Реферат по предмету "Психология"


Интуиция и привычки

Курсовая работа по теме:
Интуиция и привычки

Содержание
Введение
1. Интуиция1.1 Интуиция как способ и форма познания
1.2 Развитие интуитивных способностей
2. Привычки
2.1 Категория привычки в психологии2.2 Методы коррекции привычек
Заключение
Список использованной литературы

Введение
 
Интуиция (отлат. Inueri – пристально,внимательно, смотреть) – знание, возникающее без осознания путей и условий егополучения, в силу чего субъект имеет его как результат «непосредственногоусмотрения». Интуиция трактуется как специфическая способность (например,художественная или научная интуиция); и как «целостное охватывание» условийпроблемной ситуации (чувственная, интеллектуальная интуиция); и как механизмтворческой деятельности (творческая интуиция). Интуиция предполагает умениевыделять на неосознаваемом уровне скрытые от непосредственного наблюдениянаиболее существенные свойства изучаемых явлений, предметов.
Роль интуиции особенновелика там, где необходим выход за пределы существующих приемов познания дляпроникновения в доселе неведомое. Интуиция – это не только постижение истины,но чувство и понимание, что это именно истина. Интуиция — это эмоциональнонасыщенное понимание сути проблемы и ее решения, когда ученый врастает впроблему и сливается с ней до такой степени, что уже и во сне она преследуетего и властно требует ответа.
Однойиз разновидностей автоматизированных действий являютсяпривычки.Основное отличие заключается в том, что навык — это умение совершатьавтоматизирование, т.е. без специального контроля сознания, те или иныеоперации, а привычка — это тенденция или потребность совершать те или иные автоматизированныеакты.[8, 273] Так, например, ребенок овладелтаким навыком, как мытье рук. Однако этого мало — важно, чтобы у неговыработалась привычка всегда мыть руки перед едой, после прогулки, перед сном.Привычки побуждают человека поступать определенным образом; как и навыки, онимогут быть полезны и вредны. Поэтому важно, чтобы у ребенка сразу жезакреплялись полезные привычки, оказывающие положительное влияние на личность.Чтобы выработать желательную привычку, необходимо неуклонно, никогда не отступаяот принятого решения, действовать в определенном направлении. Когда привычкавыработана, мы поступаем так потому, что иначе не можем, потому что мы такпривыкли.
Усвоениеребенком навыков и привычек начинается с первых дней его жизни. Первоначальноони очень просты и основаны на безусловных рефлексах и аффективных состояниях.Навыки детей легко переходят в привычки, которые уже в этом возрасте отличаютсячертами, близкими взрослым:
— привычные действия возникают в определенное время или в определенных условиях;
— невозможность проявить привычку вызывает неудовольствие, которое у ребенкавыражается в плаче. Поэтому важно уже с самого начала не давать повода дляобразования нежелательных привычек, предупреждая сочетания нежелательныхдействий с положительными эмоциями. [11, 122]
1. Интуиция1.1 Интуиция как способ и форма познания
Способность постиженияистины или идеи изобретения, открывающее нечто или изобретающей нечто, безобоснования с помощью логики именуется интуицией. Интуицию издавна делят на дверазновидности: чувственную и интеллектуальную. Интуиция – это некоеполуинстинктивное сознание и вместе с тем стоящее выше обычного сознания,являющее собой по своей познавательной силе по существу сверх-сознание. Она,как бы в одно мгновение, пробегая по частям, по малейшим деталькам объекта,схватывает суть целого, как бы «вывертывая наизнанку» всю егоподноготную. Бывают случаи, когда человек чрезвычайно быстро, почти мгновенно,схватывает мыслью сложную ситуацию, например, во время венного сражения, и,ясно осознавая «что к чему», находит правильное решение. Интуиция –это способность к постижению истины путем прямого ее усмотрения без обоснованияс помощью доказательства. [6, с.480]
Опытный врач сразу безрассуждений может понять суть болезни, а потом уже обосновывает правильностьсвоего «чутья». Деятели науки, искусства, полководцы, государственныеи политические деятели, изобретатели не раз отмечали, что самыми плодотворнымипериодами творческого процесса их мышления являются моменты как бы наплывавдохновения, упоительного восторга и внезапного «озарения» мысли. Накрыльях этого счастливого чувства человек поднимается до удивительной остроты иясности сознания, когда его взгляд на вещи становятся максимально проницательными он оказывается способным предвосхищать итог мыслительной работы, мгновеннопробегая и как бы перескакивая через отдельные ее звенья. Композитор в этимгновения, по словам В.А. Моцарта, слышит всю ненаписанную симфонию, а у поэта,как отметил А.С. Пушкин:
И мысли в головеволнуются в отваге,
И рифмы легкиенавстречу им бегут,
И пальцы просятся кперу, перо к бумаге
Минута – и стихисвободно потекут.
