Реферат по предмету "Государство и право"


Защита прав инвесторов на рынке ценных бумаг

Содержание
Введение
1. Основные направления и методы защиты прав инвесторов нарынке ценных бумаг
2. Способы защиты прав инвестора на фондовом рынке
3. Особенности защиты прав миноритарных акционеров
Заключение
Список использованных источников
Введение
На протяжении длительного времени и по сегодняшний день однойиз наиболее актуальных проблем социально-экономической политики Российской Федерацииявляется защита прав инвесторов.
В этом направлении за последнее десятилетие достигнуты серьезныерезультаты как в области развития законодательства, так и в области улучшения практикизащиты прав инвесторов.
Регулирование рынка ценных бумаг представляет упорядочиваниедеятельности всех его участников и операций между участниками рынка со стороны государственныхорганов законодательной и исполнительной власти, саморегулируемых и общественныхорганизаций (схематически органы, регулирующие рынок ценных бумаг отражены в приложении1).
Регулирование рынка ценных бумаг подразделяется на внутреннееи внешнее.
Внутреннее регулирование — подчиненность деятельности даннойорганизации ее собственным нормативам: уставу, правилам и другим внутренним документам,определяющим деятельность самой организации, ее подразделений и работников.
Внешнее регулирование — подчиненность деятельности данной организациинормативным актам государства, других организаций и международным нормам.
Таким образом, актуальность темы настоящей курсовой работы — в гарантии защищенности прав и законных интересов инвесторов, как со стороны государства,так и самих организаций. К сожалению, отечественное законодательство и внутренниедокументы организаций имеют множество вопросов, требующих более глубокой проработки.Очевидно, что данный факт усиливает актуальность темы исследования.
Объектом исследования в настоящей рабoтеявляются права и законные интересы инвесторов. Предмет исследования — методы и особенностизащиты прав инвесторов, нормативное регулирование возникающих конфликтов, проблемыпрактической реализации законов и обеспечения судебной защиты прав инвесторов нарынке ценных бумаг.
Цель работы — раскрытие сущности защиты прав инвесторов, анализпроблем и выявление приоритетных направлений развития данного вопроса.
В соответствии с объектом, предметом и целью исследования, выделимзадачи, стоящие перед нами на пути достижения целей исследования:
определение основных направлений и методов защиты прав инвесторовна рынке ценных бумаг;
раскрытие способов защиты прав инвесторов на российском фондовомрынке;
рассмотрение особенностей защиты прав миноритарных инвесторов;
Работа основана на Конституции Российской Федерации, на Федеральномзаконе РФ «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг»,на Законе РФ «О рынке ценных бумаг», Закон РФ «Об акционерных обществах»,Закон РФ «Об обществах с ограниченной ответственностью», на Законе РФ«О рекламе», Приказах ФСФР России, на Гражданском кодексе РФ и иных федеральныхзаконах и других нормативно-правовых актах Российской Федерации, исследованиях следующихавторов: В.В. Бочаров, В.А. Галанов, Ковалев, А.С. Нешитой, Е.Б. Стародубцев.
Настоящая курсовая работа состоит из титульного листа, содержанияработы, введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
В первой главе представлен законодательный материал, включающийразъяснение сущности и специфики прав инвестора, в зависимости от различных условий,формы организаций, рассматриваются права и обязанности компаний, а так же меры длязащиты нарушенных прав.
Во второй главе рассматриваются права инвесторов на российскомфондовом рынке и способы их защиты.
В третьей главе изложены особенности защиты прав при столкновенииинтересов мажоритарных и миноритарных инвесторов, выявлены проблемы в практическойреализации законов и обеспечения судебной защиты.
1. Основные направления и методы защиты прав инвесторовна рынке ценных бумаг
Защита прав инвесторов, согласно Федеральному закону «Озащите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг», понимается,прежде всего, как обеспечение государственной и общественной защиты прав и законныхинтересов физических и юридических лиц, объектом инвестирования которых являютсяценные бумаги (далее — инвесторы), а также определение порядка выплаты компенсацийи предоставления иных форм возмещения ущерба инвесторам — физическим лицам, причиненногопротивоправными действиями эмитентов и других участников рынка ценных бумаг (далее- профессиональные участники) на рынке ценных бумаг.
Приобретая ценные бумаги и предоставляя тем самым свой капиталкомпании, инвесторы надеются, что руководители этой компании будут использоватьэти средства в соответствии с заявленными целями и действовать в интересах владельцевэтих ценных бумаг. Чтобы ожидания инвесторов «превратились» в уверенность,необходимы гарантии, то есть методы, обеспечивающие реализацию интересов и правакционеров [23, с.40].
Отношения, связанные с защитой прав инвесторов на рынке ценныхбумаг, регулируются Конституцией Российской Федерации, Федеральным Законом РоссийскойФедерации «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг»,Федеральным Законом Российской Федерации «О рынке ценных бумаг», ФедеральнымЗаконом Российской Федерации «Об акционерных обществах», Федеральным ЗакономРоссийской Федерации «Об обществах с ограниченной ответственностью», ПриказомФедеральной службы по финансовым рынкам России № 07-4/пз-н «Стандарты эмиссииценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг», Гражданским кодексом РоссийскойФедерации и иными федеральными законами и другими нормативными правовыми актамиРоссийской Федерации.
Для того, чтобы выяснить, каким образом акционер может защититьсвои права, начнем с того, какие права есть у акционеров в зависимости от пакетаакций, которым он обладает.
1. Владельцы одной голосующей акции общества имеют право в голосованиина общем собрании акционеров [8, ст.59], на получение дивидендов, а в случае ликвидацииобщества — право на получение части его имущества [8, ст.23].
2. Владельцы, обладающие не менее чем 1 процентом голосов имеютправо на участие в общем собрании акционеров [8, ст.51], ознакомиться со спискомлиц, имеющих право на участие в общем собрании акционеров [8, п.4 ст.51], обратитьсяв суд с иском к члену общества о возмещении причиненных акционеру убытков их виновнымидействиями (бездействием) [8, п.5 ст.71].
3. Акционеры, являющиеся в совокупности владельцами не менеечем 2 процентов голосующих акций общества, вправе внести вопросы в повестку днягодового общего собрания акционеров и выдвинуть кандидатов в совет директоров (наблюдательныйсовет) общества, коллегиальный исполнительный орган, ревизионную комиссию (ревизоры)и счетную комиссию общества, число которых не может превышать количественный составсоответствующего органа, а также кандидата на должность единоличного исполнительногооргана [8, п.1 ст.53], предложить кандидатов для избрания в совет директоров (наблюдательныйсовет) общества, кандидата на должность единоличного исполнительного органа общества[8, п.1 ст.53].
