Обычно истину определяют как соответствие знания объекту.Истина — это адекватная информация об объекте, получаемая посредством либочувственного или интеллектуального постижения, либо сообщения о нем и характеризуемаяс точки зрения ее достоверности. Таким образом, истина существует как субъективнаяреальность в ее информационном и ценностном аспектах. Ценность знания определена мерой его истинности. Истина естьсвойство знания, а не объекта познания. Истину определяют как адекватное отражение объекта познающимсубъектом, воспроизводящей реальность такой, какая она есть сама по себе,вне и независимо от сознания. Истина есть адекватное отражение реальностив динамике ее развития. Но человечество редко достигает истины иначе, как через крайностии заблуждения. Заблуждение — это содержание сознания, не соответствующеереальности, но принимаемое за истинное. Заблуждения тоже отражают объективнуюдействительность, имеют реальный источник. Заблуждения обусловлены и относительнойсвободой выбора путей познания, сложностью решаемых проблем, стремлениемк реализации замыслов в ситуации неполной информации. Но заблуждения следует отличать от лжи как нравственно-психологическогофеномена. Ложь — это искажение действительного состояния дел, имеющее цельюввести кого-то в обман. Ложью может быть как измышление о том чего не было,так и сознательное сокрытие того, что было. Источником лжи может быть и логически неправильное мышление. Научное познание по своей сути невозможно без столкновенияразличных мнений, убеждений, также как невозможно и без ошибок. Ошибки нередкосовершаются в ходе наблюдения, измерения, расчетов, суждений, оценок. Гораздо сложнее все в общественных науках, в частности вистории. Тут и доступность источников, и их достоверность, и политика. Истина исторична. Понятие конечной или неизменной истины— всего лишь призрак. Любой объект познания — неисчерпаем, он меняется, обладаетмножеством свойств и связан бесконечным числом связей с окружающим миром.Каждая ступень познания ограничена уровнем развития общества, науки. Научныезнания поэтому носят относительный характер. Относительность знаний заключаетсяв их неполноте и вероятностном характере. Истина поэтому относительна, ибоона отражает объект не полностью, не исчерпывающим образом. Относительнаяистина есть ограничено-верное знание о чем-либо. К абсолютным истинам относятся достоверно установленные факты,даты событий, рождения , смерти и т д. Абсолютная истина — это такое содержаниезнания, которое не опровергается последующим развитием науки, а обогащаетсяи постоянно подтверждается жизнью. Конкретность — это свойство истины, основанное на знанииреальных связей, взаимодействия всех сторон объекта, главных, существенныхсвойств, тендеций его развития. Так истинность или ложность тех или иныхсуждений не может быть установлена если не известны условия места, времени,в которых они сформулированы. Критерий истины заключается в практике. Именно в практикедолжен человек доказать истинность, т.е. действительность своего мышления.Один из принципов мышления гласит: некое положение является истинным, есливозможно доказать, применимо ли оно в той или иной конкретной ситуации.Этот принцип выражен в термине реализуемость. Посредством реализации идеив практическом действии знание соизмеряется, сопоставляется со своим объектом,выявляя тем самым настоящую меру объективности, истинности своего содержания. Но нельзя забывать, что практика не может полностью подтвердитьили опровергнуть какое бы то ни было представление, знание. «Атомнеделим» — так считалось много веков и практика подтверждала это.Практика хранит молчание относительно того, что находится за пределами ееисторически ограниченных возможностей. Однако она постояно развивается,совершенствуется. В процессе развития истинного знания, увеличения его объеманаука и практика все больше выступают в нераздельном единстве.