Этот способ мышлениянередко окутывают густым туманом мистики и объявляют его бессознательнымпроцессом. В каждом научном открытии и изобретении решающую роль играютпоследнее звено длинной цепи подготовительных работ. Интуитивные выводывозможны лишь на почве огромных усилий ума не одного человека. [6, с.482]
Интуиция тесно связанас так называемым жестким экспериментом, когда объект исследования ставится внеимоверно тяжелое, необычное условия. Интуиция – это как бы свернутая, резкосгущенная логиком мысли. Она также относится к логики, как внешняя речь квнутренней, где очень многое опущено и фрагментарно.
Интуиция не составляетособого пути познания, идущего в обход ощущения, представления и мышлению. Онасоставляет качественно особый вид умозаключения, когда отдельные звеньялогической цепи проносятся в сознании более или менее бессознательно, апредельно ясно осознаётся именно итог мысли – истина.
В интуиции тесносмыкаются мышление, чувство и ощущение. Она сближает научное познание схудожественным творчеством и наоборот. Когда талантливый актер играет негодяя,то этот негодяй «находиться в нем», а самость актера выражается воригинальном мастерстве игры, что проявляется в правде этого художественногообраза, в котором как бы слиянно существуют «два человека в одномлице». Но это, разумеется, — не шизофреническое раздвоение личности, авполне здоровый феномен подлинно творческого искусства.
Когда ученые пытаютсяописать и проанализировать процесс своего творчества, они редко обходятся без ссылокна «догадку», «озарение», «прозрение», «переживание».Интуиция — вот что, по всей вероятности, играет самую существенную, решающуюроль в создании новых научных представлений и выдвижении новых идей.
Вот что пишет об этомА. Эйнштейн: «Подлинной ценностью является в сущности только интуиция. Чтотолько не называют интуицией! Это и высший, даже — сверхъестественный дар, единственноспособный пролить свет истины на сокровенные тайны бытия, недоступные ничувствам, блуждающим по поверхности вещей, ни рассудку, скованному дисциплинарнымуставом логики. Это и удивительная сила, легко и просто пере носящая нас черезпропасть, развернувшуюся между условием задачи и ее решением. Это и счастливая способностьмгновенно найти идею, которая лишь задним числом, в поту и муках будет обоснованарассуждением и опытом. Но вместе с тем это и ненадежный, несистематизированныйпуть, могущий завести в тупик, бесплодная надежда лентяев не желающих доводить своймозг до изнеможения наряженными умственными усилиями; наивное дитя познания, чейбессвязный лепет лишен ясного смысла и только после бесчисленных поправок можетрассматриваться в качестве информационного сообщения».
Чтобы лучше понять, чтоже такое интуиция и каково ее место в научном познании, необходимо немногосказать о предыстории этого понятия. Интенсивное развитие естествознания иматематики в ХVII в. выдвинуло перед наукой целый ряд гносеологических проблем:о переходе от единичных факторов к общим и необходимым положениям науки, одостоверности данных естественных наук и математики, о природе математическихпонятий и аксиом, о попытке создать логическое и гносеологическое объяснениематематическому познанию, и т.д. Бурное развитие математики и естествознания требовалоновых методов в теории познания, которые позволили бы определить источникнеобходимости и всеобщности выведенных наукой законов. Интерес к методамнаучного исследования повышался не только в естествознании но и в философскойнауке, в которой появлялись рационалистические теории интеллектуальнойинтуиции.
