Фискальная политика представляет систему регулирования, связанную с правительственными расходами и налогами. Под правительственными расходами понимаются расходы на содержание государства, а также государственные закупки товаров и слуг. Эти закупки могут быть самых разных видов: от строительства за счет бюджета дорог, школ, до покупки сельхозпродукции, военной техники. В данном случае потребителем выступает само государство. Поэтому эти закупки осуществляются либо для собственного потребления, либо для регулирования спроса на рынках благ, услуг, факторов производства и т. д. Существует два типа фискальной политики. Дискреционная фискальная политика - это сознательное манипулирование правительственными закупками, ставками налогов и размерами трансфертных платежей. Недискреционная фискальная политика - это автоматическое изменение налогов и государственных расходов, вызываемое переходом самой экономики из одного состояния в другое при неизменных ставках налогов и трансфертных программ. Основным инструментом недискреционной фискальной политики служат встроенные стабилизаторы: пособия по безработице, пособия по бедности, пропорциональный подоходный налог, которые воздействуют на увеличение или сокращение дефицита государственного бюджета в зависимости от состояния экономики. Например, в условиях кризиса доходы населения и предприятий падают, а значит, пропорциональные налоги взимаются по более низким ставкам и поступления в государственный бюджет автоматически сокращаются. И наоборот, в условиях экономического подъема доходы граждан и предприятий растут, пропорциональные налоги взимаются по более высоким ставкам. Следовательно, автоматически увеличивается сумма налоговых поступлений в бюджет. Эффективность фискальной политики на практике может снижаться в результате ее временного запаздывания по отношению к потребностям конкретной экономической ситуации, что может быть обусловлено внешнеэкономическими факторами (сокращением возможностей наращивания экспорта товаров, изменениями в валютном курсе). Важнейшими составляющими фискальной политики государства являются государственные расходы и налоги. Налоги составляют основу государственных регуляторов экономики. Бюджетно-налоговая политика — это совокупность мер правительства по регулированию государственных расходов и налогообложения, направленных на обеспечение полной занятости и производство равновесного ВНП. Налоги (сборы, пошлины) - это обязательные платежи в бюджеты соответствующего уровня или во внебюджетные фонды, осуществляемые физическими и юридическими лицами в порядке и на условиях, установленных законодательными актами. Совокупность взимаемых государством налогов, а также форм и методов их построения образует налоговую систему. Налоговая система должна выполнять такие функции: - фискальную, т. е. служить источником дохода госбюджета;- распределительную, т. е. перераспределять национальный доход от богатых к бедным, из одних отраслей в другие;- стимулирующую, т. е. через систему налоговых льгот и привилегий способствовать ускорению научно-технического прогресса, расширению экспорта, выравниванию развития территорий, увеличению занятости населения;-регулирующую, т. е. изменяя условия налогообложения правительство способствует решению важнейших социально- экономических задач, стоящих перед обществом. Государство через налоговый механизм может воздействовать на хозяйственную конъюнктуру, поощряя или сокращая совокупный спрос или предложение. В практике экономического развития производства и использования ВНП были установлены закономерности, влияющие на величину налогообложения, эффективность налоговой политики. Было установлено, что размер налоговых ставок и сумма собранных налогов связаны определенной зависимостью. Теоретически эти положения были предъявлены американским экономистом Артуром Лаффером. Согласно его концепции, стремление правительства пополнить казну, увеличивая налоговый пресс, может привести к противоположным результатам. Это и продемонстрировал американский ученый при помощи своей известной кривойКак видно из графика, рост налоговых ставок выше точки m приведет к сокращению общих налоговых поступлений с уровня М до N. Причем и низкие и чрезмерно высокие уровни ставок налогов (> m) обеспечивают совершенно одинаковые налоговые поступления в бюджет (т. L и т. М). Снижение налогового бремени с производителей освободит часть прибыли от перечисления в бюджет. На эти деньги предприниматели смогут расширить производство, их доходы увеличатся, следовательно, возрастут и налоговые поступления в бюджет.