються… | «Cosmopolitan» № 3 за 2005г., стр.276 | Они бедно живут, плохо одеваються… | слипаются, одеваются (правописание глаголов 3го лица, мн. ч., наст.вр. оканчивающихся на –тся) |
5 | Дорога будет не длинной, но сложной… | «КБП» от 16.07.04г., стр.3 «Лето будет насыщенным». | Разговор состоялся не долгий, но мучительный… | недлинной, но… недолгий, но…(слитное и раздельное написание НЕ с прилагательными) |
6 | Пахло жаренной картошкой… | «Отдохни» от 23.02.03г., стр. 15 «История любви». | Обед состоял из тушённой капусты и чая. | жареной, тушёной (Н и НН в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных) |
7 | Сново наступят холода… | «Терек» от 18.06.04г., стр.2 «Лето красное пропели…» | Занова зашел к старухе… | снова, заново (О, А на конце наречий) |
8 | Водопроводник пришёл через час. | «Первый», «Доброе утро», 23.12.05г. | Он работал трубопроводником… | водопроводчик |
№ | цитата из СМИ | источник | правильный вариант |
1 | Кредо русской интеллигенции сформулировал…Радищев: я взглянул окрест меня – душа моя страданиями человечества уязвлена стала. | «КП» от 17.12.03г., стр.8 «Элита 90х: уход со сцены» | Кредо русской интеллигенции сформулировал…Радищев: «Я взглянул окрест меня – душа моя страданиями человечества уязвлена стала». (знаки препинания при прямой речи) |
2 | Ребята работали кто в лес кто по дрова. | «КП» от 17.12.03г., стр.19 «Дебаты» | Ребята работали кто в лес, кто по дрова. (знаки препинания при однородных членах) |
3 | Похорошевшая за время отпуска, Алена вернулась… | «Горянка» от 19.09.03г., стр.5 «Возвращение». | Похорошевшая за время отпуска Алена вернулась… (знаки препинания при причастном обороте) |
4 | «Не забудь гитару!» - крикнул Юра, и, подумав, добавил: Катьку тоже зови.» | «Жизнь» от 26.05.04г., стр.7 «Конкурс рассказа» | «Не забудь гитару! – крикнул Юра, и, подумав, добавил. – Катьку тоже зови». |
5 | Весной в парке всё оживает, и цветут первоцветы. | «КБП» от 18.05.04г., стр.3 «Весенняя песнь» | Весной в парке (общий второстепенный член предложения) всё оживает и цветут первоцветы. |
Пунктуационные ошибки приводят к потере смысла в предложении, разного рода неточностям и даже к ошибкам в логике:
Следующая категория ошибок связана с нарушением грамматических норм: морфологические требуют правильного образования грамматических форм слов разных частей речи, синтаксические предписывают нормативное построение словосочетаний и предложений. Мы рассмотрели ряд сложных случаев:
1.Очень часты в СМИ и речи людей ошибки в образовании родительного падежа существительных и местоимений множественного числа:
№ | цитата из СМИ | источник | результат воздействия на речь учащихся | правильный вариант |
1 | В их квартире проживал армян. | ТВ КБР, «Время местное», 14.10.05г. | В их классе учится армян… | армянин |
2 | Ирина Понаровская займется рекламой чулков. | «МК» от 14.03.02г., заголовок. | В доме не было целых чулков… | чулок |
3 | Я извиняюсь перед ихними мамами, но это есть субъективная и реальная оценка. | «КП» от 15.11.05г., стр. 22, «Игра в крысу». | Я был в ихней квартире… | их |
4 | В Доме ребенка не хватает элементарных вещей: простыней… | ТВ КБР, «Время местное», 14.01.06г. | Маруся в жизни не видела простыней… | простынь |
5 | В хозяйстве регулярно снимают неплохой урожай помидор… | «Терек» от 20.08.04г., «Аренда сегодня», стр. 2. | Для салата нужно несколько помидор… | помидоров |
2.Предлоги «благодаря», «вопреки», «согласно» требуют после себя имени существительного или местоимения в дательном падеже. Однако нами отмечены неоднократные нарушения этой нормы как в СМИ, речи людей, так и в официально-деловой документации:
№ | цитата из СМИ | источник | результат воздействия на речь учащихся | правильный вариант |
1 | Согласно указа президента мероприятие переносится на более поздние сроки… | «Кабардино-Балкарская правда» от 12.10.05г., стр.1. | Согласно распоряжения директора школы… | согласно указу, согласно распоряжению |
2 | Вопреки предостережения ребенок пошел к воде… | «Терек» от 25.07.03г., стр.3, «Несчастный случай на воде». | Вопреки предсказания Жуковский продолжал жить… | вопреки предостережению (предсказанию) |
На наш взгляд, подобная ситуация складывается в результате незнания элементарных правил грамматики говорящими (пишущими).
