Реферат по предмету "Разное"


Активные стратегии социальной адаптации студенческой молодежи современного российского общества

На правах рукописи Бутакова Дарья АндреевнаАктивные стратегии социальной адаптации студенческой молодежи современного российского обществаСпециальность 22.00.04 – социальная структура, социальные институты и процессыАВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата социологических наукИркутск, 2009 Работа выполнена на кафедре социологии и социальной работы Иркутского государственного технического университета Научный руководитель: кандидат философских наук, доцентСтрук Наталья Максимовна Официальные оппоненты: доктор философских наук, профессорКармадонов Олег Анатольевич кандидат социологических наукИванова Юлия Викторовна Ведущая организация: Иркутский государственный университет путей сообщениякафедра философии и социальных наук Защита состоится 25 марта 2009 г. в 11 часов на заседании Диссертационного совета Д 212.074.02 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора наук в Иркутском государственном университете по адресу: 664003, г. Иркутск, ул. Карла Маркса, 1, ауд. 410.С диссертацией можно ознакомиться в региональной научной библиотеке Иркутского государственного университета по адресу: 664003, г. Иркутск, бульвар Гагарина, 24.Автореферат разослан «__» февраля 2009 г.Ученый секретарьДиссертационного совета,кандидат социологических наук, доцент И.А.Журавлева^ ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫАктуальность темы исследования Одним из непременных условий выхода России на реальный курс устойчивого развития является успешная социальная адаптация населения, т. е. выработка достаточно большим числом людей эффективных стратегий социального поведения, обеспечивающая непрерывность воспроизводства социальной жизни. Наиболее активным транслятором таких стратегий в обществе выступает молодежь, и, прежде всего, студенчество, как динамичная группа, способная к быстрой смене стереотипов сознания и поведения, определяющая потенциал и будущее страны в целом. Молодежь вынуждена адаптироваться не столько к внешней, объективно существующей среде, сколько к социальному пространству, которое они создают сами. Особенностью нового мира становится процесс перехода к самостоятельному проектированию своей жизни, открывающий новые пути самореализации и способы социальных отношений, что ведет к увеличению степени социальной неопределенности и росту количества рисков. При этом нельзя забывать о том, что в рамках одного поколения может существовать значительная как групповая, так и внутригрупповая дифференциация адаптивных стратегий. Молодежь выбирает или самостоятельно конструирует стили поведения, направленные, в том числе, и на социальное воспроизводство. Учитывая специфику современного социума, характеризующегося динамичными изменениями, наиболее эффективными будут именно активные адаптивные стратегии, позволяющие молодым мобильно приспосабливаться к инновационным общественным преобразованиям с минимальными ресурсозатратами. Активные адаптивные стратегии позволяют молодежи, в том числе и студенческой, выбирать те пути самореализации, которые являются наиболее комфортными и оптимальными с их точки зрения для социализации в социуме. В то же время этот процесс сопряжен с непредсказуемыми последствиями, как для личности, так и для общества. Современность существенным образом изменяет характер взаимодействия молодежи, меняя представление о социальном времени и пространстве. Социальные группы и индивиды имеют возможность плюралистического выбора жизненных стратегий, смены своей идентификации, что, в конечном счете, радикально влияет на характер взаимодействия как индивидов, так и социальных групп. Особенно эта тенденция прослеживается в социальной группе молодежи и рельефно представлена студенческой молодежью. С этой точки зрения, активная социальная адаптация студенческой молодежи, как социальной группы, к реалиям современного российского общества, оценка их адаптивных возможностей и выбор наиболее эффективной адаптивной стратегии, видится достаточно актуальной проблемой, требующей изучения. ^ Степень научной разработанности проблемы. Изучение стратегий социальной адаптации и их роли в общественном развитии занимает одно из важнейших мест в отечественной и зарубежной научной литературе. Исследование ведется в разных направлениях исключающих комплексный подход, что затрудняет формулирование четкого понимания таких категорий как «социальная адаптация» «стратегии социальной адаптации», «активные стратегии социальной адаптации», и значительно усложняет анализ диалектической противоречивости процесса адаптации при рассмотрении активных стратегий социальной адаптации. Исследованиям философско-социологической специфики адаптационных процессов в обществе и возможностей деятельностного, системного и информационного подходов посвящены работы В.