Реферат по предмету "История"


Чешская республика в 1993-2006 гг.

Чешскаяреспублика в 1993 — 2006 г.
 

План
 
1  Политическое развитие Чехии
2  Экономическое развитие Чехии после 1993 г.
3  Чешская Республика в системе международных отношений
4  Развитие культуры в Чешской Республике
 

1 Политическоеразвитие Чехии
Перспективабыстрого распада единого государства чехов и словаков стала стимулом дляускорения работы над новой конституцией Чешской Республики. Она должна была зафиксироватьперемены, произошедшие в стране после «бархатной» революции. 16 декабря 1992г., за полмесяца до истечения срока существования совместного со словакамигосударства, чешский Национальный совет принял основной закон, закреплявший вЧР парламентскую систему правления. Высшим органом законодательной власти вЧехии является двухпалатный парламент, состоящий из палаты депутатов и сената.Национальный совет ЧР к моменту вступления конституции в действие 1 января 1993г. преобразовался в нижнюю палату парламента, 200 депутатов которой избираютсясроком на 4 года. Верхняя палата была сформирована только в конце 1996 г., таккак палата депутатов отвергла правительственный проект создания временногосената из чешских депутатов в Федеральном собрании. Верхняя палата в составе 81сенатора избирается сроком на 6 лет и каждые 2 года обновляется на 1/3.
Функциипалат четко разграничены. Палата депутатов рассматривает все проекты законов,формирует правительство и контролирует его деятельность, принимает решение оботставке кабинета. Но она сама в определенных случаях может быть досрочнораспущена президентом, в отличие от сената, который роспуску не подлежит и вотсутствие нижней палаты исполняет ряд ее законотворческих обязанностей.
Главойгосударства является президент, избираемый сроком на 5 лет на совместномзаседании палат парламента. Имеющиеся у президента республики полномочияограничивают его роль задачами обеспечения нормального функционированиязаконодательной и исполнительной власти. Он созывает сессии палаты депутатов иобладает правом ее роспуска, устанавливает дату выборов в палаты парламента,утверждает премьер-министра и членов правительства, предложенных палатой депутатов,и принимает их отставку, назначает ряд высших должностных лиц в государстве ит.д.
Депутатыизбранного в 1992 г. Национального совета продлили свои полномочия до 1996 г.Центральным событием первого месяца политической жизни независимой Чехии сталивыборы президента в январе 1993 г. В них участвовали три кандидата. Победу 109голосами одержал В. Гавел, его кандидатуру поддержали депутаты от партийправоцентристской правительственной коалиции, социал-демократы и либералы.
Основноевнимание правительства В. Клауса было сосредоточено на проведении системныхпреобразований в экономике, необходимых для придания ей рыночного характера.Главным из них, несомненно, была приватизация. При ее проведении Клаусстремился не допустить чрезмерного роста социальной напряженности инедовольства рабочих и служащих ухудшением своего положения в процессеизменения формы собственности. Это ему во многом удалось, Чехия оказалась однимиз немногих постсоциалистических государств Европы, где трансформация несопровождалась серьезными социальными конфликтами.
Тем неменее, проводившиеся правоцентристской коалицией либеральные реформы, растущаясоциальная незащищенность, случаи коррупции вели к ослаблению влиянияГражданской демократической партии и ее партнеров по коалиции. Недовольстворуководителей партий, не входивших в правящую коалицию, вызывали усилия ГДП повытеснению их на обочину политической жизни, в том числе и путем устранения сруководящих постов в парламентских комиссиях и других рабочих органах палатыдепутатов.
Продолжаласьперестройка чешской партийной системы. Процесс дезинтеграции пережилаКоммунистическая партия Чехии и Моравии, в рамках Левого блока занявшая навыборах 1992 г. второе место. От нее откололось несколько группировок.Одновременно наблюдалась консолидация правых и центристских партий. Так,произошло слияние ГДП с блокировавшимися с ней христианскими демократами,объединялись партии либерального толка.
Парламентскиевыборы 1996 г. принесли заметный успех социал-демократам, поддержка которыхизбирателями по сравнению с выборами 1992 г. выросла в 4 раза (26,4%). Ноотносительное большинство мандатов и на этот раз завоевала Гражданскаядемократическая партия (29,6%). Компартия Чехии и Моравии переместилась натретью позицию. Избирательный порог в 5% преодолели еще три партии, 10участников избирательного марафона не сумели провести своих представителей впалату депутатов.