3.Нами установлено, что самое большое количество речевых погрешностей встречается при употреблении имени числительного. В приведенных далее примерах ошибки объясняются именно незнанием особенностей склонения слов этой части речи (материал получен из телепрограмм, речи учащихся): «Вчера еще здесь (в Североморске) было около четыреста камер» (правильно: «около четырехсот»). «Операции будут проводиться пятидесятью процентами акций холдинга» (правильно: «с пятьюдесятью процентами»). «Более восемьсот тысяч пенсионеров могут жить теперь достойно» (правильно: «более восьмисот тысяч пенсионеров»).
Несклонение или неполное склонение сложных и составных числительных является нарушением литературной нормы. Нами замечено, что в спонтанной речи редко правильно склоняется числительное «полтора»: « В течение полтора суток город опустел» (правильно: «полутора суток»).
Мы обнаружили ошибки и в выборе падежной формы составного числительного, оканчивающегося на «два», «три», «четыре» в сочетании с одушевленным существительным. В таких конструкциях независимо от категории одушевленности винительный падеж сохраняет форму именительного, например: «Всего за этот месяц в госпиталь доставили тридцать два раненых» (а не «тридцать двух раненых»).
На наш взгляд, не соответствует литературной норме и такое предложение: «Строительство комплекса должно быть завершено к двум тысячам третьему году» (правильно: «... к две тысячи третьему году», так как в составном порядковом числительном склоняется только последнее слово).
Встречаются ошибки и такого рода: «Правительство обещает выплатить пенсии к десятому сентябрю» (правильно: «...к десятому сентября»).
Нередки погрешности и при употреблении собирательных числительных. Их использование в сочетании с существительными, относящимися к официально-деловой лексике, в литературном языке не рекомендуется (тем более в информационных программах). Например: «Не случайно оказались в этом регионе сразу двое сенаторов» (правильно: «...два сенатора...»).
Не всегда верно употребляются СМИ и числительные «оба» (муж. р.) и «обе» (жен. р.), например: «Введение другой валюты (кроме рубля) пагубно для обоих стран» (правильно: «... для обеих стран» ).
4.Самой распространенной синтаксической ошибкой является нарушение норм управления, например:
№ | ошибка | правильный вариант |
1 | взвесил о том... | взвесил (что?) все "за" и "против"... |
2 | закон предусматривает о том... | закон предусматривает, что... |
3 | утверждает о том… | утверждает, что... |
4 | понимает о том... | понимает, что нужно людям... |
5 | показывая в нескольких словах о том... | показывая, как это происходило... |
5. Грамматические ошибки:
№ | цитата из СМИ | источник | правильный вариант |
1 | Дедушка и внук сидел молча… | «Терек» от 18.11.03г., стр.2 «Поговорим» | сидели |
2 | Зрители сдали свои польта в гардероб, а, вернувшись… | ТВ КБР, «Молодежная среда», 12.02.04г. | пальто (нескл.) |
3 | Тогдашние председатель правления колхоза Сафарби Бесланеев и бригадир Шагир Сохов не могли нахвалиться таким добросовестным колхозником, которого всегда поощрялили… за аккуратное отношение к закреплённой за ним техникой. | Газета «Терек» от 20.11.03г., стр. 3, «Ветеран надеется на перемены» | технике (дательный падеж) |
4 7 | Без лишних разговоров затолкали Виктор в машину… | «Труд» от 18.12.03г., стр.9 «Вытрезвление по - владимирски» | Виктора |
5 | Моё кофе уже остыло. | «Кулинарный поединок», НТВ, 24.12.05г. | мой кофе (кофе-м.р.) |
6 | Саша пьёт утром свой какао. | «Пусть говорят», ОРТ, 15.12.05г. | свое какао (какао – ср.р.) |
7 | Доктор сказал мне, что можно пользоваться ей постоянно… | ею (творительный падеж) |
3. Ошибки в точности речи.
Лексические нормы, или нормы словоупотребления - это правильность выбора слова из ряда единиц, близких ему по значению или по форме; употребление его в тех значениях, которые оно имеет в языке; уместность его использования в той или иной коммуникативной ситуации в общепринятых в языке сочетаниях.
Ошибки словоупотребления
, отслеженные нами:
1.Неразличение паронимов.