4. Владельцы не менее 10 процентов голосующих акций обществаимеют право требовать созыва внеочередного общего собрания акционеров [8, п.1 ст.55],требовать проверки (ревизии) финансово-хозяйственной деятельности общества [8, п.3ст.85].
5. Владельцы не менее 15 процентов голосующих акций обществаимеют преимущество в проведении своего представителя в совет директоров (наблюдательныйсовет) [8, п.3 ст.66].
6. Владельцы не менее 25 процентов голосующих акций обществаимеют право на внесение изменений и дополнений в устав общества или утверждениеустава общества в новой редакции, на реорганизацию общества, на ликвидацию общества,назначение ликвидационной комиссии и утверждение промежуточного и окончательноголиквидационных балансов, на определение количества, номинальной стоимости, категории(типа) объявленных акций и прав, предоставляемых этими акциями, приобретение обществомразмещенных акций [8, п.4 ст.49], возможность блокирования решений, принятых обществом,для решения которых требуется квалифицированное большинство в три четверти голосовакционеров — владельцев голосующих акций, на доступ к документам бухгалтерскогоучета и протоколам заседаний коллегиального исполнительного органа [8, п.1 ст.91].
7. Акционерам, обладающим в совокупности не менее чем 30 процентамиголосов размещенных голосующих акций общества предоставляют возможность иметь кворумпри повторном собрании акционеров [8, п.3 ст.58].
8. Акционеры, являющиеся в совокупности владельцами не менее50 процентов голосующих акций общества определяют наличие кворума общего собранияакционеров [8, п.1 ст.58], принимают решение по вопросам, указанным в подпунктах1 — 3, 5 и 17 пункта 1 статьи 48 Федерального закона «Об акционерных обществах»,принимается общим собранием акционеров большинством в три четверти голосов акционеров- владельцев голосующих акций, принимающих участие в общем собрании акционеров[8, п.4 ст.49].
9. Акционеры, являющиеся в совокупности владельцами 75 процентовголосующих акций общества, имеют право размещать акции (эмиссионных ценных бумагобщества, конвертируемых в акции) посредством закрытой подписки [8, п.3 ст.39],размещать посредством открытой подписки обыкновенных акций, составляющих более 25процентов ранее размещенных обыкновенных акций [8, п.4 ст.39], в соответствии сп.1 ст.48, принимать решение об одобрении крупной сделки, предметом которой являетсяимущество, стоимость которого составляет более 50 процентов балансовой стоимостиактивов общества [8, п.3 ст.79].
10. Акционер, являющийся в совокупности владельцем 100 процентовголосующих акций общества, имеет право принимать решения по вопросам, относящимсяк компетенции общего собрания акционеров, они принимаются этим акционером единоличнои оформляются письменно [8, п.3 ст.47].
Права владельцев привилегированных акций установлены статьей32 ФЗ об АО. В уставе общества для каждого типа привилегированных акций должны бытьопределены:
размер дивиденда (в твердой денежной сумме или в процентах кноминальной стоимости привилегированных акций);
ликвидационная стоимость (в твердой денежной сумме или в процентахк номинальной стоимости привилегированных акций);
право голоса на общем собрании акционеров в случаях, предусмотренныхст.32 ФЗ об АО.
Владельцы привилегированных акций, по которым не определен размердивиденда, имеют право на получение дивидендов наравне с владельцами обыкновенныхакций.
Пункт 16 постановления ВАС РФ № 19 указывает, что дивиденды,решение о выплате (объявлении) которых принято общим собранием акционеров, подлежатвыплате в срок, определенный уставом общества или решением общего собрания акционеров.Если уставом такой срок не определен, он не должен превышать 60 дней, в том числепри установлении его решением общего собрания.
В случае невыплаты объявленных дивидендов в установленный срокакционер вправе обратиться с иском в суд о взыскании с общества причитающейся емусуммы дивидендов, а также процентов за просрочку исполнения денежного обязательствана основании статьи 395 Гражданского кодекса РФ [23, с.52].
Согласно пункту 15 постановления Пленума Высшего АрбитражногоСуда РФ от 18.11.2003 № 19 «О некоторых вопросах применения Федерального закона»Об акционерных обществах" (далее — постановление ВАС РФ № 19) при отсутствиирешения об объявлении дивидендов общество не вправе выплачивать, а акционеры требоватьих выплаты [23, с.52].
Согласно пункту 29 постановления ВАС РФ № 19 на основании статьи75 ФЗ об АО акционеры — владельцы голосующих акций вправе требовать выкупа обществомвсех или части принадлежащих им акций в случаях принятия общим собранием акционероврешения о реорганизации общества, совершении крупной сделки, а также о внесенииизменений или дополнений в устав общества (утверждении его в новой редакции), ограничивающихправо акционеров, если они голосовали против принятия соответствующего решения илине участвовали в голосовании по этим вопросам.
Перечень оснований, дающих акционеру право требовать выкупа обществомпринадлежащих данному акционеру акций, установленный статьей 75 ФЗ об АО, являетсяисчерпывающим.
Практическое значение обладания процентной долей в уставном капиталеобщества с ограниченной ответственностью заключается в следующем:
1. Участники общества, доли которых в совокупности составляютне менее чем 10 процентов уставного капитала общества, вправе требовать в судебномпорядке исключения из общества участника, который грубо нарушает свои обязанностилибо своими действиями (бездействием) делает невозможной деятельность общества илисущественно ее затрудняет [9, ст.10].
2. Участники общества, доли которых в совокупности составляютболее 25 процентов — позволяют блокировать принятие решения по вопросам измененияустава общества, в том числе изменения размера уставного капитала общества.
3. Решения об изменении устава общества, в том числе измененииразмера уставного капитала общества принимаются большинством не менее двух третейголосов от общего числа голосов участников общества [9, абз.2 п.8 ст.37].
4. Участники общества, доли которых в совокупности составляютболее 50 процентов — имеют право практически на полное управление обществом, заисключением гарантированного решения вопросов, указанных в п.1 и 3.
5. Участники общества, доли которых в совокупности составляютболее 75 процентов — дают возможность решать все вопросы, связанные с управлениемобщества, за исключением вопросов, указанных в п.1.
1 января 2011 года значительно расширен перечень раскрываемойи предоставляемой информации. Изменения внесены в Федеральные законы «О рынкеценных бумаг», «Об акционерных обществах», «Об инвестиционныхфондах» и некоторые другие законодательные акты.