Несмотря насущественное упрочение позиции левых сил в палате депутатов, у них не былошансов на создание правительственной коалиции. Между социал-демократами идругими прошедшими в законодательный орган партиями, особенно коммунистами,существовали труднопреодолимые противоречия, в том числе идеологического итактического характера. У власти осталась правоцентристская коалиция в прежнемсоставе — Гражданская демократическая партия, Гражданский демократическийальянс и
Христианско-демократическийсоюз — Чехословацкая народная партия (ХДС—ЧНП). Премьер-министром вновь сталлидер ГДП В. Клаус. Позиции его правительства в палате депутатов были на первыйвзгляд непрочными, оно пользовалось поддержкой только 99 депутатов из 200. Нооппозиция была разобщена, неспособна на единые действия, поэтому кабинетКлауса, пользовавшийся негласной поддержкой социал-демократов, лидер которыхМилош Земан получил пост председателя нижней палаты парламента, мог работатьвполне эффективно. Подтверждением его достаточно высокого авторитета в обществестала победа партий правительственной коалиции на выборах в сенат в ноябре 1996г., когда они получили 52 мандата из 81. Эти выборы показали, что идея сенатане получила широкого общественного признания, многие избиратели не считали егонужным и важным властным институтом. Поэтому в первом туре приняли участиенемногим более трети имеющих право голоса, а во втором и того меньше.
Начавшийсяв 1997 г. экономический кризис в Чехии, скандал, связанный с финансированиемизбирательной кампании ГДП и нарушениями в ходе приватизации, стали главнымипричинами ослабления позиций В. Клауса в руководстве собственной партии и ГДП врядах коалиции. Поводом для отставки В. Клауса с поста премьер-министрапослужил выход из коалиции ХДС—ЧНП в конце ноября 1997 г.
Неспособностьпарламента сформировать новое правительственное большинство позволила вновьвыйти на передний план политической жизни Чехии президенту В. Гавелу,остававшемуся в тени в годы правления Клауса. Он не остановился даже передрезкой, нелицеприятной критикой правления правых, что чуть не стоило ему постана очередных президентских выборах в январе 1998 г. В. Гавел победил лишь вовтором туре, получив 99 голосов из 197 присутствовавших в зале заседанийдепутатов нижней палаты, т.е. большинством в 1 голос.
С участиемпрезидента страны в начале января 1998 г. было сформировано правительствоЙозефа Тошовского. В его состав вошли представители ряда политических партий ибеспартийные. Кабинет носил временный, технический характер и должен былработать до назначенных на середину 1998 г. досрочных парламентских выборов.
Парламентскиевыборы 1998 г. принесли победу Чешской социал-демократической партии (32,3%).Не оправдались прогнозы многих аналитиков, предсказывавших крупное поражениеГражданской демократической партии. Она заняла второе место, третьими опятьбыли коммунисты. Кроме них в парламент прошли представители еще двух партий,шесть — не сумели преодолеть 5% избирательный порог.
Результатывыборов в палату депутатов подтвердили факт существования достаточно глубокогои устойчивого раскола чешского политического класса, в том числе и по личныммотивам, не позволившего лидерам прошедших в парламент партий создатьправительственную коалицию. Во избежание новых досрочных выборовсоциал-демократы и ГДП продолжили взаимодействие, наметившееся уже в палатедепутатов предыдущего созыва. На этот раз они придали ему более формальныйхарактер, заключив соглашение «О создании стабильной политической обстановки вЧешской Республике» (так называемый «оппозиционный договор»). Оно позволилосоздать однопартийное социал-демократическое правительство меньшинства во главес М. Земаном при пассивной поддержке Гражданской демократической партии. ВзаменГДП получила посты председателя (им стал В. Клаус) и вице-председателя палатыдепутатов, председателя сената, ряд важных должностей в органах государственнойи хозяйственной администрации. Кроме того, «оппозиционный договор»предусматривал взаимодействие двух партий в деле изменения всей моделигосударственно-политического устройства Чехии, в том числе ограничениепрезидентских полномочий и пересмотр закона о выборах 1992 г.
Найденныйвыход из грозившего чешскому парламентаризму кризиса путем фактическогосоздания лево-правой коалиции продемонстрировал избирателям, что руководителидвух главных политических партий подходят к проблеме власти сугубопрагматически, руководствуясь не только интересами страны, но и собственнымичестолюбием и амбициями. Распространению настроений недовольства в обществеполитической ситуацией способствовали продолжающийся экономический кризис,снижение национального дохода, растущая безработица, коррупция и финансовыемахинации с участием государственных чиновников. Противники социал-демократов игражданских демократов убеждали чехов, что социал-демократическое правительствоменьшинства, полностью зависящее от позиции правой ГДП, неспособно предпринятьрешительные меры по выводу страны из кризиса. Этой же цели служила такназываемая акция «Спасибо, уходите!», проведенная в 10-ю годовщину «бархатной»революции в 1999 г. Участники массовых выступлений, прошедших во всех крупныхгородах Чехии, выдвигали требования ухода с политической арены М. Земана иВ.Клауса, а также проведения досрочных парламентских выборов. Лидерыманифестаций приняли манифест «Спасибо, уходите!», который подписали более 200тыс. человек. Негативно оценил «оппозиционный договор» и президент В. Гавел,усмотревший в нем угрозу основам гражданского общества в Чехии.