Паронимы - это слова, сходные по звучанию, но имеющие разное значение, что нередко приводит к ошибочной подмене одного слова другим:
№ | цитата из СМИ | источник | результат воздействия на речь учащихся | правильный вариант |
1 | Абонементы, не внесшие вовремя плату за телефон, будут отключены. | «Терек» от 23.09.02г., стр.4, объявление. | У меня есть абонент в бассейн… | 1. абонент; 2. абонемент |
2 | Роспись начальника на документе отсутствовала. | НТВ, «Чрезвычайное происшествие», 30.11.04г. | Роспись родителей покажу позже… | подпись |
3 | На приказе об увольнении отсутствовало число. | REN-TV, «Час суда», 14.06.05г. | Забыл число Куликовской битвы. | дата |
4 | В квартире был произведен розыск… | ТВ КБР, «Время местное», 20.10.05г. | Розыск комнаты ничего не дал, мяч не нашли. | обыск |
5 | Расплата будет производиться с 10 по 20 число каждого месяца… | «КБП» от 24.09.02г., «Профсоюзы добиваются справедливости», стр.2. | Расплата не была осуществлена в срок… | выплата |
Для справки:
Абонемент – документ, предоставляющий право на пользование чем-нибудь, какое-нибудь обслуживание, а также само такое право.
Абонент – лицо, пользующееся абонементом, имеющее право на пользование чем-нибудь по абонементу.
Роспись – письменный перечень чего-нибудь; живопись на стенах, потолках, предметах быта.
Подпись – надпись под чем-нибудь; собственноручно поставленная фамилия.
Число – день календарного месяца по порядку счёта от начала к концу.
Дата – помета, указывающая время (год, месяц, число) написания чего-нибудь.
Розыск – поиски, разыскивание чего-нибудь или кого-нибудь; деятельность специальных органов; дознание, предшествующее суду.
Обыск – официальный осмотр кого-нибудь или чего-нибудь с целью найти и изъять предметы, которые могут иметь значение для следствия.
Расплата – уплатить полностью; понести наказание за что-нибудь.
Выплата – выдать плату.
Справка дана нами по «Словарю русского языка» С. И. Ожегова (М., 1991г.).
2.Неуместное употребление иностранных слов вследствие незнания их значения.
№ | цитата из СМИ | источник | результат воздействия на речь учащихся | правильный вариант |
1 | Достаточно сложной дилеммой было разместить всех участников слета. | «Терек» от 27.05.05г., стр.3, «В преддверии лета». | Для меня большая дилемма, куда поступать… | проблема |
2 | Мое появление в этом платье произвело огромный дефолт… | СТС, «Снимите это немедленно», 07.10.05г. | Уровень дефолта к следующему году достигнет… | 1. фурор; 2.инфляция |
3 | Резюме об этом человеке довольно благоприятное. | ТВ НОТР, «Калейдоскоп», 30.09.05г. | Резюме у этой фирмы известно всем… | реноме |
4 | Все дистрибьюторы супермаркета одеты в униформу. | «Газета Юга» от 27.03.03г., стр. 2. | Дистрибьюторы салона «САМСУНГ» невежливы. | продавцы |
5 | Данная фирма регулярно инсинуировала документы… | ТВ КБР, «Время местное», 21.03.02г. | Есть версия, что убийство Петра III было инсинуировано… | 1. подделывала; 2. инсценировано |
Приведем толкование ряда распространенных заимствований (из «Толкового словаря иноязычных слов Л. П. Крысина (М. , 1998).
Автаркия - экономическое обособление страны, направленное на создание замкнутого национального хозяйства, способного обходиться без ввоза товаров из-за границы.
Брокер - посредник при заключении сделок на бирже.
Депозит - денежные средства или ценные бумаги, помещаемые в кредитные учреждения.
Дебитор - должник.
Дилер - лицо или учреждение - торговый представитель предприятия, фирмы; биржевой посредник, занимающийся куплей и продажей ценных бумаг.
Дилемма - положение, при котором выбор одного из двух противоположных решений одинаково затруднителен.
Дистрибьютор - лицо или учреждение, занятое размещением на рынке сбыта товаров, производимых каким - либо предприятием.
Инсинуация - клеветническое измышление.
Истеблишмент - правящие и привилегированные группы общества, а также вся система власти и управления, с помощью которой они осуществляют свое господство.
Мониторинг - систематическое наблюдение за каким-нибудь процессом с целью фиксировать соответствие результатов этого процесса первоначальным предположениям.
Нувориш - богач - выскочка, человек, разбогатевший на спекуляциях.
Реноме - установившееся (обычно благоприятное) мнение о чем-либо.
Сервер - обслуживающее устройство в системах автоматической обработки информации.
Фиаско - неуспех, полная неудача.
По нашему мнению, ряд лексических ошибок связан с незнанием значений слов и устойчивых выражений и обусловленным этим незнанием их неправильным употреблением в речи.