Г.Афанасьева, Б.В.Бирюкова, Н.Винера, И.И.Гришкина, М.С.Кагана, И.Д.Калайкова, В.З.Когана, Ю.А.Левады, Э.С.Маркаряна, И.А.Милославовой, В.Г. Немировского, Н.Б. Оконской, Л.А. Петрушенко, О.С. Разумовского, В.П. Фофанова, Э.Г. Юдина и др. Круг проблем адаптации с позиции системного подхода представлен в исследованиях К.А.Абульхановой-Славской, Н.В.Андреенковой, Л.И. Анцыферовой, С.С.Батенина, Л.Д.Дёминой, И.С.Кона, В.П.Кузьмина, В.А.Маркова, А.А.Налчаджяна, В.П.Петрова, Х.Ф.Сабирова, Л.К.Синцовой и др. Исследования Н.В.Андреенковой, Ю.А.Барклянской, Л.И.Васехи, А.Н.Величко, С.И.Григорьева, Л.Г.Гусляковой, З.А.Даниловой, И.С.Дискина, Т.Г.Дичева, М.С.Дмитриевой, Б.А.Ефимова, Е.К.Завьялова, Л.В.Ковтун, В.А.Колеватова, Л.В.Корель, О.В. Коршуновой, О.В.Краснова, В.С.Немченко, Г.Г.Овчинникова, Ю.А.Румянцевой, А.А.Русалиновой, А.В.Сахно, Н.А.Свиридова, М.А.Шабановой, Л.Л.Шпак, В.А.Ядова и др. посвящены изучению частных аспектов адаптации и социализации на индивидуальном, групповом и социетальном уровнях. В работах Л.В.Корель, М.В.Ромма, М.А.Шабаевой, П.С.Кузнецова отражены проблемы и перспективы типологизации социальной адаптации. Проблематика понятия социальной адаптации анализируется в трудах зарубежных социологов, таких как И. Гердер, Г.Спенсер, Э. Дюркгейм, Т.Парсонс, так и отечественных: В.И.Войцеховский, В.Н.Шубкин, Э.С.Маркарян, Л.Л.Шпак, Д.В.Ольшанский и др. Особенностям процесса социальной адаптации, как системы посвящены исследования таких авторов, как, А.П.Анохин, М.В.Ромм. Они концентрировали свое внимание, помимо теоретико-методологического анализа феномена адаптации, на описании и объяснении процессов изменения структуры современного общества, а также особенностях адаптации как стабильного, так и изменяющегося социума. Л. А. Гордон, М. И. Шабанова и другие авторы анализировали проблемы взаимодействия населения и социальной среды, уделяя наибольшее внимание добровольной и вынужденной адаптации, а также противоречию новых ценностей и способов действия прежним. Влиянию на адаптивный потенциал личности и социальных групп таких факторов, как уровень образования, статус, уровень доходов и т. д. посвящены работы Т. И. Заславской, О. М. Здравомысловой, В. В. Радаева, Н. М. Римашевской, Н. Е. Тихоновой, О. Н. Шкаротана. Изучением адаптивных стратегий, как активных, так и пассивных посвящены работы: М.Б.Маринова, Е.А Ануфриева, М. Титмы, У.Томаса, Ф. Знанецкого и др. Непосредственно адаптацией такой социальной группы как молодежь занимались такие зарубежные исследователи, как К.Мейхер, М.Мид, М.Титма и отечественные социологи Е.В.Красавина, Н.А.Бурханова, С.М.Янгирова. Феномен социальной адаптации при близком изучении оказывается довольно противоречивым и многогранным. Среди социологов существует множество подходов к исследованию данного процесса, в первую очередь это: нормативный и интерпретативный, включающие в себя теории: систем, социальных изменений, совместного действия. Социальная адаптация как система и особенности ее протекания в обществах с различным типом развития, а также адаптация отдельных социальных групп рассматриваются с позиций этих подходов, которые легли в основу данного диссертационного исследования. Исходя из анализа степени изученности темы, исследование адаптивных стратегий студенческой молодежи отдельно взятого региона, позволит дополнить общее представление об особенностях адаптации студенческой молодежи России с учетом региональной специфики, совпадающей, либо отличной от общероссийской. Сочетание высокой теоретической и практической значимости с недостаточной разработкой аспектов выбора молодежью активных форм социальной адаптации в современном российском обществе и специфики их реализации, определило объект, предмет и постановку целей исследования. ^ Объект исследования – социальная адаптация современной студенческой молодежи.