Определенныевыводы из сговора ЧСДП и ГДП был сделан мелкими политическими партиями,опасавшимися полного отстранения от участия в управлении страны. В 2000 г.возникла коалиция четырех небольших партий, в том числе и участвовавших вкоалиционных правительствах В. Клауса ХДС—ЧНП и ГДА. Укрепляла свои позицииКомпартия Чехии и Моравии, с 1989 г. не входившая ни в одно правительство и незапятнавшая себя участием в коррупционных скандалах и финансовых махинациях.Недовольство части общества поведением социал-демократов и результатами ихправления, а также беспринципностью ГДП проявилось в ходе частичных выборов всенат и местные органы власти в 1998 и 2000 годах. На тех и других наибольшегоуспеха добилась четырехпартийная коалиция, серьезное поражение потерпелисоциал-демократы. Избиратели не изменили своего незаинтересованного отношения кверхней палате парламента. В первом и втором турах выборов в сенат в 1998 г.приняли соответственно только 42,4% и 20,4% процента избирателей, а в 2000 г.еще меньше — 34% и около 20%.
Ощутимыйурон престижу ЧСДП и ГДП нанесли события вокруг чешского общественноготелевидения на рубеже 2000-2001 гг. Коллектив телевидения, несогласный сназначением нового руководителя, связанного с рядом предпринимателей иполитиков, близких к партии В. Клауса, объявил забастовку, продолжавшуюся болеетрех недель. По всей стране прошли выступления солидарности с работникамителевидения, по числу участников превосходившие акцию «Спасибо, уходите!». Так,в Праге 28 декабря 2000 г. в митинге протеста приняло участие около 100 тыс.человек.
Однакосудьба правительства Земана зависела не столько от массовых акций протеста,организуемых его политическими противниками, сколько от отношений с ГДП,которые складывались непросто. Гражданских демократов вполне устраивала позицияпассивной поддержки правительства, позволявшая им контролировать основныенаправления его деятельности, планируемые реформы и их осуществление. С этойцелью они периодически доводили отношения с правительством до кризисногосостояния. Так, в 1999 г., когда между социал-демократами и гражданскимидемократами возникли разногласия по проекту нового закона о выборах, ГДПотказалась поддержать бюджет на 2000 г., если ЧСДП не учтет ее предложения.
Возникшийкризис в отношениях между социал-демократами и гражданскими демократами удалосьразрешить в январе 2000 г. с помощью нового соглашения между ними, получившегоназвание «патент взаимной поддержки». Взамен за поддержку Гражданскойдемократической партией проекта бюджета на 2000 г. правительство обязалосьужесточить финансовую политику, сократить бюджетный дефицит, уменьшить расходына содержание государственного аппарата, представить концепцию пенсионнойреформы и т.д. Следует отметить, что правительству Земана в конечном счетеудалось преодолеть кризис и обеспечить рост производства и доходов населения,сократить безработицу. В этих условиях правительство провозгласило курс насоздание «социального государства».
В 2000 г.депутатами был принят новый закон о выборах в нижнюю палату парламента. Егозадачей было уменьшение в ней числа мелких партий. С этой целью количествоизбирательных округов было увеличено с 8 до 35, повышался избирательный порог(для одной партии – 5%, для коалиций из двух, трех, четырех и более партийсоответственно 10%.15% и 20%), а также предусматривались некоторые другие мерыв интересах крупных партий. В. Гавел отказался подписывать текст закона, апосле того, как парламент преодолел его вето, обжаловал его в Конституционномсуде, который согласился с мнением главы государства.
Окончательнозакон был принят в начале 2002 г. Он предусматривал создание 14 избирательныхокругов, что совпадало с новым административным делением Чехии на 13 краев, ноизбирательный порог был оставлен прежним, хотя и предусматривалась возможностьего понижения, если бы все мандаты доставались одной партии, общественномудвижению или коалиции. Процедура избрания членов сената осталась без изменений.
Одновременноподготовка к выборам в палату депутатов велась партиями и по другимнаправлениям. В 2001 г. пост лидера социал-демократов оставил М. Земан,предложив вместо себя Владимира Шпидлу. Но при этом он сохранил за собой постпремьера до выборов 2002 г. В 2002 г. объединились две правоцентристских партии- Союз свободы (СС) и Демократический союз (ДС), создав единую либеральнуюпартию СС-ДС.
