Планируемая номенклатура выпускаемой продукциидолжна в целом обеспечивать равновесие спросаи предложения, а также сбалансированность годового выпуска с производственной мощностью соответствующего подразделения или всего предприятия. Поэтому в процессе составления производственногоплана необходимо правильно выбрать используемыев расчетах измерители объема выпуска продукции. В теории и практике планирования применяютсянатуральные, трудовые и стоимостные измерителипродукции. В процессе разработки плана производства продукции все объемные расчеты ведутся по каждойноменклатурной позиции. Номенклатура - перечень или состав выпускаемой продукции по видам,типам, сортам, размерам и иным признакам. Важными рыночными индикаторами при составлении плана служат показатели эффективности и обновляемости выпускаемых товаров. В соответствии сосвоим жизненным циклом каждый вид продукции достигает в известный период предельной эффективности, поэтому требуется периодическое обновлениеноменклатуры или ассортимента товаров и услуг. Коэффициент обновляемое™ - соотношение новойи старой продукции в годовом плане производства. Новой в промышленном производстве считается такая продукция, которая в современных динамичныхусловиях рынка выпускается в течение 1 - 3 лет, но неболее 5. Коэффициент обновления продукции на многих предприятиях задается как плановый показательв общем объеме производства и продаж. Планирование производства новой конкурентоспособной продукции должно обеспечивать высокий доход всемпредприятиям и фирмам. Это предполагает составление каждым предприятием долгосрочных и краткосрочных планов производства, обновление номенклатуры выпускаемых товаров, а также расширение использования новых плановых показателей и в первую очередь оценочных или экономических. В планах крупных промышленных предприятийдействует система базовых и оперативных показателей. К базовым показателям или контуру долгосрочных планов относятся: 1) объемы продаж; 2) темпы роста; 3) размер прибыли; 4) доход на акцию; 5) доля на рынке; 6) дивиденды; 7) цена акций; 8) компенсации работникам; 9) уровень качества продукции;^стратегия роста;1 1)политика устойчивости;13социальная ответственность и др. К оперативным показателям (илипланам) отнесены показатели: 1) добавленной стоимости; 2) инвестиции на одного работающего; 3) показатели роста производительности труда; 4) коэффициент оборачиваемости капитала; 5) политика в области снижения издержек. Текущие планы производства содержат следующие показатели: 1) номенклатуру и количество выпускаемой продукции в натуральных показателях; 2) объемы реализации или продажи продукции, работ и услуг в денежном выражении; 3) численность промышленно-производственногоперсонала предприятия; 4) фонд оплаты труда и средний уровень заработной платы персонала; 5) запасы материалов, незавершенного производстваи готовой продукции; 6) объем капитальных вложений и инвестиций по отдельным направлениям деятельности; 7) основные финансовые показатели - себестоимость, прибыль, рентабельность и др.