Реферат по предмету "Психология"


Зигмунд Фрейд: биографический очерк, формирование школы, отношение с учениками

Федеральноеагентство по образованию РФ
Высшеепрофессиональное учебное заведение
Тульскийгосударственный университет
Кафедрапсихологии
Курсовая работа
Зигмунд Фрейд:биографический очерк, формирование школы, отношение с учениками
Написал: студенткагр.820 572
Полякова Нина
Проверил: Брагина Т.А.
Тула 2008

Содержание
Введение
Глава 1. Биографический очерк
Глава 2. Отношение с учениками
1. Юнг
2. Ференци
3. Адлер
4. Райк
5. Анна Фрейд
6. Райх
Глава 3. Формирование школы
1.  ОттоРанк как летописец истории психоанализа
2.  «Развитие»
3.  «Письмапо кругу»
Заключение
Список использованной литературы

Введение
«Попросите сто человекна улице назвать известного покойного психолога,- предлагает Кейт Станович, — инаверняка Зигмунд Фрейд станет победителем». Хотя в настоящий момент влияние,оказанное Фрейдом на психологическую науку, кажется не столь значительным, егоизвестность продолжает делать свое дело в восприятии людьми психологии. Егонаследие используется в литературных интерпретациях, психиатрии и популярнойпсихологии. Так кто же такой был Фрейд и чему он учил?
На протяжении долгоговремени, да и сейчас также удивительная личность Зигмунда Фрейда интересовала,интересует и скорее всего, будет интересовать всех ученых, кто хоть разсталкивался с его работами. Вот и нас также заинтересовал этот великий человек,который приоткрыл дверь в мир бессознательного.
Мы решили поближепознакомиться с его жизнью и работами, поэтому задачи нашей работы состоят вследующем:
À Поинтересоватьсябиографией Фрейда З.
À Рассмотретьего отношения с учениками
À Пронаблюдатьза формированием школы З. Фрейда.
Его личностьрассматривали различные ученые, к примеру, Э. Фромм – знаменитый американскийнеофрейдист, который в своей книге «Миссия Зигмунда Фрейда» дает анализличности основателя психоанализа. Данное исследование выгодно отличается отдругих биографий Фрейда, написанных его учениками и последователями, своейобъективностью и непредвзятостью – Фромм описывает как сильные, так и слабыестороны личности Фрейда. Из этой книги можно узнать и понять, почему и по какойпричине создавались труды, что влияло на их создание. Можно сказать, что вкниге Фрейд предстает перед нами как объект исследования, с точки зрения своихтеорий, так как из каждого его «движения» в жизни создавалась какая-нибудьконцепция или дополнение к ней, и Фромм проанализировал личность Фрейда,применяя отчасти к ней его же теории.
В очень легкой идоступной форме, немного с юмором, отобразил жизнь основателя психоанализа Р.Осборн. В ней отражены основные моменты, как самой жизни ученого, так и егоработ. Есть трехтомная энциклопедия, под редакцией Боковикова, где полностьюрассмотрены жизнь, труды, наследия З. Фрейда. В энциклопедии имеются вставкиписем, написанных лично Фрейдом, по которым оцениваются отношения между авторомписем и их получателями. Здесь присутствуют пионеры психоанализа и все те, скем когда-то был знаком Фрейд. Так каким же он был: страстным и любящим поотношению к семье, добрым по отношению к ученикам, справедливым и терпимым квыходкам противников или же он был как обычный человек, у которого хватает изабот и проблем, который может быть черствым, бесчувственным и эгоистичным?Почему у него не сложились все-таки отношения с учениками? Среди многиханалитиков, которые порвали с Фрейдом и создали свои теоретические школы, впервую очередь следует назвать Альфреда Адлера и Карла Г. Юнга. Они оба были вчисле самых первых и самых значительных последователей. Что привело к разрывумежду ними? Поэтому мы задались целью узнать, как протекала жизнь Фрейда,какими были отношения в школе, которую он сформировал.
Возможно, можнопредположить, что и становление или некое зарождение его школы началось с того,как он увлекся раскрытием причин болезней своих пациентов не со стороныфизиологии, а с точки зрения рассмотрения психики, и когда начал вести своюпереписку с единомышленниками и с теми, кто его понимал и принимал. Как Фрейд«пришел» к созданию психоанализа? Что стало толчком к возникновению идей? Можетбыть, повлияло окружение или все же ему, как и Менделееву, «во сне приснилось»?
Попробуем найти ответына поставленные вопросы.