Основным пунктомрационалистической концепции было разграничение знания на опосредствованное инепосредственное, т.е. интуитивное, являющееся необходимым моментом в процессенаучного исследования. Родоначальник рационализма Декарт говорил осуществовании истин особого рода, познаваемых «прямым интеллектуальнымусмотрением» без помощи доказательства.
Для Канта интуиция естьисточник знания. И «чистая» интуиция («чистая интуицияпространства и времени») является неисчерпаемым источником знания: из нееберет начало абсолютная уверенность. Данная концепция имеет свою историю: Кантв значительной мере позаимствовал ее у Платона, Фомы Аквинского и Декарта.
М.В. Ломоносов былпротивником рационализма. Познание, с точки зрения Ломоносова, осуществляетсяследующим образом: «Из наблюдений устанавливать теорию, через теориюисправлять наблюдения есть лучший способ к изысканию правды”. Ломоносов вплотнуюподошел к проблеме соотношения непосредственного и опосредствованного знаниякак результатов чувственного и теоретического познания и оказал огромноевлияние на разработку проблемы интуиции в русской философии.
Первоначально интуицияозначает, конечно, восприятие: это есть то, что мы видим или воспринимаем, еслисмотрим на некоторый объект или его пристально рассматриваем. Однако начиная, покрайней мере, уже с Платона, разрабатывается противоположность между интуицией,с одной стороны, и дискурсивным мышлением с другой. В соответствии с этим интуицияесть божественный способ познания чего-нибудь лишь одним взглядом, в один миг,вне времени, а дискурсивное мышление есть человеческий способ познания, состоящийв том, что мы в ходе некоторого рассуждения, которое требует времени, шаг зашагом развертываем нашу аргументацию.
Как вытекает из вышесказанного, на протяжении всей истории развития представлений об интуиции идет противопоставлениевосприятий, т.е. чувственных образов понятиям, т.е. логически обоснованным утверждениям.Возможно, место следует искать в области двух познавательных процессов: припереходе от чувственных образов к понятиям и при переходе от понятий кчувственным образам. Эти два процесса являются качественно-особыми способамиформирования чувственных образов и понятий. Отличие их от всех прочихзаключается в том, что они связаны с переходом из сферы чувственно-наглядного всферу абстрактно-понятийного и наоборот. В ходе их развертывания могут бытьнайдены понятия, не выводимые логически из других понятий, и образы, не порождаемыедругими образами по законам чувственной ассоциации.
Процессам перехода отчувственных образов к понятиям и, наоборот, действительно присущи те качества,которые чаще всего считаются обязательными признаками интуиции:непосредственность получаемого о знания и не вполне осознаваемый характермеханизма его возникновения.
Можно думать, чточеловеческая мыслительная деятельность имеет „двухплоскостной характер“,обусловленный наличием двух языков, в которых кодируется циркулирующая вмышлении информация (язык» предметных гештальтов" и«символически-операторный» язык). Если в процессахчувственно-ассоциативного, образного мышления движение мысли идет в плоскостинаглядных образов, а в ходе дискурсивных, логических рассуждений в плоскостиабстрактных понятий, то интуиция представляет собою «прыжок» с одной изэтих плоскостей на другую. Переходы от чувственных образов к понятиям(концептуальная интуиция) и от понятий к чувственным образам (эйдетическаяинтуиция) различаются направлением этого «прыжка». Перескакивая с плоскостичувственно-наглядного в плоскость абстрактно-понятийного, мысль совершает как бысвоеобразный «обходной маневр», чтобы преодолеть барьеры, преграждающиеей дорогу к новому знанию при движении в одной и той же плоскости. Этот«маневр» и позволяет получить такие результаты, какие нельзя достичь другимисредствами (оставаясь все время в одной плоскости).
На основе элементарных формконцептуальной и эйдетической интуиции развертываются специфические механизмыинтуитивного мышления, которые вовлекают во взаимодействие между собой образы ипонятия из совершенно, казалось бы, далеких друг от друга предметных областей. Вступаяво взаимодействие эти образы и понятия видоизменяются и перестраиваются, что ведетк возникновению принципиально новых представлений и идей.