Предмет исследования - особенности активных стратегий социальной адаптации студенческой молодежи в региональном аспекте.^ Цель диссертационной работы - выявить активные стратегии социальной адаптации современной студенческой молодежи и критерии их выбора.Для реализации цели в диссертации были поставлены следующие задачи исследования:Проанализировать зарубежные и отечественные теоретические подходы к проблеме изучения феномена социальной адаптации.Определить активные стратегии социальной адаптации как социологическую категорию.Выявить особенности процесса социальной адаптации молодежи как социальной группы. Выявить специфику реализации активных стратегий социальной адаптации студенческой молодежи в отдельно взятом регионе. Определить критерии выбора активных стратегий социальной адаптации студенческой молодежью. ^ Гипотеза исследования: Активные адаптивные стратегии используются современной студенческой молодежью все чаще, что обусловливается сложной социально-экономической ситуацией и неравномерностью общественного развития в современной России. Стратегии, реализуемые в конформных и нонконформных поведенческих формах, отбираются данной социальной группой, на основании не только общепринятых, но и специфических критериев с особенной региональной проекцией.^ Теоретико-методологическая основа исследования. В основе настоящего исследования лежат фундаментальные разработки отечественных и зарубежных исследователей по проблемам социальной адаптации. Основными теоретико-методологическими источниками настоящей диссертации послужили работы и идеи классиков, заложивших основы нормативного (Г. Спенсер, Э. Дюркгейм, Т. Парсонс, Р.К. Мертон, и др.) и интерпретативного (М. Вебер, Дж.Г Мид, У.А. Томас, С. Эш, Р. Нисбетт, и др.) теоретических подходов. Методологическую основу исследования составили основные положения теории систем Т. Парсонса, касающиеся построения моделей общества, как системы, положения теории социальных изменений П. Штомпки, относящиеся к изучению адаптивной социальной деятельности, идеи о неравномерном развитии общества, рассматриваемые в теории совместного действия Г.Хакена. Решение проблем данного диссертационного исследования видится в реализации комплексного подхода, который бы позволил рассмотреть отдельные аспекты изучаемого явления как части единого целого. Принципы развития, системности, историзма, конструктивности и научного объективизма, следования от абстрактного к конкретному в значительной степени определяют содержание и логику диссертационного исследования. Информационную базу исследования определили результаты общероссийских и региональных социологических исследований, монографии зарубежных и отечественных авторов, научные статьи, материалы международных, общероссийских и региональных конференций.В ходе диссертационного исследования были использованы следующие методы: теоретический анализ литературных источников, сравнительный анализ, количественный и качественный анализ в форме вторичного анализа социологических данных, анкетирование и интервью. ^ Эмпирическая база исследования. В качестве источников социологической информации выступили результаты проведенных автором социологических исследований: 1) авторское исследование, направленное на выявление критериев выбора активных адаптивных стратегий (2007 - 2008г); 2) исследование «Социальное самочувствие иркутян», проведенного отделом по связям со СМИ и общественностью администрации г. Иркутска при участии диссертанта, социальное самочувствие при этом рассматривалось как показатель успешной адаптированности (2001 - 2007 г). Исследования проводились методами анкетного опроса и формализованного интервью. Для отбора использовалась квотно-случайная многоступенчатая выборка. На завершающей стадии репрезентировались пол, возраст респондентов и место их обучения в соответствии с генеральной совокупностью. Выборка составила 900 респондентов – анкетирование, 250 респондентов – формализованное интервью. Погрешность опроса в формализованном интервью составила не более 2,8%. Анкетирование проводилось с целью выявления особенностей использования тех или иных адаптивных стратегий студенческой молодежью г. Иркутска. Метод интервью был выбран в связи с качественной спецификой исследования, позволившей определить критерии выбора того или иного адаптивного поведения, в рамках выбранной стратегии. В диссертационной работе были использованы методы вторичного социологического анализа данных по результатам исследований, проведенных другими авторами в различных регионах России, а также данные ВЦИОМ и Центром социологических и информационных услуг для молодежи г. Иркутска. Для обработки полученных данных был использован стандартный пакет SPSS. Достоверность результатов авторского исследования обусловлена сопоставимостью данных с данными других исследований сходной тематики по России.