/>/>/>Глава1. Биографический очерк
Зигизмунд Фрейд родился6 мая 1856 года в маленьком австрийском городке Фрайберге, Моравия (на территориисовременной Чехии). Он был самым старшим из семерых детей в своей семье, хотя уего отца, торговца шерстью, было двое сыновей от предыдущего брака, и он былуже дедушкой к моменту рождения Зигмунда. Когда Фрейду было четыре года, егосемья в связи с финансовыми затруднениями перебралась в Вену. Фрейд постоянножил в Вене, а в 1938 году, за год до смерти, он эмигрировал в Англию.
С самых первых классовФрейд блестяще учился. Несмотря на ограниченные финансовые возможности,заставлявшие всю семью ютиться в тесной квартирке, у Фрейда была своясобственная комната и даже лампа с масляным фитилем, которой он пользовался во времязанятий. Остальные члены семьи довольствовались свечами. Подобно другим молодымлюдям того времени, он получил классическое образование: изучал греческий и латынь,читал великих классических поэтов, драматургов и философов – Шекспира, Канта,Гегеля, Шопенгауэра и Ницше. Его любовь к чтению была так сильна, что долги в книжнойлавке стремительно росли, а это не вызывало сочувствия у его отца, стесненногов средствах. Фрейд великолепно владел немецким языком и одно время получалпризы за свои литературные победы. Он также бегло говорил на французском,английском, испанском и итальянском языках.
Фрейд вспоминал, что в детствеон часто мечтал стать генералом или министром. Однако, поскольку он был евреем,почти любая профессиональная карьера была для него закрыта, за исключениеммедицины и юриспруденции – так сильны были тогда антисемитские настроения.Фрейд выбрал медицину без особого желания. Он поступил на медицинский факультетВенского университета в 1873 году. Во время учебы он испытал на себе влияниезнаменитого психолога Эрнста Брюкке. Брюкке выдвигал идею о том, что живыеорганизмы представляют собой динамические энергетические системы, подчиняющиесязаконам физической вселенной. Фрейд воспринял эти идеи со всей серьезностью, и позднееони получили свое развитие в его взглядах на динамику психическогофункционирования.
Честолюбие толкалоФрейда к совершению какого-нибудь открытия, которое принесло бы ему известностьуже в студенческие годы. Он внес свой вклад в науку благодаря описанию новыхсвойств нервных клеток у золотых рыбок, а также подтверждению существованияяичек у самцов угря. Однако наиболее важное его открытие состояло в том, чтопри лечении многих заболеваний может быть использован кокаин. Он сам употреблялкокаин без каких-либо отрицательных последствий и пророчил этому веществу рольедва ли не панацеи, не говоря уже о его эффективности в качествеобезболивающего. Позднее, когда стало известно о существовании наркотическойзависимости от кокаина, энтузиазм Фрейда пошел на убыль.
После получениямедицинской степени в 1881 году Фрейд занял должность в Институте анатомиимозга и проводил сравнительные исследования мозга взрослого человека и плода.Его никогда не влекла практическая медицина, однако вскоре он оставил своюдолжность и стал практиковать приватно как невропатолог, преимущественно по тойпричине, что научная работа низко оплачивалась, а атмосфера антисемитизма не давалавозможности продвижения по службе. Ко всему прочему, Фрейд влюбился и былвынужден осознать, что если он когда-нибудь вступит в брак, ему нужна будетхорошо оплачиваемая работа.
1885 год ознаменовалсякритическим поворотом в карьере Фрейда. Он получил исследовательскую стипендию,которая дала ему возможность поехать в Париж и в течение четырех месяцевстажироваться у Жана Шарко, одного из наиболее выдающихся неврологов тоговремени. Шарко изучал причины и лечение истерии – психического расстройства,проявлявшегося во множестве разнообразных соматических проблем. У пациентов,страдавших истерией, наблюдались такие симптомы, как паралич конечностей,слепота и глухота. Шарко, используя внушение в гипнотическом состоянии, мог,как индуцировать, так и устранять многие из этих истерических симптомов. Хотяпозднее Фрейд отвергал применение гипноза в качестве терапевтического метода,лекции Шарко и его клинические демонстрации произвели на него сильноевпечатление. За время короткого пребывания в знаменитом госпитале Сальпетриер вПариже Фрейд из невролога стал психопатологом.
В 1886 году Фрейдженился на Марте Бернайс, с которой они прожили вместе более половины века. У нихродились три дочери и три сына. Младшая дочь, Анна, последовала по стопам отцаи со временем заняла лидирующее положение в психоаналитическом направлении какдетский психоаналитик. В 80-е годы Фрейд начал сотрудничать с Йозефом Брейером,одним из наиболее известных венских врачей. Брейер к тому времени достигопределенного успеха в лечении пациентов с истерией благодаря применению методасвободных рассказов больных о своих симптомах. Брейер и Фрейд предпринялисовместное исследование психологических причин истерии и методов терапии этогозаболевания. Их работа завершилась публикацией книги «Исследования истерии»(1895), в которой они пришли к выводу о том, что причиной появленияистерических симптомов являются подавленные воспоминания о травматическихсобытиях. Дату этой знаменательной публикации иногда связывают с основаниемпсихоанализа, однако наиболее творческий период в жизни Фрейда был еще впереди.
Личные и профессиональныеотношения между Фрейдом и Брейером резко прервались примерно в то же время,когда была опубликована книга «Исследования истерии». Причины, по которымколлеги внезапно стали непримиримыми врагами, до сих пор не вполне ясны.Биограф Фрейда Эрнест Джонс утверждает, что Брейер категорически не соглашалсяс Фрейдом по вопросу о роли сексуальности в этиологии истерии, и этопредопределило разрыв (Jones, 1953). Другие исследователи предполагает, чтоБрейер выступил в роли «отцовской фигуры» для более молодого Фрейда и егоустранение было просто предначертано самим ходом развития отношений вследствиеэдипова комплекса у Фрейда. Каковы бы ни были причины, эти два человека никогдаснова не встретились как друзья.
Утверждения Фрейда о том,что в основе истерии и других психических расстройств лежат проблемы, связанныес сексуальностью, привели к его исключению из Венского медицинского общества в 1896году. К этому времени у Фрейда имелось крайне мало разработок (если они вообщебыли) того, что позднее получило известность как теория психоанализа. Болеетого, его оценка собственной личности и работы по наблюдениям Джонса былатакова: «У меня довольно ограниченные способности или таланты – я не силен ни вестественных науках, ни в математике, ни в счете. Но то, чем я обладаю, пусть ив ограниченном виде, вероятно, развито очень интенсивно».
Промежуток между 1896 и1900 годами был для Фрейда периодом одиночества, но одиночества оченьпродуктивного. В это время он начинает анализировать свои сновидения, а послесмерти отца в 1896 году практикует самоанализ в течение получаса перед сномежедневно. Его наиболее выдающийся труд «Толкование сновидений» (1900) основанна анализе собственных сновидений. Однако слава и признание были еще далеко.Для начала этот шедевр был проигнорирован психиатрическим сообществом, а Фрейдза свой труд получил лишь авторский гонорар в размере 209 долларов. Можетпоказаться невероятным, но за восемь последующих лет ему удалось продать всего600 экземпляров этого издания.
За пять лет послепубликации «Толкования сновидений» престиж Фрейда вырос настолько, что он вошелв число врачей, пользующихся всемирной известностью. В 1902 году было основанообщество «Психологические среды», которое посещал только избранный кругинтеллектуальных последователей Фрейда. В 1908 году эта организация былапереименована в Венское психоаналитическое общество. Многие из коллег Фрейда,бывшие членами этого общества, стали известными психоаналитиками, каждый в своемнаправлении: Эрнест Джонс, Шандор Ференци, Карл Густав Юнг, Альфред Адлер, ГансСакс и Отто Ранк. Позднее Адлер, Юнг и Ранк вышли из рядов последователейФрейда и возглавили конкурирующие между собой научные школы.
Период с 1901 по 1905год стал особенно творческим. Фрейд опубликовал несколько работ, в том числе«Психопатология обыденной жизни» (1901), «Три эссе о сексуальности» (1905) и «Юмори его отношение к бессознательному» (1905). В «Трех эссе…» Фрейд выдвинулпредположение о том, что дети рождаются с половыми побуждениями, а их родителипредстают в роли первых половых объектов. Общественное возмущение последовалонезамедлительно и имело широкий резонанс. Фрейда заклеймили как страдающегополовыми извращениями, непристойного и безнравственного человека. Многиемедицинские учреждения бойкотировались из-за их терпимости к идеям Фрейда о половойжизни детей. В 1909 году произошло событие, сдвинувшее психоаналитическоедвижение с мертвой точки относительной изоляции и открывшее ему путь к международномупризнанию. Г. Стэнли Холл пригласил Фрейда в Университет Кларка в Уорчестере,штат Массачусетс прочесть цикл лекций. Лекции были приняты очень хорошо, и Фрейдбыл награжден почетной степенью доктора. В то время его будущее выгляделовесьма многообещающим. Он достиг значительной известности, пациенты со всегосвета записывались к нему на консультации. Но были и проблемы. Прежде всего он потерялпрактически все свои сбережения в 1919 году в связи с войной. В 1920 годуумерла его 26-летняя дочь. Но, возможно, наиболее тяжелым испытанием для негостал страх за судьбу двух сыновей, воевавших на фронте. Отчасти под влияниематмосферы первой мировой войны и новой волны антисемитизма, в возрасте 64 летФрейд создал теорию об универсальном человеческом инстинкте – стремлении к смерти.Однако, невзирая на пессимизм в отношении будущего человечества, он продолжалчетко формулировать свои идеи в новых книгах. Наиболее важными являются «Лекциипо введению в психоанализ» (1920), «По ту сторону принципа удовольствия»(1920), «Я и Оно» (1923), «Будущее одной иллюзии» (1927), «Цивилизация и недовольныеею» (1930), «Новые лекции по введению в психоанализ» (1933) и «Очеркпсихоанализа», опубликованный посмертно в 1940 году. Фрейд был исключительноодаренным писателем, о чем свидетельствует награждение его Премией Гете по литературев 1930 году.
Первая мировая войнаоказала огромное влияние на жизнь и представления Фрейда. Работа в клинике с госпитализированнымисолдатами расширила его понимание разнообразия и тонкости психопатологическихпроявлений. Усиление антисемитизма в 1930-х годах также оказало сильное влияниена его взгляды о социальной природе человека. В 1932 году он был постоянноймишенью для нападок гитлеровцев (в Берлине нацисты устроили несколько публичныхсожжений его книг). Эти события Фрейд прокомментировал так: «Какой прогресс! ВСредневековье сожгли бы меня самого, теперь же они довольствуются сожжениеммоих книг». Только благодаря дипломатическим усилиям влиятельных граждан Веныему было разрешено покинуть этот город, вскоре после вторжения нацистов в 1938 году.Последние годы жизни Фрейда были тяжелыми. С 1923 года он страдалраспространяющейся раковой опухолью глотки и челюсти (Фрейд выкуривал ежедневно20 кубинских сигар), но упорно отказывался от лекарственной терапии, за исключениемнебольших доз аспирина. Он настойчиво работал, несмотря на то, что перенес 33 тяжелыеоперации, которые должны были остановить распространение опухоли (из-за этогоон был вынужден носить неудобный протез, заполнявший образовавшееся свободноепространство между носовой и ротовой полостями, и поэтому временами не могговорить). Его ожидало еще одно испытание на стойкость: во время гитлеровскойоккупации Австрии в 1938 году его дочь Анна была арестована гестапо. Толькоблагодаря случайности ей удалось освободиться и воссоединиться со своей семьейв Англии[1].
В феврале 1939 годавозникает неоперабельный рецидив рака. 23 сентября 1939 года в Лондоне, где он оказалсякак перемещенный еврейский эмигрант, Зигмунд Фрейд покинул этот мир.
Жизнь его была довольномногообразна и насыщенна. Великий человек прожил великую и присущую только емужизнь.
Глава 2.Отношение с учениками
 