Разумеется,реконструкция мыслительных процессов, которые приводят ученого к открытию, наталкиваетсяна большие трудности. Однако на основе гносеологического анализа историко-научногоматериала, с учетом данных, накопившихся в психологических исследованиях, можноуказать некоторые механизмы интуитивного мышления, с помощью которых в сознанииученых формируются новые представления и идеи (к сожалению, предполагаемыйобъем данной работы не позволяет привести их подробный анализ).
Вот один из примеров,взятый из книги “От мечты к открытию”, автором которой является Ганс Селье:«Логика составляет основу экспериментальных исследований точно также, как грамматикасоставляет основу языка. Однако, мы должны научиться пользоваться математикой истатистикой интуитивно, т.е. неосознанно, так как у нас нет времени для того,чтобы на каждом шагу осознанно применять законы логики.
Логика и математика способныдаже блокировать свободный поток того полуинтуитивного мышления, которыйявляется основой основ научных исследований в области медицины.
Та полуинтуитивная логика,которой пользуется каждый ученый-экспериментатор в своей повседневной работе, — это специфическая смесь жесткой формальной логики и психологии. Она формальна втом смысле, что абстрагирует формы мышления от их содержания, с тем чтобы установитьабстрактные критерии непротиворечивости.
А так как эти абстракциимогут быть представлены символами, то логика может быть также названа символической(математика). Но, в то же время, эта логика честно и откровенно признает, что еепонятийные элементы, ее абстракции в отличии от математики или теоретической физикиявляются в силу необходимости вариабельными и относительными.
Следовательно, строгие законымышления к ней применить нельзя. Таким образом, в размышлениях о природе мышлениянам следует также отвести существенную роль интуиции. Вот почему в нашей системемышления психология должна быть интегрирована с логикой.
Ниже перечислены наиболееважные проблемы, с которыми предстоит иметь дело этой полуформальной логике.
1. Формулированиепонятийных элементов.
2. Классификация понятийныхэлементов в соответствии с их:
а) характеристиками(признаками);
б) причиной.
3. Формирование новыхвопросов относительно:
а) эволюции характеристикво времени (те типы понятийных элементов, которые им предшествуют и те типы, в которыеони по всей вероятности перейдут);
б) опосредования причинно- следственных связей (инциденты, которые предшествуют непосредственнойпричине, и консенвенты, которые, по всей вероятности, являются результатом ее действия).
4. Вспышка интуиции, „озарение“.Хотя она и подготовлена предшествующими операциями, но тем не менее не можетбыть выведена из них путем применения формальной логики.
Обладая глубокими познаниями,трудолюбием и вооружившись логикой, можно более или менее осознанно проложить путьот 1. к 3.а) или 3.б), т.е. Именно ту часть пути, которая представляет собой развитиеранее сформулированного понятия. Однако только вспышка интуиции, творческоговоображения, происходящая в подсознании, способна преодолеть разрыв между всемкругом проблем и подлинным открытием».
Интуиция здесь играетзамыкающую, связующую роль и раскрытие из подсознания такой вспышки в виде осознанногонедостающего, связующего звена является наиболее плодотворным научным достижением,которое составляет основу фундаментальных исследований.
Исходя из рассмотренныхвыше механизмов мышления, можно сказать так, что интуиция — это качественныйскачок, который происходит в результате того, что некоторый, предшествующий ему,количественный объем логического мышления переходит на качественно-новыйуровень интуитивного озарения. Просто не из ничего новые идеи не приходят, рождениюновой идеи предшествует долгая работа ума. Здесь также необходимо сказать о том,что «фундаментальное открытие не может совершится без процесса взаимодействиячувственного и логического познания, осуществляемое действием интуиции. Но это недает никакого основания, считать основным и тем более единственным способом получениянового научного знания. Интуиция — это специфическая форма познания, определеннымобразом влияющая на использование ученым конкретных научных методов исследования.Фундаментальные теоретические открытия есть результат взаимодействия интуиции сметодами и принципами конкретной науки (в физике, например, с аналогией игипотезой) и экспериментальной проверки полученных данных».