Выборы впалату депутатов в июне 2002 г. подтвердили правильность расчетов авторовнового избирательного закона: произошло дальнейшее сокращение числаполитических сил, завоевавших мандаты. Ими оказались три партии и одиндвухпартийный блок. Кандидаты от других 24 партий и коалиций в нижнюю палату непрошли.
И на этотраз относительное большинство голосов получили социал-демократы, но достигнутыйими результат был хуже, чем в 1996 и 1998 гг., это же относится и к гражданскимдемократам, которые заняли второе место. Третья позиция вновь осталось закоммунистами, четвертым стал правоцентристский блок ХДС-ЧНП и СС-ДС. В целомправые партии получили 89 мандатов и не могли претендовать на формированиеправительства. Но и левое правительство оказалось невозможным, так каксоциал-демократы решительно отказываются от всякого сотрудничества скоммунистами, влияние которых среди избирателей левой ориентации растет отвыборов к выборам.
Последолгих переговоров лидеру победивших социал-демократов В. Шпидле удалосьсформировать с участием партий правоцентристского блока правительственноебольшинство, располагавшее 101 мандатом в палате депутатов. Главной целью,вокруг которой сплотились правительственные партии, было создание условий дляскорейшего вхождения Чехии в Евросоюз и дальнейшего поступательного развитияэкономики. Но между ними существуют и весьма серьезные разногласия по вопросамэкономической и социальной политики, но не настолько сильные, чтобы подорватькоалиционное соглашение.
Прошедшиеосенью 2002 г. частичные выборы в сенат принесли успех ГДП, что было особенноважным в связи с приближающимися выборами президента страны. За этот пост решилбороться В. Клаус. В связи с тем, что глава государства не должен быть связан скакой-либо политической партией, Клаус в декабре 2002 г. оставил поструководителя Гражданской демократической партии.
2 февраля2003 г. истекали полномочия В. Гавела как главы государства. В связи с этимпарламент в январе 2003 г. приступил к избранию его преемника. Для этогопонадобилось три тура, и только 28 февраля 2003 г. 142 голосами (принеобходимых 141) президентом был избран В. Клаус.
Другимважным событием в политической жизни ЧР стала подготовка к ее вступлению вЕвропейский союз 1 мая 2004 г. Большинство участников прошедшего в июне 2003 г.общенационального референдума по этому вопросу высказались за присоединение кЕС, к чему их особенно активно призывало большинство партий, за исключениемкоммунистов и маловлиятельной националистической Республиканской партии. Но,учитывая низкую явку избирателей (около 55%), за вхождение в ЕС проголосоваломенее половины полноправных граждан страны. Это можно расценивать или как свидетельстводовольно скептического отношения к этому чрезвычайно важному событию в чешскойистории, или как показатель нарастания политической апатии населения.
Выборы впалату депутатов в июне 2006 г. дали неожиданный результат. Наибольшего успехадобилась ГДП, но ее отрыв от социал-демократов был минимальным, немногим более1%. Своих представителей в нижнюю палату провели также коммунисты, «зеленые» ихристианские демократы. Однако из-за равенства мандатов у правых и левых (по100) практически невозможным стало формирование правительства большинства.Формально инициативу создания кабинета взяла на себя победившая ГДП.Социал-демократы отказались принять в нем участие, решив перейти в оппозицию. Вавгусте 2006 г. длившееся 8 лет правление социал-демократов кончилось, кабинетминистров Иржи Парубека сложил свои полномочия.
Новоеправительство возглавил лидер ГДП Мирек Тополанек. Надежды ЧСДП взять реванш навыборах в сенат и местные органы власти в октябре 2006 г. не сбылись, лучшиерезультаты и на этот раз имели гражданские демократы. Это позволило им и далеевозглавлять правительство.
Средиглавных итогов внутриполитического развития Чешской Республики в годы еенезависимого существования следует назвать следующие. Стабилизироваласьпартийно-политическая система, определились три ведущие политические партии –ЧСДП, ГДП и КПЧМ, обладающие устойчивым электоратом, накоплен некоторый опытнеформального сотрудничества социал-демократов и гражданских демократов,обеспечивший стране столь необходимую ей стабильность во время проведенияглубокой трансформации политической и хозяйственных сфер жизни, а такжевступления в европейские и трансатлантические интеграционные структуры.
2 Экономическое развитие Чехии после 1993г.