Прежде чем намрассмотреть формирование школы, будет лучше рассмотреть отношение Фрейда сучениками, так как именно из переписки с ними и с друзьями можно увидеть, какначала зарождаться школа психоанализа, как внутри неё строились отношения и чтос ней стало. Здесь мы рассмотрим не вех учеников профессора (так называлиФрейда ученики), а только те, которые отличаются от остальных. В основномотношения были теплыми, можно сказать «семейные», приверженцы психоанализаФрейда души в нем не чаяли, что нравилось Фрейду.
Фрейд «был наделен»зависимостями. Зависимость Фрейда от Матери не ограничивалась его зависимостьюот собственной жены или матери. Она переносилась на мужчин: на тех, кто былстарше его, таких, как Брейер, современников, как Флисс, учеников, как Юнг.Однако Фрейд был наделен неистовым чувством гордости за свою независимость исильнейшим отвращением к положению протеже. Эта гордость заставляла еговытеснять сознание своей зависимости, полностью отрицать её, рвать дружбу, кактолько друг более не соответствовал предназначенной ему роли «матери». Так, всеего наиболее заметные дружеские связи подчинялись одному и тому же ритму:интенсивная дружба на протяжении нескольких лет, затем полный разрыв, часто –вплоть до ненависти. Такой была судьба его дружеских отношений с Брейером,Флиссом, Юнгом, Адлером, Ранком и даже с Ференци, лояльным учеником, которыйникогда и не помышлял об обособлении от Фрейда и его движения.[2]Пока он ощущал на себе действие этой любви, пока чувствовал, что егопревосходство должным образом признавалось, и к его учению прислушиваются, онбыл готов проявлять ответную симпатию. Никогда не подвергалось сомнению то, чтоФрейд предлагал ученикам любовь — правда, в несколько отрешенной форме,- ипреданность. Он даже был готов допустить определенную долю открытой полемикикритики в свой адрес. Но как тока он чувствовал, что его позиция в той или иноймере начинала колебаться тут, же полностью менял свое отношение к тому, илииному человеку.
 