Раскрытие закономерностей,определяющих собой интуицию, — дело весьма трудоемкое, требующее сосредоточенияусилий специалистов самых различных областей. В этом существует настоятельная необходимость,так как реальное ускорение научно — технического прогресса связано с качественнымприращением в первую очередь фундаментальных, т.е. принципиально новых (ипоэтому заранее не программируемых и не выводимых только формальным путем), результатов.Здесь же неизбежно возникает вопрос о роли интуиции в научном познании.«Если есть интуиция, то и есть закономерности, на которые она опирается”.
1.2 Развитие интуитивныхспособностей
В связи с вопросом оразвитии интуитивных способностей представляется интересной работа Эдварда деБоно „Рождение новой идеи: О нешаблонном мышлении“. В этой работе авторанализирует соотношение „шаблонного и “нешаблонного» мышления, т.е.пытается решить классическую проблему соотношения логики и интуиции в познании.
Также в своей монографииЭдвард де Боно дает следующие основные принципы нешаблонного мышления, которые «могутбыть подведены под 4 очень общие, но далеко не единственно возможные рубрики:
1) осознание господствующих,или поляризующих идей;
2) поиски различных подходовк явлениям;
3) высвобождение из-поджесткого контроля шаблонного мышления;
4) использование случая”.
Для раскрытия второгопринципа можно прибегнуть к словам самого автора: „Переход от очевидного способаподход а к явлениям к менее очевидному требует простого смещения акцентавнимания“.
Рассматривая третийпринцип нешаблонного мышления, Эдвард де Боно пишет: „Один из способовизбежать жесткости слов заключается в том, чтобы мыслить на основе наглядных образов,не пользуясь словами вообще. Опираясь на эти образы, человек вполне способенмыслить последовательно. Трудности возникают лишь тогда, когда мысль нужно выразитьсловами. К сожалению, мало людей способны мыслить, так сказать, визуально, да ине все ситуации могут быть проанализированы посредством зрительных образов. Темне менее, привычку к визуализации мышления стоило было бы приобрести, ибозрительные образы обладают такой подвижностью и пластичностью, какой не обладаютслова.
Визуальное мышление означаетне просто использование первичных зрительных образов в качестве материаламышления. Это было бы слишком примитивно. Визуальный язык мышления используетлинии, диаграммы, цвета, графики и массу других средств для того, чтобыпроиллюстрировать те соотношения, которые было бы весьма затруднительно описатьобычным языком. Подобные зрительные образы легко меняются под влияниемдинамических процессов и, кроме того, дают возможность показать одновременнопрошедшие, настоящие и будущие результаты влияния любого процесса.
Очень полезным избежатьвлияния фиксированных частей какой-то проблемы является деление этих частей наеще более мелкие части, а затем составление из них более крупных новых соединений.Намного легче собрать мелкие части ситуации в разного рода соединения, чемразбить уже раздробленную ситуацию на новые составные части“.
Однако, здесь же автор отмечает,что очень важно применять нешаблонное мышление при таких ситуациях, когда шаблонноемышление неспособно дать ответ.
Вцелом, следует отметить, что вопрос развития интуитивных способностей (так же каки сама проблема интуиции) в настоящее время еще недостаточно изучен; решениеданного вопроса представляется весьма важным делом, поскольку оно способно открытьдорогу новым эффективным методикам проведения научных исследований.

2. Привычки
 
2.1 Категория привычки в психологии
Человеческаяжизнь проявляется в поведении и деятельности. Сложное взаимное переплетениеэтих форм активности часто приводит к тому, что их трудно бывает вычленить иразграничить. Тем не менее, существенные их различия очень важны.[7, 259]
Человекусвойственно рассудочное поведение. Это значит, что его поступки, составляющиехарактер поведения, определяются интеллектуальным «высвечиванием» существующихмежду предметами связей а отношений. Рассудочное поведение не являетсяисключительной привилегией человека — нам общи с животными все виды рассудочнойдеятельности: индукция, дедукция, следовательно, также абстрагирование…анализ незнакомых предметов (уже разбивание ореха есть начало анализа), синтез(в случае хитрых проделок у животных) и, в качестве соединения обоих,эксперимент (в случае новых препятствий и при затруднительных положениях)».