^ Научная новизна исследования состоит в выявлении активных стратегий социальной адаптации современной студенческой молодежи, а также критериев выбора активных адаптивных стратегий. Конкретные результаты диссертационного исследования, имеющие научную новизну, отражены в следующих положениях:- Реализован комплексный подход к изучению особенностей адаптивных стратегий в современном российском обществе.- Обоснована авторская трактовка конформных стратегий, как активных стратегий социальной адаптации.- Обоснован авторский вариант изучения специфических для студенческой молодежи критериев выбора активных стратегий социальной адаптации, таких как конформный и протестный.- Выявлены особенности применения активных стратегий социальной адаптации студенческой молодежи в условиях отдельного региона.- Разработана авторская классификация активного адаптивного поведения студенческой молодежи, на основании специфических критериев выбора активных адаптивных стратегий.^ Основные положения, выносимые на защиту: 1. В условиях изменяющегося общества при усиливающейся неопределенности и многовариантности его развития, процессы социальной адаптации в различных социальных группах имеют свои особенности. Для восстановления стратегической непрерывности процесса адаптации необходимо рассматривать не только влияние общества на адаптантов, но и активность самих субъектов адаптивного процесса по отношению к обществу, а для анализа их взаимодействия рационально использовать комплексный подход на основе различных концепций и теорий. 2. Молодежь в современном российском обществе предпочитает использовать активные адаптивные стратегии, стремясь к достижению определенного положения в обществе, зачастую ориентируясь на собственную инициативность и активность, используя при выборе и конструировании моделей адаптивного поведения элементы инновации. 3. Активные стратегии, выбираемые молодежью, можно классифицировать как конформные и нонконформные. Конформизм при этом рассматривается как активная адаптивная стратегия, реализующаяся не только как пассивное приспособление под влиянием внешних обстоятельств, но и как императивное поведение, подкрепляемое социально-когнитивным алиби, оправдывающим ту или иную деятельность/бездеятельность. 4. Состояние адаптированности может ограничиваться для адаптанта рамками референтной группы при условии, что реализация нонконформной стратегии способствует адаптации в значимом социальном окружении даже при использовании агрессивного поведения. Такая стратегия может считаться адаптивной, способствующей социализации молодежи. 5. Студенческая молодежь, выбирая активные стратегии социальной адаптации, кроме минимизации адаптивного риска, максимизации адаптивного успеха, минимизации ресурсозатрат и времени, ориентируется на специфические критерии, объясняющие выбор той или иной направленности стратегий, как конформной, так и нонконформной. Данные критерии играют решающую роль при выборе адаптивного поведения, и ориентация на них делает незначительным влияние других критериев. ^ Теоретическая и практическая значимость диссертационной работы. Определяется теоретической актуальностью исследования в области изучения активных стратегий социальной адаптации. Знание особенностей выбора и практического применения активных форм социальной адаптации молодежью в современном российском обществе позволит более эффективно организовывать образовательную и воспитательную работу с данной социальной группой и прогнозировать ее поведение. Данная работа может послужить базой для дальнейших исследований в направлении социальной адаптации молодежи. Результаты, полученные в ходе теоретического и эмпирического исследования, могут быть использованы для разработки и чтения общих и специальных курсов, таких как: «Социология личности», «Социология конфликтов», «Социология девиантного поведения» и «Социология молодежи», что