Педагогический эксперимент - это научно поставленныйопыт преобразования педагогического процесса в точно учитываемых условиях. В отличие от методов, лишь регистрирующих то, чтоуже существует, эксперимент в педагогике имеет созидательныйхарактер. Экспериментальным путем, например, пробивают дорогу в практику новые приемы, методы, формы, системы учебно-воспитательной деятельности. Педагогический эксперимент может охватывать группу учеников, класс, школу или несколько школ. Определяющая роль приэксперименте принадлежит научной гипотезе. Исследование гипотезы - это форма перехода от наблюдения явлений к раскрытиюзаконов их развития. Надежность экспериментальных выводовпрямо зависит от соблюдения условий эксперимента. В зависимости от цели, которую преследует эксперимент, различают: 1) констатирующий эксперимент, при котором изучаютсясуществующие педагогические явления; 2) проверочный, уточняющий эксперимент, когда проверяется гипотеза, созданная в процессе осмысления проблемы; 3) созидательный, преобразующий, формирующий эксперимент, в процессе которого конструируются новые педагогические явления. По месту проведения различают естественный и лабораторныйпедагогический эксперименты. Естественный представляет собой научно организованныйопыт проверки выдвинутой гипотезы без нарушения учебно-воспитательного процесса. Объектами естественного экспериментачаще всего становятся планы и программы, учебники и учебныепособия, приемы и методы обучения и воспитания, формы учебновоспитательного процесса. Лабораторный используется тогда, когда надо проверить какой-либо частный вопрос или если для получения необходимыхданных нужно обеспечить особенно тщательное наблюдение за испытуемым, при этом эксперимент переносится в специальные исследовательские условия.