Отношение Фрейда сКарлом Г. Юнгом
Как и во всех другихотношениях здесь обнаруживается та же динамика: великие надежды, огромныйэнтузиазм и разрыв. Здесь также прослеживается зависимость, но зависимость, гдедоминирующая личность зависит от тех, кто от неё зависим. Юнг активнозаинтересовался психоанализ, чем привлек внимание к себе Фрейда. Как сообщаетДжонс: «…Вскоре он (Фрейд) решил, что Юнг должен стать его преемником, и поройназывал его «своим сыном и наследником». Он говорил, что Юнг и Гросс былиединственными оригинальными умами из всех его последователей. Юнг был уподобленИисусу Навину, призванному войти в те земли психиатрии, которые Фрейду, какМоисею, было дано видеть лишь издалека».[3] Носуществовал еще один важный аспект в отношении Фрейда к Юнгу. До того временибольшинство сторонников Фрейда были венцами и евреями. Фрейд чувствовал, чтодля окончательной победы психоанализа в мире необходимо лидерство «арийцев».Фрейд стремился создать для психоанализа более широкий базис. На одном извенских конгрессов он сделал акцент на той патологической враждебности, котораяего окружает, и на необходимости внешней поддержки, дабы противостоять ей.Затем он драматически скинул пальто, сказав, что все хотят видеть его«умирающим с голоду». Ход его мысли понятен, он боялся не за себя, а запсихоаналитическое движение, и это побуждало видеть в Юнге спасителя от бед.
В апреле 1906 годаФрейд начинает переписку с Юнгом, которая интенсивно, то есть до 50 писем вгод, продолжалась в течение семи лет и которая содержит свидетельствавозникновения и упадка этой дружбы. Оба они свободно обменивались мнениямиотносительно своих коллег и дальнейших шагов по развитию «дела». Они обсуждалиопыт, полученный в работе с пациентами, разбирали крупные проблемы и частныедетали теории и практики. Проявляя особый интерес к шизофрении, мифологии,антропологии и оккультизму. Конец переписки отражает нарастающее нежелание Юнгапринимать дружбу Фрейда, властное влияние последнего и его требованияпродолжать борьбу, организацию, управление.[4]
Фрейд хотел полностьюзавладеть Юнгом, сделать его своим наследником и лидером движения.Подтверждением этому может служить эпизод, который произошел в СоединенныхШтатах. За обедом Фрейд предложил преступить «сухой закон», которому следовалЮнг и его учитель Блейер, нарушение его означало бы разрыв с ним и принятиеверности Фрейду. На протяжении 1912 года отношения между Фрейдом и Юнгомухудшились. Фрейд узнал об антагонистическом отношении Юнга к его теориям и кнему самому. Более того, Юнг уже успел высказать Фрейду, что инцестуальныевлечения следует толковать не буквально, но как символы других тенденций. Онивстретились в Мюнхене в ноябре 1912 года, Фрейд упрекал Юнга за нелояльность,Юнг «покаялся», принял всю критику и обещал исправиться.
Несмотря на повторныезаверения в лояльности, как личностные отношения, так и научные взглядыстановились все более отчужденными, пока в 1914 году не произошел окончательныйразрыв. Разрыв был неизбежен, так как взгляды отличались сильно. Юнг былромантиком, антирационалистом, тогда как Фрейд был ярым рационалистом истремился рационально контролировать бессознательное.
Взаимоотношения Фрейдас некоторыми другими близкими ему людьми, в особенности с Адлером, Ранком иФеренци, развивались по тому образцу: пылкая дружба, зависимость,превращающиеся затем в подозрительность и в ненависть.
 
