Слово «мастер» не случайно вынесено Булгаковым в заглавие его знаменитогоромана «Мастер и Маргарита». Он действительно является одной из центральныхфигур булгаковского произведения. В бесконечно сложной структуре «Мастераи Маргариты» автору романа о Понтии Пилате принадлежит особая роль, какчеловеку, перевернувшему жизнь Ивана Бездомного, Маргариты.
Судьба Мастера складывается под воздействием разнонаправленныхмогущественных сил, каждая из которых пытается увлечь его за собой. Божественнойволей ему дарован писательский талант, который делает безвестного сотрудникамузея Мастером. Работая над своим произведением о «жестоком пятом прокуратореИудеи всаднике Понтийском Пилате», Мастер тем самым выполняет завет Бога.Но живет он в мире, где злые, пошлые, скудоумные ничтожества пришли квласти, где, по великолепному определению Булгакова, «чего ни хватишься,ничего нет». В этом мире божественный дар Мастера оказывается под запретомкак нечто очень опасное. Латунский обрушивается на книгу, которую прежденего разносят другие критики. Алоизий Могарыч пишет донос на опальногописателя и оставляет Мастера без крова.
Характерно, что прибежищем Мастера после этого становитсяклиника для душевнобольных. Этот момент сюжета, с одной стороны, связанс темой бесчисленных «психушек», куда убирали неугодных советским властямлюдей, с другой — показывает, что гений часто воспринимается как безумец,а внутренние законы, по которым он живет, непонятны толпе и воспринимаютсяими как сумасшествие.
Мастер представлен в романе не только как автор «негорящейрукописи», но и как возлюбленный главной героини—Маргариты. Таким образом,тема творчества и тема любви неразрывно переплетаются в повествовании,так как сами эти понятия связаны с возвышенным состоянием человеческойдуши, подаренным самим Богом. Удивительный, раздвоенный образ Маргаритывносит в жизнь Мастера и божественное, и дьявольское. Недаром Булгаковпоказывает ее до встречи с Воландом «косящей на один глаз ведьмой, украсившейсебя ветками мимозы». Но, как известно, все сатанинское, связанное с Воландом,выступает в романе в особом качестве: это та сила, «что вечно хочет злаи вечно совершает благо».
Да, Маргарита, продавшая свою душу дьяволу и принявшаяоблик ведьмы, сумела вызволить Мастера из заточения. Но получив все назад:возможность снова жить в своем доме, нетронутые огнем рукописи, — самМастер отказывается писать о чем бы то ни было, он требует лишь покоя.Предвидя это, Левий Матвей просит для Мастера именно покоя, выражая темсамым высшую волю Господа.
Но не так уж печальна история Мастера на земле: оноставляет на ней свой след, и не только в его романе, неподвластном огню,но и в душе Ивана Бездомного, который стал совершенно другим человеком,достойным учеником своего мудрого, бесконечно счастливого и бесконечнострадающего учителя.
На примере судьбы Мастера Булгаков в своем романе помешаетважнейшие для него мысли, суждения и размышления о месте художника, творческойличности в обществе, в мире, о его взаимоотношениях с властью и своейсовестью. Булгаков приходит к выводу о том, что художник не должен лгатьни себе, ни другим людям. Художник, который лжет, не в ладу со своей совестью,теряет всякое право на творчество.
В связи с этим фигура Мастера в романе неоднозначна:он остается внутренне верен себе, но в то же время у него нет сил творитьна земле, лживо соглашаясь или настойчиво сопротивляясь существующей общественнойморали, его творчество лишено компромиссов, поэтому он «не заслужил света,но заслужил покой».