Подробно регламентирован состав информации, включаемой эмитентомценных бумаг в состав ежеквартального отчета. Установлен подробный перечень сведений(состоящий из пятидесяти пунктов), подлежащих раскрытию или предоставлению в формесообщений о существенных фактах. В него включены сведения, касающиеся, в частности,созыва и проведения общих собраний акционеров, проведения заседания совета директорови принятия некоторых его решений, судебных исков, предъявленных к эмитенту, эмиссииценных бумаг, совершения эмитентом крупных сделок и т.д.
Уточняется процедура эмиссии и обращения ценных бумаг. Так, бумаги,предназначенные для квалифицированных инвесторов, могут обращаться на торгах приусловии регистрации их проспекта. Держатель реестра владельцев ценных бумаг и депозитарииобязаны хранить документы, связанные с учетом и переходом прав на бумаги, не менеепяти лет с даты их поступления.
Установлена обязанность эмитента при регистрации проспекта ценныхбумаг, предназначенных для квалифицированных инвесторов, предоставлять информациютакже и в форме сводной бухгалтерской (консолидированной финансовой) отчетности(в том числе подготовленную в соответствии с МСФО).
Установлены также условия и порядок освобождения эмитентов отобязанности осуществлять раскрытие или предоставление информации о ценных бумагах.[4, ст.30.1]
В случае если права акционера нарушены, то в зависимости от ситуацииможно применять следующие методы для защиты нарушенных прав:
1. Обжалование незаконных действий (бездействий) общества, причинившихущерб инвестору [8, п.5 ст.71], в ФСФР России, которая имеет право применения административнойответственности к юридическим лицам и их руководителям [5, п.7 ст.6 ФЗ].
В отношении эмитентов, осуществляющих недобросовестную эмиссиюценных бумаг, ФСФР принимает меры к приостановлению дальнейшего размещения ценныхбумаг, выпущенных в результате недобросовестной эмиссии, и опубликовывает об этомсведения в средствах массовой информации; извещает эмитента о необходимости в установленныесроки устранения нарушений, внесения изменений в проспект ценных бумаг и другиеусловия выпуска.
По фактам недобросовестной эмиссии, а также при осуществлениидеятельности без наличия соответствующей лицензии ФСФР направляет материалы проверкив суд для применения мер административной ответственности к должностным лицам эмитенталибо в органы прокуратуры при наличии в действиях должностных лиц эмитента признаковсостава преступления.
За непредставление или нарушение эмитентом, профессиональнымучастником рынка ценных бумаг, акционерным инвестиционным фондом, управляющей компаниейакционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственногопенсионного фонда либо специализированным депозитарием акционерного инвестиционногофонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда порядкаи сроков представления информации, предусмотренных федеральными законами и принятымив соответствии с ними иными нормативными правовыми актами, а равно представлениеинформации не в полном объеме, и (или) недостоверной информации, и (или) вводящейв заблуждение информации, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемогодеяния, — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц [3, ст.15.19].
В целях информирования инвесторов и предупреждения их о совершенныхи возможных правонарушениях на рынке ценных бумаг ФСФР России обязана вести информационныебазы данных, содержащие открытую и доступную для каждого заинтересованного лицаинформацию о санкциях, примененных в отношении лиц, совершивших правонарушения нарынке ценных бумаг, лицах, совершивших указанные правонарушения, зарегистрированныхвыпусках ценных бумаг, выданных им лицензиях [5, п.2 ст 8 ФЗ]. В приложении 2 представленаконтрольно-надзорная деятельность ФСФР России за 2009 год.
2. Жалобы и заявления инвесторов на участников саморегулируемойорганизации рассматриваются также саморегулируемыми организациями, которые осуществляютконтроль за исполнением своими участниками (членами) законодательства РоссийскойФедерации о защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг [5,ст.15].
Формы, сроки и порядок проведения указанного контроля предусмотренучредительными документами, правилами и стандартами ее деятельности.
По итогам рассмотрения жалобы и заявления саморегулируемая организациявправе принять следующее решение:
применить к нарушителю санкции, установленные правилами и стандартамидеятельности этой организации;
рекомендовать своему участнику (члену) возместить инвестору причиненныйущерб во внесудебном порядке;
исключить профессионального участника из числа своих участников(членов) и обратиться в федеральный орган исполнительной власти по рынку ценныхбумаг с заявлением о принятии мер по аннулированию или приостановлению действиялицензии указанного профессионального участника на осуществление профессиональнойдеятельности на рынке ценных бумаг;
направить материалы по жалобе и заявлению в правоохранительныеи иные федеральные органы исполнительной власти в соответствии с их компетенциейдля рассмотрения.
Саморегулируемая организация обязана сообщить в федеральный органисполнительной власти по рынку ценных бумаг об итогах рассмотрения жалоб и заявленийинвесторов и принятых ею решениях [5, ст.16].
Жалобы и заявления инвесторов подлежат рассмотрению федеральныморганом исполнительной власти по рынку ценных бумаг и иными федеральными органамиисполнительной власти, регулирующими рынок ценных бумаг, в срок, не превышающийдвух недель со дня подачи жалобы или заявления.
Важным фактором, влияющим на уровень защиты прав акционеров,является также поведение самих компаний.
В то же время качественное корпоративное управление служит лишьдополнительной гарантией защищенности прав и интересов инвесторов. Компания можетсамостоятельно улучшить защиту прав своих инвесторов, но ей не удастся полностьюкомпенсировать недостатки правового регулирования. Тем не менее, поскольку процесссоздания адекватного законодательства и эффективного правосудия труден и долог,компании могут снизить стоимость капитала, закрепив в своих уставах положения, защищающиеправа инвесторов, и последовательно реализуя эти положения.
Отечественное законодательство в области защиты прав инвесторовявляется отнюдь не слабым. И все же в нашем законодательстве остаются вопросы, требующиеболее глубокой проработки. Кроме того, существуют довольно серьезные проблемы практическойреализации законов и обеспечения судебной защиты. Все это не дает возможности назватьроссийскую систему регулирования прав акционеров достаточно развитой. Поэтому отечественнымкомпаниям необходимо обратить особое внимание на потребности и интересы потенциальныхи своих инвесторов и сделать акцент на выработке и соблюдении собственных принциповзащиты прав инвесторов.2. Способы защиты прав инвестора на фондовом рынке
Глобальный финансовый кризис явился поводом для частных инвесторовзадуматься о надлежащем управлении ценными бумагами и денежными средствами, переданнымидля инвестирования в ценные бумаги. В период кризиса управляющие компании демонстрировализначительные убытки от частных инвестиций. Вместе с тем, размер демонстрируемыхубытков подтолкнул инвесторов к анализу действий управляющих компаний не тольков условиях кризиса, но и в условиях экономической стабильности [21, стр.51].