Фрейд и Ференци
В 1907 году, перечитавво второй раз «Толкование сновидений», Ференци испытал потребность написатьФрейду. При посредничестве врача доктора Штайна в 1908 году, незадолго доЗальцбургского конгресса, состоялась их первая встреча на квартире Фрейда.Общение с обеих сторон оказалось столь непринужденным и задушевным, что Ференцитут же пригласили провести летние каникулы вместе с семьей Фрейда – привилегия,которой он часто пользовался и в дальнейшем.
Ференци, когдапознакомился с Фрейдом, имел врачебную практику в Будапеште и уже начала первыеопыты с гипнозом. Макс Шур, с шармом и юмором, изображающий живой иумозрительный дух Ференци, отмечает, что Фрейд обращался с этим учеником идругом, словно с родным сыном и что поэтому также и в переписке проявляетсяполная открытость. Это можно проследить даже в небольшом отрывке: « Наши деламы будем продолжать с осмотрительной уверенностью. Я надеялся, что Юнг подаритмне ощущение, что дети хорошо пристроены, без этого еврейский отец не может нижить, ни умереть. Теперь я радуюсь, что подобную уверенность внушаете мне Вы иВаши друзья.
С сердечнымипожеланиями на последующие две трети Вашего индивидуального существования. Дружескипреданный Вам Фрейд»[5].
Самым поразительнымпримером фрейдовской нетерпимости и авторитарности является его отношение кФеренци, который долгие годы был самым преданным другом и учеником, не имевшихпритязаний, и лишь к концу жизни предположил, что пациентам нужна любовь, талюбовь, в которой они нуждались, но не получали в детстве. Это привело копределенным изменениям в технике, переходе от совершенно безличного, отфрейдовского «зеркального» положения аналитика к более человечному и любовномуотношению к пациенту.
С этим предложениемученик пришел к своему учителю. Но Фрейд не терпел поправок в своей теории. Онвнимательно выслушал все высказывания Ференци с нарастающим нетерпением ипредупредил ученика, что тот вступает «на опасную почву и в самой основе»расходится «с традиционными обычаями и техникой психоанализа». После чего Фрейдразвернулся и вышел из комнаты. Ференци был рядом с Фрейдом почти всю жизнь.Они вместе с ним посещали Париж, Флоренцию, Неаполь и Сицилию, Рим и многиедругие места, но за десять лет до смерти Фрейда осенью 1929 года Ференциотходит от своего учителя.
 
Фрейд и Адлер
Первая измногочисленных размолвок, которыми было отмечено начало истории психоанализа,произошла между Фрейдом и Адлером. Изначально различия между этими двумя направлениямине казались столь глубокими, поэтому, когда в 1910 году венскоепсихоаналитическое общество приняло его к себе и назначило президентом, послечего и начались разногласия.
Вот что говорил Фрейдпо поводу отношения к Адлеру: « Теории Адлера начинают слишком сильноотклоняться от истинного пути, и пришло время установить порядок. Он забылслова апостола Павла, те слова, которые Вы знаете лучше меня: «и я знаю, чтонет у тебя любви». Он создал систему мира без любви, и я готов обрушиться нанего карающим мечом обиженной богини Либидо. Моим принципом всегда былатолерантность, а не насаждение своего влияния, хотя, на практике это не всегдадействует». На одном из заседаний Венского общества, на котором Адлерпредставил свою теорию, Фрейд воспользовался случаем и ответил своему оппонентув манере, которой Фриц Виттельс назвал попыткой «уничтожить своего противника».Тогда самые верные ученики сомкнули свои ряды вокруг Фрейда, и, — как пишетВиттельс, — «все вместе набросились на Адлера, это было нечто невиданное посвоей ярости, даже в вызывающей столько разногласий области, как психоанализ».Но Фрейд не только набросился на Адлера, он еще и намеренно усугубилобстановку. Позднее в феврале 1911 года, Фрейд добился и одной из своих целей,когда Адлер покинул пост президента Венского общества. Вместе с ним ушел иВильгельм Штекель. В июне того же года Фрейд настоял на том, чтобы Адлер былизгнан и из всех остальных обществ. В августе 1911 года основатель психоанализаобъяснял Эрнесту Джонсу, что размолвка с Адлером была неминуемой и, если уж ктои несет ответственность за умышленное создание такой «критической ситуации»,так это – Адлер. О том насколько глубока была неприязнь Фрейда к своему ученикумоно судить по тем словам кот он сказал об этом, так называемом «кризисе» «этомятеж ненормального человека,- писал Фрейд Джонсу,- которого амбиции довели досумасшествия его влияние основано лишь на проявлениях крайнего садизма итерроризма по отношению к другим». Фрейд не хотел довольствоваться частичнойпобедой, поэтому, когда осенью 1911 года состоялось заседание венскогообщества, он еще более усугубил и без того напряженную ситуацию. Именно тогдаотец психоанализа объявил, что Адлер ушел в отставку вмесите с тремя самымиверными последователями и то, что они объединились в адлерианскую группу. Фрейдкатегорически был против содействия с данной организацией и поставил всех передвыбором либо с ним, либо с Адлером, тогда с ним вообще разрываешь связь.[6]
 
Фрейд и Теодор Райк
Доктор философии ТеодорРайк вступил в Венский психоаналитический кружок Фрейда совсем еще молодым истал одним из первых фрейдовских учеников. Фрейд, с самого начала считавшийРайка чрезвычайно одаренным – «одним из главных наших надежд» — и особенноценивший его наряду с Ранком как исследователя и мыслителя, был связан с ним напротяжении тридцати лет, сначала лично, а затем посредством писем.
Во многих письмахФрейда можно найти похвалу и признание работ Райка, порой также и замечания вих адрес. Например, Фрейд считает, что они бывают «неотесанными, ядовитыми,сварливыми». В частности, по поводу одной рецензии Райка он отзывается в письметаким образом: «Юмор – это хорошо, но не оскорбление, лучше бы Вы сделалидружелюбные и разумные предложения».
Даже в 1928 году, когдаФрейд в связи с операцией находился в Берлине, где в то время практиковал Райк,он пытался опекать и воспитывать своего коллегу. В ту пору Райк выступил противодного своего коллеги со статьей, полной горьких упреков. Возможно, Райкпонимал, что Фрейд воспримет это выступление, как нечто недостойное. С болью всердце Фрейду пришлось защищать своего юного коллегу от враждебных выпадов,перешедших уже всякие границы. Даже когда Райк написал «Очерк о Достоевском»как отклик на статью Фрейда «Достоевский и отцеубийство», где была как критика,так и признание размышлений профессора. Фрейд откликнулся на это одобрительно.