Простейшие формыповедения, как известно, основаны на инстинктивных действиях. Элементырассудочного поведения появляются в тех случаях, когда поведение опирается наотражение соотношения между предметами (появление так называемых обходныхдействий), и в особенности при использовании предметов в качестве орудий.
Многие наши поступки иособенности поведения со временем становятся привычками, т.е. автоматическимидействиями. Автоматизируя наши действия, привычка делает движения более точнымии свободными. Она уменьшает степень сознательного внимания, с которымсовершаются действия. С.Л. Рубинштейн отмечал, что образование привычкиозначает появление не столько нового умения, сколько нового мотива илитенденции к автоматически выполняемым действиям. [7, 82] Другими словами,привычка — это действие, выполнение которого становится потребностью.
Словарь определяетпривычку как автоматизированное действие, выполнение которого в определенныхусловиях стало потребностью (например, делать зарядку по утрам, быстро ходить ит.д.). С формированием привычки связано смещение мотива действия. Если вначаледействие побуждается мотивом, лежащим вне его, то с возникновением привычкимотивом становится сама потребность в выполнении данного действия.
Привычкиформируются в процессе неоднократного выполнения действия на той стадии егоосвоения, когда при его исполнении уже не возникает каких-либо трудностейволевого или познавательного характера. При этом решающее значение приобретаетвызываемое самим функционированием действия физическое и психическоесамочувствие, окрашиваемое положительным эмоциональным тоном «приятногоудовольствия».
Привычкимогут возникать в любой сфере деятельности и охватывать различные стороныповедения человека. Следует различать привычки полезные (привычка к труду,привычка помогать товарищам, гулять перед сном и др.) и вредные(несдержанность, привычка перебивать говорящего и др.). Жизненно важные,общественно ценные привычки облегчают формирование положительных черт личности,соблюдение правил поведения в общественной и личной жизни, отрицательные — дезорганизуют поведение. Формирование полезных привычек и борьба с вреднымиявляются важнейшими задачами воспитания.
Приобретениепривычки с физиологической точки зрения есть не что иное, как образование вмозговых структурах устойчивых нервных связей, отличающихся повышеннойготовностью к функционированию. Система таких нервных связей служит основойболее или менее сложных форм поведенческих актов, которые И.П. Павлов назвалдинамическими стереотипами. [7, 248] В комплекс нервных структур, обеспечивающих привычный образ действий,как правило, включаются и механизмы эмоционального реагирования. Они вызываютэмоционально положительные состояния в период реализации привычки и, напротив,рождают отрицательные переживания в обстоятельствах, мешающих ее осуществлению.
Учитываяважное свойство нервной системы легко формировать и закреплять привычки, дажеесли они являются ненужными или вредными (курение, увлечение спиртными напиткамии т.п.), можно смело утверждать, что процесс рассудочного управления привычкамиесть, по существу, управление поведением. Ведь даже вредные привычки, явнонаносящие ущерб здоровью организма, со временем начинают восприниматься какнормальное явление, как нечто необходимое и приятное. И смысл управленияповедением заключается в том, чтобы вовремя заметить предпосылки к образованиюненужной или вредной привычки и устранить их, дабы не оказаться у нее в плену.[4, 161] 2.2 Методы коррекции привычек
Руководитьпривычками, формировать только полезные для развития личности, для здоровья иповседневной деятельности привычки — значит сознательно и целенаправленносовершенствовать стиль своего поведения. Только в этом случае нервная системачеловека становится его надежным другом, а не врагом. Следует иметь в виду, чтоискоренение ненужных привычек и замена их новыми, разумными требует не толькоизвестных внутренних усилии, но и определенных знаний. В психологии на этотсчет установлены следующие правила.