Сформированноелетом 1992 г. правыми и центристскими партиями правительство получило во вновьсозданном самостоятельном государстве благоприятные политические условия дляреализации программы социально-экономических преобразований, поддержаннойбольшинством избирателей. Главными ее положениями были скорейший переход отцентрализованной к рыночной экономике, ускорение «большой» приватизации, т.е.акционирования крупных и средних промышленных предприятий, а также сближение сЕвропейским сообществом. Правительство В. Клауса оставило в силе принятую еще ведином со словаками государстве модель чековой или, как ее еще называют,«купонной» приватизации, гарантировавшей более мягкий в социальном отношениипереход от государственной к частной и акционерной формам собственности.Созданная парламентом соответствующая правовая база существенно ограничивала,хотя полностью и не устраняла, возможность злоупотреблений со стороныгосударственной бюрократии и крупных предпринимательских групп при приватизациинаиболее доходных предприятий и отраслей. Чехии удалось избежать появления«олигархов», как это случилось в ряде других постсоциалистических государств,особенно на постсоветском пространстве. Конечно, и в Чехии были «финансовыепирамиды», случаи коррупции высокопоставленных государственных служащих, но онине имели сколько-нибудь массового характера, а виновные преследовались вуголовном порядке.
КабинетуВ.Клауса удалось достичь действительно высоких темпов приватизации. Если в 1990г. доля частного сектора в создании ВВП составляла 7%, то в 1993 г. – почти45%, а в 1999 г. – более 80%. При этом правительство сохраняло серьезныйконтроль над промышленными предприятиями, поскольку владевшие имиинвестиционные фонды были тесно связаны с четырьмя крупнейшими банками Чехии, аих контрольные пакеты акций находились в руках государства. Чековаяприватизация позволяла также избегать перехода чешских предприятий виностранную собственность, их искусственного банкротства, вывода активов и др.злоупотреблений. Поэтому в Чехии не было «обвала» промышленного производства, иуже с середины 90-х гг. наметился его рост и увеличение инвестиций.Правительство даже заговорило о «чешском экономическом чуде».
Высокиепроизводственные показатели демонстрировало и сельское хозяйство, в которомзанято немногим более 5% населения. Чешский аграрный сектор экономикихарактеризуется высоким уровнем механизации и автоматизации. Он и всоциалистический период удовлетворял все потребности населения и промышленностив продуктах питания и сырье. Положение не изменилось и с переходом Чехии крыночной экономике, только бывшие производственные кооперативы былипреобразованы в кооперативы земельных собственников. Высокое качество чешскихпродуктов питания обеспечивает им устойчивый спрос на зарубежных рынках, что вомногом решает проблему инвестиций в сельском хозяйстве.
Сохранениеполитической стабильности и успехи в экономической трансформации позволилиправительству В. Клауса активно добиваться сближения Чехии с Европейскимсоюзом. В 1993 г. ЧР первой из постсоциалистических государств подписала с ЕС такназываемое «соглашение об ассоциации», открывавшее ей дверь в объединеннуюЕвропу, а также облегченный доступ на европейские рынки. В 1995 г. Чехия былапринята в Организацию экономического развития и сотрудничества (ОЭСР), а вследующем году обратилась с просьбой о начале переговоров о вступлении в ЕС.Для этого у правительства Клауса были весомые основания, т.к. Чехия по всемэкономическим показателям выгодно отличалась от других постсоциалистическихстран. Темпы роста экономики превысили 4%, дефицит бюджета составлял всего лишь0,1% ВВП, инфляция была ниже 9%, уровень безработицы – около 3,5%трудоспособного населения. Обращение Чехии встретилось с благоприятной реакциейчленов ЕС. В 1997 г. ЧР была включена в первую группу государств-кандидатов навступление в это интеграционное объединение, а в марте 1998 г. началисьобсуждение условий реализации этого шага.
«Чешскоеэкономическое чудо» было прервано экономическим кризисом, первые симптомыкоторого наблюдались уже в 1997 г. В 1998 г. ВВП сократился на 2,5%. Причиныкризиса следует искать не только в ошибках правительства В. Клауса, но и внегативных тенденциях развития мировой экономики, спровоцированных, вчастности, азиатским финансовым кризисом. Падение показателей чешской экономикисвидетельствовало о ее далеко зашедшей интеграции в мировое хозяйство.
Сложнаязадача выведения чешской экономики из кризиса выпала на долюсоциал-демократического правительства М. Земана. Отсутствие большинства впалате депутатов, зависимость от позиции Гражданской демократической партиибыли причинами определенной непоследовательности и недостаточной решительностиего действий в борьбе с негативными явлениями в экономике. Кроме того, учешского политического класса и экономистов не было собственного опыта борьбы скризисом в условиях рыночной экономики, а чужой опыт не совсем подходил кчешским условиям.