Для того, чтобы иметь целостное представление о правомерностидействий управляющей компании необходимо начать с анализа подписанного договорадоверительного управления.
Согласно п.2 ст.4 ФЗ «О защите прав и законных интересовинвесторов на рынке ценных бумаг» условия заключаемых с инвесторами договоров,которые ограничивают права инвесторов по сравнению с правами, предусмотренными настоящимзаконом, являются ничтожными [5, п.2 ст.4]. Нарушение данного положения закона профессиональнымучастником рынка ценных бумаг является основанием для аннулирования или приостановлениядействия его лицензии на осуществление профессиональной деятельности на рынке ценныхбумаг и (или) наложения штрафа [21, стр.51].
Требования к договорам доверительного управления ценными бумагамии сопутствующим документам установлены Федеральной службой по финансовым рынкам(ФСФР) России в Порядке осуществления деятельности по управлению ценными бумагами.Таким образом, при анализе договора доверительного управления представляется целесообразнымучитывать положения названного документа в совокупности с законом о защите правинвесторов на рынке ценных бумаг. Основные положения закона и договора доверительногоуправления, несоблюдение которых управляющим может повлечь приостановление или аннулированиеего лицензии, а также положения договоров доверительного управления, на которыеинвестору следует обращать внимание — следующие:
1. Управляющий обязан осуществлять управление ценными бумагамив интересах учредителя управления (или указанного им лица) в соответствии с законодательствомРоссийской Федерации, проявлять должную заботливость об интересах учредителя управления(указанного им лица) при осуществлении деятельности по управлению ценными бумагами[13, п.2.6, 2.7].
Для целей определения соответствия этого положения закону, необходимоучитывать, совершались ли сделки с ценными бумагами на бирже, либо же сделка являласьвнебиржевой.
Заключение сделки на бирже означает,что управляющая компания действовала через брокера. В соответствии с законом и нормативно-правовымиактами ФСФР России, брокеры обязаны выполнять поручения клиентов добросовестно,действуя исключительно в интересах клиентов и обеспечивая наилучшие условия исполненияпоручений клиентов в соответствии с условиями таких поручений [7, п.2 ст.3]. Крометого, биржевая сделка не может быть исполнена на условиях худших, чем рыночные всилу особенности заключения сделок на бирже: сделка заключается, если совпадаютзаявка на продажу и заявка на приобретение, а, соответственно, цена сделки, зафиксированнаяв торговой системе на момент ее заключения, будет лучшей, то есть — рыночной [21,стр.51].
Если заключенная управляющим сделкаявлялась внебиржевой и цена приобретения/продажи ценных бумаг отклонялась в большую/меньшуюсторону от цены (средневзвешенной цены) таких же ценных бумаг, по которой моглабыть заключена такая сделка, сделка считается совершенной на заведомо худших посравнению с рыночными условиях [13, п.2.21]. Управляющий в этом случае обязан письменноуведомить учредителя управления не позднее окончания следующего рабочего дня заднем заключения такой сделки.
Таким образом, в Порядке осуществлениядеятельности по управлению ценными бумагами ФСФР России фактически предусмотреланевозможность заключения управляющими сделок на условиях, невыгодных для инвестора.Если же сделки все-таки заключаются, то в силу указаний органа государственной властиуправляющий обязан отчитаться за свои действия.
Изложенное выше наглядно демонстрирует,что положения законодательства о ценных бумагах в совокупности защищают инвестораот недобросовестных действий управляющей компании и от обязанности последней обеспечиватьнаилучшие условия исполнения сделок, осуществляемых в рамках доверительного управления.
В связи с этим инвестор вправе оспоритьположения договора доверительного управления, ограничивающие обязанность управляющегопо проявлению должной заботливости и осуществлению действий исключительно в интересахклиента [21, стр.52].
право инвестор ценная бумага
2. Несмотря на то, что действующее законодательствопрямо запрещает доверительному управляющему давать какие-либо гарантии и обещанияо будущей эффективности и доходности управления ценными бумагами, из этого правилаимеется исключение: в договоре доверительного управления управляющий может принятьна себя обязательства по обеспечению доходности [13, п.3.1.14].
Таким образом, при заключении договоровдоверительного управления клиенту предлагается выбрать определенную стратегию инвестирования,которой управляющий будет обязан придерживаться при осуществлении доверительногоуправления, если впоследствии управляющий и его клиент не договорятся об изменениистратегии. Именно в модели предлагаемой стратегии, как правило, доверительный управляющийприводит расчеты будущей доходности от вложений в ценные бумаги. Согласование стратегии,в которой указана доходность, приводит к тому, что управляющий берет на себя обязательствопо обеспечению доходности, то есть действует в строгом соответствии с целями инвестирования,согласованными с учредителем управления, в рамках инвестиционной стратегии.
В случае если указанное условие договоране выполняется, инвестор вправе обжаловать действия управляющего [21, стр.53].
3. Согласно положениям Закона РФ«О рынке ценных бумаг» и Порядка осуществления деятельности по управлениюценными бумагами, управляющий обязан предоставлять учредителю управления отчет одеятельности управляющего по управлению ценными бумагами [7, ст.5]. При этом такойотчет должен предоставляться инвестору в сроки, установленные договором, но не режеодного раза в квартал.
Требования к содержанию отчета содержатсяв Порядке осуществления деятельности по управлению ценными бумагами. Из представленногоинвестору отчета должен быть виден не только перечень ценных бумаг, входящих в егопортфель на заданную дату, их количество и рыночная цена, но и такая информация,как:
дата/время заключения сделки, дата/времясовершения операции;
дата фактического исполнения обязательствпо сделке;
вид сделки, описание операции;
вид, категория (тип), выпуск, транш,серия ценной бумаги;
место заключения сделки (наименованиеорганизатора торговли или внебиржевой рынок) и прочее [13, п.4.4].
Важно отметить, что в силу прямого указанияФСФР России, информация в отчете должна быть представлена раздельно по каждому эмитенту,виду, категории (типу) ценных бумаг, в том числе раздельно по биржевым и внебиржевымсделкам, по типам биржевых сделок (безадресные/переговорные сделки), а также отдельнопо сделкам РЕПО (по видам, категориям (типам) ценных бумаг) и срочным контрактами внебиржевым срочным контрактам (по вилам контрактов) [13, п.4.5].