3.Мы выяснили, что очень распространённой ошибкой оказалось употребление слова «обратно» вместо «снова», «опять»: «Габардин пришел к нам обратно», «Рижский вокзал надо переименовать обратно...», «Впоследствии Баланчин дал ей (балерине) эту партию обратно».
4.Нередко в СМИ предложение начинается со слов «в этой связи» («В этой связи хочется вспомнить и о недавних событиях»). Чаще всего это словосочетание употребляется, когда в тексте не указано ни на какую связь предыдущего с последующим. Правильно: «В связи с этим...» . Благодаря такому сочетанию слов и устанавливается связь между уже сказанным и тем, о чем будет идти речь в дальнейшем.
5.К лексико-стилистическим погрешностям относится и незнание особенностей лексической сочетаемости слов в русском языке. Например: «Ухудшается уровень жизни народа» (правильно: «Снижается уровень жизни народа»). Неверно составлено и предложение: «Чтобы улучшить криминогенную обстановку в городе, правоохранительные органы работают в усиленном режиме» (криминогенный - способствующий совершению преступления). Правильно: «Чтобы изменить криминогенную обстановку в городе...» или «Чтобы улучшить общую обстановку в городе...» .
6. Кроме того, нами, в процессе исследования, обнаружены случаи неверного употребления слов «главный» и «заглавный»:
№ | цитата из СМИ | источник | результат воздействия на речь учащихся | правильный вариант |
1 | Н. Михалков исполнил заглавную роль в своем фильме «Утомленные солнцем»… | «Жизнь» от 15.02.03г., стр.5, «Наши и «Оскар». | Чацкий – заглавный герой пьесы Грибоедова «Горе от ума»… | главный |
2 | Заглавная героиня сериала «Скорая помощь» в исполнении Джулианы Маргулис. | НТВ, «Принцип домино», 06.11.04г. | Заглавные герои романа «Тихий Дон» вынесли немало лишений… | главный |
7. Мы пришли к выводу, что типичными для спонтанной речи являются погрешности следующего рода:
№ | цитата из СМИ | источник | результат воздействия на речь учащихся |
1 | Только вмешательство спасателей помешало окончательному разграблению… | «Труд» от 18.12.03г., стр. 4, «ЧП. «ножки Буша» разбегались, словно курицы». | Удачливый герой удачлив во всем… |
2 | Часовая уборка пылесосом сжигает за час 250 калорий… | «Cosmo» № 3, 2005г., стр.321. | Мы подвели итоги месячника за истекший месяц. |
3 | Уходящий 2003й год…был богат и на удачи, и на неудачи. Очень хочется думать, что 2004й год будет удачней. | «Терек» от 31.12.03г., стр.1 «Каким был 2003й» | Пусть тебе сопутствуют фортуна, счастье и удача… |
4 | И не заставляет звёзд скакать через скакалку… | «КП» от 22.10.05г., стр.14 «Скверный анекдот» | Будет конкурс по лингвистике и разным языкам. |
№ | цитата из СМИ | источник | результат воздействия на речь учащихся |
55 | При поступлении новой информации мы вас будем информировать… | ТВ КБР 14.10.05г., 20.45 «Новости», диктор Наталья Боровинская | Дикие звери водились в лесу повселесно. (из сочинения) |
6 | Время измерялось во все времена… | Из рекламы на ТВ | Мы видели их мертвые трупы… |
7 | Просто он сам такой простой человечек… | «Песня года», НТВ, 31.12.05г. (А. Б. Пугачёва) | Это аксиома, это вещь, которая не требует доказательств. |
8 | Ловят неуловимых боевиков… | «Сегодня», НТВ, 04.01.06г. (Ольга Белова) | В поле было полно цветущих цветов… |
9 | Его воображение уже разыгралось, и мы начинаем играть… | Реклама ТВ | Летом я читал Чехова, Толстого и русских классиков. |
10 | Рукав классической длины, длинный… | «Снимите это немедленно». СТС, 26.12.05г. (Саша Вертинская) | Он сел в калошу, опозорился… |
11 | Она отличалась лебединой красотой белого лебедя… | «Терек» от 12.04.03г., стр. 3, «Танец и жизнь». | Юношеский максимализм присущ всем юным. |
Этот ряд можно продолжать долго. Явления такого порядка в лингвистике принято называть тавтологией.