Антикризиснаяпрограмма правительства была представлена только в марте 1999 г. Онапредусматривала ускоренную приватизацию банков, отказ от политики жесткогомонетаризма, привлечение иностранных капиталов в экономику, сокращениеминимальных резервов Чешским национальным банком, «ревитализацию» (возрождениек жизни) и реприватизацию отдельных предприятий и их частей с последующейпродажей крупных акционерных долей. Тем самым, правительство пошло на серьезноеуглубление процессов трансформации экономики, чего не делало правительствоКлауса, действовавшее в более благоприятных условиях.
Существенновозросла государственная поддержка малого и среднего бизнеса, особенно сориентированногона экспортную деятельность, упрощен доступ к банковским кредитам. Приватизацииподверглись кредитно-финансовые учреждения и крупные заводы, так называемая«доприватизация» была распространена на предприятия стратегического характера,находившиеся в государственной собственности (заводы «Шкода», «Чешскийтелеком», энергетические и нефтегазовые предприятия и т.д.).
Следуетпризнать, что «оппозиционный договор» и «патент взаимной поддержки»,заключенные между социал-демократами и гражданскими демократами, сыграли вобласти экономики определенную положительную роль. С их помощью ГДП, не несяпрямой ответственности за возможные негативные последствия, заставлялоправительство Земана проводить не слишком популярные в обществе экономическиемероприятия, в том числе и приводившие к временному снижению жизненного уровнянаселения и росту безработицы. Но во многом благодаря таким мерам достаточнобыстро удалось преодолеть кризисные явления в экономике. Уже в 2000 г. в ЧРнаблюдался стабильный рост производства, вновь стала сокращаться безработица,возрос приток иностранных инвестиций.
Экономическиеуспехи правительства меньшинства позволили новому лидеру социал-демократов В.Шпидле на партийном съезде в 2001 г. выступить с концепцией построения в Чехии«социального государства», т.е. такого, которое обеспечивало бы всем своимгражданам равенство жизненных возможностей, в том числе получение качественногообразования всех уровней, личную безопасность, доступную эффективнуюмедицинскую помощь, достойную, обеспеченную старость. Тем самым одна изкрупнейших чешских партий поставила перед собой цель, к реализации которой стремятсясамые развитые государства мира. Следует сказать, что с этой программойсоциал-демократов во многом перекликались установки, сформулированные в том жегоду гражданскими демократами, хотя обе партии эту близость целей решительноотвергают, ссылаясь на то, что они руководствуются различными идеологиями.
Серьезнымиспытанием для Чехии стало «наводнение века» в Центральной Европе в августе 2002г. Стихия нанесла стране ущерб, оцениваемый приблизительно в 3 млрд долларов.Но в 2002 г. в чешской экономике наблюдались и позитивные моменты, в частности,были завершены долгие переговоры об условиях вступления ЧР в ЕС. Чешскойстороне удалось выторговать для себя достаточно благоприятные условия.Еврокомиссия одобрила новый курс правительства М. Земана по улучшению общейэкономической ситуации и ускорению структурных реформ.
ВступлениеЧешской Республики в Европейский союз в мае 2004 г. позволило ей ширеиспользовать все те выгоды, которые приносит национальным экономикам доступ наобщеевропейский рынок товаров, капиталов и услуг. Но при этом она должна былапересмотреть ряд внешнеторговых договоров со странами, не входящими в ЕС, в томчисле и с Россией, по-прежнему остающейся важным торговым партнером Чехии.Полной интеграции в мировую экономическую систему способствовало такжевступление Чехии во Всемирную торговую организацию.
Существеннымизменениям подверглась иерархия внешнеторговых партнеров Чехии. Теперь первоеместо среди них с огромным отрывом от других государств занимает Германия, заней следуют соседние Словакия и Австрия, а также другие партнеры по ЕС. Россиядавно утратила свое лидирующее положение в этой области, и только в начале XXI в.начала проявлять в этом отношении определенную активность. Это показали, вчастности, визиты премьера М.М. Касьянова в 2001 г. и президента В.В. Путина в2006 г. в Прагу. Нормализации отношений, вне всякого сомнения, способствовалорешение вопроса о порядке погашении российского долга Чехии, первоначальнооцениваемого в 3,6 млрд долларов. В 2001 г. была достигнута удовлетворившая обестороны договоренность, в соответствии с которой были осуществлены перерасчетдолга в сторону уменьшения (на 1,6 млрд) и реструктуризация оставшихся 2 млрддолларов до 2020 г.