и определяет практическую значимость исследования. Апробация основных положений и результатов исследования состоялось на заседании кафедры социологии и социальной работы Иркутского государственного технического университета. Материалы диссертационного исследования нашли свое отражение в педагогической практике и научно-исследовательской деятельности диссертанта. Полученные в ходе работы результаты исследования были апробированы на: Международной научно-практической конференции «Социогенез в Северной Азии», проводимой в рамках программы «Межрегиональные исследования в общественных науках» (Иркутск, 2005), Региональной научно-практической конференции «Социокультурные процессы Сибири» (Иркутск, 2006), XV Международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов – 2008» (Москва, МГУ, 2008). По теме диссертационного исследования опубликовано 11 печатных работ общим объемом 2,9 п.л., в том числе 3 работы – в изданиях, рекомендованных ВАК.^ Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, содержащего 190 названий, и 4 приложений. Объем основной части работы составляет 156 страниц.^ ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИВо введении обосновывается актуальность темы исследования, степень ее разработанности в научной литературе, формулируются объект, предмет, цели, задачи, излагается теоретико-методологическая база и эмпирические основы исследования, раскрывается научная новизна, основные положения, выносимые на защиту, теоретическая и практическая значимость полученных результатов, апробация результатов работы.^ В первой главе «Теоретико-методологические аспекты изучения стратегий социальной адаптации», состоящей из трех параграфов, обоснованы и проанализированы теоретико-методологические подходы к изучению адаптации, а также рассмотрен феномен социальной адаптации и особенности стратегий ее реализации.^ В первом параграфе «Понятие социальной адаптации в социологической науке» приводится характеристика основных подходов, позволяющих изучать процесс социальной адаптации комплексно. Обосновано определение границ таких базовых понятий, как «адаптация», «социальная адаптация», «стратегии социальной адаптации» в их диалектической противоречивости и сложности. Понятие «адаптации» относится к таким общенаучным понятиям, которые, по словам Г.И. Царегородцева, возникают на «стыках», «точках соприкосновения» наук или даже в отдельных областях знания и распространяются в естественных и социальных науках. Непосредственно социологический подход к изучению социальной адаптации был заложен Э.Дюркгеймом, который подразумевал под социальной адаптацией внутреннее соответствие индивида существующим в обществе моральным нормам. Социальная адаптация рассматривалась как процесс, который испытывает на себе постоянный социальный контроль, установленный над соответствием поведения отдельного человека существующим в данном обществе социальным нормам. Адаптант представлялся как пассивный объект, воспринимающий влияние внешней среды и подстраивающий под ее требования свое поведение, что исключало влияние самого индивида на общественную систему. Категория адаптации по Т. Парсонсу является одной из базовых при построении модели системы, в том числе общественной, наряду с такими категориями, как целедостижение (удовлетворение потребностей), воспроизводство (следование институализованным нормам и их сохранение) и интеграция (гармонизация отношений между элементами системы). Самоуправляемая система ориентируется либо на свои собственные проблемы, либо на изменения и события, происходящие в окружающей среде. Точка зрения Т.Парсонса позволила нам использовать ее при анализе групп, обосновании апробации адаптивных стратегий внутри социальной группы с последующей экстериоризацией в общественные отношения. Д.