8. Логические ошибки:
№ | цитата из СМИ | источник |
1 | А если обращаются, значит, у них что-то с чем-то не в порядке… | «КП» от 14.09.05г., стр.2 «Картина дня» (цитируется г-н Черномырдин) |
2 | Нынешний сезон уже открыл для ценителей классической музыки ряд молодых исполнителей. Не был исключением и нынешний. | «КБП» от 04.06.05г., стр.4-5 «На одном дыхании» |
3 | Мужские и женские мозги – это две большие разницы… | «КП» за 16-23.06.05, стр.10 «Клуб любознательных» |
4 | Через полчаса компьютерных игр у меня складывается впечатление, что я сошёл с ума. Поэтому я его выключаю. | «Cosmo» № 7, 2005г., стр.117 «Комментарий Ивана Урганта» |
5 | Приобретая пиротехнику, не покупайте её у лотошников… | «Терек» от 31.12.03г., стр.3 «Внимание: 01 предупреждает» |
6 | Дмитрия Певцова побрили наголого… | «КП» от 2-9.06.05г., стр.39 (заголовок) |
7 | Но и нам надо на пульсе руку держать, не пускать на самотёк молодёжь. | «КП» от 08.11.05г., стр.3 «Как нам избежать проколов» |
88 | В таком формате мы не думали над этой проблемой. Мы уделим серьёзное внимание этой проблеме. (из речи А. Канокова) | «КБП» от 25.10.05г., стр.1 «В ближайшее время в школах будут введены уроки ислама и православия» |
9 | Общаюсь с людьми, которые лицами-то особенно не хлопочут. | «МК» от 24.11.05г., «Кривой эфир» |
10 | А когда я включала ТВ, я слышала совершенно другую речь. | «МК» от 24.11.05г., «Кривой эфир» |
11 | Эта его любовь…Она же невероятная, жуткая…Она…во какая! Вот. | «Без комплексов», ОРТ, 27.12.05г. (Лолита) |
12 | Прошли дни, прошли недели и результат проявился налицо… | Реклама ТВ |
13 | Черномырдин: -Надо не хотением достигать этого, а совсем другим местом. -Я думаю об этом всегда и далеко не безразлично. -Я не очень-то замечаю, кого ещё можно в президенты. -И очень жаль, что вот на таком, на полном скаку человеку надо будет уходить по Конституции. -Я думаю, что ему равных не будет. Вот пока ему их нет. -Хотя, должен сказать, ведь его тоже никто не знал до 1999года. Хотя Россия богатая страна – и на людей, и на умных людей. -Конечно, будут , они есть, которые достойны возглавить наше государство. -Я к этому не хотел бы даже притрагиваться. Вот не хотел бы сейчас. | «КП» от 18.10.05г., стр.8 «Политпарилка» |
14 | Вообще, экстремальщина оторвались на полную катушку… | «Вести КБР», 27.06.05г., 20.45 |
15 | Президент…проводил разбор полёта… | «Сегодня», 22.08.05г., 22.00, Асет Вацуева |
16 | Было много симпатичной музыки. | «Пять звёзд» , «Россия», 10.07.05г. (Л. В. Лещенко) |
17 | Давно было не видно Курникову. | «Вести», НТВ 13.07.05г. |
18 | Сейчас проходят молитвы у Стены Плача … | «Сегодня», НТВ, 05.01.06г. (Денис Сандро) |
19 | Не в лучшей бодрости духа… | «Сегодня», НТВ, 05.01.06г. (Алексей Пивоваров) |
20 | Сорок квадратов метров… Завтра мероприятия по прочёске местности будут продолжены… | «Сегодня», НТВ, 05.01.06г. (Абдул Мусаев) |
21 | Вы нарушили уголовный закон… | «Федеральный судья». ОРТ,12.01.06г., (С.А. Пашин) |
22 | Задержан участник незаконного бандформирования… | «Дежурная часть». «Россия», 12.01.06г. |
23 | С течением топки через них начинают пробиваться искры… | «Терек» от 11.12.03г., стр.4 «Чтобы избежать огненной стихии» |
24 | На концерты мы ходили и в экскурсию в музей… | «Терек» от 28.08.03г., стр.3 «Звёзды гаснут над «Алмазом» |
9. Неоправданный повтор:
№ | цитата из СМИ | источник |
1 | Хотя…трудно сравнивать такие дефолты, всё же заметно: основа у них общая…Хотя правые подают надежду на исправление… | «Труд» от 18.12.03г., стр.2 «Язык до дефолта довёл» |
2 | И это при том, что эти средства не были предусмотрены в бюджете. | «КП» от 01.11.03г., стр.6 «На Ставрополье началась вакцинация» |
3 | Меня, как бы, всё, как бы, устраивает… | «Три окна», ОРТ, 04.12.05г. (Н. Королёва) |
4 | Сейчас, на самом деле, мы хотим сказать, что, на самом деле, этот стиль ей к лицу… И, на самом деле, мы решились на минимум перемен… | «Снимите это немедленно», СТС, 08.01.06г. (Таша Строгая) |
5 | Ну, реально-то она не очень изменилась. Человек-то она реально тот самый… Не, ну реально!.. | «Снимите это немедленно», СТС, 08.01.06г. (Саша Вертинская) |
4.Нарушение чистоты речи.
