Философия истории -область философ. знания, охватывает онтологические вопросы исторического процесса: смысл и направление историй; расчленение и последовательность основных исторических эпох; специфика историч. процесса; критерии общественного прогресса; свобода и необходимость в историческом процессе; гносеологич. и методологич. проблем исторической науки. Считали, что набор событий повторялся постоянно. Наиболее известное произведение «О граде Божем» - концепция на принципах провиденциализма и эсхателогизма. А. Аврелий заложил основы этой концепции. (Эсхатология – учение о конце мира). Метаистория-для определения каков замысел Божий относительно той\иной культуры, нации. Как светская наука Ф. И. начинает формироваться в 18-нач. 19вв. Основоположники: Вико(17-1я пол. 18вв)-основополож-к историзма. Принцип подхода к действительности, как изменяющейся во времени, развивающийся. Произв. «Основание новой науки об общей природе наций» 1725г. Ввел в историческую науку метод компаративистики. Утверждал, что все народы развивались параллельно и проходят 3 последовательных стадии: божественную(безгосударственное сосотояние, власть у жрецов), героическую (аристократич. гос-во), человеческую (демократич. республика, представит-ская монархия) Гердер(2я пол. 18в) - отец европейской словистики (науки о славянских яз.). Его работа-«Идеи о философии истории человечества». Сторонник идеи осуществления прогресса в истории. Историч. процесс – это осуществление гуманности. Гегель – рассматривал историю человеч-ва не как случайный, хаотичный процесс, а как закономерный, развивающийся по определенному плану и идущий к конечной цели. Ввел понятие «хитрость исторического разума». Историч. процесс нельзя повернуть вспять. Трагические события в длинной исторической перспективене имеют существенные значения. Г. Выстраивает четкую историческую схему. Для него Ф. И. - понимание историч. процесса как развивающегося по восходящей. Характерность в гарантированности прогресса. Отрицательные стороны: поклонение будущему; рознь между поколениями (нов. поколен. автоматически считает себя лучше предыдущего). На рубеже 19-20вв. сформир-сь направление, представители которого понятие историч. бытие пытались отождествить с понятием культура (Риккерт). Это подход культурно-исторической монадологии (монадо- замкнут. самодостаточн. действительность). Единый исторический процесс- это фикция. Существует, на самом деле, множество самостоят. культурных организмов - одна из точек зрения. На рубеже 19-20вв вера в общественный прогресс была подорвана. Это заставило ученых сосредоточ. на смысле истории. ПРОБЛ. В чем смысл истории, если она гарантир-но не идет к лучшему? ЗАДАЧА: найти критерии, чтобы заранее отличить вариант катастрофич. развития от нормальго хода истории. Пытались ответить на этот вопрос персонализма и экзистенциализма. Уделял внимание Бердяев и Ясперс(«Смысл истории», «Дух нашего времени») Бердяев и Ясперс утвержд., что всеобщ. универсал. смысл истории заключ. в обеспечении и сохранении достоинства личности. На рубеже 19-20вв сформ. направление в рамках фил. ист. получило название культурно-историч. монадология. О Шпендлер «закат истории» и А. Тоинбиль «Изучение (посижение) истории». Представители этого направления вместо «историч. бытие» использ. понятие «культура». КУЛЬТУРА- отличающее эпоху, создающее ее как целостность; определ. внутр. единство форм мышления. Единство стилистики запечатлен. в формах религиоз. худож. жизни. Шпендлер выделил: египетская, индийская, вавилонская, китайская, греко-римская(свидетельство того, что не существует единого процесса мировой истории), майя. ЮНЕСКО выдел. культурн. регионы: Латино-Амер., Мусульм., дальневосточн., европейско-североамериканск., индийск., африканский. Среди проблем истор. философ. одна из важнейших- методолог. проблема историч. познания и интерпретац. Истории. Занимались этим представители неокантианства и герменевтики. ГЕРМЕНЕВТИКА- иск-во интерпретац. текста. представители подчерк. особую значимость изучения текста в процессе работы ученого гуманитария. Ханс Георг Гаддаймер. С точки зрен. герменевтики текст трактуется не в кач-ве един. исслед., а в как особый социо-культурный феномен. Текст всегда читается в определен. контексте, который задает поле возможных интерпретаций. Для герменевтов: быть-значит быть интерпретир-ным. Барт «Смерть автора»- повышение значимости роли интерпретатора, читателя. Когда мы интерпретируем историч. тексты, должны помнить, что слова могли иметь другое значение. Мы вкладываем часть себя в смысл, и другие тоже так же.