1.Человек, пожелавший освободиться от старой привычки и выработать новую, долженсформулировать для себя твердое и бесповоротное решение действовать внамеченном направлении. Пока такое решение не принято, он не сможет развитьдостаточных усилий для работы над собой. Принятое решение сформирует в нервнойсистеме необходимый энергетический центр, который будет обеспечиватьпоследующую деятельность по реализации решения.
2.На первых порах не следует подвергать волю слишком тяжелым испытаниям, ипоэтому необходимо избегать тех условий, в которых старая привычка станетпроявляться с особой настойчивостью. Наоборот, вначале лучше намеренносоздавать такую обстановку, которая благоприятствовала бы формированию иподдержанию новой привычки. Тем самым с каждым новым днем соблюдения новогорежима вероятность его нарушения будет в значительной степени снижаться.
3. Очень важно ни разуне отступать от соблюдения новой привычки до тех пор, пока она не закрепится втакой степени, что ее случайное нарушение уже не будет представлять опасности.Постоянство тренировки — важнейшее условие непогрешимой и надежной деятельностинервной системы. [4, 162-163]
Впериод, когда еще имеет место своеобразная борьба привычек, всего важнееобеспечить одной из них непрерывный ряд побед, пока благодаряихповторениюновая привычка не укрепится настолько, что сможет успешно преодолевать старуюпри любых условиях. Важно при этом помнить, что одна победа дурной привычкиуничтожает результаты многих побед хорошей.
Такимобразом, при выработке новой привычки необходимо обеспечить определенный успехв этом деле в самом начале. Сознание успеха стимулирует развитие усилий вжелаемом направлении, тогда как неудача способна парализовать энергию припоследующих попытках. Вообще же искусство «переделывать себя» в значительнойстепени определяется умением следовать в выбранном направлении по узкому пути,не глядя ни вправо, ни влево, а тем более не оглядываясь назад. Это умениевырабатывается у человека в том случае, когда в повседневной жизни онсистематически приучается «преодолевать себя» хотя бы в мелочах. Именноблагодаря этому происходит постепенная тренировка моральных сил, необходимыхдля управления поведением. Тот, кто ежедневно высказывает добрые намерения и неосуществляет ни одного из них на деле, похож на человека, который пытаетсяперепрыгнуть ров, но, разогнавшись, каждый раз останавливается у его края, нерешаясь сделать последнего толчка и тем самым вырваться из круга бесплодныхпопыток.
4. Необходимоиспользовать каждый благоприятный случай в повседневной жизни для того, чтобыдействовать в направлении, подсказанном разумными доводами, моральнымичувствами. Решения или стремления оставляют в нервной системе заметный след несами по себе, а лишь тогда, когда они выливаются в определенные действия,становясь актами рассудочного поведения. Если, например, человек не пользуетсякаждым конкретным случаем, чтобы проявить свою нравственную активность, то егоморальный облик не будет совершенствоваться, хотя бы он и обладал большимзапасом прекрасных морально-этических правил. Когда высоконравственное решениене завершается необходимым действием, человек не только обедняет свою личность,лишаясь «доброго дела», но и вместе с тем создает в нервной системе «внутренниебарьеры» для совершения таких действий в будущем. Именно таким образомформируются бесплодные мечтатели и «высокочувствительные» натуры, которым завсю жизнь не удается сделать ни малейшего шага в направлении своей мечты илидоброго намерения. Пасуя перед некоторым усилием, необходимым для того, чтобыпривести что-нибудь в исполнение, они тем самым становятся на путь созданияпривычки к бездействию. Точно так же, предоставляя своим эмоциям возможностьбесплодно испаряться, человек со временем теряет способность продуктивноиспользовать их движущую силу, становится вялым, нерешительным и беспомощным.

Заключение
В заключении можносказать, что „Знание – сила“ — эти слова произнес английский философФрэнсис Бэкон. В них в афористической форме выражена мысль об огромном ролизнаний в жизни отдельного человека и человечества в целом. Действительно,знания об окружающем мире и о самом себе необходимы человеку во всех видахдеятельности – для строительства жилищ и производства стали, ухода за детьми исоздания ЭВМ; знания дают возможность ориентироваться в мире людей, вещей иприродных явлений, помогают объяснять и предвидеть события. В наших знанияхспрессован тысячелетний опыт материальной и духовной деятельности людей, и этоогромное богатство человечества.