Чистота речи — отсутствие в ней лишних слов, слов-«сорняков», слов-«паразитов». Конечно, в языке этих слов нет, такими они становятся в речи говорящего из-за частого, неуместного их употребления. К сожалению, многие вставляют в свою речь «любимые словечки»: так сказать, значит, вот, собственно говоря, видите ли, понятно, да, так, понимаете и др.11
1.Несомненно, разговорные элементы, просторечные вкрапления (именно вкрапления) имеют право на жизнь в публицистике. Однако чувство меры в использовании средств разговорного стиля у журналистов нередко отсутствует:
№ | цитата из СМИ | источник | результат воздействия на речь учащихся |
1 | Посетители музея сплошь эмвэдэшники, музейщики постарались для них на славу… | «Жизнь» от 27.02.04г., стр. 5 «Открытие музея» | Фортепианщики занимались в соседнем классе… |
2 | Премьер-министр утвердил поправки к ПДД, разрешающие ментам забирать любую машину. | «КП» от 02.10.03г., стр.3 из заголовка | Ментов в то время не было… |
3 | Да мне по фиг… | «Cosmo» № 12,2005г., стр.180 «Интервью. Стас Пьеха» | Офигенный случай случился в Афинах… Печорин был пофигистом. |
4 | Странные ребята: торгуют наркотой, пьют, шарахаются по улицам. | «КП» от 11.11.05г., стр.2 «Картина дня» | Вместо работы Раскольников шарахался по Петербургу… |
5 | «Пусть каждый ваш рабочий день скрашивает карнавал ваших любимых людей дома!» - пожелал наш звездун. | «КП от 12.11.05г., стр.14 «Брюзга недели» | Можно будет пофоткаться… |
6 | …жрать червяков в эфире… | «КП» от 22.10.05г., стр.14 «Скверный анекдот» | Тусовались у Шерер. |
7 | Вот пацан вчера только с зоны откинулся, с Ходором рядом был, всё расскажет! | «КП» от 29.10.05г., стр.2 «Сообщаем подробности» | Солженицын, откинувшись с зоны, принимается писать романы… |
8 | Вот простебала я Сергея Безрукова… | «МК» от 24.11.05г., «Кривой эфир» | Все прикалывались над Пьером Безуховым… |
9 | Ну не понравились президенту их рожи… | «Новости», ОРТ, 13.09.05г., 21.00, В. Черномырдин | Морда лица у героя была так себе… |
10 | В Европе поражает умение горожан парковать свои бибики… | «Непутёвые заметки», Дмитрий Крылов, 20.11.05г. | Она снямкала все съестное в доме. |
11 | ОЧУМЕТЬ! | «Моя прекрасная няня», СТС (няня Вика) | Маргарита оказалась на чумовой вечеринке. |
12 | Пока варятся макароны, позырим кассету «Битлз». | «Три окна», ОРТ, 05.11.05г., 10.30, А. Макаревич. | К концу романа Наташа Ростова приобретает нью-лук… |
Следует заметить, что разговорная тональность в информационно-аналитических программах нередко тяготеет к грубовато-просторечной, а то и вовсе подменяется ею. Свидетельство тому – откровенно грубая лексика: хавать, халява, козлы, облажаться.
2.Что касается иностранных слов, то необходимость некоторых из них несомненна, но зачем нам «конфронтация», «раунд», «саммит», «консенсус», «тинейджер», «шоу», «брейн-ринг» и сотни других! Современные масштабы заимствования губительны для русского литературного языка:
№ | цитата из СМИ | источник | результат воздействия на речь учащихся |
1 | Я за их счет делаю себе пиар. | «МК» от 24.11.05г., «Кривой эфир» | Поэт пиарил себя… |
2 | После полного апгрейда показался Дед Мороз… | «Сегодня». НТВ, 26.12.05г. | Это был апгрейд… |
3 | Сельская самодеятельность организовала грандиозное шоу для комбайнёров. | «Терек» от 18.06.04г., стр. 2 «Делу - время, потехе - час». | Вечером я устроила для родителей шоу с истерикой. |
4 | Плюрализм мнений будет учтён. | «КБП» от 08.12.03г., стр. 1 «Выборы сегодня» | В Думе наблюдается плюрализм партий. |
5 | Этот колхоз всегда в авангарде. | «Терек» от 07.09.03г., стр. 2 «Передовые хозяйства района». | Наш класс был в авангарде по уборке школы. |
Заключение.