В. Ольшанский, подразумевал под социальной адаптацией взаимодействие личности или социальной группы с социальной средой, в процессе которого соотносятся и согласовываются требования и ожидания (притязания) обеих сторон. Важной составляющей при этом является соотнесение потребностей и возможностей субъекта с тенденциями развития социальной среды. Это определение позволяет значительно расширить границы изучения феномена социальной адаптации, так как привносит в социологический анализ момент субъективности в интерпретациях индивида и момента его воздействия на среду, что позволяет считать его не пассивным объектом, а субъектом процесса адаптации. Социальная адаптация, выступает, по мнению диссертанта, процессом приспособления социальной системы (личности, социальной группы, общества) к внутренним и внешним изменениям, происходящих через изменение как социальных стереотипов поведения, социальных практик, ценностей, способов информационно-интерпретативного отражения (конструирования, реконструирования) реальности, так и внутренней ее структуры и функций, что является. Данное определение социальной адаптации, с точки зрения автора диссертационного исследования, является основой для теоретико-методологического анализа процесса социальной адаптации с учетом системности его элементов. Функционирование адаптивной системы можно представить следующим образом: цель системы - предпочтительное для нее состояние, для адаптивной системы таким состоянием будет адаптированность, как достижение равновесия со средой; целенаправленное поведение - стремление достичь цели, то есть адаптивное поведение, направленное на достижение состояния адаптированности, и при этом обязательное наличие обратной связи - воздействия результатов функционирования системы на характер этого функционирования. Таким образом, адаптация, дающая системе ресурсы, в том числе и информационные, является одним из необходимых условий снижения уровня энтропии и сохранения системы. В социальных системах решающую роль в процессе адаптации играют ее неделимые компоненты: социальные общности и отдельные люди, как носители стратегий социальной адаптации, при этом, чтобы не допустить разрушения системы, стратегия адаптивного поведения должна быть антиэнтропийна. Использование положения Е.В.Красавиной о том, что сходство поведения социальной системы и деятельности индивида в социальной группе не вызывает особых сомнений, позволяет перенести расшифровку социальной адаптации, как условия существования системы на отдельную социальную группу, при этом характеризуя ее адаптивные способности, как необходимые для выживания в обществе. Адаптация социальной группы, являясь внутренне противоречивым, дискретно-инкретным системным явлением, рассматривается в фокусе адекватного нормативно-деятельностного, структурно-функционального понимания. Такой подход определяет деятельность, как основной способ адаптивного взаимодействия, способствующий трансформации социальной среды. Деятельность (как материальная, так и духовная) выступает условием и инструментом для изменения внешней социальной среды и внутренних составляющих системы. В контексте деятельностного понимания появляется возможность говорить об адаптации, как о действительно динамичном социальном процессе, а о взаимоотношениях адаптанта и среды как о диалектических. Адаптивная деятельность - процесс двусторонний. Влияя на социальную среду, система, адаптируясь, трансформирует и саму себя посредством механизмов опережающего отражения, которые позволяют создавать и совершенствовать программы адаптивной преобразовательной деятельности. Адаптивные инновации заключены в определенные границы, очерчивающие адаптивный потенциал системы, не превышающий допустимый уровень энтропии. Обратная связь выступает при этом, как критерий оптимальной адаптивной деятельности. При возникновении дисбаланса элементов адаптивной системы и появлении элемента непредсказуемости в процессе ее развития, вследствие глубоких общественных изменений, прослеживается недостаток возможностей теории систем и деятельностного подхода для изучения происходящих процессов. Теория, описывающая и объясняющая выбор тех или иных средств, форм, стратегий и механизмов адаптации в условиях непрерывных общественных изменений и неравномерного развития, предполагающего невозможность прогнозирования, определяется принципами синергетики. Таким образом, основополагающим принципом в построении классификации социальной адаптации лежит определение доминирования среды или социальной группы (личности) в процессе адаптации. Соответственно при доминирующей роли среды, адаптация является ответной реакцией субъекта, как активной, так и пассивной, на нарушение гармонии, при этом адаптация рассматривается как гомеостаз, включение или приспособление. Если же первична роль социальной группы (личности), то социальная среда выступает средством достижения собственных целей группы, адаптация, таким образом, трактуется как рациональность или удовлетворенность. Зачастую адаптивные ситуации объединяют цели и ожидания обеих сторон. В данном случае исследование процесса социальной адаптации, как активной, так и пассивной, реализуется посредством комплексного подхода, как одного из общенаучных, объединяющего антропоцентрические и социоцентрические концепции, что позволило рассмотреть адаптацию как взаимодействие и развитие в рамках определенной социальной группы.