На крыльях интуиции, ане только по лестнице логики осуществляется интеллектуальный скачок от старогознания к новому, открытия в науке, изобретения в технике и созидание в областиискусства. Интуиции бывает достаточно для усмотрения истины, но еенедостаточно, чтобы убедить в этой истине других и самого себя. Для этогонеобходимо доказательство.
Познающий субъект неотделен от предметного мира, а находится внутри его. Мы можем познать сущностьвещи не в качестве пассивных наблюдателей, а лишь через включение ее в нашуактивную деятельность. Результаты познавательной деятельности будут отражать нетолько свойства изучаемого предмета, но и то, как мы организуем процессизучения (средства и способы познания), и особенности нас самих (наши позиции,пристрастия, ранее накопленный опыт и т.д.)
В качестве обобщения вышесказанного о привычках, можновыдвинуть следующее положение: эффективность управления поведением обеспечиваетживая способность к внутренним усилиям, пусть небольшим, но ежедневноупражняемым. Проявление человеком своеобразного аскетизма и «героизма» вмелочах повседневности приучает его психику к самоуправлению, к систематическойсамоорганизации поведения. Такой человек может быть уверен в том, что припоявлении необходимости преодолеть настоящие жизненные трудности он найдет всебе достаточно сил для этого. Человек в значительной степени сампредопределяет свою судьбу, так как реализует свое повседневное поведение черезхорошие или дурные привычки, вызывающие соответствующие последствия. В этойсвязи уместно привести следующее замечание из «Психологии» Джемса: «Ожидающийнас в будущей жизни ад, о которомнасучат богословы, не хужетого ада, который мы сами создаем себе на этом свете, воспитывая свой характерв ложном направлении… Нет такого ничтожного добродетельного или порочногопоступка, который не оставил бы в нас своего навеки неизгладимого следа…Разумеется, это обстоятельство имеет свою хорошую и дурную сторону. Серияотдельных выпивок делает нас постоянными пьяницами, но, с другой стороны, такаяже серия благих дел и часов известного труда делает нас святыми в нравственномотношении или авторитетами и специалистами в практической и научной областях…Человек, добросовестно выполняющий ежедневно свой труд, может предоставитьконечный результат своей работы ей самой.Онможет быть глубокоубежденным, что в один прекрасный день он сознает в себе достойнейшего представителясвоего поколения, какой бы род деятельности он ни избрал себе. Юношеству этаистина должна быть известна заранее. Незнакомство с нею, быть может, породило вюношестве, вступающем на трудный жизненный путь, более уныния и малодушия, чемвсе остальные причины, взятые вместе». [4, 164]
Список использованной литературы
1.     АлексеевП.В., Панин А.В. Философия: Учебник для ВУЗов – М.: ТЕИС, 1996. – 504 с.
2.     БодалевА.А. Психология о личности. – М.: Изд-во МГУ, 1988 – 187 с.
3.     ВыготскийЛ.С. Лекции по психологии: СПб.: Союз, 1997 – 144 с.
4.     Грановская Р.М. Элементы практической психологии. – Л.:Изд-во ЛГУ, 1988 – 564 с.
5.     Гримак Л.И. Резервы человеческой психики: Введение впсихологию активности. – М.: Политиздат, 1987. – 286 с.
6.     КоновичЛ.Г., Медведева Г.И. Философия: Учебник высших учебных заведений. – Ростов — на- Дону.: „Феникс“, 2002. – 576 с.
7.     Леонтьев А.Н. Деятельность Сознание. Личность. – М.:Политиздат, 1977. – 304 с
8.     Методологическиеи теоретические проблемы психологии. – М.: Наука, 1969.- 376 с.
9.     МироновВ.В. Философия, Учебник – М.: „ПРОСПЕКТ“, 1998. – 240 с.
10.    НевлеваИ.М. Философия, Учебное пособие, — М.: Русская Деловая Литература, 1999. – 448с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.