Время,прошедшее после вступления ЧР в ЕС, показало, что участие в европейскойинтеграционной структуре не решает автоматически всех стоящих перед нейпроблем. По-прежнему достаточно высок дефицит государственного бюджета,начавший быстро расти еще при правительстве М. Земана, сохраняется безработицаи экономическая эмиграция. Но в целом по уровню деловой активности Чехияпревосходит многих старых членов ЕС, что делает ее привлекательной дляиностранных инвестиций. Этому же способствует относительная дешевизна и высокаяквалификация чешской рабочей силы.
3 Чешская Республика в системемеждународных отношений
Одной изключевых задач правительств независимой Чешской Республики является обеспечениеее внешней безопасности. После роспуска Организации Варшавского договораЧехословакия, как и другие постсоциалистические государства, могла в этомотношении рассчитывать только на собственные силы. Учитывая возраставшуюнестабильность в СССР и на Балканах, серьезные опасения в отношении намеренийГермании, в которой далеко не все смирились с насильственным выдворениембогемских немцев из Чехословакии после второй мировой войны и безвозмезднойконфискацией их имущества, этих сил было явно недостаточно. В связи с этимвозникла идея создания новой коллективной структуры безопасности вЦентрально-Восточной Европе. Ею стала так называемая Вишеградская тройка всоставе Венгрии, Польши и Чехословакии, названная так по месту встречируководителей этих государств в венгерском городе Вишеграде в 1991 г. Послераспада Чехословакии она была преобразована в 1993 г. в объединение четырехгосударств – Венгрии, Польши, Словакии и Чехии. Эта организация была задуманане только как политическое, но в будущем и экономическое объединение. В конце1992 г. эти четыре страны заключили Центральноевропейское соглашение освободной торговле, которое вступало в силу с 1 января 1998 г.
Одновременнос созданием Вишеградской группы велся поиск других возможностей повышенияуровня безопасности Чехии. С этой целью она активно участвует в работеОрганизации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). Первым местомпребывания постоянного секретариата ОБСЕ, до его переезда в Австрию, сталаПрага. Однако ОБСЕ быстро показала свою неэффективность как организации,призванной обеспечивать мир в Европе.
ЧешскаяРеспублика выступила инициатором расширения НАТО за счет постсоциалистическихгосударств. В концепции внешней политики ЧР, озвученной в палате депутатов вапреле 1993 г., министр иностранных дел Й. Зеленец в качестве основных задачназвал, в частности, расширение партнерских отношений с соседними государствами(Германией, Польшей, Австрией, Венгрией и Словакией), а также создание условийдля постепенного вступления Чехии в качестве полноправного члена в ЕС и НАТО.12 октября 1993 г., накануне визита президента США Б. Клинтона в Прагу длявстречи с руководителями государств Вишеградской группы, В. Гавел в палатедепутатов прямо заявил: «Мы хотим стать частью НАТО». Инициатива Гавелавстретилась с благоприятной реакцией членов этого блока, и, несмотря напротесты России, завершилась приемом в него Чехии, Венгрии и Польши наВашингтонском саммите Северо-Атлантического альянса в мае 1999 г. При этомЧехия обязалась не размещать на своей территории иностранные войска и ядерноеоружие.
Чешскоеруководство является лояльным союзником США по НАТО, оно поддержало военныеоперации американцев против Союзной Республики Югославия в 1999 г. и Ирака в2003 г., чешские военные присутствуют и в составе многонациональных сил вАфганистане.
Демонстрацияжелания стать членом НАТО должна была способствовать достижению еще одной,пожалуй, даже более важной цели чешской внешней политики – вступлению вЕвропейский союз, организацию все еще в большей степени экономической, а неполитической интеграции. Успешное решение этой задачи в мае 2004 г. обеспечилоЧехии прочные позиции члена двух главных на сегодняшний день европейскихинтеграционных альянсов — ЕС и НАТО. Помимо этого, Чехия остается членомВишеградской четверки, ОБСЕ, а также состоит в ряде других международныхорганизаций.
ОтношенияЧехии и России в конце ХХ – начале ХХI в. прошли сложную эволюцию. В 1993-1999гг. Прага всячески подчеркивала отсутствие у Москвы права вето на вступлениеЧехии в НАТО, а с другой стороны, стремилась видеть ее в качестве своегостратегического партнера, а не противника. Предпринимавшиеся тогда попыткинахождения новых основ сотрудничества как равноправных партнеров былинепоследовательными и не принесли долговременных позитивных результатов. Обэтом, в частности, свидетельствуют результаты визита в Чехию президента Б.Н.Ельцина в 1993 г.