Во втором параграфе «Особенности адаптивных стратегий в контексте комплексного подхода» особое внимание уделяется анализу активности, как особенности адаптивных стратегий, а также рассмотрены конформизм и нонконформизм, как активные поведенческие стратегии адаптации. Ситуация, требующая приспособления, может быть как стандартной, то есть полностью вписывающейся в границы прошлого опыта и подразумевающей привычную реакцию (пассивная адаптация) так и нестандартной, которая требует от субъекта творческой активности и поиска (активная адаптация). В то же время, пассивная адаптация может возникать в ситуации когда среда выказывает активность по отношению к субъекту и в адаптивном поведении преобладает приспособление. Пассивные адаптации чаще реализуются в условиях неопределенности, когда субъекты предпочитают занять выжидающую позицию, соответственно активные адаптации применяются в средах с эволюционным развитием. В одних и тех же средах отдельные субъекты могут выбирать как активный, так и пассивный способ адаптации, в силу своих субъективных интерпретаций. Следовательно, в средах с неравномерным развитием могут реализовываться активные адаптивные стратегии, в частности нонконформные. Активная же деятельность адаптанта прекращается при наступлении адаптированности, то есть достижении состояния равновесия в отношениях со средой. Пассивные и активные субъекты при этом могут меняться ролями в зависимости от ситуации и собственных характеристик, выбирая стратегию поведения. Под стратегией социальной адаптации отдельного субъекта адаптивного процесса понимается последовательность действий, четко структурированных и наполненных содержанием. При этом она может быть самостоятельно создана субъектом на основе своих адаптивных ресурсов, прошлого опыта, и оптимального использования других условий, а может быть взята у других субъектов, которые, по мнению адаптанта, достигали адаптивного эффекта ранее. Данная последовательность действий реализуется субъектом адаптивного процесса с целью достижения адаптированности, причем последняя должна быть достаточной, интерпретируясь адаптантом в соответствии с его идентичностью (при реализации активной позиции субъекта процесса адаптации). Но процесс адаптации основывается не только на собственных интерпретациях субъекта, касающихся сложившихся условий (активная позиция), но и на влиянии общества, как носителя социально приемлемых норм и правил, опираясь на которые вынужден существовать и адаптироваться субъект приспособительного процесса (пассивная позиция). Отсюда следует, на наш взгляд, что оптимальность достижения состояния адаптированности тесно взаимосвязана с успешностью урегулирования противостояния между интересами общества и адаптирующегося индивида, посредством взаимообмена необходимой информацией внутри системы индивид - социальная группа – общество. При реализации активной формы адаптации субъект не только принимает нормы и ценности новой социальной среды, но и строит свою деятельность, отношения с людьми на их основе. Одновременно с этим у него формируются разнообразные цели, но одной из главных становится собственная реализация, что, в общем-то, не противоречит позиции конформизма, который является одной из форм активного принятия просоциальных стратегий. Конформизм это не только «пассивное приспособление к различным внешним обстоятельствам, но и определенная жизненная позиция, императивное поведение, имеющее социально-когнитивное алиби, как оправдание своей деятельности, либо бездеятельности» (Е.А.