Непредставление учредителю управленияподробных отчетов может служить поводом для обращения с жалобой на действия управляющейкомпании [21, стр.53].
4. В утвержденном ФСФР России Порядкеосуществления деятельности по управлению ценными бумагами имеется указание на обязанностьуправляющей компании письменно согласовать с инвестором ряд дополнительных условий[13, п.2.15-2.17], таких как:
перечень объектов доверительного управления,которые могут быть переданы инвестором управляющему в доверительное управление;
перечень (состав) объектов доверительногоуправления, которые вправе приобретать управляющий при осуществлении деятельностипо управлению ценными бумагами. ФСФР России утвержден следующий состав объектовдоверительного управления: виды ценных бумаг; перечень эмитентов или групп эмитентов,чьи ценные бумаги могут являться объектами управления, по отраслевому или иномупризнаку, который согласовывается по требованию учредителя управления; ценные бумаги,допущенные (не допущенные) к торгам, включенные/не включенные в котировальные списки;
по требованию учредителя управления- ограничения на приобретение отдельных видов объектов доверительного управления;
структура объектов доверительного управления,которую обязан поддерживать управляющий в течение всего срока действия договора,в том числе соотношение между ценными бумагами различных видов, соотношение междуценными бумагами различных эмитентов, соотношение между ценными бумагами и денежнымисредствами данного учредителя управления, находящимися в доверительном управлениии другие.
Введение на законодательном уровне требованияо письменном согласовании приведенных выше условий является дополнительной гарантиейзащиты прав инвестора, что дает возможность обезопасить себя от возможных рисков,связанных с инвестированием в ненадлежащие или сомнительные активы, а также с возможностьюосуществления управляющим высоко рисковых операций, предоставляется инвестору ещена стадии заключения договора доверительного управления.
Информацию о рисках, которые могут возникнутьпри совершении тех или иных операций с теми или иными инструментами, учредительуправления всегда может получить от управляющей компании. Согласно закону предоставлениенедостоверной, неполной или вводящей в заблуждение инвестора информации, являетсяоснованием для изменения или расторжения договора между инвестором и профессиональнымучастником по требованию инвестора [5, п.7 ст.6].
Законодательство предусматривает нескольковариантов обжалования действий управляющей компании по управлению ценными бумагамии денежными средствами, переданными для инвестирования в ценные бумаги.
Во-первых, инвестор может обратитьсяс жалобой (заявлением) в ФСФР России. В Законе «О рынке ценных бумаг»срок рассмотрения жалобы Федеральной службой по финансовым рынкам значительно сокращенпо сравнению с иными нормативно-правовыми актами, регулирующими порядок рассмотренияжалоб на действия профессиональных участников рынка ценных бумаг, и составляет двенедели [5, ст.7].
Результатом обращения в ФСФР РФ можетстать применение мер к должностным липам и специалистам управляющей компании (аннулированиеквалификационных аттестатов), наложение штрафов на управляющую компанию, приостановлениедействия лицензии управляющей компании либо ее аннулирование [12, п.2].
Во-вторых, инвестор может обратитьсяс жалобой (заявлением) в саморегулируемую организацию, членом которой является управляющаякомпания (Национальную ассоциацию участников фондового рынка или Некоммерческоепартнерство «Национальная лига управляющих»), к полномочиям которой отнесенорассмотрение жалоб и заявлений инвесторов.
В этом случае в итоге рассмотрения жалобымогут быть приняты следующие решения:
— рекомендовать управляющей компании возместить инвестору причиненныйущерб во внесудебном порядке;
— обратиться в ФСФР России с заявлением о принятии мер по аннулированиюили приостановлению действия лицензии управляющей компании;
— направить материалы по жалобе и заявлению в правоохранительные органыдля рассмотрения.
В-третьих, инвестору может быть рекомендованоодновременное обращение в контролирующий орган и саморегулируемую организацию. Темсамым повышаются шансы инвестора на получение результата от обращения с жалобой.
Дополнительной гарантией восстановлениянарушенных прав инвесторов служит возможность последующего обращения в суд. Согласноположениям Гражданского кодекса РФ, «доверительный управляющий, не проявившийпри доверительном управлении имуществом должной заботливости об интересах выгодоприобретателяили учредителя управления, возмещает выгодоприобретателю упущенную выгоду за времядоверительного управления имуществом, а учредителю управления убытки, причиненныеутратой или повреждением имущества, с учетом его естественного износа, а также упущеннуювыгоду». Таким образом, если по результатам рассмотрения жалобы саморегулируемаяорганизация вправе предложить управляющему возместить инвестору причиненный ущерб,в случае судебного разбирательства данный вопрос будет решаться уже в принудительномпорядке.
Следует также помнить, что Гражданскийкодекс РФ также содержит указание на то, что «доверительный управляющий несетответственность за причиненные убытки, если не докажет, что эти убытки произошливследствие непреодолимой силы либо действий выгодоприобретателя или учредителя управления».То есть, управляющая компания, в свою очередь, будет стараться доказать причинениеубытков в результате действий инвестора или обстоятельств непреодолимой силы. Вследствие чего инвестору придется одновременно квалифицированно и доступно объяснитьсуду не только, в чем именно выразилось нарушение с точки зрения законодательства,но и суметь объяснить показатели, свидетельствующие о причиненном ему ущербе и возникновенииупущенной выгоды.
Следует отметить, что действующее законодательствои система организации рынков ценных бумаг развиваются по пути укрепления позицийинвесторов с точки зрения защиты их прав. Поэтому при наличии сомнений в правомерностии эффективности действий доверительных управляющих инвестор имеет возможность получитьобъективную оценку таких действий. В настоящей главе отражены наиболее очевидныемоменты, на которые инвестору стоит обращать внимание при заключении и исполнениидоговоров доверительного управления, а также наиболее явные нарушения, с которымиинвестор может столкнуться в рамках доверительного управления его активами на фондовомрынке.
3. Особенности защиты прав миноритарных акционеров
На протяжении длительного времени одной из наиболее актуальныхпроблем современного развития корпоративного управления в России является столкновениеинтересов «мажоритарных» (обладающих большинством голосов в органах управленияобщества) и «миноритарных» акционеров акционерных обществ [23, стр.40].
Противоречия между интересами обществ, их основных акционерови акционеров дочерних обществ начали обостряться по мере развития акционерного,финансового и налогового законодательства, и не в меньшей степени в связи с развитиемдвижения акционеров в защиту собственных прав [23, стр.40].
