Термин «историчность» впервые появился в немецкойфилософской литературе более 180 лет назад, но его нельзя отнести к числутех понятий, без которых не может обойтись ни один словарь по философии. «Историчность» берет свое начало в глубине топологическихизменений исторического сознания: примерно с 1750 г. в немецком языке утверждаетсяобозначение для новой идеи «собственно истории». История перестаетбыть собранием примеров из прошлого и соединяет теперь в одно целое событиеи его репрезентацию. Важнейшей причиной этого послужила поспешность, с котороймыслители того времени постарались решить проблему единства истории пантеистическимии объективно-идеалистическими теориями ее прогрессивного развития. Философияистории, вооруженная принципом историзма, заслонила непосредственный опытоткрытости истории будущему, непредсказуемость истории и уникальность каждогочеловеческого существа, — что в целом и составляет условия креативностии подлинности исторического события. В свою очередь, этому было свое объяснение,отсылающее нас к историческому сознанию: для похожего, по выражению Лессинга,на мечтателя человека рубежа XVIII-XIXeB. «невозможно ждать будущее,и он сам стремится ускорить его, для чего ему приобретать, если то, чтоон полагает лучшим, на деле не может быть реализовано в качестве лучшегов течение времени его жизни?» Это самоускорение временности отбираету настоящего возможность испытать его как настоящее и скрывается в будущем,в котором не схваченное протекающее настоящее оказывается заложником историческойфилософии. Именно с этим «кризисом» исторического сознания,который в последующем получал все новые формы, и связаны трудности на путик подлинному месту тематики историчности в гуманитарном знании. Призыв вернутьсяк природе, её универсальному един-ству, интерес к пантеистической философииСпинозы, понятой с органической точки зрения, виталистическое рассмотрениеприроды разделила целая плеяда немецких мыслителей последних десятилетийXVIII в.: Гердер, Лессинг, Гёте, Шиллер, В. фон Гумбольдт, Гельдерлин, Шеллинг,романтики — Новалис, Шлейермахер, братья Шлегели. Ещё одной чертой тоговремени было увлечение классической античной поэзией и культурой. БлагодаряФ. Шлегелю в 1795 г. стало популярным происходящее от Бюргера и И. Боссаслово «Griechheit», которое, хотя и было высмеяно Шиллером,использовалось как устойчивый термин В. фон Гумбольдтом в его рассуждениио греческом характере 1808 г. Философское и историческое сознание XVII а. в целом, а нев пределах одной только философии истории позволяет обнаружить зазор между«так называемой историчностью» и собственной тематикой историчности.Неожиданным, но вероятным выглядит утверждение, что достаточно близко кподлинной тематизации историчности находился И. Кант. По крайней мере, обэтом говорит его безоговорочно положительный ответ на первый из поставленныхвопросов. Метаисторический характер понятия «историчность» тематическисближает его с этикой Канта. В основе и того, и другого лежит поиск критериявозможности исторических преобразований, что уже на рубеже XVIII-XIX вв.стало для человека решающим вопросом его жизненного выбора. Таким образом,исторический опыт и философия XVII в. закладывают основы для темы историчности.Это дает право рассматривать последующие попытки её тематизации в экзистенциализме,феноменологии и герменевтике лишь как варианты самостоятельной темы философии,требующей для своего раскрытия автономии метода и собственной группы понятий.