Ануфриев). В случае же безусловного преобладания активных компонентов в выбранной стратегии адаптации, можно наблюдать совершенное неприятие адаптантом, каких бы то ни было внешних влияний и воздействий, что может проявиться как в «замыкании» адаптанта на себя и референтную группу, так и в агрессивном отреагировании на любое принуждение среды. Данная ситуация возможна при выборе и реализации так называемых нонконформных стратегий адаптации. Понятие нонконформизм часто рассматривают как противоположное конформизму. Чаще нонконформистами называют субъектов, которым свойственно демонстративное поведение, выражающее протест против традиционных норм общественного сознания и поведения. По нашему мнению, нонконформизм может трактоваться как негативная форма приспособления в рамках референтной группы с одной стороны, и как новаторская деятельность, направленная против отживших устаревших норм и правил, способствуя прогрессу. Таким образом, нонконформная стратегия адаптации является одной из форм активных адаптаций. Нонконформистам, как субъектам адаптационного процесса, для принятия социальной роли и осознания своего места в обществе, необходимо знание общественно принимаемых норм и моделей поведения, чтобы на их основе выстраивать свои нонконформные стратегии, противоречащие требованиям общества, но в этом процессе нонконформисты также ориентируются на интерпретации своей референтной группы, что необходимо для успешной адаптации в рамках близкого социального окружения. Нонконформизм нельзя, назвать альтернативным конформизму, так как в свою очередь субъекты адаптивного процесса, выбирающие нонконформистскую стратегию адаптации, с ее помощью адаптируются в рамках своей референтной группы, разделяющую с адаптантом его идентичность и транслирующую ему свои нормы и ценности. Таким образом, нонконформизм является разновидностью социального конформизма, хотя общество будет трактовать такую стратегию, как дезадаптивную. Адаптированность, как результат процесса адаптации, включает в себя такие компоненты, как продуктивная деятельность с успешным завершением, отсутствием конфликтных либо стрессовых ситуаций и как следствие психологический комфорт, широкое поле для самореализации адаптанта, его способностей и интересов, получение значимого для адаптанта статуса в референтной группе, вызывающее глубокое удовлетворение и самоуважение. Соответственно если вышеуказанные условия будут соблюдены при использовании в процессе адаптации нонконформных стратегий, то последние нельзя будет назвать дезадаптирующими. В качестве примера можно привести неформальные молодежные объединения антисоциальной направленности, реализующие в своей практике подобные стратегии поведения. Субъект, реализующий агрессивную модель поведения в ситуациях нарушения гармоничных отношений со средой, другими словами дезадаптирующих, рассчитывает на то, что именно такое поведение сберегает его адаптивный потенциал, снижает возможные риски и способствует кратчайшему достижению адаптивной цели. Следовательно, если реализация агрессивного поведения, способствует достижению состояния адаптированности субъектом процесса адаптации, то такой вид поведения можно считать адаптивным и классифицировать его как активную нонконформную стратегию социальной адаптации. ^ В третьем параграфе «Групповая стратегия социальной адаптации молодежи в современном российском обществе» рассматривается процесс социальной адаптации молодежи как социальной группы к современным реалиям, и выделяется специфика адаптации студенческой молодежи как особой группы. Молодежь быстрее других социальных групп из-за специфики возраста и отношения к жизни, усваивает и принимает на вооружение новые измененные ценности, испытывая при этом нужду в социальной и культурной идентичности. Стремление отождествить себя на уровне самосознания с неким целым, а также различие в восприятии и усвоении норм и ценностей культуры по сравнению с другими социальными и возрастными группами способствует трансформации системы традиционных ценностей и формированию соответствующих им специфических форм поведения. Этот процесс подкрепляется и переменами в обществе, которые, как правило, стимулируют и влекут за собой возникновение новых ценностей, усиливают противостояние между ценностями традиционной культуры и вновь появляющимися. Специфика протекания процесса адаптации в рамках группы для индивидов не состоит лишь в удовлетворении собственных потребностей. Она направлена на самосохранение и развитие группы в меняющихся средовых условиях. Индивидуальные и групповые адаптации молодежи разнятся, с возрастанием стремление последних отождествить себя на уровне самосознания с неким целым, адаптироваться в


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.