Процесс перераспределения корпоративного контроля в пользу крупныхакционеров в России привел к образованию в обществах групп миноритариев, которыев силу незначительного количества имеющихся у них акций, не могли полноценно участвоватьв корпоративной жизни компании. Такие миноритарии фактически утрачивают реальныеправа акционеров, поскольку финансовые потоки контролируются крупным акционером,а активы поглощенного общества могут быть вполне законно выведены.
В ситуации, когда крупный акционер — поглотитель приобрел количествоакций, достаточное для принятия стратегически важных управленческих решений (переизбраниесовета директоров, увеличение уставного капитала, реорганизация общества, одобрениекрупных сделок и прочие), миноритарные акционеры готовы были бы продать свои акции,однако к тому времени цена на такие дисконтированные (за счет утрат каких-либо контрольныхнаценок) акции может упасть на столько, что единственным, кто согласился бы приобрестиэти акции и будет этот поглотитель, но уже по бросовой цене.
Любые попытки ограничения произвола акционера, сконцентрировавшегов своих руках сверхкрупный пакет акций, предпринимавшиеся во многих иностранныхюрисдикциях показывают полную бесперспективность подобных усилий: если кто-то наращиваетсвое участие в корпорации, то делается это с единственной целью — самостоятельноизвлекать доходы от контрольной премии, а потому помехи в лице миноритарных акционеровсо временем будут устранены.
В России с целью урегулировать уже возникшие и ставшие актуальнымикорпоративные конфликты был принят Федеральный закон № 7-ФЗ от 05.01.2006 года«О внесении изменений в Федеральный закон „Об акционерных обществах“и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации», который серьезнымобразом изменил правовое регулирование положений, связанных с выкупом в принудительномпорядке контролирующим акционером акционерного общества акций миноритарных акционеров[23, стр.41].
Согласно принятым изменениям в российском законодательстве, дляполучения права мажоритарного акционера требовать от оставшегося меньшинства акционеровпринудительной продажи в свою пользу принадлежащих им акций, такому акционеру необходимоконсолидировать 95 процентов от голосующих акций общества. Содержанием второго институтаявляется право миноритарных акционеров требовать от мажоритарного акционера выкупаих акций.
Таким образом, вследствие легитимизации выше указанных правовыхинститутов и компании, стремящиеся оптимизировать структуры своих обществ, характервзаимоотношений с участниками обществ, и миноритарные акционеры, в интересы которыхвходит получение справедливой цены от участия в обществах, получили инструмент устранениякорпоративных конфликтов [23, стр.41].
Введение правила «вытеснения» миноритарных акционеровоправдано при публичных поглощениях, но способно значительно ограничивать праваи ущемлять интересы миноритарных акционеров вне рамок осуществления публичных поглощений.Правило «вытеснения» миноритарных акционеров представляет собой правоконтролирующего акционера, возникающее при условии приобретения им определеннойдоли акций, понудить миноритарных акционеров продавать принадлежащие им долевыефинансовые инструменты контролирующему акционеру, который в результате этой продажистанет владельцем 100 процентов акций компании [20, стр.83].
При установлении правила «вытеснения» миноритарныхакционеров важное значение приобретают проблемы гарантирования права собственностии ограничения свободы договора.
Согласно п.1 ст.84.8 Закона об АО лицо, которое в результатедобровольного предложения о приобретении всех голосующих акций компании (обыкновенныеакции и привилегированные акции, предоставляющие право голоса в силу п.5 ст.32 Законаоб АО) и эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в такие акции, или обязательногопредложения стал владельцем более 95 процентов общего количества голосующих акцийкомпании, с учетом акций, принадлежащих ему и его аффилированным лицам, вправе выкупитьу оставшихся акционеров — владельцев голосующих акций, а также у владельцев эмиссионныхценных бумаг, конвертируемых в такие акции, указанные ценные бумаги. Пороговое значениеопределяется на основе приобретения голосующих акций, при этом выкупу подлежат толькоголосующие акции [20, стр.84].
Требование о выкупе ценных бумаг должно быть направлено в компаниюв течение шести месяцев с момента истечения срока принятия добровольного предложенияо приобретении всех голосующих акций открытого акционерного общества и эмиссионныхценных бумаг, конвертируемых в такие акции, или обязательного предложения, еслив результате принятия добровольного или обязательного предложения было приобретеноне менее чем 10 процентов общего количества голосующих акций общества. Согласноп.4 ст.84.8 Закона об АО выкуп ценных бумаг осуществляется по цене не ниже рыночнойстоимости выкупаемых ценных бумаг, которая должна быть определена независимым оценщиком.При этом указанная цена не может быть ниже:
цены, по которой ценные бумаги приобретались на основании добровольногоили обязательного предложения, в результате которого лицо, стало владельцем более95 процентов общего количества акций открытого общества, с учетом акций, принадлежащихэтому лицу и его аффилированным лицам;
наибольшей цены, по которой лицо (владелец более 95 процентовобщего количества акций открытого общества), или его аффилированные лица приобрелилибо обязались приобрести эти ценные бумаги после истечения срока принятия добровольногоили обязательного предложения, в результате которого лицо, стало владельцем более95 процентов общего количества акций открытого общества, с учетом акций, принадлежащихэтому лицу и его аффилированным лицам [20, стр.84].
Учитывая, что при определении цены выкупа немалое значение имеетцена, уплаченная в рамках публичного предложения, предшествующей выкупу, можно понятьлогику законодателя: если пороговое значение было преодолено в результате добровольногопредложения, значит, предложение приняло значительное большинство акционеров и,следовательно, цена предложения относительно справедливая; в контексте обязательногопредложения Закон об АО предусматривает императивные правила определения цены, чтодолжно обеспечить справедливость цены выкупа, но для придания еще большего обоснованияэтой цене добровольное или обязательное предложение должно быть принято владельцамине менее чем 10 процентов голосующих акций. Логика этого положения заключается втом, что, если предложение принято хотя бы владельцами 10 процентов голосующих акцийот общего количества акций, являющихся объектом предложения, цена не может бытьзаниженной. В отличие от рыночной цены, которая определяется на основании индивидуальныхсделок с участием нескольких акционеров, в данном случае сделка более представительная,поскольку в ней участвует большое число акционеров, которым адресовано предложение.Следовательно, снижается вероятность ущемления интересов оставшихся миноритарныхакционеров [20, стр.85].
