Владимир Сергеевич Соловьев (1353-1900} — выдающийся, истинногениальный мыслитель России, поражающий многогранностью своих интересов.В его жилах билась кровь проповедника, публициста, оратора, литературногокритика, поэта, иной раз даже какого-то пророка и вообще человека, преданногоизысканным духовным интересам. Для философа по призванию, как сказал Вл.Соловьев, нет ничего более желательного, чем осмысленная или провереннаямышлением истина; поэтому он любит самый процесс мышления как единственныйспособ достигнуть желанной цели и отдается ему без всяких посторонних опасенийи страхов. Он обладал удивительной эрудицией вообще и прежде всего глубокимзнанием мировых философских систем и учений и критиковал такие их недостатки,как отвлеченность и односторонность: одни подчеркивали всеобщее и рационализм,а другие — эмпиризм, частное. И та, и другая крайности заводили философскуюмысль в тупик, преграждая путь к адекватному осмыслению единого сущего.Он первым в России создал свою особую философскую систему. Предельно высшимединством сущего, по Соловьеву, является Бог. Вся глубина и полнота сущего,предполагает принцип абсолютной личности, энергийно-волевой, всеблагой,любящей и милостивой, но наказующей за грехи. Именно Бог олицетворяет положительноевсеединство сущего. Все неисчислимое многообразие сущего скреплено божественнымединством. Все материальное одухотворено божественным началом, выступаяs качестве мировой души, или Софии, т.е. смыслонаполнен-ностью вещей и событий,что связано с идеей творческого мастерства. Таким образом, стержневым принципомфилософии Соловьева является философия положительного всеединства. Сущеесодержит в себе благо как проявление воли, истину как проявление разумаи красоту как проявление чувства. Из этого вытекает принцип: абсолютноеосуществляет благо через истину в красоте. Эти три начала — благо, истинаи красота — составляют нерасторжимое единство, предполагающее любовь — силу,подрывающую корни эгоизма. Им Была заложена основа собственно философского принципавсеединства — оригинального и глубоко продуманного принципа нашей философии,обогатившего сокровищницу мировой философской мысли. Соловьев развил плодоноснуютенденцию к синтезу философской и богословской мысли, рационального и иррациональноготипов философствования, единения западной и восточной культурных традиций. Реальный мир представал у Соловьева как самоопределение,или воплощение абсолютно сущего, — это тело Божие или материя Божества,субстанциональная премудрость Бога, проникнутая началом божественного единства,посредником между ними выступала София — Мудрость Божия. Разделяя, такимобразом, общехристианский взгляд на природу как на творение Бога, Соловьевне мог признать его совершенным, но лишь идущим к совершенству. Эмпирический,материальный мир, в котором действуют временная и пространственная разорванностьи механическая причинность, находится в хаотическом состоянии. Призваниемчеловека, который является, по словам Соловьева, «центром всеобщегосознания природы», выступает его мессианская по отношению к природероль — роль ее освободителя и спасителя. Именно человечество является посредникоммежду божеством и природой. В его сознании уже содержится форма всеединства. Рассматривая проблему «человек и общество», Соловьевутверждал, что человек — вершина творения Бога. Общество есть расширеннаяличность, а личность — это сосредоточенное общество. Идеалы совершенногодобра открывает христианство. Юридическое право не в состоянии это сделать:оно способно преградить путь для проявления лишь крайних форм зла. Требованиядобра необходимы в политике, экономике и вообще во всех сферах социума. Как центральная фигура во всей истории российской философскоймысли (это утверждали и его современники), Соловьев оказал огромное влияниена целую плеяду русских мыслителей, которые в период распросфнения марксизмав России придерживались определенного религиозно-философского направления.