Если человек не допускает ошибок в произношении, в употреблении форм слов, в их образовании, в построении предложений, его речь мы называем правильной. Однако этого мало. Речь может быть правильной, но «плохой», то есть не соответствовать целям и условиям общения. В понятие «хорошей» речи включаются как минимум три признака: богатство, точность и выразительность. Показателями богатой речи являются большой объем активного словаря, разнообразие используемых морфологических форм и синтаксических конструкций. Точность речи - это выбор таких языковых средств, которые наилучшим образом выражают содержание высказывания, раскрывают его тему и основную мысль. Выразительность создается с помощью отбора языковых средств, в наибольшей мере соответствующих условиям и задачам общения.
Если человек обладает правильной и хорошей речью, он достигает высшего уровня речевой культуры. Это значит, что он не только не допускает ошибок, но и умеет наилучшим образом строить высказывания в соответствии с целью общения, отбирать наиболее подходящие в каждом случае слова и конструкции, учитывая при этом, к кому и при каких обстоятельствах он обращается.
Высокий уровень речевой культуры — неотъемлемая черта современного человека, следует не допускать ошибок в произношении, в употреблении форм слов, в построении предложений, однако добиться этого достаточно сложно в нынешней ситуации, когда СМИ, оказывающие значительное влияние на культуру речи общества, столь далеки от норм.
Мы провели мини-опрос тестируемых:
- Читаете ли вы в обязательном порядке программные произведения?
а)конечно, причём в полном варианте-10%; б)стараюсь, но в сокращении-63%; в)нет-27% (!).
-Как часто вы читаете произведения мировой классики?
а)довольно часто-26%; б)редко-15%; в)читаю лёгкую литературу-19%;г)не читаю, нет времени-40% (!).
-Как часто вы пользуетесь лингвистическими словарями?
а)довольно часто-20%; б)время от времени-6%; в)не пользуюсь-74% (!).
-Как часто вы обращаетесь за информацией разного рода к СМИ?
а)очень часто-72%; б)время от времени-18%; в)редко-10%.
-Знакомо ли вам понятие «культура речи»?
а)да-35%; б)что-то припоминаю-29%; в)нет-36%.
-Может ли, на ваш взгляд, речь СМИ быть неверной, не соответствующей нормам?
а)вполне-12%; б)не думаю-26%; в)нет-62%.
-Считаете ли вы возможным корректировать свою речь по речи СМИ?
а)конечно-61%; б)нет-14%; в)не всегда-25%.
Проанализировав материалы исследования и приняв во внимание результаты мини-опроса, мы пришли к выводу, что:
1) удельный вес речевой продукции СМИ в речевой практике общества повысился, повысилась и значимость текстов СМИ в общественном сознании, увеличилась сила воздействия СМИ на культуру речи людей.
2) нами констатировано, что влияние языка СМИ на культуру речи общества негативно, что является предметом тревоги за экологию русского языка, культуру речи современного общества.
Л.В. Щерба писал: «Все хотят говорить правильным хорошим русским языком, а где найти его нормы не знают. Ответ, собственно, конечно, крайне прост – читайте произведения … непререкаемых классиков нашей литературы – Горького, Чехова, Короленко, Тургенева, Гончарова и др., и вы найдете у них искомую норму». На наш взгляд, ответ Л. В. Щербы очень актуален, но посредством данного совета выправить ситуацию будет довольно сложно (см. результаты мини-опроса), поэтому мы предлагаем свою «Программу оптимизации культуры русской речи»:
I.Ввести в школе предмет риторика.
II.Организовать для учителей-словесников курсы по риторике.
III.Рекомендовать учителям-словесникам включать в урок непременные орфоэпические, акцентологические, орфографические и другие разминки для учащихся всех возрастных групп.
IV.Организовать в школах клубы любителей русской речи.
V.Рекомендовать факультетам журналистики уделять больше внимания культуре речи путём увеличения количества часов, отведённых на формирование данной культуры у будущих работников СМИ,
VI.Учредить премию СМИ, выступающим за чистоту и правильность русской речи.
VII.Организовать на одном из российских каналов выход передачи «Цензура»с мониторингом ошибок в речи телеведущих, распределив последних в номинациях:1)мисс/мистер антиправильность речи; 2) мисс/мистер антиточность речи; 3) мисс/мистер античистота речи и т.п.
VIII.Популяризировать словари, активно создавая их качественные интернет-версии. Данный шаг, на наш взгляд, обеспечивает доступность словарной информации.
IX.Объявить конкурс среди лингвистов на разработку программы ликбеза в культуре речи.
X.Учредить Всероссийский конкурс знатоков мировой классической литературы и культуры речи.