Анализ сложившейся судебной практики применения ст.84.8 Законаоб АО позволяет сделать вывод, что акционеры не всегда делают правильную оценкуправоотношениям, возникающего по поводу принудительного выкупа акций, что приводитк выбору неэффективных способов защиты их прав.
Таким образом, предусмотренный в составе нормы ст.84.8 Законаоб АО механизм принудительного выкупа акций предусматривает следующие основополагающиеправа миноритарного акционера:
право на получение экономически обоснованного, соразмерного эквивалентастоимости выкупаемых ценных бумаг;
право на получение информации в виде отчета о рыночной стоимостиценных бумаг;
право на контроль за соблюдением процедуры принудительного выкупаценных бумаг, предусмотренного Законом об АО [23, стр.41].
В соответствии со ст.12 Гражданского кодекса Российской Федерациизащита прав осуществляется способами, предусмотренными законом. Рассмотрим наиболеечасто используемые миноритарными акционерами способы защиты, предусмотренные Закономоб АО [23, стр.42].
1. Возмещение убытков
В связи с тем, что способ приобретения акций, предусмотренныйст.84.8 Закона об АО, фактически ограничивает право собственности акционера, оннеоднократно выступал предметом жалоб, подаваемых в Конституционный Суд России.Итогом рассмотрения поступивших от акционеров жалоб стало признание соответствующимКонституции России принудительного выкупа акций, предусмотренного ст.84.8 Законаоб АО (Определения Конституционного Суда РФ от 03.07.2007 № 681-О-П, № 713-О-П,№714-О-П).
Так, в своем Определении от 03.07.2007 № 713-О-П КонституционныйСуд РФ, отмечая важность и значимость судебного контроля за соблюдением процедурыпроведения консолидации акций путем их выкупа, подчеркнул, что суды призваны обеспечитьэффективную защиту прав и свобод акционеров, а не проверять экономическую целесообразностьрешений, принимаемых советом директоров и общим собранием акционеров. В частности,в определениях от 3 июля 2007 года № 681-О-П, № 713-О-П, № 714-О-П отмечено, чтов случаях принудительного изъятия имущества у собственника — независимо от основанийтакого изъятия — должен осуществляться эффективный судебный контроль, который можетбыть либо предварительным, либо последующим и служит гарантией конституционногопринципа неприкосновенности собственности.
Владелец ценных бумаг, не согласившийся с ценой выкупаемых ценныхбумаг, вправе обратиться в арбитражный суд с иском о возмещении убытков, причиненныхв связи с ненадлежащим определением цены выкупаемых ценных бумаг. Указанный искможет быть предъявлен в течение шести месяцев со дня, когда такой владелец ценныхбумаг узнал о списании с его лицевого счета (счета депо) выкупаемых ценных бумаг[8, п.4 ст.84.8].
2. Признание выкупа акций недействительным
Одной из важнейших гарантий прав миноритарного акционера привыкупе акций является соблюдение акционером, владеющим более 95% общего количестваакций открытого акционерного общества, процедуры выкупа, предусмотренной ст.84.8Закона об АО.
Нарушение установленной процедуры является основанием для признанияпринудительного выкупа акций недействительным.
Ошибочными являются действия миноритарных акционеров, направленныена предъявление иска о признании сделки по выкупу акций недействительной как совершеннойпод влиянием обмана, т. к действия, связанные с направлением требования о выкупеакций, являются по своей правовой природе односторонней сделкой, то есть сделкой,правовые последствия совершения которой зависят от волеизъявления одной сторонысделки, следовательно, для ее совершения в силу ст.84.8 Федерального закона«Об акционерных обществах» волеизъявления миноритарного акционера не требовалосьсогласно п.1 ст.179 Гражданского кодекса Российской Федерации (как сделки, совершеннойпод влиянием обмана).
Еще одно дополнительное условие, призванное защищать права миноритарныхакционеров при выкупе принадлежащих им акций, — предварительное представление требованияо выкупе в федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг [8, п.1ст.84.9]. Федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг вправе направитьлицу, обратившемуся с требованием, о приведении соответствующего требования в соответствиес требованиями Федерального закона «Об акционерных обществах», в том числев случаях несоответствия порядка определения цены приобретаемых или выкупаемых ценныхбумаг требованиям настоящего Федерального закона, в том числе в случае обнаруженияв течение шести месяцев, предшествующих дате представления документов в федеральныйорган исполнительной власти по рынку ценных бумаг, факта манипулирования ценамив отношении приобретаемых или выкупаемых ценных бумаг, который привел к занижениюцены приобретаемых или выкупаемых ценных бумаг [8, п.4 ст.84.9].
Такая процедура вполне может стать тем эффективным механизмом«предоставления определенных преимуществ экономически слабой и зависимой стороне»(миноритарным акционерам), о котором сказано в определениях Конституционного СудаРоссийской Федерации.
Совершенно очевидно, что несмотря на казалось бы четкий механизмпринудительного выкупа ценных бумаг, предусмотренный ст.84.8 Закона об АО, в настоящеевремя не создано эффективных механизмов, позволяющих контролировать процесс вытесненияминоритарных акционеров. В частности, к подобным механизмам нельзя отнести институтответственности мажоритарного акционера за убытки, причиненного в связи с ненадлежащимопределением цены выкупаемых ценных бумаг. В основном это связано со сложностьюдоказывания причинно-следственной связи между причиненными убытками и действиямимажоритарного акционера.
Главная роль в решении вышеуказанных проблем должна быть отведенасудам, которые при рассмотрении конкретных споров должны использовать не формальныйподход, а тщательно исследовать все фактические обстоятельства дела, которые могутспособствовать эффективной защите прав миноритарного акционера как экономическиболее слабой стороны спора [23, стр.43].
Заключение
В настоящей работе был рассмотрен объект исследования — праваи законные интересы инвесторов.
Рассмотрены основные направления и методы защиты прав инвесторовна рынке ценных бумаг. Показана специфика предоставления прав, в зависимости отразличных особенностей как инвестора, так и самой организации. Выявлено, что привысокой гарантии защищенности прав объект исследования способен аккумулировать значительныеобъемы инвестиционных ресурсов, формирующих инвестиционный потенциал компании.
Рассмотрены механизмы правоприменения законодательных и исполнительныхорганов, саморегулируемых организаций, объединяющие профессиональных участниковрынка, и общественных организаций. Выяснили, что качественное корпоративное управление,также служит гарантией защищенности прав и законных интересов инвесторов.
Таким образом, защита прав и законных интересов инвесторов нарынке ценных бумаг — задача как государственных органов, так и самих компаний.