Перелом клучшему произошел только после 1999 г. Отношения с РФ, в соответствии с общейлинией НАТО, стали рассматриваться как важнейший элемент чешской внешнейполитики, как одно из условий упрочения мира в Европе. Изменилась и позицияРоссии, смирившейся с процессом расширения НАТО на восток. Но реальные переменыво взаимоотношениях ЧР и РФ произошли лишь в начале XXI в… Потеплениеатмосферы в чешско-российских отношениях разморозило контакты сторон на разныхуровнях. В 2001 г. Прагу посетили российский министр иностранных дел И.С.Иванов и премьер М.М. Касьянов. Регулярный характер приняли встречируководителей внешнеполитических ведомств, чешских и российских парламентариев.В 2002 г. состоялся визит в РФ премьер-министра ЧР М. Земана. Несомненно,наиболее заметным событием в двусторонних отношениях стал визит в Прагу вначале марта 2006 г. президента РФ В.В. Путина, его беседа с президентом В.Клаусомна русском языке, встречи с премьер-министром И. Пароубеком и руководителямипалат парламента.
Чешскиеруководители проводят достаточно взвешенную политику в отношении государствСНГ, не втягиваясь в происходящие здесь сложные процессы и конфликты, что такжеблагоприятствует сохранению хороших чешско-российских отношений.
 
4 Развитиекультуры в Чешской Республике
 
Собразованием самостоятельной Чешской Республики в развитии культуры сохранилисьи получили дальнейшее развитие тенденции, наметившиеся в предшествующие годы. В90-е гг. реализуются весьма оригинальные замыслы преобразования историческихпостроек торгового и промышленного характера (особенно периода модерн) вобъекты современного гражданского и культурного звучания – ветряной мельницыРупрехта в пансион (арх. Б. Сладекова), кирпичного завода Гегерта XVIII в. вкомплексный центр реставрации и художественные мастерские, крытого рынка рубежаXIX-XX вв. в пражском районе Винограды в фешенебельный торговый центр (арх. М.Веселы). В комплексе зданий цистерцианского монастыря в Седльце близ г.Кутна-Гора, не нарушая архитектурного ансамбля, устроили доходную табачнуюфабрику. Вместе с тем прилегающий к этому комплексу собор Успения Богородицысохранил культовое назначение. В целом архитектурный монастырский комплекс суникальной трапезной представляет собой образцово отреставрированныйисторический шедевр.
Сложныеработы по реставрации и консервации после «бархатной революции» были проведеныв замке Кленова в предгорьях Шумавы, где размещается также картинная галерея. Внее вошла уникальная художественная коллекция известной чешской художницы В.Врбовой-Котрбовой, а также наследие Ф. Котрбы, знаменитого чешскогореставратора средневековой скульптуры (он осуществил, например, реставрациюуникального готического резного алтаря в словацком городке Левоча). В залахверхнего этажа с успехом устраиваются выставки видных чешских и зарубежныххудожников, прежде всего представителей чешской диаспоры. Здесь состоялисьтворческие выставки ряда мастеров чешского происхождения – Й. Гильмар (живет вГермании), Т. Райлих (из Голландии), В. Кручек (из Австралии) и др. Специальнодля ансамбля в Кленова молодой чешский скульптор Я. Рона изваял впечатляющуючетырехметровую статую «Рыцарь с драконом», доминирующую над всей округой. Это,пожалуй, самое значимое в Чехии произведение монументального искусства за весьпериод после «бархатной революции».
В чешскойМоравии в 90-е гг. наиболее активно развивалось современное сакральноезодчество. Заслуживают упоминания хотя бы собор св. Вацлава в г. Бржецлав исобор свв. Вацлава и Анежки Чешской в г. Густопече.
Заметнымявлением культурной жизни чешской столицы последних лет стало размещение вреконструированном здании бывшей мельницы на о. Кампа уникальной художественнойколлекции чешских мастеров, подаренной Праге представительницей чешскойдиаспоры М. Младек. Руины бывшей мельницы обрели новую жизнь послереконструкции, осуществленной по эскизам пражского Института архитектуры.
По итогамопроса, проведенного в 2000 г. чешским архитектурным журналом, важнейшимиотечественными архитектурными шедеврами ушедшего века названы знаменитаятелебашня на горе Йештед (арх. К. Губачек), вилла Тугендхат (арх. Л. Мис вандер Роэ) в г. Брно и уникальное архитектурное творчество Й. Плечника на ПражскомГраде. Среди самых удачных построек 1990-х гг. назван «Танцующий дом» в Праге(арх. В. Милуниц и Ф.О. Гери), ставший символом новой чешской архитектуры. ВЧехии функционируют коллективы архитекторов, чье творчество соответствуетмировому уровню.
В престижныйкаталог современных европейских построек включены тоннель-переход («Прашны»)через вал Пражского Града (арх. Й. Плескот) и «Дворец Евро» в Праге.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.