Фрейд и Анна Фрейд
В декабре 1895 годародилась Анна, шестой и последний ребенок. Когда Анне было 13 лет, Фрейдпознакомил её со своей теории психоанализа, она стала посещать его лекции идаже присутствовала на приемах пациентов. После окончания университета,полностью увлеклась психоанализом и вошла в Венское общество. Принималапациентов в кабинете Фрейда. Когда болезнь сломала Фрейда, она продолжалавыступать с его лекциями. Ну что здесь можно сказать, Фрейд хоть и ждал сына,но в дочери «души не чаял» и видел в ней свое продолжение, продолжение жизнисвоего «дитя» — психоанализа.
 
Фрейд и Райх
В 1919 году ещестудентом-медиком Райх впервые прослушал лекцию по психоанализу и решилпосвятить свою жизнь психиатрии.
Более всего Райхапривлекала фрейдовская теория либидо, он искал биологические основания этойконцепции сексуальных влечений. Он полагал, что нашел, наконец, этоподтверждение в открытии биоэнергетических функций, теории оргазма и теорииоргона. Его попытка провести «сексуальную революцию» и создать синтез марксистскойтеории и психоанализа натолкнулась на сопротивление с обеих сторон – какмарксисты, так и психоаналитики, в конечном счете, отошли от идей Райха. Райхполагал, что Фрейд был несчастливо женат и зажат в своих отношениях к учениками друзьям. Личный и научный разрыв между ними произошел в 1929 году. Райхотносил это на счет своих напряженных отношений с Паулем Федерном, проводившимс ним учебный анализ. В сентябре 1930 года, прежде чем отправиться в Берлин,Райх в последний раз посетил профессора в Грундльзее, чтобы попрощаться. Междуними произошло резкое объяснение, и это был конец. Последний приговор Фрейдазвучал так: «Ваши взгляды не имеют ничего общего со столбовой дорогойпсихоанализа». На этой исторической встрече Фрейд якобы также сказал: «Спасатьмир – не есть смысл нашего существования».
 
/>Глава3. Формирование школы психоанализа
зигмунд фрейд школа психоанализа
ОттоРанк как летописец истории психоанализа
Врассмотрении формирования и функционирования школы психоанализа невозможнообойти стороной роль Ранка как летописца истории психоанализа. Протоколы даютнам наглядное представление о первом периоде развития психоанализа в Вене. Ониимплицитно содержат характеристики венских психоаналитиков, их отношений сФрейдом и друг с другом. Они отображают творческое развитие психоанализа и еговыдающихся пионеров, открывавших новую науку.
Начинаяс 1902 года, каждую среду вечером на квартире у Фрейда собираются друзья, членытак называемого «Общества по средам». До 1906 года (за два года до основанияВенского психоаналитического объединения) протоколы не велись. В тот периодпроисходили бурные аналитические дискуссии по поводу современной литературы,ведь это время кроме всего прочего было временем Шопенгауэра, Ницше,Стриндберга, Достоевского и Ведекинда. Нунберг связывает тематику встреч снебольшой численностью анализируемых пациентов. Встречи обычно проводились вформе семинаров, хотя и не все участники имели одинаковую «ученую степень».Каждый был обязан принять участие в дискуссии, порядок выступлений определялсяжребием. Фрейд вел заседания, на которых нередко происходило то, что мы теперьназываем групповым терапевтическим процессом. Не всегда было просто сдержатьэтих интеллигентных и зачастую весьма агрессивных людей. Фрейд всегда старался,чтобы дискуссия не переросла в оголтелый спор. Он хвалил, когда было за что, икритиковал, если что-то, на его взгляд, заслуживало упрека (или если до негоникто не выступал с критическими замечаниями). Фрейд давал возможность своимученикам – Ранку, Адлеру, Штекелю и другим, проявить себя и, хотя иногда бывалдостаточно резок, в целом, хвалил он или возражал, старался проявлятьтерпимость и уважение к участникам. Здесь можно пронаблюдать, как от Фрейдаоткалывались ученики. Как создавал свою концепцию А. Адлер и как на нееотрешенно реагировал Фрейд. Шло развитие, и накапливался опыт, появлялись у каждогосвои мнения, что явно не нравилось Фрейду, больше всего его волновали именноэти вечно строптивые ученики.
 
