Шпаргалка по предмету "Экономическая психология"


Психологические теории мотивации трудовой деятельности

Психология трудовой деятельности людей проявляется в ее целях, мотивах и интересах. Цели ориентируют трудовую деятельность, придают направленность действиям. Мотивы участия в труде характеризуют виды побуждений к трудовой деятельности. Интересы психологически выражены в виде выгод, доходов от участия в трудовом процессе [10]. Цель труда (в широком смысле слова) состоит в получении в течение установленного периода времени заданного результата, продукта труда в виде произведенных товаров, оказанных услуг, выполненных работ. Именно результат труда, а не получение денег за свой труд, является целью трудовой деятельности, поскольку оплачивается именно результат труда. Если же цель – получение денег за бесполезный труд, за невыполненную работу, то речь идет о выманивании денег, а не о цели труда. В зависимости от участников формирования цели труда выделяют индивидуальные, корпоративные и государственные трудовые цели. Индивидуальные трудовые цели связаны со стимулированием труда, привязанностью к профессии, образу трудовой жизни и занятости. Корпоративные трудовые цели выражаются в стремлении обеспечить высокую производительность труда, качество работ, как условие  успешного рыночного обращения продукта труда, удовлетворения потребителей. Государственные цели труда связаны с удовлетворением общественных потребностей, обеспечением занятости, ростом благосостояния, социальной безопасностью. Мотивы труда, под которыми понимаются побуждения индивида к трудовой деятельности, по мнению немецкого социолога М. Вебера, во многом определяются социально-культурными устоями общества. В соответствии с представлениями протестантизма высшую ценность для человека представляет не свободное время или личное потребление, а труд. Успехи в экономике западноевропейских государств во многом обусловлены именно этим фактором. В современной науке существует два подхода к изучению трудовой мотивации [1,11]. Первый подход связан с содержательными теориями, которые анализируют, какие потребности человека вызывают тот или иной мотив поведения. Выделяют материальные и морально-психологические (духовные) мотивы трудовой деятельности. К материальным мотивам относятся получение дохода, как источника удовлетворения многих потребностей, рост оплаты труда, получение льгот, кредитов, обучение без труда. К морально-психологическим потребностям относятся потребность в общении, достижение социального положения, сам труд, как источник удовольствия. Эти два вида мотивов часто сочетаются. Д. Мак-Клелланд в своей теории мотивации исходил из того, что при множестве потребностей, присущих людям, наибольшую значимость имеют три: власть, успех и причастность. Потребность во власти выражается в стремлении доминировать над другими людьми. Люди, ориентированные на власть, энергичны и целеустремленны, не боятся риска и конфликтов, активно отстаивают свои позиции, требуют повышенного внимания со стороны других. Руководство социальными группами позволяет индивиду реализовать эту потребность. Мотив стремления к успеху понимается как склонность к переживанию удовольствия и гордости при достижении намеченного результата. Для мотивации людей с потребностью успеха необходимо ставить перед ними задачи с умеренной степенью риска, делегировать им достаточные полномочия для проявления инициативы в решении поставленных задач, регулярно поощрять их в соответствии с достигнутыми результатами. Люди с выраженной потребностью в причастности заинтересованы в налаживании отношений с другими людьми, оказании им помощи. Они будут привлечены работой, которая дает обширные возможности для межличностного общения и социальных контактов. Ко второму подходу относятся процессуальные теории, которые исследуют мотивы не через потребности, а через восприятие человеком окружающей ее ситуации. Именно этот подход активно развивается в экономической психологии, в рамках которого наибольшее признание получили теория ожидания, теория справедливости и модель Л. Портера-Э. Лоулера. В соответствии с теорией ожидания В. Врума не только потребности определяют мотив трудовой деятельности. Человек должен быть уверен, что выбранный им тип поведения приведет к получению ожидаемого результата. Ожидания рассматриваются как оценка индивидом вероятности определенного события. При этом подчеркивается важность трех ожиданий: а) ожидания в отношении затрат труда и полученных результатов; б) ожидания определенного вознаграждения в ответ на достигнутый уровень результатов; в) ожидание ценности вознаграждения – предполагаемая степень удовлетворения (неудовлетворения) от полученного вознаграждения. Даже в одних и тех же условиях труда у разных людей эти ожидания различны. Поэтому руководитель должен сопоставлять экономические стимулы труда с ожиданиями и потребностями работников и приводить их в соответствие. Теория справедливости считает, что люди субъективно определяют отношение полученного вознаграждения к затраченным усилиям, соотносят его с оплатой людей, выполняющих аналогичную работу. Если сравнение не в их пользу, они будут стремиться уменьшить интенсивность труда. Чтобы этого не случилось, руководству нужно объяснять причину разности в оплате труда. Теория Л. Портера-Э. Лоулера объединяет элементы двух предыдущих теорий. Согласно этой теории результаты, достигнутые сотрудником, зависят от следующих составляющих: затраченных работником усилий, его способностей и характерных особенностей, а также от осознания им своей роли. Уровень затраченных усилий зависит, в свою очередь, от оценки вероятности связи усилия и вознаграждения, а также от ценности вознаграждения, которое может быть внутренним (в виде чувства удовлетворенности от работы, чувства компетентности и самоуважения), так и внешним (премия, продвижение по службе). При этом люди имеют собственную оценку справедливости вознаграждения. Мерилом ценности вознаграждения является чувство удовлетворения. Удовлетворение – это результат внутренних и внешних вознаграждений с учетом их справедливости. Таким образом, устанавливается соотношение между вознаграждением и результатами труда: человек удовлетворяет свои потребности посредством вознаграждений за достигнутые результаты. Мотивация труда, как показали исследования Е. Локе и Г. Латмана, тесно связана с характеристикой компонентов поручаемого ему задания. При этом наибольшая результативность труда достигается тогда, когда структура мотивов работника совпадает со структурой заданий. Например, если у работника наиболее выраженным является мотив в социальных контактах, а выполняемое задание не предполагает значительных контактов с другими людьми, то его мотивационные ресурсы остаются неиспользованными, а результативность труда – невысокой.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Делаем шпаргалки правильно:
! Шпаргалки для экзаменов Какие бывают шпаргалки, как их лучше подготовить и что писать.
! Делаем правильную шпаргалку Что представляет собой удобная и практичная шпаргалка, как ее сделать.
! Как воспользоваться шпаргалкой В какой момент лучше достать шпаргалку, как ей воспользоваться и что необходимо учесть.

Читайте также:
Сдаем экзамены Что представляет собой экзамен, как он проходит.
Экзамен в виде тестирования Каким образом проходит тестирование, в чем заключается его суть.
Готовимся к экзаменам Как правильно настроиться, когда следует прекратить подготовку и чем заниматься в последние часы.
Боремся с волнением Как преодолеть волнение, как внушить себе уверенность.
Отвечаем на экзамене Как лучше отвечать и каким идти к преподавателю.
Не готов к экзамену Что делать если не успел как следует подготовиться.
Пересдача экзамена На какое время назначается пересдача, каким образом она проходит.
Микронаушники Что такое микронаушник или "Профессор .. ллопух ...".

Виды дипломных работ:
выпускная работа бакалавра Требование к выпускной работе бакалавра. Как правило сдается на 4 курсе института.
магистерская диссертация Требования к магистерским диссертациям. Как правило сдается на 5,6 курсе обучения.