Мы считаем, что, следуя нашей программе, можно повлиять на состояние культуры речи современного общества, а также культуру общества в целом: «По отношению каждого человека к своему языку можно судить не только о его культурном уровне, но и о его гражданской ценности. Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку. Человек, равнодушный к своему языку, - дикарь. Он вредоносен по самой своей сути, потому, что его безразличие к языку объясняется полнейшим безразличием к прошлому, настоящему и будущему своего народа»(К. Г. Паустовский).
Использованная литература.
1.Р. И. Аванесов. Русское литературное произношение. М., 1972г.
2.А. Н. Гвоздёв. Современный русский литературный язык: фонетика и морфология. М., 1973г.
3.Л. В. Щерба. О нормах образцового русского произношения// Л. В. Щерба. Избранные труды по русскому языку. М., 1957г.
4.Л. А. Вербицкая. Давайте говорить правильно. М., 1993г.
5. Абрамов Н. Искусство разговаривать// Русская речь. - 1991. - № 4.
6.Греков В.Ф. и др. Пособие для занятий по русскому языку. М., Просвещение, 1968г.
7.Оганесян С.С. Культура речевого общения // Русский язык в школе. № 5 – 1998г.
8.Скворцов Л.И. Язык, общение и культура // Русский язык в школе. № 1 – 1994г.
9.Формановская Н.И. Культура общения и речевой этикет // Русский язык в школе. № 5
10. Новинская Н. И. Орфоэпический словарь русского языка. М.,2004 г.
11. Введенская Л. А. Словарь ударений для дикторов радио и телевидения. М., 2004 г.
12. Введенская Л. А. Культура речи. Серия «Учебники, учебные пособия». Ростов н/Д: Феникс, 2001.
13. Розенталь Д. Э. Справочник по правописанию и литературной правке для работников печати. М., 1971г.
14. Ожегов С. И. Словарь русского языка. М., 1991г.
15. Агеенко Ф. Л., Зарва М. В. Словарь ударений русского языка. М., 2000г.
16. Крысин Л. П. Толковый словарь иноязычных слов. М., 1998г.
17. Материалы СМИ.
18. Материалы сочинений и магнитофонные записи спонтанной речи учащихся 11-х классов МОУ «СОШ № 2 г. Терек».
Приложение.
Процентное соотношение ошибок в культуре речи СМИ.
2003-2004гг.
1.Орфоэпические ошибки – 40%
2.Орфографические ошибки – 15%
3.Пунктуационные ошибки – 6%
4.Грамматические ошибки – 9%
5.Ошибки в словоупотреблении – 30%
2005-2006гг.
1.Орфоэпические ошибки –43%
2.Орфографические ошибки –10%
3.Пунктуационные ошибки –5%
4.Грамматические ошибки –10%
5.Ошибки в словоупотреблении –32%
! | Как писать дипломную работу Инструкция и советы по написанию качественной дипломной работы. |
! | Структура дипломной работы Сколько глав должно быть в работе, что должен содержать каждый из разделов. |
! | Оформление дипломных работ Требования к оформлению дипломных работ по ГОСТ. Основные методические указания. |
! | Источники для написания Что можно использовать в качестве источника для дипломной работы, а от чего лучше отказаться. |
! | Скачивание бесплатных работ Подводные камни и проблемы возникающие при сдаче бесплатно скачанной и не переработанной работы. |
! | Особенности дипломных проектов Чем отличается дипломный проект от дипломной работы. Описание особенностей. |
→ | по экономике Для студентов экономических специальностей. |
→ | по праву Для студентов юридических специальностей. |
→ | по педагогике Для студентов педагогических специальностей. |
→ | по психологии Для студентов специальностей связанных с психологией. |
→ | технических дипломов Для студентов технических специальностей. |
→ | выпускная работа бакалавра Требование к выпускной работе бакалавра. Как правило сдается на 4 курсе института. |
→ | магистерская диссертация Требования к магистерским диссертациям. Как правило сдается на 5,6 курсе обучения. |
Дипломная работа | Формирование устных вычислительных навыков пятиклассников при изучении темы "Десятичные дроби" |
Дипломная работа | Технологии работы социального педагога с многодетной семьей |
Дипломная работа | Человеко-машинный интерфейс, разработка эргономичного интерфейса |
Дипломная работа | Организация туристско-экскурсионной деятельности на т/к "Русский стиль" Солонешенского района Алтайского края |
Дипломная работа | Разработка мероприятий по повышению эффективности коммерческой деятельности предприятия |
Дипломная работа | Совершенствование системы аттестации персонала предприятия на примере офиса продаж ОАО "МТС" |
Дипломная работа | Разработка системы менеджмента качества на предприятии |
Дипломная работа | Организация учета и контроля на предприятиях жилищно-коммунального хозяйства |
Дипломная работа | ЭКСПРЕСС-АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ООО «АКТ «ФАРТОВ» |
Дипломная работа | Психическая коммуникация |