«Развитие»
В1882 Фрейд начал лечение Берты Паппенхайм (обозначаемой в его книгах как АннаО.), которая ранее была пациенткой Брейера. Ее разнообразная истерическаясимптоматика дала Фрейду огромный материал для анализа. Первым важным феноменомоказались глубоко скрытые воспоминания, прорывавшиеся наружу во время сеансовгипноза. Брейер предположил, что они связаны с состояниями, в которых сознаниередуцировано. Фрейд считал, что подобное исчезновение из поля действия обычныхассоциативных связей (поля сознания) является результатом процесса, который онназвал вытеснением; воспоминания заперты в том, что он назвал«бессознательным», куда их «отправила» сознательная часть психики. Важнойфункцией вытеснения является защита личности от влияния негативныхвоспоминаний. Фрейд предположил также, что процесс осознания старых и забытыхвоспоминаний приносит облегчение, хотя и временное, выражающееся в снятииистерических симптомов.
СначалаФрейд, как и Брейер, использовал гипноз для освобождения вытесненныхвоспоминаний, а позднее заменил его техникой, так называемых свободныхассоциаций, в которой пациенту позволялось говорить все, что приходит в голову.Предложив концепцию бессознательного, теорию защиты и понятие вытеснения, Фрейдначал разработку нового метода, который он назвал психоанализом.
Впроцессе этой работы Фрейд расширил диапазон необходимых данных, включив в негосновидения, то есть психическую деятельность, происходящую в состоянииредуцированного сознания, именуемом сном. Изучая свои собственные сны, оннаблюдал то, что уже вывел из феномена истерии, – многие психические процессыникогда не достигают сознания и удаляются из ассоциативных связей с остальнымопытом. Сравнивая явное содержание снов со свободными ассоциациями, Фрейдобнаружил их скрытое или неосознаваемое содержание и описал ряд адаптивныхпсихических приемов, соотносящих явное содержание снов с их скрытым смыслом.Некоторые из них напоминают конденсацию, когда несколько событий или персонажейсливаются в один образ. Другой прием, при котором мотивы того, кто видит сон,переносятся на кого-то еще, вызывает искажение восприятия – так, «я тебяненавижу» превращается в «ты меня ненавидишь». Огромное значение имеет тотфакт, что механизмы подобного рода представляют интрапсихические маневры,которые эффективно изменяют всю организацию восприятия, от которого зависит какмотивация, так и сама деятельность. Затем Фрейд перешел к проблеме неврозов. Онпришел к выводу, что основной областью вытеснения является сексуальная сфера ичто вытеснение происходит в результате реальной или воображаемой сексуальнойтравмы. Фрейд придавал большое значение фактору предрасположенности, котораяпроявляется в связи с травмирующим опытом, полученным в период развития иизменившим его нормальное течение. Поиск причин невроза привел к наиболееспорной теории Фрейда – теории либидо. Теория либидо объясняет развитие исинтез сексуального инстинкта в его подготовке к репродуктивной функции, атакже интерпретирует соответствующие энергетические изменения. Фрейд различалряд стадий развития – оральную, анальную и генитальную. Разнообразные сложностиразвития могут помешать человеку достичь зрелости, или генитальной фазы,задержав его на оральной или анальной стадии. Подобное предположениебазировалось на изучении нормального развития, сексуальных отклонений иневрозов. В 1921 Фрейд видоизменил свою теорию, приняв за основу представлениео двух противоположных инстинктах – стремлении к жизни (эросе) и стремлении ксмерти (танатосе). Эта теория, помимо ее невысокой клинической ценности,вызвала невероятное количество интерпретаций. Затем теория либидо былаприменена к изучению формирования характера (1908) и, вместе с теориейнарциссизма, к объяснению шизофрении (1912). В 1921, в основном для того, чтобыопровергнуть концепции Адлера, Фрейд описал ряд применений теории либидо кизучению феноменов культуры. Затем он попытался использовать понятие либидо какэнергии сексуального инстинкта для объяснения динамики таких социальныхинститутов, как армия и церковь, которые, будучи ненаследственнымииерархическими системами, отличаются в ряде важных аспектов от другихсоциальных учреждений. В 1923 Фрейд предпринял попытки развить концепцию либидопутем описания структуры личности в терминах «Оно» или «Ид» (изначальныйрезервуар энергии, или бессознательное), «Я» или «Эго», (та сторона «Оно»,которая входит в контакт с внешним миром) и «Сверх- Я», или «Супер-Эго»(совести). Три года спустя, в основном под влиянием Отто Ранка, который былодним из первых его последователей, Фрейд пересмотрел теорию неврозов, так чтоона снова стала ближе к его ранним концепциям; теперь он охарактеризовал «Эго»как ведущий аппарат адаптации и переработал само понимание общей структурыневротических феноменов. К 1908 Фрейд имел последователей по всему миру, чтопозволило ему организовать 1-й Международный конгресс психоаналитиков. В 1911было основано Нью-Йоркское психоаналитическое общество. Быстрое распространениедвижения придало ему не столько научный, сколько вполне религиозный характер.Влияние Фрейда на современную культуру поистине огромно. Несмотря на то, что вЕвропе оно пошло на спад, психоанализ остается основным психиатрическим методом,применяемым в США и (в меньшей степени) в Великобритании. В Соединенных Штатахпсихоанализ оказал значительное влияние на литературу и театр, особенно напроизведения таких известных авторов, как Юджин О'Нил и Теннеси Уильямс.Психоанализ непреднамеренно способствовал идее о том, что всяческого вытесненияи подавления надо избегать, чтобы это не привело к «взрыву парового котла», ичто воспитание ни в коем случае не должно прибегать к запретам и принуждению.Хотя наблюдения и теории Фрейда всегда были предметом дискуссий и нередкооспаривались, нет сомнения, что он внес огромный и оригинальный вклад впредставления о природе человеческой психики.[7]
«Письмапо кругу»
Школасуществовала не только в виде личных встреч, но и виде переписке междуучениками и учителями. В них мы также можем пронаблюдать за развитием отношенийвнутри школы. Годы с 1920 по 1924, к которым относятся эти письма. В этупослевоенную эпоху психоанализ в определенной степени возрождался заново. Этобыло время подготовки, распространения и интенсивного сотрудничества всехчленов Комитета.
Связьразбросанных по миру шестерых носителей колец (членов Комитета) осуществляласьпосредством писем. Эти выдающиеся, тщательно отобранные Фрейдом мужи – Абрахам,Ференци, Эйтингон, Джонс, Захс и Ранк, — которые взращивали и лелеялиинтеллектуальное достояние психоанализа и разошлись, словно апостолы, по чужимстранам, работали в тесном контакте друг с другом в качестве великихзачинателей психоанализа.
ШестидесятилетнийФрейд предстает перед нами в пору первых своих посланий в качестве наставника,руководителя и организатора. В то время психоанализ считался не столько теориейчеловеческого поведения, сколько методом медицинского воздействия или важнойчастью западной идеологии.
Составлениемписем занимались Фрейд и Ранк, даже если письмо было составлено одним Ранком,подписывалось оно всегда от двоих. В письмах в основном обсуждались проблемыорганизаций, правила и устав, уплата или неуплата членских взносов, то естьпроблемы управления. Научные дискуссии возникали лишь в редких случаях — да ито только перед конгрессами. Между Ранком и Джонсом постоянно вспыхивали ссорыиз-за проблем с психоаналитическим издательством и авторскими правами.
Крометого, в некоторых «письмах по кругу» имеются собственноручно написанные Фрейдомстрочки, доказывающие его огромный личный интерес к этой работе.
По всей вероятности, вто время стать членом психоаналитического объединения было значительно легче.Несколько студентов-медиков из Лейпцига, собравшихся для обсужденияпсихоаналитической литературы, пожелали быть принятыми в члены и едва недобились успеха, если бы Эрнест Джонс, истинный англичанин, не выступил противэтого. Присылаются письма о развитии психоанализа в разных странах.
1921 год: организациярасширяется.
В 1921 году рассылкаписем упорядочилась и стала более регулярной.
Ференци попыталсяизбавиться от обсуждения административных вопросов и сообщил о своей работе,посвященной символу и страху. Он также попытался понять динамику прогрессивногопаралича, что в дальнейшем стало классическим случаем психоанализа.
Ференци профессорзаверяет, что и в Вене дела идут не слишком хорошо и он сам видит, чтоколичество консультаций заметно сокращается.
1922 год: кульминацияпереписки.
Ференци в своем обычномлаконичном стиле сообщает из Будапешта, что психоанализ в Венгрии развиваетсяслабо.
Внезапно оказалось, чтоиздательство должно переехать из Вены в Берлин. Ференци надеялся таким образомизбежать каких бы то ни было экономических кризисов.
1922 год: раздор,сомнения и ссора.
В 1923 году объем писем– но не их количество – увеличивается. Можно предположить, что значительнаячасть корреспонденции в «письма по кругу» не включена. В этом году Фрейдзаболел, и постепенно каждый ощутил тяжесть недуга, повлекши за собой столькостраданий, столько операций и в конечном счете оборвавший жизнь и творчествоФрейда. Фрейд намеревается принять московскую группу, чтобы тем самым придатьеще больший авторитет Международной психоаналитической организации и получитьвозможность влиять на эту группу.
В остальном все письмаэтого года говорят лишь о самочувствии профессора. Происходит ссора междуФеренци и Джонсом, которого Ференци обвиняет в присвоении его достижений.
Между тем Ранк заболели письма стали короче.
1924 год: последниепослания.
Здесь происходит ссорамежду Ранком и Джонсом, но профессор не позволяет Ранку раздувать ссору. Письмастали более частными, и отправлялись только определенным лицам.
Первоначально Комитет«носителей колец» задумывался как своего рода духовная гвардия профессора,призванная оберегать его от разочарований, что и делал комитет в течениидолгого времени.
«Носители колец»поддерживали профессора и психоаналитическое движение в те времена, когдапонятия духовного существования были омрачены инфляцией и мировым кризисом. Онине перегружали его множеством организационных вопросов и техническимипроблемами управления. Они делали это из верности Фрейду и психоанализу как«делу», движению, вере, мировоззрению, науке, искусству. Они работали безустали, и все они познали радость открытий, приключений, освоение новыхтерриторий.
Отто Ранк, главныйпомощник Фрейда, судя по объему исполняемой им работы, имел больше рук, чем богШива. Он подавлял свою потребность в самовыражении, пока профессор не заболелнеизлечимой болезнью, о чем какое-то время никто, кроме Ранка не знал.
Такие сложные и иногдазапутанные отношения прослеживались в письмах, а также между их авторами.