В работе приведены и проанализированы основные положения, правилаи требования государственных нормативных актов, регулирующих деятельность организаций.Перечислены и охарактеризованы требования к эмитентам, крупным акционерам и миноритарнымакционерам. Определены основные меры со стороны законодательных и исполнительныхорганов, саморегулируемых организаций и общественных организаций по предотвращениюнарушений прав и законных интересов инвесторов. Выявлены положительные черты достаточножесткой регламентации, рамок инвестиционной деятельности объекта исследования, способствующиеснижению инвестиционного риска, тем самым, повышая финансовую надежность организации.Проанализированы и отрицательные последствия проводимой государством политики, значительноограничивающие права и ущемляющие интересы миноритарных акционеров вне рамок осуществленияпубличных поглощений.
Описаны имеющиеся проблемы на пути развития инвестиционной деятельностиинвесторов, классифицированные по природе их существования: проблемы, присущие частномуинвестору и, присущие инвестиционной деятельности в нашей стране. Выявлены тенденции,влияющие на защиту инвестиционной деятельности инвесторов. Имеются положительныетенденции, в числе которых основные: исчерпывающая законодательная регламентациязащиты прав в зависимости от пакета акций, а так же процентной доли в уставном капиталеобщества с ограниченной ответственностью, которым обладает инвестор, что вызываетповышение финансовой защищенности объекта исследования. Выяснилось, что отечественноезаконодательство нельзя назвать совершенным, как и уставы компаний.
В соответствии с имеющимися проблемами и складывающимися тенденциямиразвития инвестиционной деятельности, приведены сформулированные государством, влице органов исполнительной власти, приоритетные направления развития инвестиционнойдеятельности компаний в нашей стране, призванных содействовать защите прав инвесторовна рынке ценных бумаг.
Таким образом, объект изучения исследован и проанализирован.Цели, установленные в начале работы — достигнуты, задачи — решены.
Список использованных источников
1. Конституция Российской Федерации: офиц. текст — М.: Юрайт-Издат,2007.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации: офиц. текст. — М.: Экзамен,2009.
3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от30.12.2009 № 195-ФЗ. — М.: Экзамен, 2009.
4. О внесении изменений в Федеральный закон «Об акционерных обществах»и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации [Электронный ресурс]:Федеральный закон от 05.01.2006 г., № 7-ФЗ // Справочно-правовая система «Гарант».
5. О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг[Электронный ресурс]: Федеральный закон от 05.03.1999 г., № 46-ФЗ (ред. от 22.08.2004N 122-ФЗ) // Справочно-правовая система «Гарант».
6. О рекламе [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 13.03.2006 г.,№ 38-ФЗ // Справочно-правовая система «Гарант».
7. О рынке ценных бумаг [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 22.04.1996г., № 39-ФЗ // Справочно-правовая система «Гарант».
8. Об акционерных обществах [Электронный ресурс]: Федеральный законот 26.12.1995 г., № 208-ФЗ (ред. от 28.12.2010) // Справочно-правовая система«Гарант».
9. Об обществах с ограниченной ответственностью [Электронный ресурс]:Федеральный закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ // Справочно-правовая система «Гарант».
10. Об особенностях выкупа ценных бумаг [Электронный ресурс]: Федеральныйзакон от 05.01.2006 г., № 7-ФЗ // Справочно-правовая система «Гарант».
11. Об утверждении административного регламента по исполнению Федеральнойслужбой по финансовым рынкам государственной функции контроля и надзора [Электронныйресурс]: Приказ Федеральной службы по финансовым рынкам от 13.11.2007 № 07-107/пз-н(ред. от 20.01.2009) // Справочно-правовая система «Гарант».
12. Об утверждении Положения о Федеральной службе по финансовым рынкам[Электронный ресурс]: Приказ Федеральной службы по финансовым рынкам от 03.04.2007№ 07-37/пз-н // Справочно-правовая система «Гарант».
13. Об утверждении Порядка осуществления деятельности по управлениюценными бумагами [Электронный ресурс]: Постановление Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 317 // Справочно-правовая система «Гарант».
14. Положения о требованиях к порядку и срокам раскрытия информации,связанной с деятельностью акционерных инвестиционных фондов и управляющих компанийпаевых инвестиционных фондов, а также к содержанию раскрываемой информации [Электронныйресурс]: Приказ Федеральной службы по финансовым рынкам от 24.12.2009 № 09-63/пз-н// Справочно-правовая система «Гарант».
15. Инвестиции.: учебник для вузов / Под редакцией В.В. Бочарова. — 2-е изд.: Издательство «Питер», 2010.
16. Инвестиции.: учебник / Под редакцией В.В. Ковалева.: Издательстко- торговая корпорация «Дашков и К», 2009.
17. Инвестиции.: учебник / Под редакцией А.С. Нешитой.: Издательство«Проспект», 2010.
18. Рынок ценных бумаг.: учебник / Под редакцией В.А. Галанова.: Издательство:Инфра-М, 2007.
19. Рынок ценных бумаг.: учебник / Под редакцией Е.Б. Стародубцевой.:Издательство: «Форум», 2007.
20. Гомцян С. О принудительном выкупе акций миноритарных акционеров// Хозяйство и право. — 2009. — № 2.
21. Крыгина А.С., Сребник Б.В. Финансовый кризис: права инвестора испособы их защиты // Финансы. — 2009. — № 4.
22. Медведь Светлана. Защита прав акционеров и общества // Акционерныйвестник. — 2009. — № 3.
23. Полина Хацанович. Защита прав миноритарных акционеров при принудительномвыкупе ценных бумаг // Акционерный вестник. — 2009. — № 3.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Противодействие коррупции в России: историко-правовой аспект
Реферат Pit And The Pendulum Essay Research Paper
Реферат Russian Fairy Tales Essay Research Paper Due
Реферат Rubies Essay Research Paper The ruby has
Реферат Факторы превосходства
Реферат Реклама на тумбах
Реферат Романтические мотивы в лирике В. А. Жуковского
Реферат Технологии политико-экономического развития России
Реферат Основные направления демографической политики. Показатели демографической ситуации
Реферат Стратегическое управление активами и пассивами банка
Реферат Государственный бюджет в финансовой системе государства, особенности его использования в Республ
Реферат Планування економічного і соціального розвитку соціальних служб
Реферат Расчет загрязнения водного объекта и атмосферного воздуха. Взрывоопасность технологического объекта
Реферат Экзаменационные вопросы с билетами по предмету Государственное регулирование за 2000 год
Реферат Деятельность администрации Ленинского района г. Махачкала