Заключение
 
В данном исследованиинами была предприняты попытки рассмотреть биографию Фрейда, как образовывалась,и какие отношения были в школе, которую основал профессор, какие отношение былимежду Фрейдом и его учениками. Большая часть биографий Фрейда написана егопоследователями, для которых он остается Моисеем, приведшим их в землюобетованную. Фрейд был ученым, у которого было не легкое детство, его семейныесвязи не уложились у него в голове, так как он родился уже дедушкой, а егоплемянник был старше его, возможно поэтому он создал свои концепции. С другойстороны он, (как и многие люди) имел зависимости, которые проявлялись как вотношениях к семье, так и в отношениях к ученикам и друзьям. Формирование школытоже происходило с некоторой спонтанностью, постепенностью. Сначала как некиевстречи дома, в виде семинаров, после переросла в организацию, появилсяКомитет, и даже расстояния не стали преградой для развития работы психоанализа,они делились своим опытом через письма. Через письма также шло и личное частноеобщение между участниками школы и профессором. Отношения между Фрейдом и егоучениками были теплыми, как между «отцом и сыном» до тех пор, пока «сын» неначинает противиться и не прислушиваться к мнению «отца», или тем болеепытаться изменить, или внести коррективы в его теорию. Среди учениковвстречались «любимчики», которые после ослушания переходили в статус«отверженных». Нам удалось выяснить, что Фрейд в отношении жены сначала былстрастен, но после женитьбы вся страсть ушла, но жену он все же любил. Примернотакие же отношения прослеживаются у Фрейда с учениками, как только онистановятся его учениками, следуют его теории, блюдут традиции классическогопсихоанализа, он их по своему «любит», но стоит нарушить правило, как можнобыло сразу попасть в немилость к профессору. Такой разнообразной и по-своему необычнойбыла личность великого ученого, который стал первопроходцем в открытой земле.

Список использованнойлитературы
1.  www.psystatus.ru/
2.  ДжеймсБраун. Психология Фрейда и постфрейдисты. Пер. с англ. – М.: «Рефл-бук»; К.:«Ваклер», 1997. – 304 с. Серия «Актуальная психология».
3.  ФроммЭрих Миссия Зигмунда Фрейда. Анализ его личности и влияния: Пер. с англ. –Сер.: Библиотека психоанализа. – М.: Издательство «Весь мир», 1996. – 144 с.
4.  Энциклопедияглубинной психологии. Том I.Зигмунд Фрейд: жизнь, работа, наследие. Пер. с нем. /Общ. ред. А. М.Боковикова. – М.: ЗАО МГ Менеджмент, 1998. – 800 с., илл.
5.  www.krugosvet.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :